Модельные характеристики как основа управления учебно-тренировочным процессом спортсменов-гиревиков13-15 лет | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Модельные характеристики как основа управления учебно-тренировочным процессом спортсменов-гиревиков13-15 лет

Рассматриваются разработанные нами модельные характеристики на основе тестирования физической подготовленностиспортсменов-гиревиков 13-15 лет, позволяющие более эффективно и рационально управлять учебно-тренировочным процессом. Специально подобранные тесты дают возможность определить уровень развития наиболее важных физических качествгиревика (сила, силовая выносливость, взрывная сила, гибкость, координация, скорость) и определить степень соответствиямодельному уровню.

Modeling characteristics as basis of educational training process monitoring of 13-15 y.o. Weightlifters.pdf С учетом специфики гиревого спорта, его силовойнаправленности требуются новые подходы, новые по-иски содержания и методики тренировочного процессас юными спортсменами. Разработка модельных харак-теристик как основы управления тренировочным про-цессом гиревиков является весьма актуальной пробле-мой в плане повышения учебно-тренировочного про-цесса.Как известно, моделирование в практику спортавошло давно, многочисленные исследования [1, 2] сви-детельствуют о неснижающейся актуальности даннойпроблемы. Однако в гиревом спорте моделирование донастоящего времени не изучалось и, следовательно, неполучило развития и применения.Мы считаем, что отсутствие разработанных моде-лей, которые являются базовым основанием для управ-ления, в частности уровнем физической подготовлен-ности спортсменов-гиревиков разного возраста, не поз-воляет достаточно объективно и своевременно управ-лять учебно-тренировочным процессом, что отрица-тельно сказывается на росте уровня спортивного ма-стерства.Объект исследования - учебно-тренировочный про-цесс подготовки спортсменов-гиревиков 13-15 лет.Предмет исследования - разработка модельных ха-рактеристик физической подготовленности спортсме-нов-гиревиков 13-15 лет как основы эффективногоуправления учебно-тренировочным процессом.Цель исследования заключается в теоретическомобосновании, разработке и опытно-экспериментальнойпроверке эффективности применения модельных ха-рактеристик физической подготовленности как основыуправления учебно-тренировочным процессом подго-товки спортсменов-гиревиков 13-15 лет.В соответствии с целью решались следующие зада-чи исследования:1. Изучить научную базу теоретической и практиче-ской разработанности данной проблемы.2. Разработать модельные характеристики физиче-ской подготовленности гиревиков 13-15 лет.3. Обосновать и проверить в ходе опытно-экспери-ментальной работы эффективность управления физиче-ской подготовленностью спортсменов-гиревиков 13-15 лет на основе использования модельных характеристик.Исследование проводилось в период с 2009 по2012 г. на базе муниципальных образовательныхучреждений дополнительного образования детей Том-ской области: Шегарской ДЮСШ (с. Мельниково),Кожевниковской ДЮСШ (с. Кожевниково), ДЮКФП«Викинг» (г. Томск). В исследовании приняли участие80 спортсменов (юношей в возрасте 13-15 лет), спе-циализирующихся в гиревом спорте.Определение комплекса контрольных упражненийдля диагностики физической подготовленности осу-ществлялось путем подбора наиболее информативныхдвигательных тестов, по результатам которых можнообъективно судить об уровне развития важнейших фи-зических качеств спортсменов-гиревиков. Принимая вовнимание результаты анализа биомеханических основсоревновательной деятельности в гиревом спорте [3],мы выбрали 9 двигательных тестов (характеристик),при помощи которых определялся уровень физическойподготовленности спортсменов-гиревиков: толканиенабивного мяча; сгибание и разгибание рук в упорележа; прыжок в длину с места; бросок мяча весом 3 кгдвумя руками вперед; подтягивание в висе на высокойперекладине; челночный бег 3.10 м; бег 30 м; бег1000 м; наклоны вперед.По окончании предварительного тестирования ре-зультаты были переведены в балльную систему с по-мощью стандартной Т-шкалы, масштабом в которойслужит используемое нами стандартное отклонение.Среднему результату соответствует 50 баллов. За мо-дельный уровень мы принимаем 60 баллов. Малая сте-пень рассогласования с модельным уровнем оценива-ется отличием на 5 баллов, средняя - 10 баллов, боль-шая - 20 баллов.На основании данных Т-шкалы нами было проведе-но тестирование, характеризующее уровень физиче-ской подготовленности контрольной и эксперимен-тальной групп детей 13-15 лет (рис. 1).Представленные результаты тестирования на рис. 1,как в контрольной, так и в экспериментальной группах,практически одинаковые. Более высокие баллы спортс-мены-гиревики получили в тестах на толкание мяча КГ -40 баллов, ЭГ - 42 балла; бросок мяча двумя руками сни-зу КГ - 47 баллов, ЭГ - 49 баллов; бег 30 м КГ - 54 балла,ЭГ - 53отклонение σ), прибавление или вычитание которойопределяет нормативные данные.В работе Г.В. Александровой [4. С. 10], посвящен-ной разработке модельных характеристик юныхспортсменов, определяются нормы уровня специальнойподготовленности следующим образом: низкий уро-вень соответствует значениям - σ и меньше; - σ до-0,5σ - ниже среднего; -0,5σ до 0,5σ - средний уро-вень; от 0,5 σ до σ - уровень выше среднего; от σ до1,5 σ - высокий уровень.0102030405060402133472134543630422332491935533530Контрольная группаЭкспериментальная группаРис. 1. Результаты диагностики физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до экспериментаПридерживаясь данной точки зрения, предвари-тельно определив распределение результатов на нор-мальность, нами был произведен расчет нормативныхтребований физической подготовленности спортсме-нов-гиревиков 13-15 лет, результаты которого приве-дены в табл. 1.Т а б л и ц а 1Модельные характеристики физической подготовленности спортсменов-гиревиков 13-15 летКонтрольный тест Возраст,летСтепень рассогласования с модельным уровнемМодельный уровень Малая до 0,5σ Средняя до σ Большая до 2σБег 30 м, с13 4,75 0,1 0,2 0,414 4,43 0,14 0,28 0,5615 4,2 0,2 0,4 0,8Челночный бег 3.10, с13 8,03 0,19 0,37 0,7414 7,72 0,23 0,46 0,9215 7,44 0,15 0,3 0,6Толкание набивного мяча, м13 8,95 0,21 0,42 0,8414 9,8 0,2 0,4 0,815 10,48 0,19 0,38 0,76Сгибание и разгибание рук в упоре лежа,кол-во раз13 39 2 3 714 43 3 6 1215 44 3 7 13Прыжок в длину с места, см13 214 9 18 3714 214 8 17 3315 241 12 23 46Бросок мяча двумя руками снизу, м13 8,18 0,15 0,3 0,614 9,2 0,6 1,2 2,415 10,97 0,18 0,37 0,74Подтягивание в висе на высокойперекладине, кол-во раз13 8 2 4 814 13 1 2 415 16 2 4 7Бег 1 000 м, с13 242,8 6,7 13,5 26,914 241,1 5,5 11,0 22,015 227,7 10,4 20,8 41,6Наклоны вперед, см13 9 2 5 914 9 2 5 915 14 4 9 17Для обоснования установления модельного уровняфизической подготовленности спортсменов-гиревиковнами был проведен анализ полученных результатоввыступления на соревнованиях. Мы пришли к выводу,что у гиревиков уровня кандидата в мастера спорта, какправило, более половины результатов находятся в диа-пазоне высоких значений.Конечные оценки, полученные в результате сумми-рования результатов всех двигательных тестов, входя-щих в комплекс, выраженных в баллах, явились пред-посылкой для создания общей оценки уровня физиче-ской подготовленности. Таким образом, модельныйуровень соответствует 540 баллам, малая степень рас-согласования с модельным уровнем - 495 баллам,средняя степень рассогласования с модельным уров-нем - 450 баллам и большая степень рассогласования смодельным уровнем - 360 баллам.В ходе педагогического эксперимента в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы былиметодично включены разработанные модельные характе-ристики на протяжении годичного цикла подготовки.В контрольной группе на всем протяжении экспе-римента велась общая и специальная физическая под-готовка.Экспериментальная группа занималась по программес учетом данных из личного дневника, где были зареги-стрированы данные спортсмена и модельный уровень.В нашем исследовании коррекция предусматривалаопределение и устранение слабых сторон подготовлен-ности спортсмена с помощью разработанных модель-ных характеристик.Испытуемые экспериментальной группы занима-лись по индивидуальной корректирующей программе,предлагаемой тренером, опираясь на результаты срав-нения показателей с модельным уровнем. Занятия сприменением разработанных комплексов для устра-нения отстающих сторон физической подготовленно-сти от модельных результатов проводились в течение2010-2011 гг., после чего было сделано повторноетестирование физической подготовленности по темже тестам контрольной и экспериментальной групп(рис. 2).010203040506070482538532636604333593650663548705140Контрольная группаЭкспериментальная группаРис. 2. Результаты диагностики физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп после экспериментаРезультаты тестирования спортсменов-гиревиков13-15 лет показывают, что прирост результатов отме-чается во всех тестах, причем спортсмены ЭГ выпол-няют требования на более высоком уровне, чем КГ.В тесте «толкание мяча» КГ улучшила результатна 8 баллов, ЭГ - на 17; «сгибание и разгибание рукв упоре лежа»: КГ улучшила результат на 4 балла,ЭГ - на 13; «прыжок в длину с места: КГ прибавила5 баллов, ЭГ - 18; «бросок мяча двумя руками сни-зу»: КГ улучшила результат на 6 баллов, ЭГ - на 17;«подтягивание в висе на высокой перекладине»:улучшения на 5 баллов КГ и 16 - ЭГ; «челночныйбег»: КГ добавила 2 балла, ЭГ - 13; «бег 30 метров»:КГ улучшила на 6 баллов, ЭГ - на 17; «бег 1000 мет-ров»: КГ - прибавляет 7 балла, ЭГ - 16 баллов;«наклоны вперед»: КГ и ЭГ добавляют 3 и 10 балловсоответственно.Полученные результаты представлены в табл. 2.Установлено, что общее количество результатов,соответствующих модельному уровню в контрольной иэкспериментальной группах до эксперимента, состави-ли 22 и 18 соответственно из 135 возможных. По окон-чании эксперимента результаты спортсменов-гиреви-ков 13-15 лет в контрольной и экспериментальнойгруппах, соответствующие модельному уровню, соста-вили 65 и 113 соответственно.Т а б л и ц а 2Количество спортсменов-гиревиков 13-15 лет, показавших модельный уровень до и после экспериментаКонтрольные упражненияКоличество оценок модельного уровняДо эксперимента После экспериментаКГ ЭГ КГ ЭГБег 30 м, с 1 1 3 14Челночный бег 3.10, с 2 2 12 15Толкание набивного мяча, м 7 6 8 11Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 1 0 2 12Прыжок в длину с места, см 0 0 5 11Бросок мяча двумя руками снизу, м 2 2 8 11Подтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз 4 3 11 14Бег 1000 м, с 2 1 7 10Наклоны вперед, см 3 3 9 15ИТОГ 22 18 65 113Результаты педагогического эксперимента показали,что наблюдается взаимосвязь между итогами двигатель-ных тестов и соревновательными результатами. Так,после эксперимента на соревнованиях по гиревомуспорту среди школьников Томской области спортсмены-гиревики ЭГ, которые по комплексу тестов и по отдель-ным двигательным тестам соответствовали модельномууровню, показывали результаты значительно выше, чемрезультаты тех спортсменов, которые имели разнуюстепень рассогласования с модельным уровнем по ком-плексу тестов и отдельным тестам.Так, спортсмены-гиревики на соревнованиях пока-зали повышение результатов в ЭГ в среднем на60 очков, а в КГ - на 35 очков.Следует отметить, что спортсмены по показате-лям физической подготовленности, соответствую-щие модельному уровню, входят в состав юноше-ской сборной Томской области по гиревому спорту изащищают честь области на всероссийских соревно-ваниях.На основе полученных результатов в эксперимен-тальном исследовании можно сделать вывод, чтоиспользование модельных характеристик физиче-ской подготовленности юных спортсменов-гиревиков является эффективным средством для по-вышения спортивных результатов в гиревом спорте иможет применяться в спортивных школах гиревогоспорта.

Ключевые слова

модельные характеристики, спортсмены-гиревики, физическая подготовленность, двигательные тесты, model characteristics, weightlifters, physical fitness, motional tests

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Павлов Валерий ЮрьевичТомский государственный педагогический университетдиректор Спортивного клубаPavlov.v87@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Загревский В.О. Модельные характеристики физической подготовленности как фактор управления тренировочным процессом юных гимнастов : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 1999. 174 с.
Бачин В.П., Шушаков С.П. Разработка модельных характеристик технической подготовленности пловцов 10-14 лет // Материалы науч. конф. Омск : ОГИФК, 1992. С. 29-30.
Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. М. : Советский спорт, 2002. 272 с.
Александрова Г.В. Модельные характеристики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев : КГИФК, 1983. 23 с.
 Модельные характеристики как основа управления учебно-тренировочным процессом спортсменов-гиревиков13-15 лет | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Модельные характеристики как основа управления учебно-тренировочным процессом спортсменов-гиревиков13-15 лет | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Полнотекстовая версия