Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества

Рассматриваются приоритетные линии развития музеев и форм взаимодействия в современном культурном пространстве, гдеосновными направлениями деятельности являются: управление музейной деятельностью согласно требованиям времени иэпохи; понимание интересов современного потребителя музейных услуг, изменение целевой аудитории; поиск новых формэкспозиционной деятельности; создание сети межмузейного взаимодействия, а также сети межпрофессионального взаимодействия с другими организациями и предприятиями для решения общих задач на основе партнерских технологий.

Transformations of museum activity in conditions ofcontemporary society development.pdf Современное состояние общества ознаменовано пе-реходным периодом развития, который исследователиопределили как процесс становления информационно-го общества [1]. Этот процесс радикально преобразуетсоциокультурное пространство, задавая свои способыинтерпретации культурного наследия, пути и формыразвития сфер культуры. Становление информацион-ного общества определяет не только новые формы ин-терпретации культурного наследия, но и принципы егоорганизации.Анализ деятельности современных музеев в этомконтексте является наиболее актуальным, так как по-средством музеев культурная интерпретация приобре-тает социально приемлемую форму, фундирующуюпонятийные механизмы в обществе. Эволюция обще-ства предполагает изменение деятельности музея, егофункций; хотя в историческом контексте функциимузея стабильны, они находятся в постоянном разви-тии, поскольку общественные запросы меняются вконкретной политической, экономической или куль-турной ситуации.Концепция, лежащая в основе функционированиямузеев, определяется прежде всего социальными, по-литическими условиями и идеологией общества наэтапе перехода и становления постиндустриальнойкультуры. Особенно наглядно это прослеживается впоследние десятилетия, когда в обществе происходятактивные социокультурные преобразования за счетускоряющихся темпов развития информационных икоммуникационных технологий. В то же время миро-вое сообщество находится под влиянием глобальногокризиса, последствия которого коснутся будущих по-колений. Культура отражает последствия кризиса ифинансового дефицита. К концу 2012 г. будет закрытмузей Гуггенхайма в Берлине. Deutsche Bank и фондSolomon R. Guggenheim официально сообщили о пре-кращении спонсорской поддержки музея. Дворец-музей князей Лихтенштейн в Вене уже недоступен дляиндивидуальных посетителей. Музей современногоискусства Maxxi в Италии лишился на 43% финансиро-вания в 2011 г. В Германии вышла книга «Культурныйинфаркт: Слишком много всего и везде одно и то же» опровале культурной политики страны. Дитер Хазель-бах, Армин Кляйн, Пиус Кнюзель и Штефан Опиц -эксперты в области менеджмента культуры - предло-жили радикальное решение проблемы: закрыть поло-вину музеев, театров и библиотек, существующих загосударственный счет. Подобные размышления нашлиотражение в книге В.Ю. Мазырчук «Должно ли госу-дарство финансировать культуру?» [2].Господство глобального кризиса, диверсификациясоциальной среды, изменения в восприятии культур-ных ценностей, появление новых категорий взаимо-действующих с музеями органов управления, соци-альных групп, организаций и учреждений, формиро-вание с некоторыми из них достаточно сложныхпартнерских, а иногда и конкурентных отношений,межпрофессиональные и межмузейные коммуникаци-онные проблемы, информационный голод, отток измузейной сферы части высококвалифицированныхспециалистов, обострившийся дефицит финансовыхресурсов - все это поставило перед музеями новыезадачи в управлении и организации музейной дея-тельности. Эти задачи в значительной мере обуслов-лены необходимостью пересмотра и модернизациимногих сформировавшихся за предыдущие десятиле-тия методов, приемов музейной работы, способовкоммуникации, управления, функционирования как влокальном (с посетителями музеев), так и в глобаль-ном (между музеями, государственными, междуна-родными структурами) пространстве.Появляются приоритетные направления развитиясовременного музея: управление музейной деятельно-стью согласно требованиям времени и эпохи; акценти-рование внимания на потребностях современного по-требителя музейных услуг, понимание изменения целе-вой аудитории, а также поиск возможностей привлече-ния иных социальных групп и общностей; поиск новыхформ экспозиционной деятельности с привлечениемнестандартных, творческих, креативных решений; ис-пользование современных информационных и комму-никационных технологий; создание сети межмузейноговзаимодействия, а также сети межпрофессиональноговзаимодействия с другими организациями и предприя-тиями для решения общих задач на основе партнерскихтехнологий; поиск дополнительного негосударственно-го финансирования за счет фондов, участие в конкур-сах, предоставление нетрадиционных для музейнойдеятельности услуг.Реализация поставленных задач приведет к форми-рованию «музейного пространства», где превалируютидеи взаимодействия и выработки общей стратегии.Становление международного музейного пространствапредполагает взаимосвязь внешних и внутренних фак-торов развития: определение четкой и ясной цели раз-вития музея и постепенную, развернутую программу еедостижения; постоянное повышение профессиональ-ных качеств сотрудников и специалистов с привлече-нием новых гуманитарных, информационных и теле-коммуникационных технологий; создание специализи-рованных отделов по информатизации, маркетингу иразвитию музейной и туристической деятельности;открытость музея во взаимодействии с партнерами поразличным направлениям деятельности, что предпола-гает новые формы и методы работы; использование вдеятельности музея информационных технологий иновейших средств коммуникации, что предполагаетосвоение нового информационного пространства и со-здание информационных музейных ресурсов в целяхдальнейшего их сохранения и продвижения; последова-тельное планирование развития музейной деятельностив новых условиях, где определяется партнерский круг,складываются долговременные союзные отношения,обновляется техническая база, укрепляется корпоратив-ная культура, формируется адекватная современнымусловиям управленческая культура.Все вышеизложенное позволяет говорить о необхо-димости для музейного сообщества адекватно и це-лостно воспринимать тенденции современного обще-ства, решать проблемы совершенствования деятельно-сти современного музея в условиях становления новогосоциокультурного порядка, основанного на инноваци-онных тенденциях информационного общества, а так-же в условиях мирового финансового кризиса.Понимание сложившейся ситуации изменяет пред-ставление о коммуникации для разных типов музеев, атакже представление о критерии эффективности му-зейной работы. Один из критериев успешной деятель-ности музейных менеджеров - понимание музея какорганичной части современной культуры, способнойощутить современный контекст, а также использоватьновые веяния информационных технологий.Современные социально-экономические особенно-сти развития общества требуют от современных музеевизменения политики как экономической, так и комму-никационной. Музеи становятся более открытыми дляобщества, признавая долю своей ответственности зарешение многих глобальных проблем (межэтнических,экологических и др.), определяют пути взаимодействияс посетителем, а также пути преобразования музеев изпассивных хранителей свидетельств материальнойкультуры в институты, активно способствующие соци-ализации личности, более открытые и чуткие к насущ-ным потребностям современного человека. Выбранныйвектор направления развития современных музеев ста-новится предметом теоретического и прикладного му-зееведения, объектом междисциплинарных исследова-ний и взаимодействий между такими науками, каккультурология, социология, психология, педагогика,менеджмент.Меняются приоритетные направления деятельностисовременного музея, когда внимание не акцентируетсяна предметных экспозициях и коллекциях, а перемеща-ется в сторону активного взаимодействия и исследова-ния целевой аудитории, что не означает отказа от тра-диционных функций музея. Интерес к посетителю какглавной фигуре музейной коммуникации ускоряетпроцесс пересмотра общей концепции музея как соци-ального института. Большинство музеев пересталибыть закрытыми академическими институтами, онипредставляют сегодня гостеприимное, вдохновляющееи привлекательное публичное пространство, где вни-мание сосредоточено на направлениях, формах и мето-дах контакта с потенциальной и реальной аудиторией,а также на определении стратегии развития музейнойдеятельности. Эффективность взаимодействия музея спосетителем зависит от мобильности организации раз-нообразных форм взаимодействия с ним, видоизменя-ются традиционные формы и появляются инновацион-ные. Например, традиционная экскурсия меняется засчет внедрения нетрадиционных методов - театрализа-ции, игрового, диалогического общения и т.д. Такаяэкскурсия дает возможность не просто информировать,она помогает включиться в диалог культур, прочув-ствовать характерные особенности музейной историко-культурной среды. В этом смысле «общение» музея спосетителем предполагает установление взаимных де-ловых, эмоциональных или дружеских контактов наоснове общих интересов, связанных с тематикой илисодержанием коллекций.Общение в пространстве музея с использованиемего экспозиций или территории очень специфично, таккак темы, стиль и способы общения изначально заданысамим музеем, заложены в музейной информации,определены профилем музея; это предоставляет широ-кие возможности для содержательного, заинтересован-ного и неформального межличностного общения.И если раньше музеи считали, что их аудитория - этосредний класс, профессионалы, обладающие высокиминтеллектуальным потенциалом, и их дети как преем-ники высокой культуры, то сегодня музеи работают спубликой гораздо шире, независимо от возраста и об-разования. Вектор современного развития музея задаетнаправление работы с посетителями, охватывающееинтересы различных категорий и групп населения. Ме-неджеры современных музеев пытаются создать воз-можность особой интерпретации коллекции, котораяпредставлена различными форматами, соответствую-щими различному уровню и типу образования людей;экспозиция создает впечатление многослойности, мно-гоуровневости в целях возможности перехода посети-теля с одного уровня на другой.Кроме того, считается, что интерпретация отра-жает различные мнения о произведениях искусства исодействует созданию диалога. Подобный диалогважен при создании межкультурных, этнических вы-ставок, поскольку он во многом способствует смяг-чению межнациональных, конфессиональных, соци-альных и других конфликтов. Творческий подход виспользовании передовых информационных и ком-муникационных технологий создает условия, обес-печивающие доступность музея для широчайшейаудитории. Музей не только рассказывает о разныхкультурах мира, но показывает, как формируютсякультуры и как при встрече разных культур проис-ходит их взаимодействие, как складывается их вза-имное восприятие. В поисках новой модели пред-ставления богатейших коллекций сотрудники музеяварьируют принципы построения экспозиции и вы-бора тематического подхода.Сегодня музеи активно работают с представителями«маргинальной» части общества, делая их более соци-ально включенными. Среди них есть люди, нуждаю-щиеся в особых формах и специальных методиках об-щения, а также посетители с отклонениями в психофи-зическом развитии, инвалиды, трудные подростки,участники военных конфликтов, беженцы и переселен-цы и т.д. В связи с этим активно развивается направле-ние, основанное на возможностях воздействия изобра-зительного искусства на психологическое состояниечеловека, - арттерапия. Опыт и участие представителейэтих слоев населения используются при комплектова-нии фондов, изучении, интерпретации и презентацииколлекций. Кроме того, одной из основных целевыхаудиторий современных музеев является молодое по-коление. Зачастую в музеях можно увидеть объявленияо проведении образовательных семинаров, лекций дляучителей и школьников. Задача таких программ состо-ит в том, чтобы посредством имеющегося эмпириче-ского материала реконструировать исторический кон-текст, эксплицируя его на современный опыт. Это даетвозможность посетителю углубиться в тайны истори-ческого повествования, не только прослушав офици-альный академический контекст, но и самостоятельноинтерпретировав то или иное явление культуры, чтовыходит за рамки стандартного познавательного про-цесса.Освоение музейной информации на принципиаль-но новом уровне происходит в процессе посещениямузея и вовлеченности субъекта в образовательныйпроцесс, включающий передачу и усвоение знаний, атакже приобретение умений и навыков. Обучение вмузее предполагает получение дополнительных илиальтернативных знаний, которые невозможно или не вполной мере возможно получить в других образова-тельных учреждениях. Отличительными чертами обу-чения в музее являются неформальность и доброволь-ность, возможность максимально реализовать своиспособности и удовлетворить интересы. Личное эмо-циональное переживание закрепляет вербальную ин-формацию. Обучение стимулируется экспрессивно-стью, разнообразием и подлинностью музейныхпредметов. Важным обучающим каналом являетсявербальное восприятие объекта, особенно это важнодля детей, чувственно воспринимающих явления ми-ра. Музей дает неоценимый опыт прикосновения кистории.Еще одной особенностью современного музея явля-ется специфика аккумулирования историко-культурного опыта и его трансляция посредством экс-позиции. Технология экспонирования в условиях ин-формационного общества связана с модернизациейметодов, приемов, способов музейной работы на осно-ве принципов вариативности, гибкости, открытости.В то же время принцип гибкости предзадает необходи-мость оптимального сочетания традиционных и инно-вационных элементов музея в современной культуре.Особенность музейной формы передачи информациисостоит в том, что музейная экспозиция как модельдействительности через конкретные музейные предме-ты передает не просто факты, но суждения, представ-ления и отношение к ним. Современный уровень раз-вития экспозиции как основной формы взаимодействияс посетителем определяет необходимость разработкинаиболее эффективных подходов к ее совершенствова-нию, которые проявляются в изменении методологииэкспозиции, основанной на так называемом концепту-альном подходе, или «сценарии», предполагающемразработку как научной, так и художественной кон-цепции представляемого материала; в активном ис-пользовании в экспозиции аудиовизуальных средств,что является способом усиления эмоционального воз-действия, помогающих современному человеку адап-тироваться в историко-культурном пространстве музея;в ансамблевом показе музейных предметов, основан-ном на представлении их в естественной, «жизненной»взаимосвязи. Уход от демонстрации плоскостного ма-териала усиливает воздействие экспозиции, помогает«прочтению» ее без дополнительных словесных «пере-водов».Помимо классического метода интерпретации - тек-ста, в котором раскрывается кураторское видение дан-ного зала, музеи предлагают дополнительные сопрово-дительные тексты, написанные внешними авторами -критиками, искусствоведами, исследователями. Такимобразом, посетителям представляется возможностьознакомиться с альтернативным видением экспозиции.Для более полного ознакомления с экспонатами посети-телям предоставляются аудиогиды, которые зачастуювключают речь самого художника, автора произведения,а также его рассказ о своей работе.Во многих музеях распространена практика муль-тимедийных экскурсий. Целевую аудиторию такихэкскурсий составляют люди, которые хотели бы полу-чить базовую информацию о современном искусстве иистории искусства XX в., изложенную простым, до-ступным языком.В работу музеев активно внедряются анимация иинтерактивность. Средства анимации используются вэкспозициях какой-либо исторической эпохи, где пер-сонажи в соответствующих костюмах «оживляют»место и время. Экскурсоводы или аниматоры в такихмузеях - это либо волонтеры, либо актеры, нагляднодемонстрирующие уклад жизни различных эпох инародов. Основная цель анимационного метода - непросто предъявить посетителю музея предметный мирпрошлого, но показать взаимодействие человека сэтим миром, вовлечь его в действие. Чаще интерак-тивность используется техническими и естественно-научными музеями. Главный принцип - развлекая,заинтересовывать, пробуждать творческую актив-ность. Кроме того, появились современные методы ивозможности изготовления копий, муляжей, особеннона этнографических и природоведческих выставках,что позволяет посетителю быть не пассивным, а ак-тивным зрителем.Современный уровень развития информационныхтехнологий обеспечивает внедрение новых способовинформирования в музее, например, с помощью специ-ального информационного центра. Создание подобныхцентров входит в практику музеев многих стран. Ин-формационное обслуживание с помощью компьютероввключает в себя самые разнообразные способы пред-ставления информации, от прекрасного качества указа-телей, планов и путеводителей для взрослых и детей доиспользования информационных станций (киосков),установленных в холле или в залах музея с подключе-нием Интернета. Такие информационные киоски име-ются в крупных музеях мира - Лувре, ГосударственномЭрмитаже, Метрополитен-музее и др. Информацион-ные системы содержат качественные изображения экс-понатов с указанием их местоположения, сопроводи-тельную и разъяснительную информацию и многоедругое.Современные музеи активно используют потенциалсоциальных сетей (Twitter, Facebook и фотосайт Flickr),что позволяет привлекать аудиторию и вести дополни-тельные маркетинговые исследования. С помощьюприложения для iPhone можно провести виртуальныераскопки древнеримских артефактов в тех местах, гдеони были найдены.Немаловажным аспектом развития современногомузея становится формирование особой сетевойструктуры взаимодействия. Данная структура позво-ляет решать актуальные задачи за счет взаимовыгод-ного сотрудничества, совместными усилиями осу-ществлять общие проекты, создавать эксперимен-тальные условия для лучшего функционированиякаждой из сторон, в результате чего появляются но-вые формы деятельности, используются современныеинструменты в музейной работе. Это прежде всегоразвитие функциональных связей музеев с организа-циями, не являющимися «единицами» музейной сети(учебные заведения, готовящие специалистов для му-зеев; исследовательские, аналитические, инновацион-ные, информационные, методические, консалтинго-вые, координационные центры; объединения музеевпо типу союзов, содружеств и ассоциаций; обще-ственные организации музейных работников, друзеймузеев и т.п.). Это неотъемлемая часть музейной сфе-ры как объекта музеологических исследований, му-зейного проектирования, музейного менеджмента,музейной политики. По мере того как у музеев, терри-ториальных музейных комплексов и музейных орга-низаций начинают возникать и укрепляться более ши-рокие в пространственном плане, более долговремен-ные и разнонаправленные деловые связи с предприя-тиями и организациями, далекими от музейной дея-тельности, но заинтересованными в развитии сотруд-ничества с музеями как стратегическим партнерами,границы музейной сферы еще более расширяются.Чаще всего это обретает организационное оформле-ние в виде совместных программ и проектов, иногда -в виде партнерских объединений. Участвующие в нихнемузейные организации и предприятия попадают врамки музейной сферы [3], но при этом, конечно, неявляются единицами музейной сети.Среди услуг, предлагаемых европейскими музея-ми, можно отметить: доступ к музейному собранию;ориентацию в системе культурных ценностей; усло-вия для самообразования, общения, творчества, раз-вивающего досуга, развлечений; помощь в образова-тельной и просветительской деятельности; услугиинформационные, справочные, рекламные, предста-вительские, имиджеформирующие, туристские, экс-курсионные и др. Открытость к подобного рода услу-гам, безусловно, повышает интерес потенциальнойаудитории, но также дает возможность современныммузеям получить дополнительную прибыль, чтонемаловажно в условиях мирового кризиса и ограни-чения финансирования. Этот далеко не полный пере-чень показывает, что музей оказывается субъектомнескольких потребительских рынков. Значительнаячасть музейных услуг востребована и оплачиваетсяразличными категориями покупателей: научными ор-ганизациями, учебными заведениями, органами мест-ного самоуправления, благотворительными фондами,коммерческими компаниями, средствами массовойинформации и др. Но в данном случае не стоит пони-мать эти отношения как сугубо рыночные, посколькув основе сотрудничества лежит метод координациидеятельности, где взаимоотношения между сетевымиорганизациями обеспечиваются одновременным илипоследовательным участием всех ее элементов.Аналогичные отношения складываются междуорганизациями, обладающими несимметрично илинепропорционально распределенными ресурсами.Осознавая это, они добровольно объединяют эти ре-сурсы или совместно их используют для достижениясобственных или общих целей. Благодаря расширен-ному взаимодействию музеи получают дополнитель-ные преимущества, например на рынке туристскихуслуг, действуя согласованно со смежными субъек-тами коммуникации (другими музеями, предприяти-ями туристской инфраструктуры, туристскимиагентствами и т.п.), и формируют с ними не конку-рентные, а союзнические отношения. Это позволяетпартнерам использовать возможности, которые каж-дому отдельно недоступны. Партнерами музея могутбыть различного рода организации, предприятия,частные фирмы, заводы, юридические лица и т.д.Под словом «партнерство» в данном случае понима-ется взаимовыгодное сотрудничество, инициаторомкоторого может выступать любая из сторон. В то жевремя музей удерживает определенный баланс меж-ду развлекательным компонентом деятельности ипознавательным, выполняя образовательную мис-сию, учитывает потребности и интересы аудитории.Музей все более активно завоевывает место в инду-стрии досуга с учетом собственной рекреативно-познавательной специфики, постепенно преодолеваясложившуюся точку зрения на него как научно-просветительное учреждение.Организации или частные лица, оказывающие му-зею финансовую помощь, ждут от подобного сотруд-ничества реализации каких-либо собственных целей иинтересов. Прежде всего оно предоставляет дополни-тельные возможности для рекламы деятельности, това-ров или услуг фирмы. Данное сотрудничество болеевыгодно и эффективно, чем покупка эфирного времениили рекламных площадей в печати. Создание привле-кательного имиджа возможно на основе участия в реа-лизации социально значимых проектов и программ идемонстрации собственной самостоятельности, а зна-чит, социальной значимости.Анализ современной музейной деятельности поз-воляет говорить о существовании единого музейногопространства, которое характеризуется модернизаци-ей методов, приемов, способов музейной работы наоснове принципов вариативности, гибкости, открыто-сти по отношению к инновациям. Музеи приходят кнеобходимости оптимального сочетания традицион-ных и инновационных элементов в современной му-зейной культуре. Изменились представления о ком-муникации для разных типов музеев, а также пред-ставления о критериях эффективности музейной рабо-ты. Интерес к посетителю - главной фигуре музейнойкоммуникации - привел к пересмотру общей концеп-ции музея как социального института, произошло пе-реосмысление способов коммуникации и управления.МУЗЕЙ становится гибким и мобильным, вбирает всебя новые достижения научно-технического прогрес-са, он стоит на пороге превращения в динамично раз-вивающуюся отрасль науки, искусства, бизнеса икультуры. Современные успешные музеи репрезенти-руют концентрированный образ истории и культуры,становятся частью информационного пространства вусловиях диверсификации социальной среды, измене-ния культурных ценностей, появления новых управ-ленческих структур.

Ключевые слова

музей, культура, сеть, информационные технологии, целевая аудитория, экспозиционная деятельность, museums, culture, net structures, informational technologies, targeted audience, activity of exposition

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гиль Александра ЮрьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. филос. наук, ассистент кафедры теории и истории культурыkosasa@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М. : Прогресс, 1988. 700 с.
Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру? М. : Институт экономики РАН, 2012. 60 с.
Никишин Н.А. Музейная сфера в эпоху сетевых технологий // Сайт Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии. 2001. URL: http://www.adit.ru/rus/publication/web/paper.asp?no-mer=А2001068
 Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия