К анализу сонаты «Passione» (1985/89) В. Рунчака | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

К анализу сонаты «Passione» (1985/89) В. Рунчака

Освоение нового искусства в современных сочинениях для аккордеона / баяна является насущной потребностью: аналитическая интерпретация позволяет исполнителю совершенно по-иному взглянуть на прочтение произведения. В работе рассмотрена проблема соотношения новой композиторской и исполнительской техник на примере сонаты «Passione» для баяна / аккордеона В. Рунчака. Показаны особенности музыкального мышления украинского композитора Владимира Рунчака:трактовка жанра пассионов, тематизма, риторических фигур, использование современных техник, таких как двенадцатитоновость, сонорика, алеаторика темпов.

Analysis of sonata ''Passione'' (1985-1989) by V. Runchak.pdf Имя Владимира Рунчака (род. 1960) хорошо извест-но в украинской музыкальной культуре. Произведениядля баяна композитор начал писать еще в студенческиегоды, среди них «Бахиана» (медитации на тему BACH,1979). Позднее это произведение вошло в сюиту № 1для баяна в четырех частях «Портреты композиторов»(«Бахиана», «В подражание Д. Шостаковичу», «Порт-рет Н. Паганини», «Посвящается И. Стравинскому»(1988). А также: «Страсти по Владиславу» (1988),Симфония для баяна, симфонического оркестра и чтеца(1982-1988), Сюита № 2 («Украинская»), «Messa daRequiem» (1982), «Passione» Соната № 1 (1985-1989).На сегодняшний день композитором создано более се-мидесяти произведений для симфонического и камер-ного оркестров, хоровая и камерно-инструментальнаямузыка. Начиная с 1989 г. сочинения В. Рунчака частозвучат на фестивалях современной музыки в Чехии,Франции, Германии, Польше. Много произведенийкомпозитор написал по заказу известных зарубежныхисполнителей. В. Рунчак является членом Националь-ного союза композиторов Украины, членом украинскойсекции Международной композиторской организацииISCM, членом европейской композиторской организа-ции «Europa - Europa» [1. С. 137].Трактовка жанра. К жанру пассионов (в переводе снем. Passion, от лат. рassio - страдание) композиторобращается в своем творчестве неоднократно: «Стра-сти по Владиславу» (1982/1988), Соната № 1 «Passione»(1985/1989). Происхождение «страстей» связано сосредневековыми традициями в церковной музыкеXVI в. Пассионы сформировались на основе евангель-ского текста, повествующего о крестных страданиях исмерти Иисуса Христа. В отношении формы многочис-ленные страсти того времени подразделяются на«Страсти-мотеты» и «Страсти-драмы». СогласноА. Швейцеру, первым немецким произведением этогожанра следует считать «Страсти по Матфею» ИоганнаВольтера [2. С. 62]. Но наибольшую известность полу-чили произведения И.С. Баха «Страсти по Матфею» и«Страсти по Иоанну». К жанру страстей обращаются исовременные композиторы: К. Пендерецкий («Страстипо Луке»), С. Губайдулина («Страсти по Иоанну»),А. Пярт («Страсти по Иоанну»).Тематизм. Риторические фигуры. Ряды. Одним извыразительных средств, с помощью которых компози-торы могут выразить свой образный замысел, являетсясистема музыкально-риторических фигур. Исследова-тели, например, баховских произведений (А. Швейцер,Э. Бодке, М. Друскин, Б. Яворский) отмечают интона-ционные формулы, их взаимосвязь, образующую це-лую систему музыкальных символов. При этом в глу-бине баховских произведений, под поверхностью точ-нейшим образом соблюдаемых норм письма своеговремени, таятся идеи, предвосхищающие методы со-временной композиции XX в. Так, в сонате «Passione»В. Рунчак использует известные риторические фигуры,что позволяет осмыслить множество новых компози-торских приемов и «изобретений». Мотивным ядромсонаты (пример 1) является «символ страстей», или«тема распятия», «мотив креста» [3. С. 92], это один изнаиболее известных баховских символов («Страсти поМатфею», фуга cis-moll из I тома ХТК и др.). Тема-лейтмотив проходит четыре раза в сонате «Passione»: вначале и в конце первой части произведения с точнымритмическим повторением (1-4-й такты - см. пример 1;49-51-й такты - пример 2).Пример 1. В. Рунчак. Соната «Passione»Пример 2. В. Рунчак. Соната «Passione»В начале и в конце четвертой части сонаты темакреста звучит в увеличении, сначала половиннымидлительностями с проходящими звуками (217-221-й такты - см. пример 3), и в конце произведения онпроходит в обращенном виде целыми нотами(253-й такт - см. пример 4). Начиная и заканчивая про-изведение темой «креста», композитор как бы пред-определяет художественное содержание сонаты: сим-вол креста обозначает страдание (passio), Страсти Гос-подни, искупление через свершившуюся муку. Симво-лы могут иметь разное смысловое содержание в зави-симости от эпохи создания произведения, поэтому обо-значения символов в баховской музыке, утвержденныеизвестными теоретиками и исследователями (Б. Явор-ский, А. Швейцер, Э. Бодка, В. Носина и др.), в совре-менной музыке можно трактовать с учетом новоговремени. В музыкальную ткань сонаты вплетены раз-личные риторические фигуры: символ с нисходящимзвукорядом (catabasis) встречается в сонате три раза.Пример 3. В. Рунчак. Соната «Passione»Пример 4. В. Рунчак. Соната «Passione»В трактовке баховских произведений этот символобозначает умирание, нисхождение. В сонате символимеет разные нюансы: в первой части - это мотив печа-ли, оплакивания, встречается дважды (16; 41-й такты), втретьем проведении мотив нисхождения передает скореевзволнованный, мистический характер (85 такт). Насмену печали, нисходящему движению как инверсияприходит символ восхождения (anabasis), который в со-нате встречается пять раз (202, 82, 87, 234, 214-й такты).В музыкальную ткань второй части вплетен символпредопределения, его основной тон (например, в первойчасти «as» 48 такт) опевается, отчего рисунок мотивастановится фигурой вращения (circulatio). Этой музы-кально-риторической фигурой Рунчак передает, в зави-симости от контекста, различные образы. Например,бурлящий поток в разделе Con sdegno второй части(94-й такт) или чашу страдания в первой части (7,8-й такты). Так музыкально-риторическая фигура вырас-тает в многозначный символ. Совокупность этих темобразует систему лейтмотивов, идентифицирующихданную композицию с жанром пассионы, что характери-зует первый тип тематизма.Ко второму типу тематизма относится использова-ние двенадцатитонового ряда gis, fis, h, a, e, dis, b, g, as,c, des, f (пример 5). По определению Ю. Холопова,двенадцатитоновый ряд - это последование 12 высотбез повторений или с минимальным повторением, ис-пользуемое как мелодическое построение [4. С. 206].Как и у А. Шёнберга, ставящего знак равенства междусерией и темой в тональной музыке, ряд у Рунчака яв-ляется тематическим, и его окончание совпадает сосмысловым завершением периода (8 тактов). В трак-товке темы, сочетающей метрический период и двена-дцатитоновый ряд, проявляются традиции нововенскойшколы.Пример 5. В. Рунчак. Соната «Passione»Третий тип тематизма - сонорная гармония, опериру-ющая созвучиями тембро-красочного характера[4. С. 197]. Композитор использует распространенный типсонорики - гармониетембровые созвучия, кластеры (ак-корды, расположенные по секундам), встречающиеся втретьей части сонаты кластеры исполняются сжатой ру-кой в кулак, подчеркивают ритмический остинатныйритм и переменный размер. Этот современный тип тема-тизма, построенный на элементах малой секунды, вырас-тающий динамически до диатонических и хроматическихкластеров в диапазоне кварты и квинты, используетсяавтором, как бы подчеркивая связь времен, прошлое инастоящее. Описанные типы тематизма содержат интен-сивные эмоциональные, тяготеющие друг к другу образы,обеспечивая прочность композиционной структуры.Трактовка формы. Одночастность сонаты В. Рун-чака, аналогично Камерной симфонии op. 9 А. Шёнбергаи Флейтовой сонатине П. Булеза, интегрирует четыречасти сонатной формы в одночастную форму. Описан-ная выше система лейтмотивов скрепляет секции сонатыв единое целое. По утверждению О. Мессиана, все сво-бодные инструментальные формы происходят от четы-рех частей сонаты [5. С. 56]. В контексте этого положе-ния смена и возвращение темпов (шкала темпов пред-ставлена в схеме 1) очерчивают границы четырехсекци-онности внутри одночастной сонаты. Одновременношкала темпов является результатом влияния идеи алеа-торики. Эстетические противоречия в трактовке идеиalea (ограниченная и неограниченная, алеаторика науровне теста и формы) сформировали, как известно, оп-позицию музыкального модерна и постмодерна, котораяповлияла практически на всех композиторов современ-ности (см. об этом: [6. С. 18-21]).По мнению П. Булеза, плодотворным является тоттип анализа, где «мысль интерпретатора является дли-тельным процессом создания своих собственных вари-антов» (цит. по: [7. C. 80]). Рассмотрение некоторыхлогических аспектов мышления композитора позволяетисполнителю совершенно по-иному взглянуть на про-чтение и исполнение произведения.1-я секцияLargo dramatico,Lo stesso tempo ma molto semplice e malinconia,Poco pio mossoPoco meno mossoRabbioso come prima2-я секцияIl canto semplise ma mestiziaCon sdegnoRabbiosoCon dolore ma sempre esaitatoPatetico, canto legato (lo stesse tempo)3-я секцияPio mosso, con colleraAgitatoPio mosso4-я секцияLargo. Passione assaiMeno mosso e molto esaltatoMeno mosso e sonorissimo possibleMeno mosso. FuriosoSenza misura. LargoLargo, lugubreSenza misura, come sopraLargo, lugubreСхема 1. В. Рунчак. Соната «Passione». Шкала темповСочетание в сонате традиционного и нового выра-жает эстетику «экспериментального постмодернизма»(см. об этом: [8. С. 98]).С одной стороны, возврат к прошлому (черезсимволы, риторические фигуры, трактовку формы), сдругой - движение вперед (новые композиционные иисполнительские приемы: вибрато, рикошет, соно-рика, алеаторика темпов, двенадцатитоновый ряд).В аспекте композиционного метода это предполагаетканонизацию традиционных эстетических ценностей,преломленных через призму современного восприя-тия.

Ключевые слова

жанр пассиона, риторические фигуры, ряд, форма, Passione genre, rhetorical figures, series, form

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мальцева Елена СергеевнаПермский государственный педагогический университет; Пермский государственный институт искусства и культурыпреподаватель кафедры инструментального исполнительства; соискатель кафедры теории и истории музыкиmaltsewa.elena2011@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Сташевський А. Володимир Рунчак - «Музика про життя ...» Аналітичнi есе баянного творчості. Монографічне дослідження. Луцьк : Волинська обласна друкарня, 2004.
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М. : Классика - XXI, 2002.
Носина В. О символике французских сюит И.С. Баха. М. : Классика - XXI, 2002.
Холопов Ю. Задания по гармонии. М. : Музыка, 1983.
Мессиан О. Техника моего музыкального языка. Перевод и комментарий М. Чебуркиной. М., 1994.
Петрусёва Н.А. О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа // Музыка и время. М., 2011. № 1. C. 18-21.
Петрусёва Н.А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. Исследование. Москва ; Пермь : Реал, 2002.
Петрусёва Н. Постсериальный модернизм и экспериментальный постмодернизм: положение Новой музыки // Философия и культура. М. : NOTA BENE, 2010. № 12(36). С. 94-104.
 К анализу сонаты «Passione» (1985/89) В. Рунчака | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

К анализу сонаты «Passione» (1985/89) В. Рунчака | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия