Системы документации органов власти и управления Белой Сибири в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Системы документации органов власти и управления Белой Сибири в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.)

Рассмотрены особенности делопроизводства и вопросы классификации документов органов власти и управления на территорииБелой Сибири в годы Гражданской войны. Наибольшее влияние на формирование документооборота, при сохранении традицийдореволюционной бюрократии, имела практика военного ведомства, поскольку антибольшевистские правительства функционировали в чрезвычайных условиях военного времени при верховенстве военной власти. С разгромом Колчака в конце 1919 - начале 1920-х гг. была ликвидирована и система документационного обеспечения управления колчаковского режима.

Systems of documentation of government and management bodies of White Siberia duringCivil War (1918-1920).pdf В годы Гражданской войны с конца мая 1918 г. и доначала 1920 г. на территории Сибири функционирова-ли, сменяя друг друга, следующие основные анти-большевистские государственные образования: Запад-но-Сибирский комиссариат Временного Сибирскогоправительства (ЗСК), Временное Сибирское прави-тельство (ВСП), Временное Всероссийское правитель-ство (Директория), Временное Российское правитель-ство Верховного правителя адмирала А.В. Колчака.Порядок легитимизации белых правительств и форми-рование систем управления на территории Белой Си-бири обусловливали адаптацию документационногообеспечения управления к существующим условиямвоенно-политического противостояния.С первых дней функционирования белые прави-тельства, стремясь закрепить свои позиции, издавалипрограммные документы, определяющие основныецели антибольшевистского движения. Нормативнаяоснова, использовавшаяся в государственном управле-нии белого режима, изначально формировала два вари-анта модели делопроизводства: реставрационный (ис-полнительное делопроизводство) и реформационный (сизменениями, унаследованными от Временного прави-тельства). Следует отметить тот факт, что вариатив-ность делопроизводства белых объединений не оста-валась неизменной в ходе жизнедеятельности органоввласти и управления.Система делопроизводства в годы Гражданскойвойны на территории Белой Сибири представляла со-бой структуру, обеспечивающую налаженную, строгоопределенную работу с деловыми и официальнымидокументами. Она обусловливала деятельность госу-дарственных канцелярий всех уровней. Несмотря начастые изменения структуры органов власти и управ-ления, их документационное обеспечение не претерпе-ло изменений. С приходом к власти новые правитель-ства закрепляли сложившуюся систему. Однако следу-ет отметить, что каждое правительство изменяло прио-ритеты в практике применения нормативных актов, чтоявляется отличительной особенностью документаци-онного обеспечения органов власти Белой Сибири.С первых дней существования антибольшевистскаявласть Сибири заявляла свое легитимное право на нор-мотворчество. Явочным порядком была восстановленасила законов, действовавших до большевистского пе-реворота, хотя советские законы формально не отменя-лись. Одновременно восстанавливалась и система ис-полнительного делопроизводства.21 июня 1918 г. Западно-Сибирским комиссариатомбыл направлен циркуляр всем заведующим отделов.В нем обращалось внимание на то, что за время совет-ской власти как «в организации правительственныхучреждений, так и в тех законах, которыми эти учре-ждения руководствовались, произошли существенныеизменения». В документе подчеркивалось, что «неко-торые преобразования оставили настолько глубокийслед, что установление прежнего порядка представля-ется уже либо невозможным, либо нецелесообразным».Исходя из этого, ЗСК считал необходимым пересмот-реть законы и постановления советской власти, сохра-нив лишь те из них, которые оказались «жизненными».Все же остальные предлагалось заменить законами,принятыми до октября 1917 г., или новыми, соответ-ствовавшими изменившейся политической обстановке.Этим должны были заниматься организационный июридический отделы Управления делами «при участиизаинтересованных сторон» [1. Л. 2]. Необходимо отме-тить, что за время существования органов власти иуправления на территории Белой Сибири не было при-нято ни одного законодательного акта, регламентиру-ющего общее гражданское делопроизводство. Приме-чательно, что временно исполняющий обязанностиТомского губернского комиссара при вступлении вдолжность издал приказ, в котором отметил: «Порядоки системы делопроизводства оставляю без изменения»[2. Л. 109]. В то же время в отношении военного дело-производства были изданы не только законодательные,но и методические документы, конкретизирующие какотдельные аспекты содержания, так и порядок работы сдокументацией.Переход к реформационной модели делопроизвод-ства в деятельности органов власти и управления БелойСибири обозначился с момента сосредоточения всейполноты власти в руках Верховного правителя адмира-ла Колчака. Начиная с ноября 1918 г. кризисные про-явления в системе управления нашли отражение и вделопроизводственной сфере. Переход к усложненнойсистеме управления и соподчинения обозначилобособление гражданской и военной сферы работы сдокументацией. Военная сфера деятельности органоввласти определила приоритеты в процессах докумен-тирования.В деятельности органов власти формировались до-кументы, разнообразные по форме, содержанию и це-левому назначению. Сложившаяся исследовательскаятрадиция рассматривает всю совокупность документов,созданных в деятельности белых правительств, в видеследующих групп: нормативные акты, официальныедокументы и переписка [3. С. 52]. Подобная практикаобъясняется использованием этих документов как ис-торических источников. В делопроизводстве органоввласти и управления Белой Сибири по принятой тради-ции исполнительного делопроизводства не использова-лась практика четкого закрепления систем документа-ции. Однако анализ документной базы органов властии управления Белой Сибири позволяет говорить о том,что в делопроизводстве сформировалась тенденцияприменения форм и правил гражданского и военноговедомств дореволюционной России. В связи с этим воизбежание подмены понятий необходимо в процессеанализа конкретизировать фактически использовавшу-юся группировку документации.Анализ массива документов, созданных в процесседеятельности белых правительств Сибири, позволяетусловно выделить две основные системы документа-ции: гражданскую (общегосударственную) и военную.Выделение крупных систем документации связано нетолько с направлением деятельности ведомств, изда-вавших документы, но и в большей мере с порядкомдокументирования деятельности органов власти иуправления. Гражданская система документов выстра-ивалась под общегосударственный уровень, связанныйс целевой деятельностью органов власти и управления.Целевое назначение военной системы документацииопределялось условиями Гражданской войны и «пред-положительно короткими ее сроками» [4. Ст. 18].К первой системе относятся документы, созданныеантибольшевистскими органами власти и управленияна территории Белой Сибири в период с 1917 по 1920 г.В ее составе можно выделить три основные группыдокументов. Первая группа включает законодательныеи нормативные акты, содержавшие обязательные пред-писания, выражавшие волю государства. К ним отно-сятся: 1. Закон. Особая разновидность нормативныхактов. В сибирском законодательстве 1918 г. он встре-чается всего один раз. 2. Постановление. Основной виднормативных актов. Он представлен постановлениямиЗападно-Сибирского комиссариата, Временного Си-бирского правительства (Совета Министров и Админи-стративного совета) и Правительства Колчака. Следуетотметить, что в делопроизводстве Белой Сибири встре-чается и такая разновидность постановлений, как «обя-зательные постановления». Они устанавливали поря-док введения чрезвычайного положения на путях со-общения. Чрезвычайность мер определила приставку«обязательные». В свою очередь, на территории БелойСибири издавались и «временные постановления».Данный вид документов издавался в спорных случаях,когда мера вводилась, но окончательное её утвержде-ние переносили до созыва Учредительного собрания [5.С. 106]. 3. Положение. Это форма законодательногоакта, обычно определяющая деятельность государ-ственных и частных учреждений, организаций, право-вое состояние отдельных сословий, порядок управле-ния некоторых регионов. 4. Указ. Наименованиенаиболее важных актов, издаваемых верховной вла-стью. 5. Инструкции. Подзаконные нормативные акты,которые, как правило, принимались отдельными мини-страми и имели силу в рамках определенного ведом-ства (министерства). 6. Циркуляр. Ведомственный пра-вовой акт, содержащий определенные предписанияподчиненным органам. 7. Распоряжение. Акт управле-ния, имеющий властный характер. Обычно он издавал-ся в рамках компетенции государственного органа илидолжностного лица и имеющий обязательную силу длясубъектов, которым он адресован.Вторая группа - это информационно-разъясняющаядокументация. В её состав входили обращения, призы-вы, воззвания, грамоты. Основная задача издания дан-ной группы документов - разъяснения и/или уточненияк юридическим индивидуальным актам, издававшимсяправительством (высшим органом власти), но содер-жавшим положения, исполнение которых юридиче-скими санкциями не обеспечивалось и было лишеносвойства государственной обязательности. Их рользаключалась в информировании населения о переме-нах, идеологической мобилизации граждан на дости-жение каких-либо целей. В них содержались такжепризывы к выполнению правовых норм, установлен-ных юридическим правовым актами. Отличительнойчертой индивидуальных актов является их конкретныйиндивидуальный характер [6. С. 2].Третью группу составляют внутренние документы(внутриведомственные) - условное обозначение всехвидов документов, создававшихся в деятельности ор-ганов власти и управления и не носивших норматив-ный характер. Следует отметить, что в исследованияхпо истории Гражданской войны все документы, не но-сившие нормативный характер, обозначались общимтерминами «делопроизводственная документация» или«переписка». Однако, на наш взгляд, в данном случаевозможна смысловая подмена, не раскрывающая сущ-ностный характер документации. В состав третьейгруппы документации входят: 1. Штатные расписанияи должностные инструкции для чиновников всех ран-гов. Организация деятельности органов власти основы-валась на данной подгруппе документов, которые частоназывались «положениями». В них детально прописы-вались права и обязанности лиц, занимавших опреде-ленные должности. Следует отметить, что составляе-мые в Министерстве внутренних дел штатные расписа-ния корректировались с учетом местных особенностейруководителями губернских и областных органов вла-сти. 2. Протоколы заседаний. В результате деятельно-сти коллективных органов издались документы, фик-сировавшие принятые решения по результатам обсуж-дения важных вопросов. В разных отделах сложилисьсвои правила оформления протоколов. 3. Доклады, от-четы, оборотные ведомости и расходные сметы. Онисоставлялись в каждом отделе на месяц, на квартал и,исходя из этой информации, на полгода и на год. Нотолько расходные сметы носили опережающий харак-тер. Для так называемой поверки существовавшей ворганах государственной власти отчетности в августе1919 г. постановлением Совета Министров был утвер-жден Устав ревизии. В соответствии с этим докумен-том контрольные учреждения должны были осуществ-лять документальную ревизию отчетности в целях удо-стоверения в законности и правильности поверяемыхоборотов [7. Л. 12]. Таким образом, самостоятельныйэтап исполнительного делопроизводства дореволюци-онного периода был востребован органами власти Бе-лой Сибири с трехлетним перерывом. 4. Акты. Издава-лись по результатам всех проверок, осуществлявшихсяв государственных учреждениях. 5. Сведения о населе-нии городов и волостей. Составлялись в виде списков иуточняли количество налогоплательщиков. 6. Кадроваядокументация. Заявления о приеме на работу и уволь-нении; ведомости на выдачу заработной платы; прика-зы по личному составу, личные дела, несмотря на не-достатки, оформлялись по единым требованиям.7. Удостоверения. Документы, выдаваемые сотрудни-кам государственных учреждений для исполнения сво-их должностных обязанностей при выезде со своегорабочего места или для беспрепятственного получениякаких-либо сведений, часто заменяли паспорта. 8. Пе-реписка с министерствами и ведомствами. Документы,отражавшие порядок сношений между ведомствами.В период Гражданской войны в системах канцеля-рий сложилась практика «обезнаименования» доку-ментов переписки. Объяснялась такая особенность тем,что структура сношений исполнительного делопроиз-водства в чрезвычайных условиях подверглась упро-щению. При отправлении документов в адресате ука-зывалось наименование учреждения или наименованиедолжности. Конкретизирующие сведения, иногда ифамилия адресата в условиях изменения систем управ-ления, не всегда являлись актуальными, что приводилок упрощению адресования. Такая практика приводила киспользованию усредненного вида сношений без ука-зания наименования вида документа.Следует отметить, что в процессе переписки принаправлении ответа наименование документа не ука-зывалось, а в тексте использовалась формулировка «Вответ на ваш запрос от 29 августа с/г за № 368, Мини-стерство финансов имеет честь сообщить, что в насто-ящее время…» [8. С. 23]. Важно было, что исходящиедокументы носили характер официального письма-отношения. В практике работы с гражданской доку-ментацией оригиналы документов подписывались темлицом, от которого они исходили. Копии документовзаверялись секретарем следующим образом: «С под-линным верно. Секретарь. Личная подпись секретаря»или «Подлинным за надлежащими подписями: С под-линным верно: Тов. Председателя управы. Сверял: Вр.Ис. Об. Секретаря». Действовала система росписи «за»кого-нибудь: «За секретаря Михайловский Б.М.», «Зауправляющего делами» и др. Эта подпись либо наби-ралась полностью на пишущей машинке, либо предлог«за» и согласованное окончание в наименовании долж-ности - от руки.Повсеместно из-за нехватки бумаги многие доку-менты гражданской системы документации оформля-лись на бланках советских организаций. Например,Томская городская управа в июне 1918 г. направилазапрос в комиссариат с просьбой отпустить ей частьбумаги из оставшейся в канцелярии бывшей советскойвласти в гостинице «Европа» по причине крайней нуж-ды в писчей бумаге [9. Л. 123]. Хорошо читаемые, пе-речеркнутые реквизиты присутствуют на оборотнойстороне некоторых документов. Так, ответ начальникуТомского почтово-телеграфного округа оформлен наоборотной стороне бланка Административного советаТомского Губисполкома. В гражданском делопроиз-водстве существовали такие виды копий, как отпуск,копия с копии и дубликат. На документах в правомверхнем углу с заглавной буквы фиксировалось либо отруки, либо на пишущей машинке название соответ-ствующей копии, например «Дубликат». Традиции ипрактика гражданского делопроизводства переживалив период 1918-1920 гг. в деятельности органов властии управления Белой Сибири процесс милитаризациивследствие использования документов военной систе-мы документации.Необходимо отметить, что наибольшее влияниеимела практика военного ведомства, поскольку анти-большевистские правительства функционировали вчрезвычайных условиях военного времени при верхо-венстве военной власти. Система военной документа-ции, во-первых, определялась как обособленная систе-ма документации (ведомственное назначение). Подчер-кивался этот факт и тем, что за период деятельностиантибольшевистских правительств на территории Бе-лой Сибири была издана инструкция по секретномупроизводству дел и обособленные нормативные актыпо порядку организации работы с документами воен-ных формирований. Во-вторых, складывалась практикараспространения документов военного ведомства длянаселения в официальном периодическом издании Ом-ского правительства «Правительственном вестнике»,где на второй и третьей страницах публиковались до-клады и приказы по армии.Система военной документации в 1918-1920 гг.включала следующие документы: Приказ, приказаниявойскам армии, - в военном управлении являлся ос-новным видом документа. Необходимо отметить, чтопрактика применения приказов в гражданской сфереуправления была заимствована из военной. Приказ ис-пользовался руководителями сибирских белых прави-тельств для решения вопросов мобилизации или заго-товки продовольствия; директивные указания, записиразговоров по прямому проводу; выписка из журнала.Зафиксированное в ходе заседания верховного органамнение, утвержденное им в качестве решения. Подоб-ное оформление принятого на заседании решения вкачестве закона было характерно для деятельности бе-лых правительств; временные правила. Правовые нор-мы, предусматривающие некоторые мероприятия пообеспечению определенных условий (службы), а такжепорядок их применения. Примером подобного видадокументов могут служить «Временные условия фор-мирования Сибирских добровольческих полков»; ра-порт. Данный вид документа широко использовался посвоему основному назначению в рамках военного ве-домства [10. С. 56]. В условиях милитаризации управ-ления в качестве служебного документа гражданскихведомств также активно начинает использоваться ра-порт. Следует отметить, что этот документ принималинформационно-аналитический характер по вопросамработы и состояния органов власти на местах; спискиучреждений, воинских частей, сведения о личном со-ставе. Документация, позволяющая конкретизироватьпорядок и численность армии; донесения. Сведенияуправляющих об отказе от военных мобилизаций и оборьбе с дезертирством, сведения о деятельности пред-ставителей гражданского управления в расположенииармии; обзоры и оперативные сводки с фронта о ходебоевых операций и о состоянии промышленности, же-лезнодорожного строительства, используемых армией;циркуляры Военного министерства. Существовавшаямаршрутная схема замедляла поступление документов,адресованных в армию для их непосредственного ис-полнения. В результате стали появляться циркулярыдля точной рассылки документов; списки пригодныхдля строевой службы. По мере необходимости осу-ществлялась сверка данных в списках. На их основаниивыходили постановления об освобождении от служеб-ных обязанностей и зачислении на воинскую службу;именные списки, списки личного состава, формулярыпо личному составу. Документы, содержавшие сведе-ния о личном, офицерском и воинском составе армий,позволявшие проводить сверки, выдавать удостовере-ния и осуществлять финансовые выплаты [11. Л. 16].В системе военной документации действовала обя-зательная практика ограничения доступа к документам:«В. секретно» (весьма секретно); «секретно» («подле-жит безусловной тайне»); «не подлежит оглашению».Кроме того, использовались грифы «спешно» («должнобыть исполнено в определенный срок») и др. Соответ-ствующий гриф проставлялся на документах либо присоздании на пишущей машинке, либо при отправке -посредством штемпеля. Гриф размещался в правомверхнем углу и оформлялся с заглавной буквы, напри-мер «Спешно». Анализ документов, созданных за вре-мя деятельности белых правительств на территорииСибири, позволяет сделать вывод о том, что каждое изфункционировавших правительств не определяло фор-мы и виды документации, активно используя при этомновые для гражданской системы управления виды до-кументов (рапорты, обзоры, сводки и др.). Имело местовзаимное проникновение систем гражданской и воен-ной документации.Особое положение в делопроизводстве органов вла-сти Белой Сибири играл характер взаимодействиягражданского и военного управлений. В условияхнеобходимости дублирования информации в различ-ные ведомства делопроизводители военных частей ис-пользовали для осуществления поставленной задачимодифицированный образец оперативного документа.То есть осуществлялось преобразование сложившегосяформуляра гражданского документа, в частности до-полнение новыми разделами и элементами в соответ-ствии с оперативными требованиями и условиями. Этообъясняется тем, что документы военной системы со-держали более четкие формулировки и удобную длявосприятия последовательность расположения инфор-мации в документе. Иначе говоря, в гражданской си-стеме управления начинают активно использоватьсятрафаретные формы военной документации.Таким образом, системы документации, сложивши-еся в деятельности органов власти Белой Сибири, регу-лировались на основе законодательства Российскойимперии с учетом чрезвычайных условий Гражданскойвойны. По мере укрепления органов власти их дело-производство успешнее справлялось со своими функ-циями. С учетом того, что территория Белой Сибиринаходилась на военном положении, наблюдаласьбольшая степень милитаризации системы делопроиз-водства. Отступление колчаковской армии внесло бес-порядок в систему управления, сопровождавшийсясворачиванием процессов документирования с суще-ственным сокращением объемов документации. В ко-нечном итоге с разгромом Колчака и восстановлениясоветской власти в Сибири в конце 1919 - начале1920-х гг. была ликвидирована и прежняя система до-кументационного обеспечения управления.

Ключевые слова

Гражданская война, Сибирь, системы документации, виды документов, Civil War, Siberia, documentation system, types of documents

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кайда Ольга АлександровнаНижневартовский государственный гуманитарный университетст. преподаватель кафедры документоведения и всеобщей историиolgakayda@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 151 (Западно-Сибирский комиссариат). Оп. 1. Д. 2.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-1362 (Фонд Управляющего Томской губернией). Оп. 1. Д. 22.
Шишкин В.И. Сибирская Вандея. 1919-1920. Документы : в 2 т. М. : Демократия, 2000. Т. 1. 664 с.
Луков Е.В. Законодательные акты Западно-Сибирского комиссариата и Временного Сибирского правительства как источники по истории гражданской войны в Сибири (конец мая - начало ноября 1918 г.) : дис. … канд. ист. наук. Томск, 1999. С. 42.
Временное Сибирское правительство (26 мая - 3 ноября 1918 г.) : сб. док. и материалов / сост. и науч. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск : Сова, 2007. 818 с.
Правительственный вестник. Омск. 1919. 21 авг. № 215.
ГАТО. Ф. Р-1362. Оп. 1. Д. 5. Л. 21; Ф. Р-810 (Томское губернское управление государственной охраны Министерства внутренних дел Российского правительства А.В. Колчака). Оп. 1. Д. 4.
Законодательная деятельность белых правительств Сибири (июнь - ноябрь 1918 г.) / сост. Е.В. Луков, С.Ф. Фоминых, Э.И. Черняк. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1998. Вып. 1, 2.
ГАТО. Ф. Р-1362. Оп. 1. Д. 35.
Временное Всероссийское правительство (23 сентября - 18 ноября 1918 г.) : сб. док. и материалов / сост. и науч. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2010. 362 с.
Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 39617 (Управление сибирской армии). Оп. 1. Д. 151.
 Системы документации органов власти и управления Белой Сибири в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Системы документации органов власти и управления Белой Сибири в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Полнотекстовая версия