Становление и развитие органов государственного арбитража Западной Сибири в 1920-1940-е гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Становление и развитие органов государственного арбитража Западной Сибири в 1920-1940-е гг.

Рассматривается становление и развитие органов государственного арбитража Западной Сибири в 1920-1940-е гг. Год 1922принято считать годом создания государственного арбитража. Структура органов государственного арбитража в регионах Западной Сибири и традиционная сфера деятельности сложились в середине - второй половине 1940-х гг., когда были образованы государственные арбитражи Кемеровской, Томской и Тюменской областей.

Formation and development of state arbitration bodies of Western Siberia in 1920s - 1940s.pdf 1922 г. принято считать датой создания государ-ственного арбитража в России. В императорской Рос-сии действовали торговые, коммерческие (с 1808 г.),биржевые и третейские суды. В 1923-1925 гг. на тер-ритории Западной Сибири, в основном входившей всостав Томской губернии, предприятия решали спор-ные вопросы в Томской губернской арбитражной ко-миссии при Томском губисполкоме [1]. Особый поря-док разрешения споров между предприятиями и орга-низациями начал формироваться с первых лет совет-ской власти. Согласно Декрету о суде № 2 спорымежду казенными учреждениями не рассматривалисьобщими судами [2]. В годы военного коммунизмапредприятия работали в режиме «единой фабрики»,не заключали договоры и не нуждались в органах поразрешению хозяйственных споров ввиду их отсут-ствия.В годы новой экономической политики с появлениемхозяйствующих субъектов рынка возникла потребностьв быстром и объективном разрешении споров междуними. В функции органов государственного управленияэто не входило. Недавно созданные советские суды небыли знакомы с хозяйственной практикой, разрешениехозяйственных споров ложилось на них дополнительнойнагрузкой, мешавшей «делу укрепления социалистиче-ской законности». Согласно «Положению о порядкеразрешения имущественных споров между государ-ственными учреждениями и предприятиями», принято-му 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР, имуще-ственные споры между государственными учреждения-ми и предприятиями разрешала Высшая арбитражнаякомиссия при Совете труда и обороны РСФСР (СТОРСФСР), а в губерниях (областях) - арбитражные ко-миссии при областных экономических совещаниях(ЭКОСО) [3]. 14 марта 1923 г. СТО РСФСР утвердилпервые «Правила производства дел в арбитражных ко-миссиях». «Положение о судоустройстве РСФСР»,утвержденное постановлением ВЦИК от 11 ноября1922 г., относило арбитражные комиссии (ст. 2) к кате-гории специальных судов [4]. Н.В. Крыленко (в 1923 г. -заместитель наркома юстиции РСФСР и старший по-мощник прокурора РСФСР) объяснял цель созданияарбитражных комиссий стремлением разгрузить органыгосударственного управления от разрешения огромногоколичества имущественных споров и разногласий междупредприятиями и организациями. СТО при этом остав-лял за собой право изменять и исправлять постановле-ние арбитража [5. С. 529]. После образования СССРЦИК и СНК СССР 6 мая 1924 г. приняли «Положение обАрбитражной комиссии при СТО СССР» [6].«Основы судоустройства Союза ССР и союзныхреспублик», принятые 29 октября 1924 г. (ст. 22), за-крепили рассмотрение имущественных споров междугосударственными учреждениями и предприятиями заВысшей арбитражной комиссией при СТО СССР,высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО со-юзных республик, арбитражными комиссиями приСНК АССР, местными (губернскими, областными) ар-битражными комиссиями при исполнительных комите-тах советов областей и губерний [7]. «Основы…»предусмотрели, что «Положение о Высшей арбитраж-ной комиссии при СТО СССР издается «в порядке об-щесоюзного законодательства». Состав комиссии фор-мировал орган, при котором она состояла.Таким образом, хозяйственные споры разрешалисьарбитражными комиссиями, которые действовали каксоветские и ведомственные учреждения, «снабженныесудебными функциями». «Генеральная линия» разви-тия арбитража в 1927 г. была лаконично изложенапредседателем арбитражной комиссии при СТО СССРП.А. Лебедевым, который видел в перспективе компе-тенцию судов общей юрисдикции в рассмотрении делс участием граждан, а разрешение хозяйственныхспоров юридических лиц - в арбитражных комиссияхна основе особой вновь созданной системы права [8].В соответствии со ст. 6 «Положения об арбитражнойкомиссии ВСНХ СССР» арбитражная комиссия в сво-ей деятельности и решениях руководствовалась «дей-ствующим законодательством, общими началами эко-номической политики СССР и принципом целесооб-разности» [9].Помимо председательствующего, в состав област-ной арбитражной комиссии входили два члена: юрист ихозяйственник. Правом надзора за деятельностью ирешениями комиссий обладали наркомат юстиции,прокуратура и Высшая арбитражная комиссия приСТО, решения которой могли быть отменены Верхов-ным судом СССР. При рассмотрении основной массыдел - договорных споров, арбитражные комиссии име-ли право отсрочить или рассрочить исполнение обяза-тельств, заменить предмет исполнения другим или егоденежным эквивалентом, при определенных условияхполностью или частично освободить хозяйственныйорган от самого обязательства или ответственности заего неисполнение [10]. В соответствии со ст. 10 «По-ложения об арбитражной комиссии ВСНХ СССР» сто-роны были обязаны исполнять решения арбитражнойкомиссии [9].Из этого, однако, не следует, как это считают неко-торые исследователи, что арбитражные комиссии «яв-лялись в некотором смысле органами государственногоуправления в силу их возможности своими решениямиуправлять целыми отраслями исходя из условий плано-вой экономики» [11]. Комиссии не располагали адми-нистративно-распорядительными функциями, не учас-твовали в планировании, не отменяли и не корректиро-вали директивы органов исполнительной власти. Об«управлении отраслями» речи не шло и не могло идтикак в части «управления», так и в части «отраслей»,комиссии решали отдельные хозяйственные споры,выносили по ним решения и высказывали рекоменда-ции. Тезис об управленческих функциях Госарбитражанеоднократно возникал в юридической периодике. В1967 г. А.Ф. Козлов подчеркивал, что хозяйственныеспоры возникают в сфере производственно-хозяйствен-ной деятельности. Рассматривая такие споры, арбитражне только решает вопрос о праве, но и хозяйственные,производственные вопросы, участвуя тем самым вуправлении народным хозяйством [12]. Постановлени-ем Президиума Исполнительного комитета Совета ра-бочих, крестьянских и красноармейских депутатов Но-вониколаевской губернии в 1922 г. была образованаНовониколаевская губернская арбитражная комиссия всоставе председателя и членов от предприятий, органи-заций и учреждений губернии. Участие в комиссиипредставителей государственной торговли, кооперациии профессиональных юристов обеспечивало планомер-ность ее работы, объективность разрешения споров. В1925 г. путем слияния нескольких областей был обра-зован Сибирский край. В 1925 г. губернская комиссиябыла преобразована в Сибирскую краевую арбитраж-ную комиссию в Новосибирске. В штат для выполне-ния технической работы были приняты штатные секре-тарь и консультант. При разрешении споров комиссияруководствовалась общими правилами гражданскогоправа и процесса, положением и инструкцией для ар-битражной комиссии, утвержденными губернским эко-номическим совещанием (ЭКОСО), общими началамигосударственной торговой политики.Ускоренная индустриализация, строительство но-вых промышленных предприятий, развитие Урало-Кузбасского проекта, несовершенство хозяйственногозаконодательства стимулировали рост споров междупредприятиями и организациями. В 1931 г. ЦИК и СНКСССР ввели обязательное оформление заказов и поста-вок письменными договорами [13. С. 109]. Постанов-ление СНК СССР «Об изменении в системе кредитова-ния, укреплении кредитной работы и обеспечении хоз-расчета во всех хозорганах» [14] закрепило за хозрас-четными предприятиями собственную имущественнуюбазу, что формально давало им «самостоятельность» иповышало ответственность за полученные результаты.4 марта 1931 г. постановлением ЦИК и СНК СССР«в целях укрепления единства судебной системы Сою-за ССР, поднятия хозяйственной дисциплины и повы-шения ответственности хозяйственных органов за своюработу» арбитражные комиссии были упразднены [15].Споры между предприятиями передавались на разре-шение в суды общей юрисдикции с участием народныхзаседателей - представителей хозяйственных органов.Ранее Постановление ВЦИК и СНК СССР от 6 февраля1929 г. уже предусматривало передачу специальнымхозяйственным сессиям судов общей юрисдикции не-которые категории хозяйственных споров. Данная,очевидно, нежизнеспособная схема не успела начатьработать. Через две недели после принятия указанногопостановления ЦИК и СНК Постановление СНК СССРот 20 марта 1931 г. № 229 «Об изменении в системекредитования, укрепления кредитной работы и обеспе-чении хозяйственного расчета во всех хозяйственныхорганах» предусматривало создание государственногоарбитража для разрешения споров связанных с матери-альной ответственностью по договорам между хозяй-ственными органами [14].В 1920-1930-е гг. существовала неопределенность впозиции законодателя по подведомственности хозяй-ственных споров, что было связано с новизной пробле-мы для советской системы. Такая же неопределенностьсуществовала и в юридической науке того времени.Часть ученых и практиков были сторонниками тради-ционных форм юрисдикции, другие считали, что ар-битраж, помимо чисто правовых, должен решать и хо-зяйственные вопросы, в частности помогать предприя-тиям и организациям грамотно заключать и выполнятьдоговоры. При этом арбитраж должен был защищатьне только законные интересы сторон спора, но, преждевсего, государства. Постановление ЦИК и СНК СССРот 3 мая 1931 г. № 5/298 утвердило «Положение о гос-ударственном арбитраже при Совете народных комис-саров СССР», которое определило организационнуюструктуру органов государственного арбитража вСССР, регламентировало их деятельность по разреше-нию споров, надзору за исполнением решений и пре-дупреждению хозяйственных правонарушений [16].Государственный арбитраж имел иерархическуюструктуру и создавался: при СТО - для разрешенияспоров, в которых хотя бы одной из сторон являлсяцентральный союзный орган, а также споров междуцентральными органами союзных республик; при эко-номических совещаниях (ЭКОСО) союзных респуб-лик - для разрешения споров, в которых одной из сто-рон являлся центральный республиканский орган илиреспубликанский орган предприятия союзного подчи-нения, а также споров между краевыми (областными)органами разных краев, областей и автономных рес-публик; при советах народных комиссаров (СНК) авто-номных республик, при краевых и областных исполко-мах и при исполкомах автономных областей - для раз-решения всех остальных споров, подлежащих государ-ственному арбитражу [16].Положение действовало почти 30 лет, многократноредактировалось и дополнялось [17-19]. Согласно По-ложению 1931 г. государственный арбитраж, как Госу-дарственный банк и другие органы, был обязан сооб-щать («сигнализировать») вышестоящим и правоохра-нительным органам о грубых и систематических нару-шениях договорной и плановой дисциплины, иных не-достатках в деятельности учреждений, предприятий,организаций. 30 мая 1931 г. был учрежден Государ-ственный арбитраж при СНК РСФСР. Государствен-ные арбитражи при СНК союзных республик получилиправо инструктировать местные и ведомственные ар-битражи союзных республик. 6 декабря 1931 г. СНКСССР упорядочил вертикальную структуру нового ор-гана, возложив на Государственный арбитраж СССРинструктирование нижестоящих арбитражей при СНКсоюзных республик, союзных наркоматах [17].В 1931 г. в Новосибирске была создана Западно-Сибирская краевая арбитражная комиссия при За-псибкрайисполкоме с непостоянным штатом околодесяти человек. Арбитры работали по совместитель-ству с оплатой около 30 руб. за заседание. Специализи-рованных отраслевых отделов не было, дела распреде-лялись между госарбитрами по признаку истца. Дело-производство (включая рассылку повесток, решений)производилась общей канцелярией [20].Быстрые темпы индустриализации, рост количествапредприятий и договоров между ними требовали дляарбитража больших полномочий. Постановление СНКСССР от 19 декабря 1933 г. «О заключении договоровна 1934 год» дополнительно возложило на органы гос-ударственного арбитража рассмотрение преддоговор-ных споров [21]. В 1935 г. в Западно-Сибирской крае-вой арбитражной комиссии были введены ставкиштатных арбитров, которые разрешали большинствоспоров уже в составе отраслевых групп: промышлен-ности и транспорта, сельского хозяйства, торговли икооперации, строительства. Постановлением Оргкоми-тета ВЦИК по Алтайскому краю от 11 ноября 1937 г.№ 89 был создан Государственный арбитраж при Ал-тайском крайисполкоме с аналогичными функциями иштатом. Приближение войны и усиление нагрузки намашиностроительные и добывающие предприятия тре-бовали для арбитража больших полномочий. Поста-новление СНК СССР от 5 декабря 1939 г. «О заключе-нии договоров на 1940 год» возложило на Госарбитражрассмотрение споров, возникающих при согласовании«Основных условий поставки товаров» [19].Первые годы органы государственного арбитражаработали, не имея единого процессуального регламен-та, значение которого в то время явно недооценивалосьввиду того, что арбитраж, по мнению законодателя,решал в основном экономические задачи, руководство-вался принципом целесообразности в русле «генераль-ной линии» партии и не нуждался как суд в процессу-альном кодексе. Считалось, что для быстрого разреше-ния споров процессуальные формальности могут толь-ко мешать, а совершенствование арбитражного процес-са пойдет по пути «упрощения форм разбирательствадел и сведения формальностей к тому законному ми-нимуму, который, не связывая работу арбитров пусты-ми формальными схемами, давал бы в распоряжениеарбитража инструмент для активного разрешения по-ставленных перед ним задач» [22. С. 1].Отсутствие единого процессуального регламентавело к разнобою в арбитражной практике разных реги-онов, невозможности обеспечить равенство сторон впроцессе, определить права и обязанности как сторон,так и арбитра, однообразно фиксировать и обжаловатьрешения. Опыт первых лет применения фрагментовпроцедурных правил, содержавшихся в Положении оГосарбитраже 1931 г., показал, что объективное разби-рательство хозяйственных споров невозможно без де-тальной процессуальной регламентации. В 1934 г. Гос-арбитраж при СНК СССР в целях дальнейшего укреп-ления в работе органов госарбитража революционнойзаконности, установления единства практики, обеспе-чения решениями арбитража планово-договорной дис-циплины и хозяйственного расчета во взаимоотноше-ниях хозорганов утвердил первые «Правила рассмот-рения и разрешения имущественных споров органамиГосарбитража» [23. С. 32]. Правила обязывали арбит-ров сообщать («сигнализировать») в руководящие иправоохранительные органы о фактах нарушения пла-новой дисциплины, злоупотреблениях. Аналогичнуюобязанность имели Государственный банк, финансовыеи другие органы. Правила также предусматривали по-рядок, согласно которому вышестоящие по отношениюк предприятиям и организациям органы (наркома-ты / министерства, главки) могли от своего именипредъявлять иск (претензию) в защиту интересов под-ведомственных организаций, ходатайствовать о пере-смотре решений главных арбитров арбитражей союз-ных республик, областных и краевых арбитражей вГосарбитраж при Совете Министров СССР. Правиларассмотрения споров предусматривали возможностьдостижения сторонами соглашения в рамках закона какна претензионной стадии урегулирования конфликта,так и в процессе разрешения споров в арбитраже.С середины 1930-х гг. перед арбитражем ставиласьзадача не только и не столько разбирать хозяйственныеспоры, сколько укреплять плановую и договорнуюдисциплину, хозрасчет, выявлять скрытые резервы,злоупотребления и на этой основе содействовать ростуэффективности общественного производства. Такимобразом, арбитраж сформировался как орган, не просторассматривавший хозяйственные споры между пред-приятиями, проводя государственную экономическуюполитику, но и активно влиявший на хозяйственнуюдеятельность сторон. Госарбитраж находился в подчи-нении органов исполнительной власти, не обладая не-зависимостью суда. Статус арбитража в советской си-стеме сформировался в 1930-е гг. Социалистическиепредприятия по определению не конкурировали междусобой и не стремились к максимизации прибыли.И.Б. Новицкий отмечал, что социалистические органи-зации, заключая договор, имеют целью выполнениесвоих планов, составляющих части единого народно-хозяйственного плана [24. С. 52]. Автор справедливоподчеркивал, что наряду с взаимными правами и обя-занностями (как будто противоположными) на обоихпредприятиях лежат обязанности каждого перед госу-дарством [24. С. 88].Нарастание военной угрозы, темпов развития обо-ронной промышленности стимулировали принятие мерпо обеспечению качества продукции промышленности.29 августа 1939 г. СНК СССР утвердил ИнструкциюГосарбитража при СНК СССР «О порядке и срокахпредъявления претензий при поставке товаров ненад-лежащего качества государственными, кооперативны-ми и общественными организациями другим» [25]. Этобыл первый акт, кратко (в одном пункте) регламенти-рующий претензионный порядок разрешения хозяй-ственных споров.Главной особенностью советского арбитража былото, что сторонами спора являлись государственныепредприятия и организации и после кредитной рефор-мы начала 1930-х гг. санкции, взыскиваемые с одногогосударственного предприятия, зачислялись на счетдругого государственного предприятия или в союзныйбюджет, не выходя, таким образом, за его пределы. Вусловиях прямого бюджетного финансирования пред-приятий санкции не имели никакого смысла. Работни-ки арбитража понимали это и, стремясь придать штра-фам и санкциям эффективность, настаивали на приме-нении их к должностным лицам предприятий, личновиновным в нарушении плановой и договорной дисци-плины, выпуске брака и т.п. Усилия работников арбит-ража в значительной степени нивелировались ограни-ченными возможностями правового воздействия наэкономические процессы, а также начавшимися со вто-рой половины 1930-х гг. разоблачениями «врагов наро-да». Структура органов государственного арбитража врегионах Западной Сибири сложилась в середине -второй половине 1940-х гг. с образованием государ-ственных арбитражей Кемеровской, Томской областей.В образованной в 1944 г. Тюменской области тогда жебыл создан Государственный арбитраж при Тюмен-ском облисполкоме. В государственных архивах реги-онов Сибири сведения об истории создания арбитра-жей этого начального периода крайне скудны, а мате-риалы по большей части отсутствуют (Кемеровская,Тюменская области и другие регионы). В начале1950-х гг. штат Тюменского областного госарбитражасостоял из пяти человек (главный арбитр, арбитр, сек-ретарь, машинистка и курьер). В таком составе арбит-раж рассматривал до тысячи дел в год.Анализ становлении и последующего развития ор-ганов государственного арбитража в Западной Сиби-ри позволяет сделать следующие выводы: планомер-ное ведение народного хозяйства не исключило про-тиворечия и споры между социалистическими пред-приятиями, что и вызвало потребность в созданииспециального органа; рост числа арбитражей и коли-чества рассматриваемых в них дел свидетельствует оросте экономической активности в Западной Сибири,промышленном развитии края; органам арбитража впромышленных регионах Сибири предписывалось непросто рассматривать и разрешать споры, а активноизучать недостатки хозяйственного механизма и ин-формировать вышестоящие инстанции о них и путяхих устранения; с момента образования за органамигосарбитража закрепился территориальный принципформирования, не означавший, вместе с тем, полнуюместную подчиненность; выполняя важную государ-ственную функцию, региональные органы госарбит-ража сохраняли определенную независимость отместной политической элиты.

Ключевые слова

арбитр, арбитражная комиссия, Государственный арбитраж при СНК РСФСР, Сибирский край, индустриализация, хозрасчет, arbitrator, arbitration commission, State arbitration of Council of National Commissioners of RSFSR, Siberia, industrialization, self-financing

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воронин Дмитрий ВасильевичПрокопьевский филиал Томского государственного университетаканд. ист. наук, зав. кафедрой общественных наук, директорvoronin@prk-tsu.tck.ru
Всего: 1

Ссылки

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-798.
Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). 1918. № 26, ст. 420.
СУ РСФСР. 1922. № 60, ст. 769.
СУ РСФСР. 1922. № 69, ст. 902.
Крыленко Н.В. В последний раз об арбитражных комиссиях // Еженедельник советской юстиции. 1923. № 23. С. 529.
СУ РСФСР. 1924. № 62, ст. 618.
Свод законов СССР (СЗ СССР). 1924. № 23, ст. 203.
Лебедев А.П. Гражданский кодекс и государственное хозяйство // Вестник Верховного Суда СССР. 1927. № 2(5).
СЗ СССР. 1926. № 13, ст. 90.
Анохин В.С. Арбитражное процессуальное право России : учеб. для студ. вузов. М., 1999.
Арбитражный суд Московской области. Историческая справка. URL: http://asmo.arbitr.ru/about/about (дата обращения: 21.04.2012 г.).
Козлов А.Ф. Суд первой инстанции как субъект советского гражданского процессуального права и другие органы, разрешающие правовые споры // Сборник ученых трудов Свердловского юридического института. Свердловск, 1967. Вып. 7. С. 190.
СЗ СССР. 1931. № 10, ст. 109.
СЗ СССР. 1931. № 18, ст. 166.
СЗ СССР. 1931. № 14, ст. 135.
СЗ СССР. 1931. № 26, ст. 203.
Постановление СНК СССР от 8 декабря 1931 г. // СЗ СССР. 1931. № 70, ст. 470.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 августа 1937 г. // СЗ СССР. 1937. № 57, ст. 242.
Постановление СНК СССР от 5 декабря 1939 г. // СЗ СССР. 1939. № 58, ст. 618.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-83.
СЗ СССР. 1933. № 73, ст. 445
О необходимости процессуальных правил // Бюллетень Госарбитража при СНК СССР. 1934. № 15. С. 1.
Бюллетень Госарбитража при СНК СССР. 1934. № 12, ст. 32.
Новицкий И.Б. Солидарность интересов в советском гражданском праве. М., 1951.
Собрание постановлений Правительства СССР (СП СССР). 1939. № 51, ст. 428.
 Становление и развитие органов государственного арбитража Западной Сибири в 1920-1940-е гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Становление и развитие органов государственного арбитража Западной Сибири в 1920-1940-е гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Полнотекстовая версия