Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности

Выявляются основные положения процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности - нового педагогического явления. В ходе анализа опыта известных отечественных и зарубежных педагогов в области медиаобразованияи преподавания иностранного языка изучаются общие тенденции описываемого процесса, формулируются педагогическиепринципы, направленные на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности и способствующие ееуспешной сформированности.

Pedagogical principles of secondary language personality media competence formation.pdf Для организации успешного процесса формирова-ния медиакомпетентности вторичной языковой лично-сти - интегративной, стратегической характеристикиличности, состоящей из совокупности специальныхготовностей и способностей, позволяющих личностивзаимодействовать в едином мировом информацион-ном пространстве, осуществлять межъязыковую имежкультурную коммуникацию на медиатизирован-ном, опосредованном современными медиа, уровне, -необходимо учитывать сложность, многосторонностьданного процесса и осуществлять руководство его хо-дом, исходя из общих принципов педагогики, а такжеспецифических принципов, отражающих процесс ме-диаобразования.Педагогическим принципом называется «общее ру-ководящее положение, требующее последовательностидействий не в значении "поочередности", а в значении"постоянства" при различных условиях и обстоятель-ствах» [1. С. 112]. Это «одна из педагогических катего-рий, представляющая собой основное нормативноеположение, которое базируется на познанной педаго-гической закономерности и характеризует наиболееобщую стратегию решения определенного класса педа-гогических задач (проблем), служит одновременно си-стемообразующим фактором для развития педагогиче-ской теории и критерием непрерывного совершенство-вания педагогической практики в целях повышения ееэффективности» [2. C. 173]. Педагогические принципыотражают общественные заказы, ориентиры, требова-ния к организации образовательного процесса.Основным принципом организации процесса фор-мирования медиакомпетентности вторичной языковойличности является принцип коэволюции, соизученияиностранного языка, культуры и медиа. Данный прин-цип построения педагогического процесса основан наидее интеграции дисциплины «иностранный язык» имедиаобразования. Весь процесс формирования медиа-компетентности вторичной языковой личности постро-ен на соизучении иностранного языка, культуры и ме-диа, необходимой взаимосвязанной цепочке современ-ной действительности. «Иностранный язык "беспред-метен", он изучается как средство общения, а тематикаи ситуации для речи привносятся извне» [3. С. 15]. Ме-диаобразование, в свою очередь, представляет собой«множество новых путей деятельности и применениеих в новых областях» [4]. Содержание дисциплин поиностранному языку открыто для информации из обла-сти медиаобразования. Без медиакомпетентности иновых информационных технологий учащиеся не име-ют возможности аутентичной коммуникации - важногоусловия в формировании вторичной языковой лично-сти, устной и письменной практики, а также получениязнаний и умений для анализа иноязычной информации,транслируемой чужими СМИ, закономерностей ихфункционирования и воздействия на реципиента. Ком-муникативная направленность и общие цели - сформи-ровать «способность высказать собственные сужденияна основе полученной информации, интерпретироватьи создавать сообщения» [5], данные дисциплины легкоинтегрируются, цель обучения иностранному языку ицель медиаобразования эффективно достигаются. Ме-диакомпетентность вторичной языковой личности яв-ляется интегрированным результатом практическогокурса иностранного языка, целью и результатом кото-рого является формирование вторичной языковой лич-ности, и медиаобразования, цель и результат последне-го - формирование медиакомпетентности личности.Анализируя потенциальные возможности ме-диаобразования в процессе становления вторичнойязыковой личности, мы подтвердили наше убеждение втом, что содержательное наполнение дисциплины поиностранному языку медиаобразовательным компо-нентом не только представляет собой богатый матери-ал для творческого представления, но и позволяет входе разработки существенно повысить уровень ме-диакомпетентности и владения английским языком.Это объясняется тем, что медиа обеспечивает множе-ственные каналы подачи информации и создает усло-вия, когда медиаобразовательное и лингвистическоепространства дополняют друг друга. Интеграция ме-диаобразования и английского языка обеспечила кон-структивный подход, переводя студента из статуса пас-сивного приемника знаний в активного субъекта обу-чения, способного не только смотреть англоязычныймедиатекст, но и видеть его, адаптировать и конверти-ровать. Познавательное действие, включенное в опо-средованную иноязычную коммуникацию, обрелоиную мотивацию и смысловую структуру. Вместо тра-диционной цели «запомнить и ответить» появиласьцель реального достижения, а процесс обучения при-обрел черты состязательности, сотрудничества, мето-дологической рефлексии. Формирование медиакомпе-тентности вторичной языковой личности обучающихсяперешло из управляемого процесса в процесс осознан-ного стремления студентов к самосовершенствованиюв межкультурной коммуникации на межличностном имедиатизированном уровнях. Таким образом, форми-руется медиакомпетентность, максимально благопри-ятствующая раскрытию всех способностей студента восвоении английского языка.Большое значение имеет и принцип целенаправлен-ности. Исходя из понимания цели «как закона челове-ческой деятельности, которая предопределяет выборсредств и результат деятельности» [6], суть данногопринципа состоит в том, что содержание процессаформирования медиакомпетентности вторичной язы-ковой личности должно быть подчинено решению целиобучения иностранному языку - формированию медиа-компетентности вторичной языковой личности. В ходеаудиторных занятий и во внеурочное время учащиесяосуществляют деятельность по формированию иско-мой характеристики. Их мотивация создается за счетприменения широкого спектра медиа на занятиях, раз-нообразия форм обучения, прослушивания аудиозапи-сей и просмотра видео до работы с компьютернымипрограммами и общения в видеочате. Все эти видыдеятельности являются источниками развлечений сту-дентов во внеучебное время. Целью всех перечислен-ных форм и видов деятельности должно являться фор-мирование медиакомпетентности вторичной языковойличности. Даже при использовании аутентичногофильма в процессе обучения нашими целями являютсяне только улучшение произношения, расширение вока-буляра или организация досуга студента, но преждевсего формирование их медиакомпетентности. Переднами стоит задача научить студентов полноценно вос-принимать и анализировать англоязычный аудиовизу-альный медиатекст, характеры медийных персонажей,их поступки, мотивы, нравственность, принципы и т.д.,сформировать критическое мышление студентов, ихмедиазнания, медиаумения и медиаотношения, позво-ляющие понимать язык медиа как посредник в форми-ровании культуры страны изучаемого языка. Поэтомумы отказались от образовательных фильмов, специаль-но снятых для изучения английского, а используемкартины, снятые для носителей языка с живым языком,отражающие современные проблемы англоязычногосоциума, их реалии, юмор, невербалику и т.п., свой-ственные носителям языка.Для работы с фильмом мы использовали методикуанализа персонажей медиатекста, разработаннуюА.В. Федоровым [7]. Суть методики состоит в выпол-нении аудиторией разнообразных творческих заданий:литературно-имитационных, театрализованно-ролевых,изобразительно-имитационных, направленных на ана-лиз персонажей медиатекстов. Так, студентам послепросмотра фильма предлагалось описать и проанализи-ровать конкретный эпизод из него, героев фильма, ихповедение, речь или составить рассказ от имени глав-ного / второстепенного персонажа медиатекста (обу-чающиеся должны были сохранить особенности егохарактера, языка); составить рассказ от имени неоду-шевленной вещи.Принцип целенаправленности тесно связан с прин-ципом систематичности и последовательности. Приреализации этого принципа мы априори исходим изпоставленной цели и все действия носят систематиче-ский и последовательный характер. Систематическоеизложение иноязычного медиаматериала, представле-ние иноязычных медиазнаний в системе, а также по-следовательность в работе делают процесс формирова-ние медиакомпетентности вторичной языковой лично-сти результативным. Необходимо отметить важностьсистематической и последовательной диагностикиформирования указанной личностной характеристики.Такая диагностика проводится педагогом и обучающи-мися на всех этапах ее становления, при необходимо-сти осуществляется коррекция в направлении ее со-вершенствования. Применяя принцип систематичностии последовательности, мы разделяем мнение А.В. Фе-дорова и считаем, что «преподавателю вуза полезноиметь четкое представление об уровнях развития дан-ной конкретной студенческой аудитории в области ме-диа» [8. С. 78]. Для получения такого четкого пред-ставления мы разработали шкалу уровней сформиро-ванности медиакомпетентности вторичной языковойличности: начальный, средний и продвинутый, которыесоответствуют традиционной трехуровневой системеуровней владения иностранным языком (английскимязыком: Basic, Intermediate, Advanced; французским:Debutant, Intermediaire, Avance; немецким: Grundstufe,Mittelstufe, Oberstufe; итальянским: Еlementare,Intermedio, Avanzato и др.). Выделенные уровни соот-носятся с показателями сформированности медиаком-петентности вторичной языковой личности:- когнитивный - оценивающий знания основныхкатегорий и понятий медиаобразования, медийногоспектра, дистинктивных признаков различных жанров,закономерностей процессов функционирования медиав социуме, закономерностей восприятия и пониманияиноязычной информации;- операционный - оценивающий умения осуществ-лять поиск, сбор иноязычной информации, передавать,получать медиасообщения на иностранном языке, уме-ния интерпретировать, оценивать, критически анализи-ровать иноязычный медиатекст и авторскую позицию,создавать собственный медиапродукт;- мотивационный - служит для определения фор-мирования отношений, мотивов, готовностей к работе смедиатизированной иноязычной информацией.Разработанные показатели основаны на таких кри-териях, как знание, умение, отношение (более подроб-но см. [9]).При диагностике, контроле, коррекции и в ходепроцесса формирования искомой характеристики мыопираемся на научные результаты зарубежных и отече-ственных исследователей [7, 10-13 и др.], используемимеющийся научный опыт, современные научные по-нятия, теории, учения из области медиаобразования ииностранного языка. Учет принципа научности в орга-низации процесса формирования медиакомпетентностивторичной языковой личности необходим, посколькумедиаобразование носит исследовательский характер.«Существующие знания не просто передаются учите-лями или "открываются" учениками. Это предмет кри-тического исследования и диалога, в ходе которых но-вые знания активно приобретаются педагогами и уча-щимися» [4].В переходе студентов к роли активных и сознатель-ных участников медиатизированной межъязыковой имежкультурной коммуникации мы исходили из прин-ципа сознательности и активности. Сознательное и ак-тивное отношение учащихся к формированию медиа-компетентности вторичной языковой личности, разви-тие у них самостоятельности, творчества, потребности ксамообразованию средствами медиа лежат в основепредставленного принципа. Сознательность учащихся вмедиадеятельности напрямую связана с деятельностьюпедагога, которому необходимо поддерживать их вни-мание в процессе обучения, направлять, мотивироватьего, в частности через постановку проблемных ситуа-ций, координировать процесс формирования медиаком-петентности вторичной языковой личности. Студентысамостоятельны в выборе средств по решению такихситуаций, форм по созданию медиапродуктов. Отноше-ние учащихся и педагога построено на диалоге и равно-правии. Речь идет о принципе паритетности [14].Важная роль в формировании медиакомпетентностивторичной языковой личности обучающихся отводитсяпроцессам самосовершенствования, саморазвития исамопознания. «В идеале оценка медиаобразованияучащихся - это их самооценка» [4]. С этой целью быларазработана серия практических занятий и самостоя-тельных работ, при проведении которых применяютсяследующие методы и приемы: диагностика, самодиа-гностика, самоанализ, игровые упражнения, творческиезадания. В ходе занятий обучающиеся приобретаютзнания о способах самопознания и саморазвития. Длярасширения представлений учащихся о себе как о ме-диакомпетентной вторичной языковой личности мыиспользуем метод языкового web-портфолио, которыйявляется средством неформального оценивания дости-жений учащихся по предмету, стимулом к самосовер-шенствованию в иноязычной межкультурной комму-никации на межличностном и медиатизированномуровнях, способствует самооценке и рефлексии изуче-ния иностранного языка и практического медиаобразо-вания, обеспечивает признание всех усилий студентарасширить и разнообразить свои лингвистическую имедиаобразовательную компетенции на всех уровнях. Вдокументах Министерства образования и науки РФ от-мечается, что данный метод помогает решать такие пе-дагогические задачи, как формирование высокой учеб-ной мотивации; поощрение активности и самостоятель-ности учащихся, расширение возможностей для обуче-ния и самообучения; развитие навыков рефлексивной иоценочной (самооценочной) деятельности учащихся.По мнению Н.Д. Гальсковой, «языковой портфель(портфолио) дает возможность расширить рамки учеб-ного процесса за счёт включения в систему оценки до-стижений учащихся опыта в аутентичном межкультур-ном непосредственном и опосредованном общении».[15. С. 7]. В силу специфики нашего исследованияглавный акцент мы сделали именно на опыте учащихсяв аутентичном опосредованном общении и на их прак-тических медиаумениях по созданию языкового web-портфолио.Как было уже сказано, «медиаобразование в основ-ном активно и призвано развить более открытых и де-мократичных педагогов» [4] и активных, сознательныхучащихся. Этому в большой степени способствует ши-рокое применение средств медиа в организации педа-гогического процесса, что позволяет эффективно фор-мировать исследуемый феномен с минимальнымиучебно-временными затратами. Налицо принцип эф-фективности, предполагающий минимальные времен-ные затраты при обеспечении формирования медиа-компетентности вторичной языковой личности. Нетсомнения, что медиаобразование является особой обла-стью, эффективность которой может быть оцененадвумя критериями: «способностью учащихся приме-нить свое критическое мышление в новых ситуациях иколичеством обязательств и мотиваций, выраженныхими по отношению к медиа» [Там же].В соответствии с выводами нашего исследования,роль медиа в решении задачи формирования медиа-компетентности вторичной языковой личности велика.Осмысление возможностей медиа убедительно показа-ло, что это тот инструмент, который обеспечит переходна новые педагогические стандарты в соответствии сновыми требованиями и заказом общества на вторич-ную языковую личность нового типа, способную гра-мотно оперировать иноязычным медиатекстом. Анали-зируя медиасредства относительно их использованияна занятиях по медиаобразованию и обучению ино-странному языку, мы пришли к выводу, что они, бу-дучи интерактивными средствами, обладают большимипреимуществами и возможностями.Сегодня актуально непрерывное образование, «об-разование через всю жизнь» как основной принципсовременной системы образования. Принимая во вни-мание выводы исследователей о том, что медиаобразо-вание - это «процесс, продолжающийся всю жизнь че-ловека» [4], связанный «с принципом продолжающихсяизменений» [Там же], в своей работе мы руководству-емся принципом непрерывности и считаем, что «теоре-тически увеличивать степень медиакомпетентностиможно в течение всей человеческой жизни, восприни-мая, интерпретируя и анализируя познавательную,эмоциональную, эстетическую и этическую медиаин-формацию» [8. С. 8].Следуя принципу открытости, процесс формирова-ния медиакомпетентности вторичной языковой лично-сти, в частности педагогические условия формирова-ния искомого феномена, характеризуется как открытаясистема, допускающая возможность ее пересмотра,переосмысления, уточнения, дополнения, примененияновейших достижений педагогической науки и изме-нений потребностей личности студента.Вышеизложенные принципы являются педагоги-ческой основой формирования медиакомпетентностивторичной языковой личности, реализуются в учебно-воспитательном процессе, взаимосвязаны и взаимо-обусловлены. Руководствуясь ими, педагог имеетвозможность добиться положительных результатов впроцессе формирования медиакомпетентности вто-ричной языковой личности, необходимой характери-стики современного человека, живущего в информа-ционном обществе.Итак, мы представили педагогические принципыформирования медиакомпетентности вторичной язы-ковой личности: принцип коэволюции, целенаправлен-ности, систематичности и последовательности, научно-сти, сознательности и активности, паритетности, эф-фективности, непрерывности, открытости. Учет пред-ставленных принципов позволяет организовать образо-вательный процесс, который вооружает учащихся ме-диаспособностями и готовностями в рамках изученияиностранного языка. Учащийся ставится в активнуюсубъектную позицию при помощи различных форм,методов, средств обучения, способствующих достиже-нию намеченной цели. За счет активизации медиаком-петентности личности студента происходит повышениеего уровня владения иностранным языком.

Ключевые слова

педагогические принципы, медиакомпетентность вторичной языковой личности, медиаобразование, pedagogical principles, media competence of secondary language personality, media education, media

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хлызова Наталья ЮрьевнаИркутский государственный лингвистический университетканд. пед. наук, доцент кафедры американистикиuspehvovsem5@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. ; под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Просвещение, 1988. 479 с.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2002. С. 171.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. : Просвещение, 1991. 222 с.
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
Council of Europe, 2000. URL: http://www.ifap.ru/pr/2006/060914a.htm (дата обращения: 20.02.11).
Прозументова Г.Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. 41 с.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог : Кучма, 2005. 314 c.
Хлызова Н.Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности : дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 210 с.
Buckingham D. Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK : Polity Press, 2003. 219 p.
Potter W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London : Sage Publication, 2001. 423 p.
Иванова Л.А. Формирование медиакоммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка) : дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 1999. 246 с.
Григорьева И.В. Характеристика медиаобразовательного пространства вуза с точки зрения социальной потребности государства в медиакомпетентном педагоге // Magister Dixit : электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. № 3. URL: http://md.
Ковалева Ю.Ю. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352. С. 180-182.
Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 7-8.
 Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия