Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке

Статья посвящена описанию средств вербальной репрезентации феномена «интеллект» как градуированной категории. В работе рассматриваются единицы разных языковых уровней (словообразовательного, лексико-фразеологического, морфологического и синтаксического), репрезентирующие признак интеллектуальной градуированности. Выявленные единицы отраженына представленном в статье графике в виде неких «смысловых узлов», расположенных на шкале интеллекта в соответствии стремя сферами: сферой собственно ментальных способностей, сферой прагматики и сферой креативности.

Markers of intellectual calibration in Russian language.pdf Когнитивная лингвистика традиционно изучает про-цессы получения и систематизации знаний, помогающиечеловеку существовать и ориентироваться в упорядо-ченном силами своего сознания мире. Процесс распре-деления нового знания по тем или иным рубрикам (кате-гориям), существующим в сознании человека и частозадаваемым категориями языка, носителем которогоэтот человек является, называют категоризацией.Данное исследование посвящено изучению средстврепрезентации категории интеллект в русском языке.Однако для подобного описания необходимо перечис-лить некоторые базовые теоретические положения,которые позволят системно представить средства вер-бализации названной категории.1. Категории подразделяются на две группы: катего-рии с четкими границами (категории, члены которых рав-ноправны; например, треугольный, четырехугольный ит.п.) и категории с нечеткими (размытыми) границами,т.е. категории, члены которых не являются равноправны-ми, а распределяются в рамках категории как наиболееили наименее типичные ее представители (это касаетсякатегорий ума: кто-то более умный, чем другой).2. Категории с четкими границами могут допускатьпротивоположности и располагаться на полюсах какоппозиции (законно - незаконно, мужчина - женщина,жизнь - смерть), но существуют также категории счеткими границами, в составе которых все члены рав-ноправны, но не допускают противоположности (ср.понятия: треугольный, четырехугольный).3. Категории с нечеткими (размытыми) границамитак же могут иметь оппозиции (ср.: умный - неумный /глупый), что не исключает градуированности такихкатегорий (ср.: мудрейший (самый мудрый) - мудрый -умнейший (самый умный) - умный - разумный - рассу-дительный - здравомыслящий - неразумный - глупый -глупейший (самый глупый) - дурак - тупой - тупейший(самый тупой) - бестолочь - дебил и т.д.).Категория интеллекта среди своих членов имеет про-тивоположности, что реализуется в языке с помощьючастицы не или предлога без, часто выступающих в видеприставок отрицательного значения, ср.: умный - неум-ный / безумный, глупый - неглупый, талантливый - не-талантливый / бесталанный, способный - неспособный,сообразительный - несообразительный, дурак - не ду-рак, сознательный - несознательный / бессознатель-ный, пустой - непустой (о голове), разумный - неразум-ный, смышленый - несмышленый, думающий - недума-ющий / бездумный, даровитый - бездарный, рассуди-тельный - безрассудный, мозговитый - безмозглый,головастый - безголовый (аналоги: без головы, без царяв голове), осмысленный - бессмысленный, толковый -бестолковый, начитанный - неначитанный, а такженедублетные в современном языке: нелепый, несураз-ный, несусветный, недалекий, безбашенный.При рассмотрении языковых средств выражения ин-теллектуальной градуированности важно учесть, чтоградация прослеживается уже на уровне семантики еди-ниц смыслового поля «интеллект», ср. градационныйряд по признаку наличия / отсутствия интеллекта и сте-пени выраженности данного признака: дебил (разг.) -дурак - тупой - глупый - неразумный - разумный - тол-ковый - образованный - способный - умный - мудрый.Однако в русском языке существует немало другихсредств актуализации признака интеллектуальной гра-дуированности. Эта категория, как было замечено, явля-ется «размытой», т.е. не имеющей четких границ ипредполагающей градацию своих членов. Доказать этоположение не сложно, так как ключевые точки даннойградации вербализуются единицами разных уровней:словообразовательного, морфологического, лексико-фразеологического и синтаксического. Важно отметить,что если категория интеллекта градуированная, тоназванные единицы можно распределить как минимумпо двум группам в зависимости от степени актуализациипризнака интеллектуальности: 1) маркеры актуализациипризнака интеллектуальности в меньшей (легкой) илибольшей степени; 2) маркеры актуализации признакаинтеллектуальности в высшей или низшей степени.1. Языковые средства актуализации признакаинтеллектуальности в меньшей (легкой) или боль-шей степени.1.1. Словообразовательные средства. Одним изспособов выражения значения 'проявление признакаинтеллектуальности в незначительной (легкой) степени'является присоединение к интересующим нас произво-дящим корням суффикса -оват в значении 'слабое про-явление признака' (здесь и далее значения указываютсяв соответствии с «Русской грамматикой» [1]), ср.: дура-коватый, глуповатый, туповатый, дубоватый, дурко-ватый, придурковатый, простоватый. Смысловой ком-понент 'слабое проявление признака интеллектуально-сти' закономерно свидетельствует о недостатке интел-лектуальных способностей, данный суффикс присоеди-няется к корням лишь отрицательного значения, не ис-пользуются формы умноватый, мудроватый и под.Другим способом выражения названного значенияявляется присоединение префикса недо- со значением'недостаток чего-либо, неполная степень проявленияпризнака', ср.: недоумок, недоделанный, недоструган-ный. Необходимо заметить, что данные единицы носятисключительно разговорный характер, ср. контексты изсовременной прессы: …кризис с Запада к нам заявился!Вопрос, зачем же мы тогда в этот проклятый Западвстраивались с упорством недоумка и продолжаемяростно ломиться туда и сегодня, когда западныеперспективы не вызывают сомнений, остается безответа (http://www.pf.ru/message); В Польше… немногосмягчили антироссийскую риторику. В украинскомнаправлении ничего не поменялось - они как презиралиУкраину и считали каким-то недоделанным украин-ский народ, тупым быдлом - так и считают, ничегоне поменялось (http://vasilishin.from-ua.com).1.2. Морфологические средства. Очевидным спо-собом реализации градуированности категории интел-лект являются компаративные формы прилагатель-ных - простые и сложные. Показателями простой фор-мы сравнительной степени являются суффиксы -ее / -ей(ср.: мудрее, умнее, разумнее, рассудительнее, глупее,тупее и др.), показателями сложной формы являетсяналичие частиц более / менее (ср.: более / менее умный,более / менее разумный, более / менее глупый).Примечательно, что срединные члены категории, ко-торые составляют так называемый «базовый уровень»категории (базовый уровень представляет наиболее ти-пичные и репрезентативные члены категории (см. об этомподробнее у Дж. Лакофф [2], Т.Г. Скребцовой [3. С. 100-106])), могут легко образовывать степени сравнения, ачлены «нижестоящего» (специализированного, более де-тального) уровня реже имеют показатели компаративно-сти: не частотно употребление форм менее мудрый, болеетупой, самый тупой; не встретился в собранном матери-але вариант тупейший, хотя с определенной частотно-стью употребляется единица мудрейший. Последние лек-семы выражают скорее коннотативно-оценочное значе-ние, чем просто имеют семантику интенсивности прояв-ления признака интеллектуальности.Другим способом реализации градуированности кате-гории интеллект является присоединение наречий степе-ни, которые означают характер интенсивности признака.В данном случае используются такие наречия, которыеактуализируют значение недостаточности проявленияпризнака (не очень, не слишком, недостаточно, сравни-тельно, относительно, не совсем, не настолько, едва,чуть-чуть, немного, несколько, много (более), гораздо(менее/более), вдвое, впятеро и под., капельку (разг.),крошечку (разг.) и др., ср.: В то время пока власти про-должают делать вид, что участие в пирамиде СергеяМавроди личное дело самих не слишком умных граждан,сами МММутанты (новое народное прозвище активи-стов МММ-2011) наращивают свою незаконную пред-принимательскую активность (http://baikal24.ru); Хотякнига сама по себе и странновата, именно ее стоит про-читать каждому и, может, после этого люди станутчуть-чуть добрее и умнее (http://kiev.vgorode.ua); Люди,говорящие слишком быстро, не внушают доверия, вызы-вая подозрительные мысли о «вешаньи на уши лапши». Теже, кто говорит слишком медленно, воспринимаются,как не слишком умные (http://zdravoe.com). При этом, каквидно из контекстов, некоторые наречия используютсятолько с прилагательными в положительной степени (неочень умный, не слишком умный и т.д.), некоторые толькос прилагательными в сравнительной степени (неверно:чуть-чуть умный, но возможно: чуть-чуть умнее). В не-которых случаях наречие может присоединяться к прила-гательному, образуя сложное слово, ср.: малообразован-ный.1.3. Лексико-фразеологические средства. Средифразем смыслового поля интеллект, актуализирующихпризнак интеллектуальности в меньшей (легкой) илибольшей степени, следует отметить выражения с се-мантикой недостаточности чего-либо или наличия ка-ких-либо ограничений (как правило, внутренних) дляосуществления умственной деятельности, ср.: шариков(клепок / винтиков / извилин) не хватает, выше своегоноса (своей головы) не прыгнешь и под. В целом коли-чество фразеологизмов (в том чсисле паремий) с ука-занным значением невелико: вероятно, в русской тра-диции ум, глупость или мудрость воспринимаются ужекак предельные, неградуированные понятия (ср.: Еслидурак, уж неважно, пожалуй, большой или малый).1.4. Синтаксические средства. К собственно син-таксическим средствам актуализации признака интел-лектуальности в меньшей или большей степени следуетотнести сравнительные обороты с союзами как, будтои под., конструкции со значением сравнения: бытьпохожим на кого-либо, быть подобным кому-либо,конструкции со сравнительно-сопоставительнымипредлогами: вроде бы, типа, наподобие и др., имею-щими условно-предположительное значение, ср.: Ипритом вроде бы умный политик, а такую глупостьговорит... Глупость заключается в том, что Беларусьи Лукашенко не имеют таких ресурсов; Я горжусьтем, что похож на умного, великого человека. Воз-можно, я не совсем тот, кто должен о нем говорить.Но, по моему мнению, будущее Соединенных Штатовв руках Барака Обамы (http://news.yandex.ru).2. Языковые средства актуализации признакаинтеллектуальности в наибольшей (наивысшей)или наименьшей степени.2.1. Словообразовательные средства. Одним изспособов актуализации признака в наивысшей степениявляется присоединение к прилагательному префиксапре- в значении 'очень, в крайней степени' (ср.: преум-ный, преглупый, премудрый). Следует отметить специ-фику употребления данных единиц, которые носят уста-ревающий характер. Если прилагательные преумный ипреглупый являются частотными, то это объясняется ихучастием в структуре устойчивых выражений умный-преумный и глупый-преглупый (ср.: И мы, такие «ум-ные-преумные», искали ошибки: не так написали, нетак сверстали, не здесь разместили (http://www.pressball.by); Почему из одних детей получаются Нобе-левские лауреаты, а другие растут глупыми-преглупыми и становятся бандитами, чье единствен-ное достижение - рекордная перезарядка обоймы АКМ?(http://www.utro.ru/articles). Показательно, что некоторыежурналисты, используя выражение умный-преумный,стилизуют текст под древнерусский, ср.: …это очевид-ная реакция на сиквел «Иронии», спродюсированныйКонстантином Эрнстом и срежиссированный ТимуромБекмамбетовым... И, конечно, умный-преумный Кон-стантин Эрнст со товарищи знали, чем обернется ихзатея замахнуться на едва ли не главный национальныйсимвол Нового года, но… ввязались в эту авантюру(http://www.gazetachel.ru). Важно уточнить, что, помимозначения префикса пре-, сам лексический повтор (ум-ный-преумный , глупый-преглупый и под.) служит усиле-нию, интенсификации признака интеллектуальности.Реже данные единицы используются самостоятель-но (ср.: Мы так часто об этом говорим, что начинаетказаться, будто благовоспитанные и преумные чада,интеллигентные жители здесь появляются сами со-бой. Как подснежники весной или шампиньоны осенью.(http://orbita-znamensk.ru); Власти нужны потребителии электорат. То есть самая преглупая публика, а неразумные граждане, помнящие и отстаивающие своиправа. Что для этого нужно делать? Сменить прио-ритеты (http://mkkprf.ru).Прилагательное премудрый используется главнымобразом в речах служителей церкви и в устойчивыхвыражениях - именах собственных (ср.: …Премудрымсмотрением Божиим в течение многих лет Вам дове-лось созидать и благоукрашать храмы Новосибирскойи Владимирской епархий (http://orthodox-newspaper.ru);Вторая часть книги «Слово и память Ростова Велико-го» представляет собой литературные портретызнаменитых ростовцев. Среди них Епифаний Премуд-рый из Григорьевского затвора и архиепископ ВассианРыло, митрополит Дмитрий Ростовский и АвраамийПалицын (http://www.goldring.ru); Буратино и Колобок,Василиса Премудрая и герои пушкинских сказок - всеони на свой манер пытались доказать: вредные при-вычки - плохо, здоровый образ жизни - хорошо(http://news.yandex.ru).Еще одной словообразовательной единицей, акту-альной в данном контексте, является суффикс -ан взначении 'название кого-либо по выдающемуся при-знаку', ср.: мозган, голован. Так в разговорной речиназывают человека, который особенно отличается ин-теллектуальными способностями.2.2. Морфологические средства. Простые и слож-ные формы превосходной степени также являютсясредством актуализации признака в наибольшей степе-ни, простые формы образуются с помощью суффиксов-айш- / -ейш- (ср.: умнейший, мудрейший, разумнейший,глупейший), но не тупейший (из 550 контекстов с ис-пользованием форм слова тупой не встретилось ниодного, в котором употреблялась бы форма тупейший).Показатели сложной формы превосходной степе-ни - частицы самый, наиболее, наименее (ср.: самый /наиболее / наименее умный, самый / наиболее / наиме-нее разумный, самый / наиболее / наименее рассуди-тельный). Форма превосходной степени с частицейсамый возможна у слов тупой, мудрый (ср.: самый ту-пой, самый мудрый), однако варианты с частицаминаиболее / наименее не частотны.Другим способом выражения значения максимальнойреализации признака интеллектуальности является при-соединение наречий очень, страшно, удивительно, ис-ключительно, слишком, прямо, абсолютно, совершенно,чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько,ср.: Многие запомнили ее еще со времен «расцвета» реа-лити-шоу, когда Бузова блистала на площадке в образесексуальной и длинноногой, но абсолютно тупой блон-динки, которая и двух слов связать не может(http://news.yandex.ru); Марк Адоманис: «Я скептическиотносился к зимним протестам оппозиции, но одна вещьбыла, по правде, достойна восхищения, и я считал этокрайне мудрым решением организаторов и участников:я имею в виду последовательный ненасильственный ха-рактер этих протестов (http://slon.ru/fast/russia/inopressa).Для выражения указанного значения также можетиспользоваться сложение основ - опорного слова и осно-вы наречия / прилагательного со значением интенсивно-сти проявления признака, ср.: многоумный, многомудрый,многодумный, большелобый (широколобый), большеголо-вый, быстроум и др.Интересно, что крайняя степень проявления признакаинтеллектуальности или его отсутствия в русской линг-вокультуре оценивается одинаково негативно: и к пре-дельной глупости, и к чрезмерному мудрствованию (ум-ничанью, зауми и под.) русские относятся одинаковонастороженно и часто даже пренебрежительно, ср.: Бо-юсь только, что излишние мудрствования на тему«вне игры» запутывают не только простых болельщи-ков, но даже представителей футбольной Фемиды(http://news.yandex.ru); То же самое должно быть в ми-нистерстве. Они (члены общественного совета) что-то говорят - министр должен слышать, а не простоотбиваться от них, как от назойливых мух, говорить,что для этого не созрели предпосылки, у нас нет денег,у нас другая страна, неповоротливая, вы здесьнаписан «немножко по-дыбильному», и неясно, то липодписанты глупы, как пробка, то ли нас таковымисчитают (http://obozrevatel.com)).2.4. Синтаксические средства. Высшая или низшаястепень проявления признака интеллектуальности на син-таксическом уровне реализуется речевыми оборотами созначением наибольшего проявления признака (ср.: …дядяВова Ухин, как мы его называли, заменил детдомовцамЮре Шатунову и Сергею Серкову отца. В перерывахмежду концертами помогал разобраться в литературе,давал советы по жизни. Более мудрого и душевного че-ловека я не знаю (http://sobesednik.ru); При этом для до-стижения видимости равенства численности митинговбыло принято заведомо непрофессиональное решениеобеспечивать максимальную численность искусственныхпропутинских митингов самыми что ни на есть тупы-ми командно-административными, принудительнымиметодами (http://www.rosbalt.ru).Указанное значение актуализируется также в срав-нительных оборотах - конструкциях, в которых приопорном слове употребляются усилительные элемен-ты - интенсификаторы такой, так, до того, до такойстепени; ср.: Медведь был до того умен, что нам ино-гда было непонятно, кто кого выслеживает(http://www.sakhalin.info); Евреи так умны и очень та-лантливы, как никто другой в мире (http://news.yandex.ru).Восклицательные предложения с частицами какой,что за, вот так также могут выражать значение пре-дельной степени, ср.: …Ельцин, находясь в добром рас-положении духа, простодушно брякал: «Посмотрите,какой у нас умный премьер-министр!» - о Егоре Гай-даре (http://pro-vincia.com.ua); Какая глупость гово-рить о конфликте между Литвой и Россией, какимнужно быть глупым, чтобы говорить, как как-то ска-зал один деятель, что Ивана к трубе не пустим!(http://www.obzor.lt); «Положи свое сердце у чте-ния…», - эти строки были написаны в одном египет-ском папирусе почти 6 тысяч лет тому назад, еще призарождении письменности. Какие удивительные имудрые слова!; Почему митинг не разрешили? Что задурь? Что за глупость? Не собирался же никто выхо-дить с пистолетами (http://news.yandex.ru). Интересно,что в русском языке конструкции, выражающие край-нюю степень проявления интеллекта, с аксиологиче-ской точки зрения могут выражать прямо противопо-ложные коннотации в зависимости от ситуации обще-ния и интонации говорящего, при этом степень интен-сивности признака будет одинаково высока (ср.,например: выражение Какой ты умный, используемоев прямом смысле, произносится с интонацией восхи-щения, а в переносном (противоположном) смысле бу-дет иметь ироническую окраску).Итак, языковые маркеры градуированности катего-рии интеллект обнаруживаются на всех уровнях: сло-вообразовательном, морфологическом, лексико-фразе-ологическом, синтаксическом, что можно нагляднопредставить в виде таблицы (таблица).Языковые средства репрезентации интеллектуальной градуированностиЯзыковой уровень Единицы языкаАктуализация признакаинтеллектуальности в меньшей (легкой)или большей степениАктуализация признака интеллектуальностив наибольшей (наивысшей)или наименьшей степениСловообразова-тельные средстваПрефиксы недо- пре-Суффиксы -оват- -ан (разг.)МорфологическиесредстваСтепенисравненияПростые Основа + суффикс -ее / -ей Основа + суффикс -ейш-СложныеЧастицы более / менее + форма положи-тельной степени (полная форма прила-гательного)Частицы самый / наиболее / наименее +форма положительной степени прилага-тельного (полная)Наречия со значением степенипроявления признакаНаречия со значением недостаточностипроявления признака: не очень, не слиш-ком, недостаточно, сравнительно,относительно, не совсем, не настолько,едва, чуть-чуть, немного, несколько,много (более), гораздо (менее/более),вдвое, впятероНаречия со значением предельной интен-сивности проявления признака: очень,страшно, удивительно, исключительно,слишком, прямо, абсолютно, совершенно,чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем,настолькоЛексико-фразеологическиесредстваЛексемы / фраземы / метафори-ческие (в широком смысле)выражения со значением степе-ни проявления признакаВыражения с семантикой недостаточностичего-либо или наличия каких-либо огра-ничений для осуществления умственнойдеятельности, ср.: шариков (клепок / вин-тиков / извилин) не хватает, выше своегоноса (своей головы) не прыгнешьЛексические и фразеологические средства ссемантикой предельности (тупой, до упора,быть мудрым не по годам, ума палата идр.), метафорические сравнения (мудрый,яко змий; мудр, как сама жизнь)СинтаксическиесредстваСпецифические речевые оборо-ты со значением степени прояв-ления признакаСравнительные оборотыКонструкции со сравнительно-сопоставительными предлогамиВосклицательные конструкции сусилительными частицамиСравнительные обороты с союзами как,будто и под., конструкции со значениемсравнения быть похожим на кого-либо,быть подобным кому-либо, конструкциисо сравнительно-сопоставительнымипредлогами: вроде бы, типа, наподобиеи др., имеющими условно-предположительное значениеРечевые обороты со значением наибольше-го проявления признака (не знать болеемудрого человека, чем…; самый что ни наесть тупой и под.); сравнительные оборотыс интенсификаторами такой, так, до того,до такой степени; восклицательные пред-ложения с частицами какой, что за, воттак (не в ироническом значении) и под.Когда речь заходит о градуированных категориях,исследователи указывают на наличие шкалы, на кото-рой располагаются входящие в структуру категориичлены. Таким образом, для описания интересующейнас категории необходимо определить набор составля-ющих и расположить их на данной шкале.Любую шкалу, как известно, можно представить вгоризонтальной или вертикальной плоскости. Катего-рию интеллекта в русском языке можно представить вобеих плоскостях. Горизонтальную шкалу представля-ют следующие синонимические слову умный единицы:недалекий, недалекого ума, дальновидный, широколо-бый, дальнего ума, прозорливый (вперед о времени),семи пядей во лбу, узколобый, предусмотрительный(т.е. глядящий вперед) и фраземы (ср.: волос длинен, даум короток; дальше своего носа не видит и под.).Однако вертикальную шкалу в русском языке пред-ставляет значительно большее число синонимов к словуумный (ср.: высокоумный, высокомудрый, высоколобый,высокоинтеллектуальный, высококвалифицированный,высокоразвитый, высокообразованный), к слову головав значении 'вместилище ума' (ср.: вершина, башня,скворечник) и большее число фразеологизмов (ср.: снеба звезд не хватает, чердак протекает, чердак слабомеблирован, крыша поехала, башню сшибло, что-тонаверху неладно, выше своей головы не прыгнет имн. др.). К перечисленным выше языковым единицамможно также прибавить некоторые устоявшиеся рече-вые обороты, актуализирующие идею вертикальной гра-дации категории интеллект (ср.: повышение квалифика-ции, карьерный рост, карьерная лестница, подняться (взначении 'быть успешным в жизни и бизнесе'), ученаястепень, ступени образования или, например, изученияиностранного языка и т.п.). Естественно, вертикальнамечается, с одной стороны, прямохождением человека(голова, вместилище ума, - верхняя часть тела). С дру-гой стороны, для русского сознания характерно рас-сматривать многие категории именно через оппозицию«верх - низ», при этом «верх» часто оценивается поло-жительно, а «низ» - отрицательно. Это архетипическиезакономерности русского национального сознания. Та-ким образом, можно утверждать, что интеллект как гра-дуированная категория должен быть представлен в видевертикальной шкалы (рис. 1).Рис. 1Вертикальная шкала, которая включает смысловые«узлы», представляющие степени проявления / отсут-ствия признака интеллектуальности, является главной всмысловом поле интеллект, осью, остовом, на которомдержится данная категория (см. Шкала интеллекта нарис. 1). Точкой отсчета, срединной точкой, от которойшкалы располагаются вверх по вектору умнее и вниз повектору глупее, вероятно, является смысловой компо-нент здравомыслящий (ср.: быть / находиться в здра-вом уме). В определении данной единицы как точкиотсчета играет роль то, что у данного слова в русскомязыке нет оппозиции нездравомыслящий. От срединнойточки компоненты располагаются вверх и вниз по век-торам без градации (зеркально отображаются компо-ненты разумный, рассудительный - неразумный,нерассудительный; толковый, сообразительный, по-нятливый - бестолковый, несообразительный, непо-нятливый; образованный, ученый - необразованный,неуч; умный - неумный, недалекий, глупый). Далее отних располагаются элементы, отражающие градацию:умнее - глупее; умнейший, преумный (умный-преумный) - глупейший, преглупый (глупый-преглупый),мудрый, мудрее - тупой, тупее.Однако важно заметить, что интеллектуальные спо-собности могут быть тесно связаны с двумя другимисферами человеческого бытия - прагматической и твор-ческой, поэтому целесообразно выделить, с одной сто-роны, прагматическую сферу приложения интеллекту-альных способностей (слева от центральной шкалы ин-теллекта), с другой - сферу креативности, которая опре-деляет наличие или отсутствие творческого начала винтеллекте человека (справа от центральной шкалы).При этом точки отсчета (наличие / отсутствие практиче-ского ума, наличие / отсутствие творческого потенциа-ла) обозначены условно произвольным отступом влево ивправо (отмечены черными заштрихованными точками).Усиление степени проявления признака практическогоума или креативности определяется соответствующимигоризонтальными векторами - вектором прагматики ивектором креативности, а также вертикальной шкалой -умный / умнее, мудрый / мудрее и глупый / глупее, тупой/ тупее. Таким образом, в сфере прагматики отмеченысмысловые «узлы» практичный - непрактичный; даль-новидный, прозорливый, осмотрительный, предусмот-рительный - недальновидный, непрозорливый, неосмот-рительный; расчетливый, предприимчивый - нерасчет-ливый (бескорыстный); увертливый, изворотливый, лов-кий, хитроумный, хваткий, ушлый - простодушный,простак, простофиля.В сфере креативности можно выделить следующиесмысловые «узлы»: способный - неспособный; одарен-ный - неодаренный, заурядный; талантливый - беста-ланный; гениальный - бездарный. Интересно, что шкалаинтеллекта имеет значительно больше степеней градации(или деградации), что позволяет отметить даже незначи-тельный прирост знаний, образованности, способностимыслить и т.д. Напротив, сфера креативности имеет не-значительное число смысловых «узлов», что позволяетсделать вывод о наличии в наивном сознании представле-ния о том, что способности и талант у человека либо есть,либо нет. Эта сторона интеллекта наименее градуирован-ная, тем более, что для таланта важны не столько степенипроявления, сколько именно его специфические каче-ственные характеристики. Средняя степень градуирован-ности у вектора прагматики: здесь отмечается меньше ню-ансов в развитии соответствующих способностей, чем нашкале интеллекта, но больше, чем на шкале креативности,что свидетельствует о возможности оценить степень нали-чия или отсутствия предприимчивости у человека.Важной составляющей представлений о категорииинтеллект является оценка. На графике аксиологиче-ская характеристика того или иного феномена марки-рована специальными знаками: заштрихованной тем-ной точкой обозначены точки отсчета, актуальные приоформлении векторов градации вверх и вниз (они име-ют нейтральную оценку); положительная оценка фено-мена обозначена светлой точкой, отрицательная оцен-ка - перечеркнутой заштрихованной точкой.Следует заметить, что не всегда оценка прямо про-порциональна степени интенсивности признака (поло-жительная - степеням градации; отрицательная - сте-пеням деградации). Так, например, в наивном сознаниирусского народа крайняя степень проявления ума оце-нивается негативно и предстает как неясность мысли иречи, вызванные чрезмерным мудрствованием, заумью,как намеренное запутывание собеседника часто с це-лью демонстрации интеллектуального превосходства.Крайняя степень практичности, предприимчивости врусском национальном сознании также воспринимает-ся негативно, поскольку свидетельствует о наличиинекоторой угрозы для окружающих, нередко становя-щихся объектом манипулирования со стороны хитро-умных, ловких и предприимчивых людей. С другойстороны, отсутствие расчетливости и предприимчиво-сти, которые, несомненно, имеют практическую цен-ность в жизни конкретного человека, русскими вос-принимается позитивно и называется бескорыстием,что подтверждается многочисленными сказками обИване-дураке - простодушном и отзывчивом парне,который всем бескорыстно помогает, не рассчитываяна ответную помощь или материальные ценности, а витоге оказывается одаренным судьбой всеми благамижизни: и умницей-красавицей-женой, и богатством.Итак, категория интеллекта является «размытой» иградуированной (т.е. не имеющей четких границ ипредполагающей градацию своих членов). В русскомязыке признак интеллектуальной градуированностипрослеживается на всех языковых уровнях: словообра-зовательном, морфологическом, лексико-фразеологи-ческом и синтаксическом. Единицы, репрезентирую-щие признак интеллектуальной градуированности, рас-пределяются по двум группам в зависимости от степе-ни интенсивности проявления данного признака: 1-ягруппа - маркеры актуализации признака интеллекту-альности в меньшей (легкой) или большей степени, 2-ягруппа - маркеры актуализации признака интеллекту-альности в высшей или низшей степени (вербальныемаркеры занесены в таблицу).Градуированные категории обычно изображаются ввиде шкалы, на которой размещаются члены категориив зависимости от степени интенсивности проявлениятипичных признаков. Категорию интеллекта следуетизобразить в виде вертикальной шкалы (не горизон-тальной). Подтверждением тому являются многочис-ленные языковые единицы и речевые обороты, которыеактуализируют признак «вертикальности» и являютсяотражением одной из особенностей русской менталь-ности - рассматривать многие категории именно черезоппозицию «верх - низ», где «верх» оценивается по-ложительно, а «низ» - отрицательно.Интеллектуальные способности тесно связаны сдвумя другими сферами человеческого бытия - праг-матической и творческой, поэтому, наряду со шкалойинтеллекта, представляющей возможности человекаосуществлять ментальные процедуры, выделяютсяпрагматическая сфера (сфера приложения интеллекту-альных способностей) и сфера креативности (сфератворческих способностей). Компоненты трех сфер про-явления признака интеллектуальности имеют аксиоло-гические характеристики, при этом оценка не всегдапрямо соответствует степеням градации и деградации(положительная - степеням градации; отрицательная -степеням деградации). В этой оценочной спецификепроявляются особенности национального сознания,мировидения, особенности восприятия явлений окру-жающего мира и отношения к ним.

Ключевые слова

когнитивная лингвистика, категория, язык, мышление, национальное сознание, cognitive linguistics, category, language, thought, national consciousness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дзюба Елена ВячеславовнаУральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)канд. филол. наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникацииelenacz@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Русская грамматика. М. : АН СССР, Институт русского языка, 1980. URL: http://rusgram.narod.ru/ (дата обращения: 18.05.2012).
Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. URL: http://www.metodolog.ru/01480/01480.html (дата обращения: 18.11.2011).
Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика : курс лекций. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2011. 256 с.
 Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Полнотекстовая версия