Городская среда как арт-объект | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Городская среда как арт-объект

Дана краткая классификация методов создания арт-объектов на основе сложившегося городского пространства. Рассмотренывозможности синтеза различных видов искусств при организации гармоничной и интересной городской среды, приведеныпримеры осуществленных проектов: живопись, граффити, применение эффектов света, трансляция видеоизображений и рекламы, создание инсталляций. Использование любого из перечисленных методов или их комплекса позволяет трансформировать зрительное впечатление от объекта и пространства без физических изменений самого сооружения. Синтезируя методыразличных видов искусств, можно создать комфортную городскую среду, примиряющую различные субкультуры, а значит,сократить количество вспышек вандализма и агрессии.

City environment as art-object.pdf В настоящее время довольно часто можно встретитьв городской среде различные рисунки на поверхностяхфасадов домов, железобетонных заборах, асфальтеи т.д. Далеко не все они носят морально-нравственныйхарактер и гармонично включены в городскую компо-зицию. Однако существует ряд приемов художествен-ного оформления архитектурных объектов с цельюреорганизации пространства, увеличения его социо-культурной значимости, создания цельного образа,снятия визуального и психоэмоционального напряже-ния горожан, в чем и проявляется синтез различныхвидов искусств в городской среде. Такой «городскойдизайн» направлен, с одной стороны, на выделениепринадлежности пространства доминирующей соци-альной группе, с другой стороны, на «соединение раз-нородных городских пространств в целостное образо-вание» [1. С. 189]. Рассмотрим ряд примеров использо-вания художественных и дизайн-приемов, применяе-мых для преобразования городского пространства вобъект искусства.ЖИВОПИСЬ. Здания с пустыми монотонными фа-садами, представляющими собой непрерывные полотнаиз строительных материалов, лишенные каких-либовыразительных элементов, декора, оконных проемови т.д., являются часто встречающимся элементом сре-ды многих городов. Подобные объекты, безусловно,создают напряженное поле, рождающее агрессию,страх, дискомфорт у зрителя. Однако именно эти по-верхности оказались прекрасной основой для возрож-дения техники росписи по оштукатуренным поверхно-стям, широко применяемой в храмовом строительствепрошлых веков. В зависимости от окружающей среды«уличные» живописцы выбирают темы своих произве-дений, за счет чего возникают цельные гармоничныеуличные структуры (рис. 1). Такое применение росписистен домов можно подразделить на следующие типы:- создание композиции фасада здания - декориро-вание фасада за счет росписи;- имитация пространства - нарочитое создание эф-фекта отсутствия стены (преграды);- использование фасада только в качестве холстадля произведения живописи.В первом случае живопись и архитектура «работа-ют сообща», т.е. оба искусства направлены на единуюцель по созданию законченного объекта городскойсреды. Художник учитывает структурные особенностисооружения, его морфологию, композицию. Во второмслучае роспись применяется для «вуалирования» архи-тектуры, сокрытия ее от зрителя. За счет приемов жи-вописи художники создают эффект проемов, пустот,открытых пространств, способствующих зрительномуувеличению границ улицы (например, работы ЭрикаГрохе). В третьем случае живопись занимает лидиру-ющее положение по отношению к архитектуре. Фасадыслужат лишь основой, на которую будет нанесенакраска. В данном случае роспись создается ради самойсебя, т.е. как продукт самовыражения конкретной лич-ности художника.ГРАФФИТИ - итал. graffito - рисунок, изображе-ние; graffiato - нацарапанный.Это сравнительно новое направление в создании изоб-ражений на поверхностях архитектурных объектов (фаса-ды домов, заборы, гаражи, веранды, асфальтовое покры-тие и т.д.). Помимо особой техники рисования граффитиинтересны своим социально-философским содержанием.Такой подход стал естественной реакцией на ожесточениесоциокультурных отношений, отчуждение человека,агрессию города по отношению к горожанам.Возникновение объектов и территорий, лишенныхкаких-либо семантических значений, приводит к тому,что человек воспринимает пространство как «чужое».Естественно, в таких условиях возникает либо агрессия,проявляющаяся как вандализм, либо страх - желаниеуйти, скорее покинуть данную территорию, либо по-требность сделать пространство «своим», т.е. внести всреду какие-то знаки, символы, элементы, указывающиена принадлежность этого пространства. Граффити при-званы «одушевлять» безликие городские территории.Они всегда авторские, индивидуальные, непохожие(рис. 2). Сложные композиции содержат не только жиз-ненные сюжеты, но и шифры, гипертексты и подтек-сты. Это особый язык субкультуры, коммуникативныйканал, способ самовыражения и общения, а такжевполне возможный элемент декора архитектурных про-странств. Однако надо различать профессиональныеграффити и вандалистские надписи и рисунки.Если обратиться к истории развития человечества, топроявления граффити встречаются уже в первобытно-общинном строе в виде наскальной живописи. Доистори-ческие рисунки и пиктографии уже тогда выполняли за-дачу коммуникатора между людьми одной общины, не-скольких общин, являлись связью между предками и по-томками. Но на тот момент развития человечества этобыл единственный способ сохранить и передать инфор-мацию. Почему же в постиндустриальную информацион-ную эпоху такой способ коммуникации снова актуален?Рис. 1. Примеры применения росписи в архитектурной среде города: 1-4 - работы художников по оформлению фасадов домов,фото Елисео Оливераса (Eliseo Oliveras, http://www.flickr.com/photos/eliseo-oliveras/); 5 - Таррагон, Испания(фото: http://interesting-things.ru/ulichnoe-iskusstvo-risunki-na-zdaniyax/); 6 - Канны (фото: http://venividi.ru/node/12195)Рис. 2. Пример граффити в архитектурной среде города (фото: http://graffiti-style.ru): 1 - граффити в Берлине; 2 - граффити на асфальте;3 - реклама мороженого; 4 - световые граффити; 5 - райтинг; 6 - работа Роберта БенксиЗарождение современного вида граффити произо-шло в начале ХХ в. на территории США. Однако на тотмомент это был способ политической рекламы, а неискусство. Возникновение в крупных городах большо-го количества субкультур (хип-хоп, рокеры, панкии т.д.) породило массу видов граффити (Texino -1920 г. - по настоящее время, трафаретные граффити,символические граффити и т.д.). Но в этом смыслеграффити сохранялось как уличное искусство, грани-чащее с вандализмом. В настоящее время происходитего оформление в самостоятельный жанр современногоискусства, неотъемлемую часть урбанизированнойкультуры и городского образа жизни.Это направление претерпело большие изменения.Например, к стандартному материалу выполненияграффити - аэрозольному баллончику с краской - до-бавилось использование проецируемых изображений исветодиодов, пряжи и ткани, объемных элементов. Ри-сунки стали более сложными и замысловатыми. Крометого, применяется техника трансформации изображе-ния, когда рисунок за счет постоянных дополнений(дорисовок) развивается, меняется и постепенно созда-ется новая композиция. Появились отдельные направ-ления, например трехмерный стрит-арт. Надо отметить,что такие изображения могут создаваться с помощьюмаркера или даже цветных мелков (например, работыбританского художника Джулиана Бивера (JulianBeever).Еще одной особенностью уличных граффити явля-ется анонимность автора, поскольку законодательствомзапрещено наносить какие-либо надписи и изображе-ния в общественных местах. Сами исполнители (райте-ры) считают, что граффити - это художественная ком-позиция, рисунок либо просто надпись, незаконнонанесенная на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в полезрения общественности. Вандализм или искусство? Этонаправление до сих пор остается не принятым боль-шинством жителей городов.РЕКЛАМА (плакаты, растяжки, макеты) на зданиях.Довольно часто в городской среде можно встретитьогромные рекламные плакаты, покрывающие фасадызданий. Основное их назначение - популяризация каких-либо товаров и услуг, но есть и дополнительное - вуали-рование монотонных фасадных поверхностей. В периодтипового строительства панельных и крупноблочных зда-ний, распространившегося в ХХ в., на первом месте былаидея создания дешевого жилья за короткие сроки, поэто-му на проработку фасадов не тратили ни финансовые, нитрудовые ресурсы. Результатом стали целые микрорайо-ны из одинаковых «коробок» с огромными площадямипустых стен. Рекламные растяжки оказались интересными экономически выгодным способом их заполнения, лег-ким в эксплуатации, уходе и смене изображения.ТРАНСЛЯЦИЯ ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЙ И ПОД-СВЕТКА. Поверхности зданий и сооружений могут нетолько играть роль холста для живописи, но и выпол-нять функции экрана для трансляции видеоизображе-ний (рис. 3). Современные технологии позволяют спомощью различных световых эффектов и передачидинамических или статических картинок полностьюизменять облик здания: визуально добавлять или уда-лять элементы декора (за счет чего может изменитьсяархитектурный стиль, в котором выполнено сооруже-ние); «ломать» форму; создавать различные иллюзии(пространство, вода, проемы, растительность и т.д.).Рис. 3. Примеры применения светодиодного освещения: 1 - трансляция изображения на фасад; 2 - подсветка деревьев (фото:www.ruslightproject.com); 3 - светодиодная стена в Пекине (Greenpix Media Wall), дизайнер Симон Джиостра (Simone Giostra)(фото: http://igrow.com.ua/view_post.php?id=2); 4 - подсветка фонтана «Европа» в Москве (компания «Корвет-Лайтс», 2011 г.,фото: http://www.corvette-lights.ru/projects.html)При подсветке зданий используются различные мате-риалы: светодиоды, прожекторы, лампы, дюралайт (гиб-кий световой шнур), строб-вспышки (импульсные лам-пы), люминофор (световой провод) [2]. Светодиоднаяподсветка выполняется из отдельных модулей, управляякоторыми можно создать неповторимый образ, новуюоболочку прежнего объекта. Линейные светодиодныемодули (трубки) позволяют ночью превратить фасад зда-ния в полноценный экран, а днем они сливаются с фаса-дом. С их помощью можно создавать различные эффектысмены цвета сооружения, например, в зависимости отсмены температуры воздуха на улице (диапазон рабочихтемператур: -25.С ... +65.С). Кроме того, различные видыиллюминации могут применяться как временный декор(например, для праздничного оформления).Видеоэкран на светодиодных пикселях позволяетпоказывать ролики с флэш-анимацией. Весьма инте-ресны рулонные экраны, позволяющие «расстелить»экранное полотно на фасаде (в том числе и остеклен-ном), не нарушая при этом основной строительнойконструкции.Таким образом, светодиодное оформление зданийпозволяет создать эффектный заметный образ объекта,выделить его из окружающей застройки или отредак-тировать «слабые», непроработанные детали. Если по-дробно рассмотреть светодиодный фасад GreenPixMedia Wall (рис. 3), можно увидеть его привлекатель-ное непостоянство. Автор проекта Симон Джиострабыл вдохновлен меняющимся морским пейзажем [3].В вечернее и ночное время подсветка является эффек-тивным методом архитектурно-художественного фор-мотворчества, декорации, позиционирования. Крометого, использование освещения фасада не только вы-полняет эстетические функции, но и решает вопросыбезопасности и комфорта.СОЗДАНИЕ ИНСТАЛЛЯЦИЙ. Одно из модныхнаправлений в искусстве - инсталляции (англ. toinstall - устанавливать) - создание пространственнойкомпозиции из различных предметов, объединенныхпо смыслу и территориально в единое целое. Это са-моценная символическая декорация, создаваемая вопределенное время и имеющая название (рис. 4).Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со сто-роны, как картину, а оказывается внутри нее. Трех-мерность поглощает зрителя и переносит его в другуюреальность, что позволяет рассматривать инсталляциикак четырехмерные пространства (добавляется осьвремени).Рис. 4. Примеры инсталляций: 1, 2 - внутренний двор Clark Shoes International Headquarters - «Игра света» (фото: http://kulturologia.ru);3 - работа Захи Хадид (фото: http://archinovosti.ru); 4 - инсталляция «Макет Шанхая»(фото: http://yesway.ru/gigantskij-maket-shanxaya-2020-goda.html)Архитектурные объекты в таких произведениях мо-гут играть роль пространства для организации зрелищаили быть участником такового, создавая особую атмо-сферу. Особенно часто в инсталляциях применяют зда-ния необычных конфигураций, выполненные по инди-видуальным авторским проектам, либо памятники ар-хитектуры, пропитанные особой аурой прошлого (ху-дожники часто обращаются к использованию руин иполуразрушенных объектов). Такие архитектурныесооружения содержат в себе множество знаков и сим-волов той эпохи, когда были созданы. Значения, со-держащиеся в объекте, усиливают и поддерживаютконцепцию автора. Таким образом, здание уже не про-сто декорация или граница пространства, а действую-щее лицо разыгрываемого спектакля.Итак, архитектурная среда города представляетсобой сцену со сменными декорациями, занавесами,бутафорией, где человек является действующим ли-цом представления и его зрителем одновременно.Здания и сооружения не являются статическими объ-ектами; они изменяемы, подвижны. Архитектурныйоблик способен воздействовать на эмоции человека,заставлять его переживать, мыслить, чувствовать,ведь «художественная функция пространства обычносовпадает с его эмоциональной направленностью до-минирующей утилитарно-практической функции» [4.С. 135]. «Играя» указанными выше методами (пере-чень не является исчерпывающим), архитекторы идизайнеры способны влиять на отношения «человек -урбанизированная среда», обостряя или сглаживаявозникающие конфликты. Делая городскую среду ин-тересной, необычной, комфортной для горожан, мож-но погасить выплески агрессии и вспышки вандализ-ма, повысив при этом эстетическую значимость про-странств и выстроив их художественно оправданнуюсистему.

Ключевые слова

город, искусство, фасад, инсталляция, архитектура, city, arts, facade, installation, architecture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Витюк Екатерина ЮрьевнаУральская государственная архитектурно-художественная академия (г. Екатеринбург)канд. архитектуры, доцент кафедры гуманитарных основ урбанистикиveu@usaaa.ru
Всего: 1

Ссылки

Ефимов А.В., Минервин Г.Б. и др. Дизайн архитектурной среды : учеб. М. : Архитектура-С, 2006. 504 с.
Официальный сайт компании «Светлон»: наружное освещение здания - для чего и как? URL: http://www.svetlon.ru/podsvetka_zdanij.html
Светодиодная стена в Пекине // Igrow: журнал о современном дизайне, искусстве и экологически дружественном образе жизни. URL: http://igrow.com.ua/view_post.php?id=2
Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды : учеб. М. : Архитектура-С, 2006. 384 с.
 Городская среда как арт-объект | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Городская среда как арт-объект | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия