Использование инновационных подходов в формировании фонда оплаты труда на грузовых автотранспортныхпредприятиях | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Использование инновационных подходов в формировании фонда оплаты труда на грузовых автотранспортныхпредприятиях

Для грузовых автотранспортных предприятий адаптация деятельности к рыночной модели экономики современного этапапроходит через реструктуризацию внутренних процессов. Рассмотрен способ формирования фонда оплаты труда, являющегося затратной составляющей и оказывающего влияние на управление себестоимостью через правило гармоничного равновесиясистемы - «золотое сечение».

Use of innovative approaches in payment fund formation at cargo motor transportation enterprises.pdf Управление производственным циклом и предприя-тием в целом зависит от системного подхода и исполь-зования научных разработок. Однако в каждый периодвремени становятся актуальными новые методы. Насовременном этапе широко известные классическиеметоды оперативного управления не всегда в полноймере могут объяснить процессы, происходящие в сфереперевозок, диагностировать и прогнозировать динами-ку автотранспортных услуг, формировать новое цено-образование, прогрессивные методы оплаты труда. По-этому необходимо обратить внимание на использова-ние новых взглядов, подходов, направленных на по-вышение эффективности управления предприятием,его финансами, затратами.Одним из таких подходов может быть принцип «зо-лотого сечения». Он основан на делении целого на ча-сти по правилу «золотой пропорции», что дает системегармоничность, устойчивость, стабильность. Дляструктуры, состоящей из двух показателей, части будутравны соответственно «62 и 38%, т.е. приблизительно2/3 и 1/3 или близкие к ним цифры» [1. С. 25]. Система,в свою очередь, может делиться дальше, формируяиерархическую структуру с n-количеством уровней, нополученные доли всегда должны соответствовать пра-вилу «золотого сечения» (рис. 1).Для выполнения условий гармоничности, стабиль-ности и успешного процветания любой компании кро-ме инновационных технологий необходим работоспо-собный коллектив. Слаженность в работе, повышениепроизводительности труда здесь будут зависеть впервую очередь от такого фактора, как материальныйстимул - заработная плата [2]. Она, являясь затратнойсоставляющей, играет не последнюю роль в управле-нии себестоимостью. А себестоимость, в свою очередь,отражает в обобщенном виде все стороны производ-ственно-хозяйственной деятельности, а также дости-жения и недостатки предприятия. Снижение себестои-мости в результате эффективного использования ре-сурсов, совершенствования организации труда, внут-ренних процессов и структуры предприятия приводит кувеличению прибыли, повышению уровня рентабель-ности, является основой для определения цен [3. С. 17].Рис. 1. Разбивка системы на три иерархических уровня по правилу «золотого сечения» [1]Рассматриваемый многими авторами алгоритм рас-чета заработной платы при применении технологии«золотого сечения» предполагает, что «значение зара-ботной платы любого сотрудника n-ого уровня штат-ной иерархии образуется путем умножения значениязаработной платы сотрудника (n-1)-го уровня на числоФибоначчи Ф = 1,62…» или путем сложения двухпредыдущих последовательных показателей [2]. Дан-ное утверждение рассматривается на примерах компа-ний со штатом работников, считая, что распределениеуровня зарплат выстраивается по иерархической струк-туре, применяя правило треугольника Паскаля. Дина-мика образуется в результате суммы двух предыдущихпоказателей (табл. 1).0,62 0,380,38 0,24 0,240,24 0,14 0,14 0,140,140,10 0,10 0,10 0,04Размер заработной платы штатной иерархии, состо-ящей из одиннадцати рядов, при условии увеличениякаждой последующей ступени на постоянный шаг,равный 0,62, возрастает от 1 024,00 до 6 5971,00 руб.Численность работников в первом и последнем рядусоответственно по одному человеку. А самое большоеколичество работников, согласно применяемым прави-лам, приходится на 6-й уровень - 252 человека. Однакомаксимальный размер фонда заработной платы нахо-дится на следующем, седьмом ряду, где численностьперсонала ниже, а зарплата выше, согласно ряду Фибо-наччи. Эти ряды находятся в середине штатной иерар-хии, что соответствует структуре треугольного строе-ния [1. С. 27].Т а б л и ц а 1Расчет численности штатной иерархии и заработной платы [1]Уровни штат-ной иерархииЗаработная платаодного сотрудника, руб.Число сотрудниковпо уровням Фонд заработной платы по уровням, руб.11 65 971 1 64 00010 41 232 10 412 3009 25 770 45 1 159 6008 16 106 120 1 932 7007 10 066 210 2 113 9006 6 291 252 1 585 4005 3 932 210 825 8004 2 458 120 294 9003 1 536 45 69 1002 960 10 9 6001 600 1 600ИТОГО: 1024 8 468 900Анализ методики расчета численности штатнойиерархии и заработной платы, предложенной авторами[1, 2, 4], показал несоответствие формирования этихпоказателей для организаций автомобильного транс-порта в Омском регионе. Исследование грузовых авто-транспортных предприятий г. Омска показывает, чтомаксимальная заработная плата для высшей ступенииерархии находится в пределах от 16 до 25 тыс. руб., аминимальная заработная плата должна находиться нениже прожиточного уровня и в настоящее время поОмскому региону равна 4 611 руб. в месяц [5]. Повы-шение размера оплаты в автотранспортных организа-циях города от одной ступени иерархии до другой вштатном расписании не соответствует пропорции «зо-лотого сечения». Причиной в первую очередь будетявляться размер выручки, получаемый предприятием.А он зависит от системы сложившихся на рынке авто-услуг цен за перевозки грузов. Вследствие того чтонизкий уровень тарифов не позволяет компаниямиметь прибыль для своего развития и совершенствова-ния, необходимо проведение реформ внутренних про-цессов или систем регулирования деятельности.Цель стоит в повышении эффективности потенциа-ла производственной системы. Один из способов за-ключается в гармоничном соединении её составныхчастей. Тогда целостная структура будет отвечатьусловию устойчивого единства с внешней средой. Этопозволит усилить адаптивные качества предприятия,обеспечит его успешное развитие. Кроме того, гармо-ничность структуры подразумевает её равновесие, ко-торое строится на неравенстве отдельных частей и па-раметров системы. Этот принцип гармонии проявляет-ся в модели «золотого сечения» [6. С. 82].Ценность здесь заключается в том, что у гармонич-ных предприятий на поддержание устойчивости и ростдоходов затраты минимальны. А отношения значенийсоставных параметров соответствуют технологии «зо-лотой пропорции». Если есть два последовательныхчисла an1 и an2 , то их сумма будет равна an , и по-следовательность, полученная через пропорцию «золо-того сечения», называемая числами Фибоначчи, выгля-дит следующим образом [4. С. 12]:1 lim( / ) 0,618. n n na a   (1)Стремление к гармоничным отношениям подводитнас к стабильному развитию производственных про-цессов, установлению равновесия и устойчивости ры-ночных отношений.Кроме деления целого на две части, существуетподход, когда структура состоит из трех частей (фор-мула 2), но с сохранением правила «золотой пропор-ции» и рекуррентных отношений (формула 1) по чис-лам Фибоначчи [7. С. 54]:50% + 30,9% + 19,1% = 100%. (2)Развитие российской экономики на современномэтапе отражается на всех сферах жизни. Теория и прак-тика управления средствами на оплату труда тоже пре-терпевают значительные изменения. Ярко выраженноеусиление рыночного регулирования в распределениидоходов проявилось в самостоятельном определениисистемы оплаты и нормирования труда субъектамихозяйствования. Усиливающаяся конкуренция и ры-ночная среда вынуждают предприятия искать новые,более эффективные способы формирования и исполь-зования фонда заработной платы, потому что, во-первых, они являются средством материального стиму-лирования персонала, а во-вторых - влияют на уровеньсебестоимости продукции или услуг и размер прибыли.Поэтому происходит постепенная трансформация ме-ханизма отношений в сфере оплаты труда в рыночнуюмодель, появляются новые концепции, методы и под-ходы формирования средств на оплату труда, прини-маются новые законодательные акты.С переходом от планово-административной эконо-мики, где существовали «потолки» заработной платы,запреты на предпринимательскую деятельность и вто-ричную занятость для многих категорий работников, крынку для персонала открылся свободный выборнаправлений своей деятельности. Рабочая сила сталатоваром, предметом купли и продажи на рынке.Поскольку формирование структуры фонда оплатытруда для автотранспортных предприятий Омскогорегиона не соответствует технологии «золотого сече-ния», то следует обратиться к высказыванию А.С. Ха-ритонова [7. С. 9] о познании целого и правильностивычленения его частей для обеспечения равновесиясамого целого. Это дает возможность применения F-технологии [4. С. 14] при ином подходе к вопросуформирования фонда оплаты труда.Заработная плата представляет собой вознагражде-ние работникам за выполненную работу, т.е. оплату затруд, предоставленный как фактор производства. Кро-ме того, это мотив, побуждающий работников к труду.При планово-распределительной системе хозяйствова-ния формирование заработной платы осуществлялось попринципу «каждому по его труду» и оценивалось коли-чеством и качеством самого труда. В условиях рыноч-ной экономики рассматривается и параметр применимо-сти труда. Это важный фактор, поскольку заработнаяплата, представляющая собой затраты на воспроизвод-ство рабочей силы, формируется с учетом механизмаспроса и предложения. В настоящее время снижениеспроса на перевозки грузов автомобильным транспор-том по Омскому региону связано с уменьшением дея-тельности грузопоглощающих и грузообразующихсубъектов. Такая ситуация не позволяет автотранспорт-ным предприятиям получать высокий доход от выпол-няемой деятельности ввиду сложившегося на рынке ав-тоуслуг низкого тарифа на перевозки.Если рассматривать процесс выполнения перевозокв грузовых автотранспортных предприятиях, то основ-ные трудозатраты, приводящие к получению доходапредприятия, - это работа водительского состава. Онизанимают в калькуляции значимое место. Фонд оплатыдругих категорий работников учитывается в общехо-зяйственных расходах, так как они непосредственно всоздании выручки не участвуют, а лишь содействуютосуществлению процесса перевозки. Для снижениясебестоимости автоуслуг через уменьшение накладныхрасходов руководству предприятия необходимо совер-шенствовать структуру компании [8. С. 316].Поскольку основным назначением автотранспорт-ных организаций является перевозка грузов (если, ко-нечно, предприятие не развивает другие виды деятель-ности), то необходимо структуру компании строить сучетом этой особенности. Важно определить соотно-шение между составными частями категорий работа-ющих по их вкладу в образование доходов.Применяя технологию «золотого сечения», фондоплаты труда определим как целую часть, а его струк-турными составляющими будут зарплата водителей иостальных работников при двухпараметрическом опи-сании модели экономического равновесия и использо-вании трех параметров - это зарплата следующихзначимых категорий работающих: водители; персоналавторемонтной мастерской (АРМ); специалисты, ру-ководители и работники вспомогательного цеха (про-чие).Рассмотрим соотношение структурных частей ком-пании и формирование для них фонда оплаты труда напримере грузовых автотранспортных предприятийг. Омска. Группировка составлена с учетом основныхвидов деятельности. Сравнение приведено по усреднен-ным показателям за пятилетний период (табл. 2).Т а б л и ц а 2Средние значения показателей исследуемых предприятий за период с 2004 по 2008 г.Группировка организацийс учетом основных видовдеятельностиПОКАЗАТЕЛИ, %ДинамикаприбыльностиПропорции по численности Пропорции по ФОТ КоэффициентВодители / остальной себестоимостиперсоналВодители / остальнойперсоналI. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВГАТП-1 65 / 35 68 / 32 0,99 Слишком малаГАТП-2 73 / 27 73 / 27 1,032 Убыточность деятельностиГАТП -3 56,2 / 42,8 81,8 / 18,2 0,965 НизкаяII. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И КОММЕРЧЕСКИЙ РЕМОНТГАТП-4 58,8 / 41,2 38,6 / 61,4 0,542 ВысокаяГАТП-5 27,6 / 72,4 28,2 / 70,6 1,018 Убыточность деятельностиГАТП-6 46,8 / 53,2 57,2 / 42,8 0,979 НизкаяИз табл. 2 видно, что при условии максимальногоприближения приведенных соотношений и численно-сти, и фонда оплаты труда по структурным подразде-лениям к «золотой пропорции» предприятия осу-ществляют свою деятельность с наибольшей прибы-лью. Это необходимо для их нормального функциони-рования, в этом заключается значение любой произ-водственной деятельности. Максимилизация прибы-ли - основная цель каждого производителя [3. С. 6].Хотя рассматриваемая пропорциональная зависимостьне может быть общеопределяющей (пример - ГАТП-3),она все же является одним из условий формированияприбыли предприятия.Организации ГАТП-1, основная деятельность кото-рых - выполнение перевозок, имеют водительский со-став, превышающий по количеству остальной персо-нал, и размер фонда оплаты труда формируют соответ-ственно больший, чем для остальной категории рабо-тающих. Значит, структура предприятий основана настремлении постоянного увеличения выручки, т.е. ко-гда большая часть состава коллектива - это «доходооб-разующий» контингент работников.ГАТП-2 - компании, в которых к основной деятельно-сти относятся и оказание автоуслуг, и выполнение ре-монтных работ сторонним организациям. Водительскийсостав в таких структурах по своему количеству не всегдазанимает главенствующее положение, поскольку есть ещёодин сектор, непосредственно принимающий участие вформировании выручки, - работники АРМ. Здесь можноориентироваться на соотношение «золотой пропорции»при участии как двух, так и трех параметров. Остановим-ся на этом подробнее.ГАТП-4 имеют почти классическое соотношениеФОТ водителей к зарплате остального персонала, кото-рое соответствует принципу «золотого сечения». Под-тверждающим результатом может быть стабильныйвысокий процент прибыли, выраженный коэффициен-том себестоимости за исследуемый период.Для ГАТП-6 построенная пропорция по формиро-ванию ФОТ только стремится к состоянию гармонии.Величина прибыли этого предприятия соответственноимеет невысокие показатели.Значение соотношений для ГАТП-5 не соответ-ствует по строению двухпараметрической системе.Они по своей структуре приближаются к форме трехпараметров. Согласно отчетным данным численностьАРМ за исследуемый период в среднем равна 45% ипрочего состава - 28%. По ФОТ у АРМ - 29%, а упрочего персонала - 43%. Ввиду отсутствия гармониисоотношений убыточность предприятия с позицийF-технологий можно объяснить большим количествомзатратообразующей части численности (увеличениена 9%) прочего персонала, а ФОТ составляет превы-шение на 24%. Для данного предприятия можно ре-комендовать реструктуризацию: увеличение катего-рии работников, обеспечивающих формирование до-хода, сокращение персонала, являющегося затратнойчастью, оптимизацию профессий. Если для ГАТП-5создателем выручки являются не водители, а ремонт-ные рабочие, то нужно стремиться довести их количе-ство до 62% при двух составляющих или до 50% притрех параметрах от общего количества работающих.Вторую по рангу категорию необходимо стремитьсядовести до 31%, к чему в настоящий период прибли-жено количество водителей, и оставшаяся часть ра-ботников, не принимающая участия в формированииприбыли, составит 19%. Такие меры позволят оздоро-вить обстановку на предприятии, увеличить доход-ность, поднять прибыльность до возможности реали-зации социальных и экономических интересов членовтрудового коллектива.Предприятия, результат деятельности которых ве-дет к убытку, не только подпадают под процедурубанкротства, но и очень опасны для экономики страны,так как отставание отрасли ведет к росту затрат и уве-личению транспортной составляющей, а это оказываетвлияние на конкурентоспособность связанных с нейотраслей [9. С. 17-22]. Правильные соотношение со-ставных частей структуры предприятия, формированиеи распределение фонда оплаты труда, несущее гармо-ничные отношения и равновесие всей системы, зало-жены в правиле «золотого сечения». Соответствие дан-ным стандартам даст предприятиям возможность вый-ти на новый уровень регулирования внутренних про-цессов: сохранять устойчивость, платежеспособность,повышать прибыльность и снижать себестоимость.

Ключевые слова

автотранспортные предприятия, принцип «золотого сечения», оптимизация себестоимости, фонд оплаты труда, motor transportation enterprises, principle of "gold section", Fibonacci number, payment fund

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зоткина Маргарита АнатольевнаООО «Транспортная компания Ак-1253»; Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (г. Омск)гл. экономист; соискательATK1253@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Прангишвили И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 2. С. 24-33.
Иванус А.И. Заработная плата и «золотое сечение» // Практический маркетинг. 2003. № 3 (73). URL: http://www.klerk.ru/boss/articles/5156 (обр. 12.01.2010).
Толкачева Л.В., Эйхлер Л.В. Организационно-экономические методы управления затратами грузового автотранспортного предприятия. Омск : Изд-во СибАДИ, 2007. С. 130.
Иванус А.И. F-технология: путь к гармоничному бизнесу // Финансы и кредит. 2004. № 10(148). С. 11-21.
Федеральный закон РФ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ.
Дежкина И., Поташева Г. Эффективность управленческой деятельности и принцип «золотого сечения» // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 1. С. 82-86.
Харитонов А.С. Минимальное число параметров, характеризующих социально-экономическое развитие регионов // Аудит и финансовый анализ. 2002. № 1. С. 64. URL: http://www.cfin.ru/press/practical/2003-07/03.shtml (дата обр. 09.01.2010).
Зоткина М.А. Расширение границ относительных показателей в вопросах управления себестоимостью автотранспортных предприятий // Экономика региона: интеллект, инновации, предпринимательство : материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2009. С. 316-317.
Эйхлер Л.В., Фалалеева О.В. Разработка модели управления затратами грузового автотранспортного предприятия. Омск : Изд-во СибАДИ, 2007. С. 166.
 Использование инновационных подходов в формировании фонда оплаты труда на грузовых автотранспортныхпредприятиях | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Использование инновационных подходов в формировании фонда оплаты труда на грузовых автотранспортныхпредприятиях | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия