Эффективные инвестиционные стратегии в экономике Российской Федерации: перспективы формирования и реализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Эффективные инвестиционные стратегии в экономике Российской Федерации: перспективы формирования и реализации

Рассматривается перспектива формирования эффективных инвестиционных стратегий развития Российской Федерации дляповышения инвестиционного потенциала страны в мировом пространстве. Проведен анализ основных факторов, стимулирующих и сдерживающих формирование государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала.Сделаны основные выводы о необходимости пересмотра стратегии управления инвестициями в экономике России с целью повышения ее конкурентного потенциала как на внутренних, так и на внешних рынках.

Effective investment strategies in Russian economy: prospects for development and implementation.pdf Российское государство на многих этапах своегоразвития нуждалось в свободных капиталах для ста-новления национальной экономики. Непродуманное,неэффективное использование весьма богатых внут-ренних резервов приводило к тому, что внутренниефинансовые источники быстро иссякали, в результатечего возникала необходимость привлечения иностран-ных инвестиций.Иностранные инвесторы указывают на то, что вРоссии сохраняется опасность негативных перемен вполитике, социально-экономической и правовой сфе-рах. Негативное влияние оказывает запаздывание мо-дернизации экономики, низкий уровень управления винвестиционной сфере. Как негативные моменты ино-странными инвесторами указываются жесткая налого-вая политика, постоянно подвергающаяся непредсказу-емым изменениям, высокий уровень инфляции, сла-бость и несовершенство российского законодательствав части иностранных инвестиций [1, 2].Сегодня российскому руководству чрезвычайноважно осуществить пересмотр налоговой политики,рассмотреть возможность установления таможенныхльгот, повысить уровень управления инвестиционнымипроцессами и решить многие другие задачи комплекс-ного характера, направленные на развитие инвестици-онной сферы в России.Несмотря на современную правовую базу для осу-ществления иностранных инвестиционных стратегий,которая составляет более 30 законов, Указов Президен-та и Постановлений Правительства Российской Феде-рации, а также множество ведомственных инструкций,все это лишь усложняет привлечение иностранных ин-весторов. Поэтому, по мнению автора, следует прове-сти систематизацию инвестиционного законодатель-ства и ограничить принятие нормативных актов ведом-ственного характера. Помимо этого, необходим пере-смотр налоговой политики и установление таможенныхльгот в отношении иностранных инвестиций, а такжеследует повысить уровень управления инвестицион-ными процессами и решить многие другие задачи ком-плексного характера [3-6].В условиях нестабильности национального законо-дательства роль двусторонних соглашений о защитеиностранных инвестиций очень велика. Историческийопыт российского государства показывает, что именнонесоответствие нашего законодательства международ-ным стандартам в различных сферах жизнедеятельно-сти отталкивает иностранный капитал от России. Яр-кий тому пример - период перестройки, период неста-бильности, экономического и политического хаоса.Исследования международных соглашений российско-го государства о защите иностранных инвестиций при-водят к заключению, что особое место в регулированииправового положения иностранных инвестиций зани-мают двусторонние межгосударственные договоры обих взаимной защите (заключенные в 1989 г. с Финлян-дией, Канадой, Нидерландами, Францией; в 1990 г. - сАвстрией, Китаем, Швейцарией) [1, 2, 6, 7].Основные факторы-ограничители и стимуляторыинвестиционных стратегий помогут понять, в чем за-ключаются проблемы и перспективы реализации инве-стиционной политики страны.Факторами-ограничителями являются: существую-щие недостатки российского национального законода-тельства об иностранных инвестициях; высокий уровеньнекоммерческих рисков; несогласование вопросов реги-страции и деятельности иностранных инвесторов ипредприятий с иностранными инвестициями на террито-рии России; неоднородное формирование и стимулиро-вание инвестиционных процессов в различных регионах.Факторами-стимуляторами являются: пересмотрналогового законодательства в сторону его упрощенияи стимулирования производства, а также запуск преду-смотренного законодательством механизма банкрот-ства; предоставление налоговых льгот банкам, отече-ственным и иностранным инвесторам, идущим на дол-госрочные инвестиции с тем, чтобы полностью ком-пенсировать им убытки от замедленного оборота капи-тала по сравнению с другими направлениями их дея-тельности, а также торможение инфляции всеми из-вестными в мировой практике мерами, за исключениемневыплаты трудящимся зарплаты; внедрение в строи-тельство системы оплаты объектов за конечную строи-тельную продукцию; мобилизация свободных средствпредприятий и населения на инвестиционные нуждыпутем повышения процентных ставок по депозитам ивкладам, а также формирование общего рынка на пост-советском пространстве со свободным перемещениемтоваров, капитала и рабочей силы.В связи с этим сегодня и законодательной, и испол-нительной власти Российской Федерации необходимосообразовывать свою деятельность с международнойправоприменительной и законодательной практикой.При изучении инвестиционного права российскогогосударства сделаем выводы, что для стабилизацииэкономики и активизации инвестиционного климататребуется принятие ряда кардинальных мер, направ-ленных на формирование в нашей стране как общихусловий развития цивилизованных рыночных отноше-ний, так и специфических, относящихся непосред-ственно к решению задачи привлечения инвестиций.В числе мер по улучшению инвестиционного кли-мата также выделяем:- создание системы приема иностранного капитала,включающей широкую и конкурентную сеть государ-ственных институтов, коммерческих банков и страхо-вых компаний, страхующих иностранный капитал отполитических и коммерческих рисков, а также инфор-мационно-посреднических центров, занимающихсяподбором и заказом актуальных для России проектов,поиском заинтересованных в их реализации инвесторови оперативным оформлением сделок «под ключ»;- создание в кратчайшие сроки национальной системымониторинга инвестиционного климата в России;- разработка и принятие программы укрепления курсарубля и перехода к его полной конвертируемости.Только после решения всех названных вопросовроссийская экономика выйдет на мировой уровень,будет решен вопрос эффективного привлечения ино-странного капитала в реальный сектор экономики и,как следствие, будут решаться иные социально-экономические, политические и правовые проблемы [4,2, 7-9]. Инвестиционная стратегия является одной изфункциональных стратегий государства, наряду с то-варно-рыночной, ресурсно-рыночной, технологиче-ской, интеграционной, социальной. При этом страна, взависимости от направлений инвестиционной полити-ки, может реализовать несколько видов инвестицион-ной стратегии. Таким образом, инвестиционная поли-тика государства в формализованном виде представле-на совокупностью инвестиционных стратегий. Многиекомпании, в частности ОАО «Газпром», РАО «ЕЭСРоссии», Сбербанк РФ, НК «ЮКОС», Магнитогорскийметаллургический комбинат и сотни других, разрабо-тали собственные юридически закрепленные инвести-ционные стратегии. Воплощение положений этих до-кументов в жизнь носит в ряде случаев довольно фор-мальный характер. Российские топ-менеджеры пони-мают, что переход на новые стандарты не может бытьодномоментным, но стремятся к тому, чтобы принятыедокументы реально работали. Рассматриваемые основ-ные характеристики вариантов международных инве-стиционных стратегий в регионах России помогаютрешить вопрос развития комплексных инвестиционныхстратегий с учетом ресурсообеспеченности и произво-дительности каждого российского региона в интегра-ции с зарубежным опытом формирования эффектив-ных направлений инвестирования.По типу инвестиционная стратегия подразделяетсяна американскую, европейскую и азиатскую, а такжеих смешанные виды. Цель американской инвестицион-ной стратегии заключается в развитии торгово-инвестиционного сотрудничества между странами,суть которого в образовании филиалов и представи-тельств, развитии международных сетей. Ведение ин-вестиционных проектов, внедрение в отрасли, реализа-ция продукции со склада на территории других стран,открытие сетей являются спецификой американскойинвестиционной стратегии. Положительная реализациятакой стратегии происходит в таких российских регио-нах, как ЦФО, ЮФО, СЗФО. Нейтральная реализациястратегии происходит в регионах ДФО и ПФО. Отри-цательная реализация стратегии происходит в регионахУФО и СФО.Целью европейской инвестиционной стратегии явля-ется развитие торгового сотрудничества между страна-ми, суть которого в образовании филиалов и представи-тельств, развитии международных сетей, прямых ино-странных инвестиций. Реализация продукции со складана территории других стран, открытие сетей являютсяспецификой европейской инвестиционной стратегии.Положительная реализация такой стратегии происходитв таких российских регионах, как ЦФО, ЮФО.Нейтральная реализация стратегии происходит в регио-нах ПФО и СЗФО. Отрицательная реализация стратегиипроисходит в регионах ДФО, СФО, УФО.Целью азиатской инвестиционной стратегии явля-ется развитие наукоемких технологий, сотрудниче-ства в научной сфере, суть которого в образованиифилиалов и представительств, развитие учебных цен-тров и программ. Модульное производство и реализа-ция продукции являются спецификой азиатской инве-стиционной стратегии. Положительная реализациятакой стратегии происходит в таких российских реги-онах, как ДФО и ПФО. Нейтральная реализация стра-тегии происходит в УФО, СФО, СЗФО. Отрицатель-ная реализация стратегии происходит в регионахЦФО и ЮФО.Формирование эффективного инвестиционного по-тенциала в регионах на сегодняшний день являетсяприоритетным направлением в политике РоссийскойФедерации. Обращает на себя внимание и еще однаособенность складывающихся приоритетов, состоящаяв том, что развитие регионов в большинстве случаевпредставляет собой либо простое расширение традици-онных видов деятельности и диверсификацию регио-нальной экономики, либо развитие старых отраслей, нона качественно новой основе. Например, Удмуртиянамеревается развивать сельское хозяйство, котороеранее было слабо представлено в республике. Якутияпредполагает начать добычу и переработку урана, ко-торым ранее активно не занималась, хотя это и лежит врусле ее добывающей промышленности. Вологодскаяобласть в число приоритетов включает энергетику, ко-торой ранее не придавала должного значения. Челя-бинская область собирается поднять энергетическуюинфраструктуру, а Новгородская область хочет разви-вать новую энергетику с альтернативными видами топ-лива. Однако все это лишь аранжировки старых проек-тов, хотя несколько расширенные и обновленные. Та-ким образом, во всех названных случаях имеет местосохранение традиционной экономики российских реги-онов [1, 5, 8].Проведенные автором исследования с применениеманкетирования показывают, что болевые зоны эконо-мики регионов обозримы и, как оказалось, вполнепредсказуемы. Если выстроить систему их ранжирова-ния в соответствии с частотой упоминания, то полу-чится (в порядке убывания): слабая инфраструктура,нехватка энергии, дефицит перерабатывающих пред-приятий, неудовлетворенный спрос на стройматериа-лы, неразвитость туризма. Как ни странно, но пробле-мы ЖКХ на этом фоне отошли на задний план. Темсамым «болевые точки» требуют не построения «но-вой» экономики, а развития «старой».В этой связи можно констатировать, что российскоеправительство совершенно верно делает акцент на про-блемах инфраструктуры и энергетики, ибо без них всеостальное становится просто-напросто иллюзорным.Здесь можно увидеть явную связь между «болевыми точ-ками» экономики регионов и их отраслевыми приорите-тами. Так, две «болевые точки» (инфраструктура и ту-ризм) выступают в качестве двух «новых» приоритетовразвития регионов. Любопытным фактом можно считатьследующий момент: «болевые точки» экономики плохокоррелируют с имеющимся в регионах спросом. Напри-мер, неразвитость туризма многими регионами воспри-нимается как проблема, но наличие спроса на такие услу-ги не указал ни один из опрошенных регионов. Исключе-нием из этого правила является отрасль стройматериалов,которая поддерживается устойчивым избыточным спро-сом на цемент, о чем говорят многие регионы. Спрос наинфраструктуру частично поддерживается потребностя-ми в транспортно-логистических центрах, однако в дан-ном случае имеет место лишь частичное покрытие ин-фраструктурных проблем. В этой связи нельзя не отме-тить и тот факт, что в период экономического кризисарегионы жалуются на дефицит цемента. Отсюда вытека-ет, что и сам кризис в регионах носил весьма специфиче-ский характер и не затронул реальных потребностей винфраструктурных объектах [2, 4, 6].Следует отметить, что картина спроса в регионахгораздо более разнообразная, нежели картина «болевыхточек». Здесь фигурируют и фармацевтика, и перера-ботка отходов, и производство продуктов питания, ипроизводство нефтепродуктов. Однако похоже, чтоэтот спрос является весьма локальным как по «ши-рине» (географии), так и по «глубине» (емкости). От-сюда можно сделать предварительный вывод: «болевыеточки» регионов в целом не поддерживаются рыноч-ным спросом, а потому их ликвидация ложится на пле-чи федеральных и региональных властей. Рыночный жеспрос распространяется на те отрасли, развитие кото-рых не является первоочередным. Тем самым можноконстатировать, что имеет место рассогласование меж-ду первоочередными и рыночными потребностями ре-гионов, что осложняет эффективное протекание инве-стиционных процессов [2, 4, 6].Из сказанного вытекает, что перед региональнымивластями стоит очень серьезная проблема по коорди-нации первоочередных интересов регионов с интере-сами частных инвесторов. В противном случае капита-лы будут приходить отнюдь не в те отрасли, которые вних нуждаются больше всего.В настоящее время набирает обороты работа поформированию региональных брендов. Однако, какоказалось, эта работа во многих местах ведется ужедавно. Так, накопленный опыт в построении положи-тельного регионального имиджа сильно разнится и ле-жит в пределах от 1 года до 17 лет. При этом 57%опрошенных регионов относятся к «молодым» брен-дам, история формирования которых не превышает5 лет, 13% - к «зрелым» (от 6 до 10 лет) и 30% - к«старым» (более 10 лет) [2, 6].Таким образом, в целом регионы имеют уже до-вольно богатую историю по выстраиванию брендов и,похоже, этот процесс входит в свою завершающуюфазу. Разумеется, построение хорошего бренда требуетнескольких десятилетий и начавшийся процесс далекот своего завершения, однако дальше, скорее всего,будут происходить чисто количественные, а не каче-ственные изменения. География инвестиционного со-трудничества весьма разнообразна. При этом компаниииз Германии зарегистрированы в 40% регионов страны,из США - в 36,7%, из Швеции - в 30%, из Китая - в20%, из Великобритании - в 16,7%, из Франции и Фин-ляндии - в 13,3%. Заметную роль в экономике россий-ских регионов играют Канада, Бельгия, Голландия, Ав-стрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Дания, Чехия,Турция; менее значительное влияние оказывают Поль-ша, Израиль, Южная Корея, Кипр, Виргинские острова,Малайзия, Казахстан и Украина. Проявляют умерен-ную активность в российских регионах и международ-ные институты - Мировой банк реконструкции и раз-вития (МБРР) и Европейский банк реконструкции иразвития (ЕБРР) [3, 7, 10].В отраслевом плане иностранные инвестиции за-служивают специального и обстоятельного анализа.Здесь можно выделить несколько ключевых тенденций:1. Иностранные инвесторы перехватывают инициа-тиву у отечественных предпринимателей по покрытиюимеющегося рыночного спроса. Ранее было отмечено,что во многих регионах имеется хронический дефицитв цементе, логистических центрах, продуктах питания,строительных материалах, объектах инфраструктуры,перерабатывающей промышленности. И именно в этихсекторах зафиксировано наибольшее число проектов синостранным участием. Фактически зарубежные биз-несмены пользуются отсутствием серьезной конкурен-ции на российском рынке и занимают пустующие ни-ши; в другие секторы иностранный капитал предпочи-тает не внедряться.2. Наиболее интересной отраслевой зоной для ино-странного капитала является лесозаготовка и деревопе-реработка. По нашим оценкам, не менее 46,7% регио-нов уже реализуют проекты по развитию этих отраслейс помощью иностранного капитала. При этом на дан-ном рынке иностранные инвестиции представленывесьма обширной географией. Это Австрия, Швеция,Германия, Бельгия, США, Финляндия, Норвегия,Польша, Швейцария, Великобритания, Китай, Малай-зия и Канада. Причем число уже реализованных и ещетолько реализуемых проектов примерно совпадает, чтоговорит о сохранении устойчивого интереса иностран-ного бизнеса ко всем разновидностям деревообрабаты-вающей промышленности.3. Активно внедряются иностранные компании нарынок производства цемента и изделий из бетона. Этоеще одна отрасль, подвергшаяся настоящей экспансиисо стороны иностранного капитала. Причем имеет ме-сто высокая степень дифференциации - от строитель-ства новых цементных заводов, переработки песка ипроизводства сухих смесей до поставки оборудованиядля бетонных изделий. При этом значимость этогорынка для России и иностранных инвесторов наиболееярко проявляется в Челябинской области, где заключе-но более 100 трехсторонних соглашений по поводупроизводства цемента - между правительством обла-сти, муниципальными образованиями и французскимиинвесторами.4. Иностранный капитал демонстрирует парадок-сально высокое участие в пищевой промышленности.Здесь также наблюдается богатая отраслевая палитра:от производства пива, нектаров, соков, холодного чая,йогуртов, быстрозамороженной пиццы, шоколадныхконфет, сахара, каши и молочных продуктов до строи-тельства ресторанов McDonalds, переработки мяса пти-цы и рыбы, а также микробиологического производ-ства по переработке зерна. Парадокс же заключается втом, что все эти виды деятельности являются традици-онными для российского производителя, и нет разум-ных объяснений, почему рынок пищевых продуктовтак легко поступает под контроль иностранного инве-стора [4].5. В зоне пристального внимания иностранных инве-сторов находится сфера поисково-оценочных работ иосвоения месторождений России. Здесь можно наблюдатьдеятельность канадских компаний на серебряных рудни-ках Якутии, освоение китайскими фирмами месторожде-ний металла Тывы, разработку нефтегазовых образованийТомской области британскими корпорациями. Интерес кприродным ресурсам российских регионов довольноустойчив, а потому множество проектов уже реализовано,а множество готовится к запуску [3, 9, 10].Субъекты Федерации значительно различаются поотраслевой и воспроизводственной структуре инвести-ций, видам инвестируемых основных фондов, источни-кам инвестиций. Разумеется, иностранный бизнес при-нимает заметное участие и в других отраслях экономи-ки регионов. Многие территории опираются на помощьиностранных инвесторов и при строительстве логисти-ческих центров, и при строительстве жилья и гостиниц,и при развитии химического производства по произ-водству пластиковых изделий, и при возведении системводоочистки. Однако в целом пока можно констатиро-вать отсутствие какой-либо системы в привлечениииностранного капитала в те или иные отрасли. Вовле-чение России в сферу мирового производства и миро-вой торговли отличается одноцелевой направленно-стью. Россия рассматривается лишь как сырьевая базапромышленного производства развитых стран и потре-битель не всегда качественного потока товарной массы.К сожалению, до сих пор Россия не рассматриваетсякак стабильный и равноправный деловой партнер.Многие крупные компании России включили принципответственности в свои инвестиционные стратегии.Однако на сегодняшний день принятые инвестицион-ные стратегии не отвечают современным требованиям.Поэтому необходим пересмотр стратегии управленияинвестициями в экономике России с целью повышенияее конкурентного потенциала как на внутренних, так ина внешних рынках.

Ключевые слова

эффективность инвестиционной стратегии, инвестиционный аспект модернизации, инвестиционные стратегии, инвестиционная политика, программа долгосрочного экономического развития, investment aspect of modernization, investment strategies, investment policies, programs, long-term economic development, efficiency of investment strategy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пасько Светлана НиколаевнаЮжный институт менеджмента (г. Краснодар)аспирант кафедры мировой экономикиaspirant_uim@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Александрова О.Г. Финансовое обеспечение инновационного развития предприятий Чувашской Республики // Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. С. 3-6.
Астапович А.З. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. М. : ТЕИС, 2007. 223 с.
Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 №117-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.04.2011).
Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 №19-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант П
Александрова О.Г. Совершенствование финансового планирования как основа эффективного управления финансами // Финансовый потенциал региона: оценка и перспективы роста : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. С. 179-183.
Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая оценка инвестиций. М. : ИНФРА-М, 2008. 241 с.
Гибадуллина Е.А. Реализация экономических интересов при разработке сценария и стратегии развития региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9. Исследования молодых ученых. 2006. С. 86-89.
Батизи Э.Э. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России : учеб. пособие. М. : ИНФРА, 2006. 410 с.
Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции : учеб. пособие. М. : Книгодел, 2006. 160 с.
Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Иностранные инвестиции. М. : КноРус, 2010. 272 с.
 Эффективные инвестиционные стратегии в экономике Российской Федерации: перспективы формирования и реализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Эффективные инвестиционные стратегии в экономике Российской Федерации: перспективы формирования и реализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия