Многоприставочные глаголы с накопительной семантикой в аспекте психолингвистического эксперимента | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Многоприставочные глаголы с накопительной семантикой в аспекте психолингвистического эксперимента

Рассматривается кумулятивная семантика русских многоприставочных глаголов с вторичным префиксом НА-. На современном этапе развития языка исследуемые единицы являются продуктивным словообразовательным классом, это дает основаниепредполагать, что степень осознанности накопительной семантики префикса носителями языка характеризуется как высокая.Психолингвистический эксперимент, направленный на выявление особенностей рассматриваемых единиц, представляетсяэффективным способом подтверждения сказанного выше.

Polyprefixal verbs with semantics of accumulation in psycholinguistic experiment.pdf Одной из величайших загадок природы, все большепривлекающей внимание исследователей, является ре-чевая способность человека, обусловливающая воз-можность внутриязыкового и межъязыкового общения.Как считают исследователи, при обсуждении этой про-блемы основное место обычно отводится грамматиче-скому компоненту речевой способности, однако не ме-нее злободневным представляется анализ тех призна-ков и связей, которые лежат в основе упорядоченностиединиц внутреннего лексикона (или лексического ком-понента речевой способности человека). Именно бла-годаря им индивид может с удивительной быстротойидентифицировать воспринимаемое слово или нахо-дить ту единицу, которая адекватно соответствует за-мыслу его собственного высказывания [1]. При этом вцелях экономии речевых усилий человек создает ком-плексные единицы, сочетающие ряд семантическихпризнаков и обозначающие одновременно несколькопараметров называемого явления. Показательными вэтом отношении являются русские многоприставочныеглаголы, которые соединяют в себе возможности гла-гола, первичного и вторичного префиксов (напокупать= купить в большом количестве, приоткрыть = от-крыть незначительно, немного и т.п.). Указанные еди-ницы, история изучения которых начинается с XIX в.(исследования Г. Павского, Н. Греча, Н.П. Некрасова идр.), в отечественных работах рассматривались в грам-матическом, словообразовательном и лексико-словообразовательном аспектах. Новизна нашего ис-следования заключается в использовании психолингви-стического эксперимента для изучения семантики вто-ричных глагольных префиксов и многоприставочныхкомпозит в целом.Предметом описания в данной статье являетсянакопительная (кумулятивная) семантика многопри-ставочных глаголов, реализующаяся посредством вто-ричного глагольного префикса НА- (наприносить,навыдумывать, навыращивать, напокупать, насписы-вать, назаквашивать и т.п.). По мнению исследовате-лей, глаголы с накопительной семантикой являютсяодними из древних и продуктивных в русском языке(наряду с дистрибутивными и деминутивными едини-цами). Это открытый продуктивный словообразова-тельный тип, который насчитывает более 100 глаголов,характерных для литературного языка, диалектов ипросторечия [2]. Глаголы с данной приставкой воспри-нимаются как узуальные единицы, обладают повышен-ной экспрессивностью, выразительностью. Как и всемногоприставочные глаголы с продуктивными вторич-ными префиксами (ПРИ-, ПО-, ПЕРЕ-, ПОД-, НА-),глаголы с НА- характеризуются ярко выраженной сти-листической маркированностью. Среди них встречают-ся глаголы физического воздействия, покрытия, давле-ния, глаголы оперирования с растениями, приготовле-ния (заготовления) пищи, а также движения, переме-щения (субъектные и объектные), некоторые глаголыментально-психической, речевой, социальной сфердеятельности человека: насдирать, насобирать, навы-шивать, напокрывать, наприсыпать, навыдавливать,наполивать, навысаживать, навыпекать, назасали-вать, наприезжать, наприходить, навыдумывать,нарассказывать и т.п.Произведения русской литературы демонстрируютактивное использование писателями данных единиц:Он, верно, много нарассказал бы дивного (Н. Гоголь.Страшная месть). [Термосесов] так наподдал Данилкена пороге, что тот вылетел выше пригороженного ккрыльцу курятника. (Н. Лесков. Соборяне). В то времяя не представлял еще себе, каких столовых я самнаоткрываю в уезде (В. Короленко. В голодный год).Слушаешь и думаешь: - Нет, не был человек на Кубе!Только что куча фотографий, которые он там насни-мал (В. Конашевич. О себе и своем деле).В отличие от первичной приставки, вторичный гла-гольный префикс, являясь более отдаленным от гла-гольной основы, менее зависимым от нее, способенсохранять свою семантику и вследствие этого насы-щать внутреннюю структуру глагола дополнительнымисмыслами. Так, вторичный префикс НА- привносит вобщую семантику глагола различные оттенки накопле-ния: результата действия и меры самого действия, атакже значение обилия, полноты, явившихся результа-том накопления (насбивать целое ведро яблок, нараз-бивать гору посуды, навыдумывать всякого, наузна-вать много полезного и т.п.). Таким образом, вторич-ная приставка НА- сближается по степени обособлен-ности с наречием много, представляя собой относи-тельно самостоятельную номинативную единицу врамках более сложной структуры. При этом именноналичие вторичного префикса как своеобразного мар-кера делает подобные единицы более экспрессивными.Следует отметить, что семантика накопления находит-ся в отношениях пересечения с целым рядом другихглагольных значений: интенсивности, распределитель-ности, завершительности и т.п.С целью выявления особенностей восприятия носи-телями русского языка кумулятивной семантики ис-следуемых глаголов нами был проведен ряд психо-лингвистических экспериментов. Психолингвистиче-ский эксперимент понимается нами, с одной стороны,как метод проверки гипотезы, с другой - как процедуравыявления объективных данных о языке в условиях,воспроизводимых и контролируемых исследователем[3]. Целью эксперимента было выявление степени осо-знанности носителями русского языка кумулятивногозначения единиц с вторичным префиксом НА-. Понашей гипотезе, вторичная приставка НА-, специали-зирующаяся на выражении накопительной семантики,обладает определенной устойчивостью в сознании но-сителей языка, конкретизирует характер протеканиядействия, ее значение существенно влияет на смыслвысказывания. Обращение к психолингвистическомуэксперименту позволит, на наш взгляд, выявить, осо-знает ли носитель языка отдельные значения кумуля-тивности, вносимые вторичной приставкой, и семанти-ку накопления в целом.Первый эксперимент проводился среди респонден-тов с гуманитарным и техническим образованием, воз-раст респондентов варьировался от 17 до 40 лет, коли-чество участников составило 46 человек. В рамкахданного эксперимента информантам было предложеновыполнить следующее задание: для каждого глагола спрефиксом НА- выбрать соответствующее ему значе-ние, предложенное в анкете, и привести пример пред-ложения или словосочетания, в котором может упо-требляться данный глагол. Отметим, что информантамбыл предложен спектр значений глаголов, различаю-щихся по характеру протекания действия: кумулятив-ное, дистрибутивное, деминутивное, репродуктивное.Проанализируем результаты эксперимента.Для рефлексии респондентам были даны следую-щие двуприставочные глаголы с рассматриваемымпрефиксом: насочинять, напокупать, наприносить,назаквашивать. Всего выделено 46 реакций. В каче-стве основного, по мнению участников эксперимента, углагола насочинять выступает значение «накоплениечего-либо в определенном количестве или в большоймере» (13 ответов), то же относится и к глаголам напо-купать (7 ответов), наприносить (5 ответов), назаква -шивать (5 ответов).У глаголов напокупать и наприносить были зафик-сированы и иные ответы (7 и 9 соответственно), в ко-торых респонденты выделили значение дистрибутив-ности: «многократного действия, последовательно со-вершенного над многими объектами или совершенногомногими субъектами» (Он наприносил уже около де-сяти игрушек за последние пять минут; Моя подругаоббежала все магазины и напокупала себе кучу безде-лушек и т.п.). Эти ответы вполне объяснимы, так каксемантика распределительности и накопительностикогнитивно связана: накопленный объект зачастуюявляется результатом ряда последовательных действийнад многими / всеми объектами.Как видим, ответы информантов демонстрируют, чтовторичная приставка НА- с точки зрения семантики,которую она привносит в значение глагола, в целомосознается респондентами устойчиво. Общее количествоответов, указывающих на ее кумулятивное значение,составило 64% от общего числа реакций. Количествоиных реакций составило 36% от общего числа.О высокой степени осознанности семантикинакопительности носителями языка свидетельствуют иприведенные респондентами контексты, в которыхкумулятивная семантика дублируется наречиями мерыи степени (либо иными единицами со значениеммножественности, накопительности): Наприноситьмного вещей; Он столько рассказов насочинял; Онаназаквашивала много банок капусты; Напокупатьвсяких разных безделушек.В настоящее время наиболее разработанной техни-кой психолингвистического анализа семантики являет-ся ассоциативный эксперимент. Он позволяет выяс-нить, как в речевой деятельности реализуется языковоесознание носителей того или иного языка и дает воз-можность проверять результаты ранее проведенныхисследований [4] (в данном случае данные о семанти-ческих особенностях приставки НА-).Для выявления психологически реального значениямногоприставочных глаголов с кумулятивной семанти-кой и значений отдельных составляющих глаголовнами была разработана комплексная методика экспе-римента, сочетающая несколько ассоциативных экспе-риментов. В экспериментах принимали участие ре-спонденты с гуманитарным, техническим и медицин-ским образованием из числа русскоговорящих. Возрастреспондентов варьировался от 17 до 40 лет.Для направленного ассоциативного экспериментанами был определен круг исследуемой лексики, состо-ящий из 20 многоприставочных глаголов с вторичнымпрефиксом НА-, которые наиболее употребимы в со-временном русском языке, зафиксированы в словарях ииспользуются в разговорной речи и средствах массовойинформации.Испытуемым было предложено выполнить следу-ющее задание: «Продолжите предложения, типа: Насо-бирать - это…». Число реакций на слова-стимулы со-ставило 558, из них отказов - 0. Пути поиска смысласлова в памяти испытуемых сопровождались разнымистратегиями:а) парадигматическими реакциями - заменой вто-ричной приставки ее смысловым маркером (наречиеммеры и степени) (насписывать - это списать у многихлюдей; нарассказывать - это рассказать много всего;насокращать - это сократить слишком много и т.п.),подбором симиляра (нарассказывать - наговорить,насочинять - придумать, напокупать - приобрести ит.п.) или оппозита (в терминологии А.А. Залевской [5])(наразбивать - насклеивать, навыслушивать - нагово-рить, насобирать - порастерять и т.п.);б) синтагматическими реакциями - подбором слов,с которыми употребляется исходный глагол (назагото-вить - это сено, овощей, продуктов впрок; наприби-вать - это гвозди; наоткрывать - это какие-либоспособности и т.п.). При этом в первом случае респон-денты так или иначе указывали на кумулятивную (об-щерезультативную) семантику префикса и глагола вцелом (нарассказывать всякого = наговорить всякого,наразбивать много = насклеивать много), в то времякак во втором случае в большей степени проявляласьсемантика глагола либо глагола и первичной приставки(назаготовить = это заготовить впрок, заготовитьсено и т.п.), а значение накопительности, множествен-ности объектов действия, вносимое вторичным пре-фиксом, выражалось опосредованно (назаготовить =это заготовить не один, а много объектов).Следует отметить, что в качестве реакций респон-дентов также зачастую выступали префиксальные гла-голы, в которых респонденты дублировали исходныйпрефиксальный комплекс (НАПРИносить - НАПРИ-тащить, НАПРИкручивать - НАПРИвинтить и т.п.)или значение префикса совпадало со значением при-ставок исходного глагола (НАзаготовить - ПЕРЕпол-нить, НАпридумывать - ПОНАсочинять и т.п.), чтоговорит о семантической близости подобных префик-сов (кумулятивного НА- и чрезмерно-нормативногоПЕРЕ-; кумулятивного НА- и дистрибутивно-кумулятивного комплекса ПОНА-). По всей видимо-сти, можно говорить, что в сознании носителя русскогоязыка семантика накопительности неоднородна, онаскладывется из ряда смыслов, специализирующихся напередаче значений «много», «сверх нормы», «много-кратность» и т.д.Следующий тип эксперимента - направленный ас-социативный эксперимент на подбор симиляров - ре-акции с близким или идентичным значением. Респон-дентам было предложено выполнить следующее зада-ние: «Просим Вас прочитать этот список, начиная сослова № 1, и около каждого из этих слов написать сло-во с таким же или близким значением». Количествополученных реакций составило 231, из них отказов - 9(4%).При анализе результатов эксперимента прослежива-ется многопараметричность поиска слова в памяти ре-спондентов. Прежде всего следует остановиться на слу-чаях поиска слова респондентом по самому общемупризнаку - совершенному виду того же одноприставоч-ного глагола (наприкручивать - прикрутить, наприно-сить - принести, наразбивать - разбить и др.) илинесовершенному виду бесприставочного глагола (навы-слушивать - слушать, насписывать - писать и др.).Кроме того, можно отметить взаимодействие ряда осно-ваний для поиска слов в памяти:а) отнесение к действию, совершенному в результа-те накопления объекта, посредством наречий меры истепени (наприезжать - много 1.03 0раз приехатьобразами грибов 9, ягод 5, что, во-первых, указывает наестественную связь действия с типичным для него объ-ектом, а во-вторых, связано с множественностью этогообъекта для данного типа действия. Глагол насобиратьиспытуемые воспринимают в значении «собирая в тече-ние какого-то времени, набрать некоторое / большоеколичество чего-либо (грибов, ягод и т.п.)».Реакция хлам 4 дает основания полагать, что глаголнасобирать репрезентирует значение «в течение дли-тельного времени перенести из одного места в другоененужные вещи, мусор, хлам». При этом на первый планвыходит указание на большое количество объекта, по-лученного в процессе протекания действия, котороеоценивается респондентами как отрицательное. Семан-тика вторичного префикса НА- «много, большое коли-чество» актуализируется и в ответе найти целую кучучего-нибудь. Таким образом, глагол насобирать боль-шинством респондентов маркирует накопительное дей-ствие, которое оценивается как положительное, отрица-тельное или нейтральное. Окончательное оформлениеоценки действия контекстуально зависимо.В целом психолингвистический эксперимент позво-лил выявить и описать как ядерные (кумулятивные),так и периферийные компоненты значения исследуе-мых единиц (определенную степень дистрибутивностидействия, его интенсивность, а также указание на туили иную оценку большого количества объекта произ-веденного действия).В заключение можно сделать следующие выводы.Во-первых, данные проведенных психолингвисти-ческих экспериментов дают возможность утверждать,что накопительная семантика осознается носителямисовременного русского языка и соотносится с пре-фиксом НА- как компонентом кумулятивного глаголав целом. Это отражается в процессе поиска значенияслова в памяти испытуемых (парадигматическимиреакциями - заменой вторичной приставки ее смыс-ловым маркером (иной приставкой или наречием ме-ры и степени), подбором симиляра или оппозита, ак-туализирующим семантику как глагола в целом, так иего отдельных составляющих; синтагматическимиреакциями - подбором слов, употребляющихся с ис-ходным глаголом и эксплицирующих компоненты егосемантики).Во-вторых, вторичная приставка НА- выделяетсяпреобладающим большинством респондентов какпоказатель накопительного, а также многократного,поочередного, интенсивного действия, при этом этизначения не всегда различаются носителями русскогоязыка, что связано с их семантической близостью.В-третьих, проведенные эксперименты позволяютутверждать, что группа многоприставочных глаголовнакопительной семантики на современном этапе раз-вития языка является открытым динамичным классомединиц, который продолжает развиваться за счет но-вых смыслов, придаваемых носителями языка какклассу в целом, так и его отдельным единицам. Ска-занное подтверждает и низкий процент отказов отвыполнения задания в ходе эксперимента, что свиде-тельствует об употребляемости и узуальности много-приставочных глаголов с НА-, высокой степениустойчивости их семантики.

Ключевые слова

кумулятивная (накопительная) семантика, многоприставочные глаголы, вторичные префиксы, психолингвистический эксперимент, ассоциативный эксперимент, semantics of accumulation, polyprefixal verbs, secondary prefixe, psycholinguistic experiment associative experiment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Серышева Юлия ВячеславовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологииeifrige@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. Калинин, 1978. 88 с.
Королева Ю.В. Полипрефиксальные глаголы в русском языке : дис. … канд. филол. наук. Томск, 2003. 262 с.
Фрумкина Р.М. Психолингвистика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 320 с.
Залевская А.А. Проблемы психолингвистики. Калинин, 1983. 135 с.
Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. Калинин, 1977. 84 с.
 Многоприставочные глаголы с накопительной семантикой в аспекте психолингвистического эксперимента | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Многоприставочные глаголы с накопительной семантикой в аспекте психолингвистического эксперимента | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия