Рассматривается перспектива формирования эффективных инвестиционных стратегий развития Российской Федерации дляповышения инвестиционного потенциала страны в мировом пространстве. Проведен анализ основных факторов, стимулирующих и сдерживающих формирование государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала.Сделаны основные выводы о необходимости пересмотра стратегии управления инвестициями в экономике России с целью повышения ее конкурентного потенциала как на внутренних, так и на внешних рынках.
Effective investment strategies in Russian economy: prospects for development and implementation.pdf Российское государство на многих этапах своегоразвития нуждалось в свободных капиталах для ста-новления национальной экономики. Непродуманное,неэффективное использование весьма богатых внут-ренних резервов приводило к тому, что внутренниефинансовые источники быстро иссякали, в результатечего возникала необходимость привлечения иностран-ных инвестиций.Иностранные инвесторы указывают на то, что вРоссии сохраняется опасность негативных перемен вполитике, социально-экономической и правовой сфе-рах. Негативное влияние оказывает запаздывание мо-дернизации экономики, низкий уровень управления винвестиционной сфере. Как негативные моменты ино-странными инвесторами указываются жесткая налого-вая политика, постоянно подвергающаяся непредсказу-емым изменениям, высокий уровень инфляции, сла-бость и несовершенство российского законодательствав части иностранных инвестиций [1, 2].Сегодня российскому руководству чрезвычайноважно осуществить пересмотр налоговой политики,рассмотреть возможность установления таможенныхльгот, повысить уровень управления инвестиционнымипроцессами и решить многие другие задачи комплекс-ного характера, направленные на развитие инвестици-онной сферы в России.Несмотря на современную правовую базу для осу-ществления иностранных инвестиционных стратегий,которая составляет более 30 законов, Указов Президен-та и Постановлений Правительства Российской Феде-рации, а также множество ведомственных инструкций,все это лишь усложняет привлечение иностранных ин-весторов. Поэтому, по мнению автора, следует прове-сти систематизацию инвестиционного законодатель-ства и ограничить принятие нормативных актов ведом-ственного характера. Помимо этого, необходим пере-смотр налоговой политики и установление таможенныхльгот в отношении иностранных инвестиций, а такжеследует повысить уровень управления инвестицион-ными процессами и решить многие другие задачи ком-плексного характера [3-6].В условиях нестабильности национального законо-дательства роль двусторонних соглашений о защитеиностранных инвестиций очень велика. Историческийопыт российского государства показывает, что именнонесоответствие нашего законодательства международ-ным стандартам в различных сферах жизнедеятельно-сти отталкивает иностранный капитал от России. Яр-кий тому пример - период перестройки, период неста-бильности, экономического и политического хаоса.Исследования международных соглашений российско-го государства о защите иностранных инвестиций при-водят к заключению, что особое место в регулированииправового положения иностранных инвестиций зани-мают двусторонние межгосударственные договоры обих взаимной защите (заключенные в 1989 г. с Финлян-дией, Канадой, Нидерландами, Францией; в 1990 г. - сАвстрией, Китаем, Швейцарией) [1, 2, 6, 7].Основные факторы-ограничители и стимуляторыинвестиционных стратегий помогут понять, в чем за-ключаются проблемы и перспективы реализации инве-стиционной политики страны.Факторами-ограничителями являются: существую-щие недостатки российского национального законода-тельства об иностранных инвестициях; высокий уровеньнекоммерческих рисков; несогласование вопросов реги-страции и деятельности иностранных инвесторов ипредприятий с иностранными инвестициями на террито-рии России; неоднородное формирование и стимулиро-вание инвестиционных процессов в различных регионах.Факторами-стимуляторами являются: пересмотрналогового законодательства в сторону его упрощенияи стимулирования производства, а также запуск преду-смотренного законодательством механизма банкрот-ства; предоставление налоговых льгот банкам, отече-ственным и иностранным инвесторам, идущим на дол-госрочные инвестиции с тем, чтобы полностью ком-пенсировать им убытки от замедленного оборота капи-тала по сравнению с другими направлениями их дея-тельности, а также торможение инфляции всеми из-вестными в мировой практике мерами, за исключениемневыплаты трудящимся зарплаты; внедрение в строи-тельство системы оплаты объектов за конечную строи-тельную продукцию; мобилизация свободных средствпредприятий и населения на инвестиционные нуждыпутем повышения процентных ставок по депозитам ивкладам, а также формирование общего рынка на пост-советском пространстве со свободным перемещениемтоваров, капитала и рабочей силы.В связи с этим сегодня и законодательной, и испол-нительной власти Российской Федерации необходимосообразовывать свою деятельность с международнойправоприменительной и законодательной практикой.При изучении инвестиционного права российскогогосударства сделаем выводы, что для стабилизацииэкономики и активизации инвестиционного климататребуется принятие ряда кардинальных мер, направ-ленных на формирование в нашей стране как общихусловий развития цивилизованных рыночных отноше-ний, так и специфических, относящихся непосред-ственно к решению задачи привлечения инвестиций.В числе мер по улучшению инвестиционного кли-мата также выделяем:- создание системы приема иностранного капитала,включающей широкую и конкурентную сеть государ-ственных институтов, коммерческих банков и страхо-вых компаний, страхующих иностранный капитал отполитических и коммерческих рисков, а также инфор-мационно-посреднических центров, занимающихсяподбором и заказом актуальных для России проектов,поиском заинтересованных в их реализации инвесторови оперативным оформлением сделок «под ключ»;- создание в кратчайшие сроки национальной системымониторинга инвестиционного климата в России;- разработка и принятие программы укрепления курсарубля и перехода к его полной конвертируемости.Только после решения всех названных вопросовроссийская экономика выйдет на мировой уровень,будет решен вопрос эффективного привлечения ино-странного капитала в реальный сектор экономики и,как следствие, будут решаться иные социально-экономические, политические и правовые проблемы [4,2, 7-9]. Инвестиционная стратегия является одной изфункциональных стратегий государства, наряду с то-варно-рыночной, ресурсно-рыночной, технологиче-ской, интеграционной, социальной. При этом страна, взависимости от направлений инвестиционной полити-ки, может реализовать несколько видов инвестицион-ной стратегии. Таким образом, инвестиционная поли-тика государства в формализованном виде представле-на совокупностью инвестиционных стратегий. Многиекомпании, в частности ОАО «Газпром», РАО «ЕЭСРоссии», Сбербанк РФ, НК «ЮКОС», Магнитогорскийметаллургический комбинат и сотни других, разрабо-тали собственные юридически закрепленные инвести-ционные стратегии. Воплощение положений этих до-кументов в жизнь носит в ряде случаев довольно фор-мальный характер. Российские топ-менеджеры пони-мают, что переход на новые стандарты не может бытьодномоментным, но стремятся к тому, чтобы принятыедокументы реально работали. Рассматриваемые основ-ные характеристики вариантов международных инве-стиционных стратегий в регионах России помогаютрешить вопрос развития комплексных инвестиционныхстратегий с учетом ресурсообеспеченности и произво-дительности каждого российского региона в интегра-ции с зарубежным опытом формирования эффектив-ных направлений инвестирования.По типу инвестиционная стратегия подразделяетсяна американскую, европейскую и азиатскую, а такжеих смешанные виды. Цель американской инвестицион-ной стратегии заключается в развитии торгово-инвестиционного сотрудничества между странами,суть которого в образовании филиалов и представи-тельств, развитии международных сетей. Ведение ин-вестиционных проектов, внедрение в отрасли, реализа-ция продукции со склада на территории других стран,открытие сетей являются спецификой американскойинвестиционной стратегии. Положительная реализациятакой стратегии происходит в таких российских регио-нах, как ЦФО, ЮФО, СЗФО. Нейтральная реализациястратегии происходит в регионах ДФО и ПФО. Отри-цательная реализация стратегии происходит в регионахУФО и СФО.Целью европейской инвестиционной стратегии явля-ется развитие торгового сотрудничества между страна-ми, суть которого в образовании филиалов и представи-тельств, развитии международных сетей, прямых ино-странных инвестиций. Реализация продукции со складана территории других стран, открытие сетей являютсяспецификой европейской инвестиционной стратегии.Положительная реализация такой стратегии происходитв таких российских регионах, как ЦФО, ЮФО.Нейтральная реализация стратегии происходит в регио-нах ПФО и СЗФО. Отрицательная реализация стратегиипроисходит в регионах ДФО, СФО, УФО.Целью азиатской инвестиционной стратегии явля-ется развитие наукоемких технологий, сотрудниче-ства в научной сфере, суть которого в образованиифилиалов и представительств, развитие учебных цен-тров и программ. Модульное производство и реализа-ция продукции являются спецификой азиатской инве-стиционной стратегии. Положительная реализациятакой стратегии происходит в таких российских реги-онах, как ДФО и ПФО. Нейтральная реализация стра-тегии происходит в УФО, СФО, СЗФО. Отрицатель-ная реализация стратегии происходит в регионахЦФО и ЮФО.Формирование эффективного инвестиционного по-тенциала в регионах на сегодняшний день являетсяприоритетным направлением в политике РоссийскойФедерации. Обращает на себя внимание и еще однаособенность складывающихся приоритетов, состоящаяв том, что развитие регионов в большинстве случаевпредставляет собой либо простое расширение традици-онных видов деятельности и диверсификацию регио-нальной экономики, либо развитие старых отраслей, нона качественно новой основе. Например, Удмуртиянамеревается развивать сельское хозяйство, котороеранее было слабо представлено в республике. Якутияпредполагает начать добычу и переработку урана, ко-торым ранее активно не занималась, хотя это и лежит врусле ее добывающей промышленности. Вологодскаяобласть в число приоритетов включает энергетику, ко-торой ранее не придавала должного значения. Челя-бинская область собирается поднять энергетическуюинфраструктуру, а Новгородская область хочет разви-вать новую энергетику с альтернативными видами топ-лива. Однако все это лишь аранжировки старых проек-тов, хотя несколько расширенные и обновленные. Та-ким образом, во всех названных случаях имеет местосохранение традиционной экономики российских реги-онов [1, 5, 8].Проведенные автором исследования с применениеманкетирования показывают, что болевые зоны эконо-мики регионов обозримы и, как оказалось, вполнепредсказуемы. Если выстроить систему их ранжирова-ния в соответствии с частотой упоминания, то полу-чится (в порядке убывания): слабая инфраструктура,нехватка энергии, дефицит перерабатывающих пред-приятий, неудовлетворенный спрос на стройматериа-лы, неразвитость туризма. Как ни странно, но пробле-мы ЖКХ на этом фоне отошли на задний план. Темсамым «болевые точки» требуют не построения «но-вой» экономики, а развития «старой».В этой связи можно констатировать, что российскоеправительство совершенно верно делает акцент на про-блемах инфраструктуры и энергетики, ибо без них всеостальное становится просто-напросто иллюзорным.Здесь можно увидеть явную связь между «болевыми точ-ками» экономики регионов и их отраслевыми приорите-тами. Так, две «болевые точки» (инфраструктура и ту-ризм) выступают в качестве двух «новых» приоритетовразвития регионов. Любопытным фактом можно считатьследующий момент: «болевые точки» экономики плохокоррелируют с имеющимся в регионах спросом. Напри-мер, неразвитость туризма многими регионами воспри-нимается как проблема, но наличие спроса на такие услу-ги не указал ни один из опрошенных регионов. Исключе-нием из этого правила является отрасль стройматериалов,которая поддерживается устойчивым избыточным спро-сом на цемент, о чем говорят многие регионы. Спрос наинфраструктуру частично поддерживается потребностя-ми в транспортно-логистических центрах, однако в дан-ном случае имеет место лишь частичное покрытие ин-фраструктурных проблем. В этой связи нельзя не отме-тить и тот факт, что в период экономического кризисарегионы жалуются на дефицит цемента. Отсюда вытека-ет, что и сам кризис в регионах носил весьма специфиче-ский характер и не затронул реальных потребностей винфраструктурных объектах [2, 4, 6].Следует отметить, что картина спроса в регионахгораздо более разнообразная, нежели картина «болевыхточек». Здесь фигурируют и фармацевтика, и перера-ботка отходов, и производство продуктов питания, ипроизводство нефтепродуктов. Однако похоже, чтоэтот спрос является весьма локальным как по «ши-рине» (географии), так и по «глубине» (емкости). От-сюда можно сделать предварительный вывод: «болевыеточки» регионов в целом не поддерживаются рыноч-ным спросом, а потому их ликвидация ложится на пле-чи федеральных и региональных властей. Рыночный жеспрос распространяется на те отрасли, развитие кото-рых не является первоочередным. Тем самым можноконстатировать, что имеет место рассогласование меж-ду первоочередными и рыночными потребностями ре-гионов, что осложняет эффективное протекание инве-стиционных процессов [2, 4, 6].Из сказанного вытекает, что перед региональнымивластями стоит очень серьезная проблема по коорди-нации первоочередных интересов регионов с интере-сами частных инвесторов. В противном случае капита-лы будут приходить отнюдь не в те отрасли, которые вних нуждаются больше всего.В настоящее время набирает обороты работа поформированию региональных брендов. Однако, какоказалось, эта работа во многих местах ведется ужедавно. Так, накопленный опыт в построении положи-тельного регионального имиджа сильно разнится и ле-жит в пределах от 1 года до 17 лет. При этом 57%опрошенных регионов относятся к «молодым» брен-дам, история формирования которых не превышает5 лет, 13% - к «зрелым» (от 6 до 10 лет) и 30% - к«старым» (более 10 лет) [2, 6].Таким образом, в целом регионы имеют уже до-вольно богатую историю по выстраиванию брендов и,похоже, этот процесс входит в свою завершающуюфазу. Разумеется, построение хорошего бренда требуетнескольких десятилетий и начавшийся процесс далекот своего завершения, однако дальше, скорее всего,будут происходить чисто количественные, а не каче-ственные изменения. География инвестиционного со-трудничества весьма разнообразна. При этом компаниииз Германии зарегистрированы в 40% регионов страны,из США - в 36,7%, из Швеции - в 30%, из Китая - в20%, из Великобритании - в 16,7%, из Франции и Фин-ляндии - в 13,3%. Заметную роль в экономике россий-ских регионов играют Канада, Бельгия, Голландия, Ав-стрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Дания, Чехия,Турция; менее значительное влияние оказывают Поль-ша, Израиль, Южная Корея, Кипр, Виргинские острова,Малайзия, Казахстан и Украина. Проявляют умерен-ную активность в российских регионах и международ-ные институты - Мировой банк реконструкции и раз-вития (МБРР) и Европейский банк реконструкции иразвития (ЕБРР) [3, 7, 10].В отраслевом плане иностранные инвестиции за-служивают специального и обстоятельного анализа.Здесь можно выделить несколько ключевых тенденций:1. Иностранные инвесторы перехватывают инициа-тиву у отечественных предпринимателей по покрытиюимеющегося рыночного спроса. Ранее было отмечено,что во многих регионах имеется хронический дефицитв цементе, логистических центрах, продуктах питания,строительных материалах, объектах инфраструктуры,перерабатывающей промышленности. И именно в этихсекторах зафиксировано наибольшее число проектов синостранным участием. Фактически зарубежные биз-несмены пользуются отсутствием серьезной конкурен-ции на российском рынке и занимают пустующие ни-ши; в другие секторы иностранный капитал предпочи-тает не внедряться.2. Наиболее интересной отраслевой зоной для ино-странного капитала является лесозаготовка и деревопе-реработка. По нашим оценкам, не менее 46,7% регио-нов уже реализуют проекты по развитию этих отраслейс помощью иностранного капитала. При этом на дан-ном рынке иностранные инвестиции представленывесьма обширной географией. Это Австрия, Швеция,Германия, Бельгия, США, Финляндия, Норвегия,Польша, Швейцария, Великобритания, Китай, Малай-зия и Канада. Причем число уже реализованных и ещетолько реализуемых проектов примерно совпадает, чтоговорит о сохранении устойчивого интереса иностран-ного бизнеса ко всем разновидностям деревообрабаты-вающей промышленности.3. Активно внедряются иностранные компании нарынок производства цемента и изделий из бетона. Этоеще одна отрасль, подвергшаяся настоящей экспансиисо стороны иностранного капитала. Причем имеет ме-сто высокая степень дифференциации - от строитель-ства новых цементных заводов, переработки песка ипроизводства сухих смесей до поставки оборудованиядля бетонных изделий. При этом значимость этогорынка для России и иностранных инвесторов наиболееярко проявляется в Челябинской области, где заключе-но более 100 трехсторонних соглашений по поводупроизводства цемента - между правительством обла-сти, муниципальными образованиями и французскимиинвесторами.4. Иностранный капитал демонстрирует парадок-сально высокое участие в пищевой промышленности.Здесь также наблюдается богатая отраслевая палитра:от производства пива, нектаров, соков, холодного чая,йогуртов, быстрозамороженной пиццы, шоколадныхконфет, сахара, каши и молочных продуктов до строи-тельства ресторанов McDonalds, переработки мяса пти-цы и рыбы, а также микробиологического производ-ства по переработке зерна. Парадокс же заключается втом, что все эти виды деятельности являются традици-онными для российского производителя, и нет разум-ных объяснений, почему рынок пищевых продуктовтак легко поступает под контроль иностранного инве-стора [4].5. В зоне пристального внимания иностранных инве-сторов находится сфера поисково-оценочных работ иосвоения месторождений России. Здесь можно наблюдатьдеятельность канадских компаний на серебряных рудни-ках Якутии, освоение китайскими фирмами месторожде-ний металла Тывы, разработку нефтегазовых образованийТомской области британскими корпорациями. Интерес кприродным ресурсам российских регионов довольноустойчив, а потому множество проектов уже реализовано,а множество готовится к запуску [3, 9, 10].Субъекты Федерации значительно различаются поотраслевой и воспроизводственной структуре инвести-ций, видам инвестируемых основных фондов, источни-кам инвестиций. Разумеется, иностранный бизнес при-нимает заметное участие и в других отраслях экономи-ки регионов. Многие территории опираются на помощьиностранных инвесторов и при строительстве логисти-ческих центров, и при строительстве жилья и гостиниц,и при развитии химического производства по произ-водству пластиковых изделий, и при возведении системводоочистки. Однако в целом пока можно констатиро-вать отсутствие какой-либо системы в привлечениииностранного капитала в те или иные отрасли. Вовле-чение России в сферу мирового производства и миро-вой торговли отличается одноцелевой направленно-стью. Россия рассматривается лишь как сырьевая базапромышленного производства развитых стран и потре-битель не всегда качественного потока товарной массы.К сожалению, до сих пор Россия не рассматриваетсякак стабильный и равноправный деловой партнер.Многие крупные компании России включили принципответственности в свои инвестиционные стратегии.Однако на сегодняшний день принятые инвестицион-ные стратегии не отвечают современным требованиям.Поэтому необходим пересмотр стратегии управленияинвестициями в экономике России с целью повышенияее конкурентного потенциала как на внутренних, так ина внешних рынках.
Александрова О.Г. Финансовое обеспечение инновационного развития предприятий Чувашской Республики // Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. С. 3-6.
Астапович А.З. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. М. : ТЕИС, 2007. 223 с.
Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 №117-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.04.2011).
Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 №19-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант П
Александрова О.Г. Совершенствование финансового планирования как основа эффективного управления финансами // Финансовый потенциал региона: оценка и перспективы роста : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. С. 179-183.
Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая оценка инвестиций. М. : ИНФРА-М, 2008. 241 с.
Гибадуллина Е.А. Реализация экономических интересов при разработке сценария и стратегии развития региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9. Исследования молодых ученых. 2006. С. 86-89.
Батизи Э.Э. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России : учеб. пособие. М. : ИНФРА, 2006. 410 с.
Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции : учеб. пособие. М. : Книгодел, 2006. 160 с.
Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Иностранные инвестиции. М. : КноРус, 2010. 272 с.