Законодательные акты как источник изучения алтайских музеев XIX - начала XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Законодательные акты как источник изучения алтайских музеев XIX - начала XXI в.

Важное место в деле изучения истории отечественных музеев занимают источники законодательного характера и другие нормативно-правовые документы. Проанализирована нормотворческая работа в сфере сохранения культурно-историческогонаследия и музейного дела на Алтае в дореволюционное, советское и постсоветское время в общероссийском контексте. Привлеченные к анализу источники позволяют сделать вывод о постепенном формировании нормативно-правовой базы для прогрессивного развития алтайских музеев.

Legislative acts as sources for Altai museums history study (19 - early 21 centuries).pdf Изучение истории российских, в том числе алтай-ских, музеев требует привлечения разнообразных исто-рических источников - письменных, изобразительных,вещественных. Среди них особое место принадлежитисточникам законодательного характера, нормативно-правовым документам, которые и рассматриваются вданной статье.Известно, что российские музеи XIX - начала XX в.не имели единого государственного руководства, по-этому законодательные акты в виде положений и ин-структивных материалов разрабатывались в отдельныхминистерствах. В советский и постсоветский периодыразвития, когда музеи вошли в систему государствен-ного управления, появились такие разновидности зако-нодательных материалов, как декреты и законы выс-ших органов власти, постановления и распоряженияисполнительных органов власти и управления, а такжеи постановления ЦК ВКП(б) / КПСС, имевшие силузакона. Акты дореволюционного времени публикова-лись в «Полном собрании законов Российской импе-рии». Законодательные материалы советской эпохи побольшей части были опубликованы в периодике или вболее поздних документальных сборниках, а совре-менное законодательство находит отражение в офици-альных изданиях органов государственной власти.Одним из первых нормативно-правовых актов, ка-савшихся музейного дела, точнее, сохранения истори-ческих памятников в России, является циркуляр мини-стра внутренних дел «О доставлении сведений обостатках древних зданий в городах и о запрещенииразрушать их» от 31 декабря 1826 г. В этом документевпервые от лица власти запрещалось уничтожение па-мятников истории, предписывалось организовать сборсведений о них. При этом в положение были включеныи некоторые вопросы изучения памятников, например,когда и кем построены или перестроены, из каких ма-териалов возведены, каково их назначение, наличие взданиях предметов, «достойных внимания или отлич-ных от обыкновенных». Кроме того, в циркуляреспрашивалось и о том, возможна ли «починка» объектабез изменения его внешнего вида, что, несомненно,содействовало зарождению научной реставрации куль-турных ценностей [1].Мероприятия по защите и изучению движимогокультурного наследия впервые были обозначены вциркулярном положении министра государственныхимуществ «О находимых в земле казенными крестья-нами древних монетах» от 18 февраля 1841 г. В немпрописывалась последовательность собирания некото-рых памятников: от того, кто непосредственно нашелстаринную вещь, - к сельскому или волостномуначальству, оттуда в Министерство государственныхимуществ и, наконец, в Императорскую Академиюнаук. Особо оговаривалось, что крупные археологиче-ские находки следовало сохранять на местах, но обяза-тельно описывать их и зарисовывать [2].Одновременно в законодательных актах нашло от-ражение формирование государственной охраны исто-рических памятников: 9 февраля 1859 г. императорАлександр II утвердил «Положение об учрежденииИмператорской археологической комиссии при Мини-стерстве Императорского Двора». На Археологическуюкомиссию, как первое государственное учреждение вобласти охраны культурного наследия в России, возла-гались задачи выявления исторических памятников,сбора сведений о них и научного изучения. Для реше-ния поставленных задач Положение наделяло Археоло-гическую комиссию правом производить раскопкидревних памятников и принимать все возможные мерыпо предотвращению разрушения памятников древно-сти, а особо значимые находки передавать на хранениев Эрмитаж [3]. Так, в законодательных источниках бы-ла впервые обозначена нерасторжимая связь музейногодела и сохранения памятников, в том числе археологи-ческих.Начатое в период самодержавия получило дальней-шее развитие при советской власти. Для сохранения иознакомления «широких масс трудящихся» с памятни-ками искусства и старины декретом Совнаркома РСФСРвводился обязательный государственный учет культур-ных ценностей. При этом владельцы принятых на госу-дарственный учет памятников, предметов и коллекцийполучали охранные грамоты [4].В законодательных источниках первых послерево-люционных десятилетий сохранялась установка на со-хранение и изучение в музеях памятников истории икультуры. В Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, ста-рины и природы» подробно прописывались меры поохране археологического наследия, было объявлено,что все находки, клады и случайно обнаруженныепредметы археологического значения следовало обяза-тельно передавать на хранение в государственные му-зеи. Особо подчеркивалась обязанность исполкомовместных Советов организовать наблюдение за тем,чтобы случайно обнаруженные во время хозяйствен-ных работ памятники археологии не разрушались, атакже контролировать, чтобы археологические развед-ки и раскопки велись лицами, имеющими «открытыелисты» (разрешения) от отдела по делам музеевНаркомата просвещения. Впервые в Декрете указыва-лось и на необходимость организовать в музеях научноеопределение всех музейных предметов и коллекций [5].В дальнейшем в постановлениях ВЦИК и СНКРСФСР 1928 и 1934 гг. справедливо указывалось нанеобходимость усилить в музеях научно-исследо-вательскую работу, организовать подготовку и пере-подготовку музейных работников, издание трудов му-зеев, путеводителей и справочников [6, 7]. Важное зна-чение приобрело правительственное постановление1934 г., которое содержало требование использоватьобъекты археологического наследия только в научныхи культурно-просветительных целях. В этом документевпервые были обозначены этапы научного изученияпамятников археологии: раскопки, фотографирование,передача находок в музей [8].Вместе с тем в законодательных источниках первыхпослереволюционных десятилетий все явственнее зву-чало требование использовать музеи и музейные со-брания в решении государственных задач, не связан-ных непосредственно с музейной деятельностью. Так,Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1928 г. потребо-вало от музеев содействия «индустриализации страны,развитию сельского хозяйства и кустарных промыс-лов», предписывало «участие музеев в работе поукреплению обороны страны и осуществление другихзадач социалистического строительства» [6].В послевоенные десятилетия законодательные инормативно-правовые документы, регулировавшие му-зейную сферу, имели двойственный характер. С однойстороны, издавались постановления, которые способ-ствовали формированию государственной системыохраны культурного наследия, при этом музеи называ-лись основными хранилищами памятников культуры [9].В «Положении об охране и использовании памятниковистории и культуры», утвержденном постановлениемСовета министров СССР 16 сентября 1982 г., памятникиистории и культуры трактовались как сооружения, па-мятные места и предметы, связанные с историческимисобытиями в жизни народа, развитием общества и госу-дарства, произведения материального и духовного твор-чества, представляющие историческую, научную, худо-жественную или иную ценность. Акцентировалось вни-мание на том, что памятники истории и культуры ис-пользуются в целях развития науки, образования, куль-туры, патриотического и эстетического воспитания. И вчисло учреждений, призванных изучать и использоватькультурное наследие, включались музеи, библиотеки,историко-культурные заповедники [10].Особое значение для дальнейшего развития музей-ного дела приобрели нормативно-правовые документы,которые направляли деятельность советских музеев, вих числе и алтайских, вплоть до конца ХХ в. Первый изних - «Положение об областном, краевом, республи-канском (АССР) краеведческом музее», принятый в1948 г., характеризовал краеведческий музей как науч-но-исследовательское и культурно-просветительноеучреждение, осуществляющее всестороннее изучениекрая. В Положении была определена организационнаяструктура краеведческого музея, введены понятия му-зейного собрания, музейных фондов [11]. Одновременнобыли разработаны и приняты важные документы о му-зейных фондах, об экспозиционной работе в музеях. Дляобеспечения высокого научного уровня различныхнаправлений деятельности музеи систематически, пла-номерно, целенаправленно пополняли свои фонды. По-строение экспозиции базировалось на следующих ос-новных принципах: приоритет подлинников; всесторон-нее и глубокое отражение жизни края; использованиенаучно-вспомогательного материала для пояснения,сравнения, обобщения предметов, явлений, событий вистории и современной культуре края. В экспозициикраеведческих музеев обязательно создавались три от-дела: природы, дореволюционной истории, советскогопериода. Тематика основной экспозиции более подробнораскрывалась посредством временных выставок [12, 13].Принятые на рубеже 1940-1950-х гг. правовые актыопределили разработку инструктивных материалов поучету и хранению музейных предметов, по другим ви-дам внутримузейной работы.С другой стороны, создавались такие законы и по-становления, через которые партийно-государственныевласти по-прежнему стремились использовать музеидля решения своих собственных задач. Так, в 1964 г.ЦК КПСС принял постановление «О повышении ролимузеев в коммунистическом воспитании трудящихся»,которым предписывал Министерству культуры СССР иминистерствам культуры союзных республик органи-зовать во всех музеях отделы истории советского пери-ода, а в музейных экспозициях обязательно показыватьуспехи «коммунистического строительства, победуленинского курса Коммунистической партии, борьбусоветского народа за осуществление ПрограммыКПСС...» [14].С обновлением системы власти и управления в Рос-сии с начала 1990-х гг. развернулись разработка и из-дание новых законодательных актов, направленных насохранение культурных ценностей, развитие музейногодела. Основополагающим в этом отношении стал ЗаконРФ 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре»,который провозгласил право каждого человека на при-общение к культурным ценностям, на доступ к госу-дарственным музейным фондам страны [15]. Правовоерегулирование отечественной музейной сферой осу-ществляется на основе Закона «О Музейном фондеРоссийской Федерации и музеях в Российской Федера-ции» от 24 апреля 1996 г. В этом законе содержитсяважное положение о музеях как учреждениях, которыесоздаются для собирания, хранения, изучения и пред-ставления культурных ценностей, а также для ведениякультурно-образовательной деятельности [16].На основе закона о музеях было разработано и при-нято в 1998 г. новое «Положение о музейном фондеРФ», в котором прописаны правила музейного учета,представлен список обязательных в каждом музееучетных документов, обеспечивающих возможностьидентификации музейных предметов и коллекций исодержащих основные научные сведения о музейныхценностях [17].Нормативно-правовое творчество, касающееся со-хранения культурно-исторического наследия Алтая,начинает свою историю уже в советское время.В 1920 г. было принято постановление Алтайского гу-бернского отдела народного образования «О первойгосударственной регистрации предметов искусства истарины». Документ предписывал ставить на учет всекультурно-исторические памятники, коллекции ипредметы. Учету подлежали и древние курганы, мо-гильники, поселения, любые материальные остаткидревней культуры Алтая [18].Первым региональным нормативно-правовым актомпо сохранению культурного наследия Алтайского краяявляется постановление Алтайского краевого Законо-дательного собрания № 169 от 28 декабря 1994 г. Этимпостановлением было утверждено Положение обохране земель историко-культурного назначения в Ал-тайском крае. Землями историко-культурного назначе-ния были названы земли, на которых и в которых рас-полагается историко-культурное наследие, а такжеземли, занятые учреждениями культуры [19].Устав Алтайского края, принятый Алтайским крае-вым Советом народных депутатов 5 июня 1995 г., иУстав г. Барнаула № 169 от 16 ноября 1995 г., приня-тый решением Барнаульской городской Думы, гаран-тируют право каждого гражданина России свободнопользоваться учреждениями культуры края, в том чис-ле музеями [20, 21].В начале ХХI в. формирование нормативно-правовойбазы сохранения культурного наследия на Алтае сталоидти активнее. Администрацией Алтайского края в це-лях сохранения археологического наследия края и егоиспользования в культурно-образовательных целях спе-циальным постановлением № 413 от 23 мая 2000 г. былаодобрена музеефикация погребального комплекса скиф-ского времени I тыс. до н. э. в долине р. Сентелек Ча-рышского района [22].Закон «Об объектах культурного наследия (памят-никах истории и культуры) в Алтайском крае», приня-тый Алтайским краевым Советом народных депутатов5 мая 2005 г., регулирует отношения в сфере сохране-ния объектов культурного наследия на территории Ал-тайского края [23]. В законе указано, что работы,направленные на сохранение культурного наследия,осуществляет Научно-производственный центр по со-хранению историко-культурного наследия Алтайскогокрая. Не возбраняется привлечение музеев, сотрудникикоторых обеспечивают, например, полевые исследова-ния объектов археологии. Однако специального законао музеях, подобного тому, какой был принят в Томскойобласти, на Алтае до сих пор нет.В 2006 г. принято Постановление администрацииАлтайского края № 34 «Об утверждении порядка про-ведения публичных мероприятий на территориях объ-ектов, являющихся памятниками истории и культуры».Согласно документу использование территорий куль-турно-исторических памятников в культурно-образо-вательных целях допускается без угрозы их физическо-го разрушения [24].29 декабря 2006 г. на основе Постановления адми-нистрации г. Барнаула № 3955 создан музей историиг. Барнаула. В 2007 г. утвержден Устав музея. Музейсоздан для осуществления культурно-образовательнойработы и ведения научных исследований в областиистории, культуры, искусства г. Барнаула. Подчеркива-ется, что в организации своей работы музей учитываетпотребности горожан [25, 26].В целом в продолжение без малого двух столе-тий - от начала XIX в. и до первого десятилетияXXI в. - сложился достаточно обширный круг ис-точников законодательного характера, которые пока-зывают государственную политику в музейной сфереРоссии, в том числе и на Алтае. Охарактеризованныеисточники обладают достаточно высокой степеньюдостоверности информации. Они позволяют заме-тить правила и нормы, устанавливаемые государ-ством, выявить и оценить цели и задачи, которыегосударственные власти ставили перед музеями наразных этапах исторического развития, а также ме-тоды и средства их реализации, стимулировавшиеили тормозившие музейную работу. Привлеченныедля анализа источники позволяют говорить и о том,что сами музейные законы представляют собой свое-образный памятник, который также требует изуче-ния, сохранения и экспонирования в музее.

Ключевые слова

законодательство, музей, культурно-историческое наследие, legislation, museum, cultural-historical heritage

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нестеров Евгений АлександровичНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследияevgeny.nesterov.1988@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о запрещении разрушать их // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1830. Т. 1. Ст. 794. С. 1373-1374.
О находимых в земле казенными крестьянами древних монетах // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1842. Т. 16. Ст. 14280. С. 124.
Положение об учреждении Императорской археологической комиссии при Министерстве Императорского Двора // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1861. Т. 34. Ст. 34109. С. 70-71.
О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. Отдел первый. М., 1918. № 73. Ст. 794. С. 897-
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» // Декреты и инструкции об учете и охране памятников искусства, старины и природы / Отдел по делам музеев и охране памятников искусства, старины и прир
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 20 августа 1928 г. «О музейном строительстве в РСФСР» // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 2: 1928-1929 гг. М., 1949. С. 168-169.
Постановление ВЦИК 1 января 1934 г. «О состоянии и задачах музейного строительства РСФСР» // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 3: 1930-1934 гг. М., 1949. С. 432.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 10 февраля 1934 г. «Об охране археологических памятников» // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. М., 1934. № 9. Ст. 52. С. 70.
Постановление Совета министров СССР 14 октября 1948 г. «О мерах по улучшению охраны памятников культуры» // Собрание постановлений и распоряжений Совета министров СССР. М., 1948. № 6. Ст. 81. С. 136-144.
Положение об охране и использовании памятников истории и культуры (утверждено постановлением Совета министров СССР от 16 сентября 1982 г.) // Справочник партийного работника. М., 1983. Вып. 23. С. 469-481.
Положение об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее (принято Комитетом по делам культурно- просветительских учреждений при Совете министров РСФСР в 1948 г.) // О краеведческих музеях. Основные положения / отв. ред. И.Г. Клабуновски
Основные положения о построении экспозиции областных, краевых, республиканских (АССР) и крупных районных краеведческих музеев (приняты Комитетом по делам культурно-просветительских учреждений при Совете министров РСФСР в 1948 г.) // О краеведческих музеях
Основные положения о составе, комплектовании, учете и перемещении фондов музеев системы Министерства культуры РСФСР. М., 1955. С. 3, 5-6.
Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986. Т. 10. С. 416.
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. М., 1992. 19 нояб. Т. 2615. С. 3389-3391.
Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. М., 1996. 1 июня. Ст. 625. С. 1395-1404.
Положение о музейном фонде РФ (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179) // Собрание законодательства РФ. 1998. 23 февраля, № 8. Ст. 949. С. 1850-1852.
Постановление Алтайского отдела народного образования «О первой государственной регистрации предметов искусства и старины» 1920 г. // Культурное строительство на Алтае в 1917-1941-х гг. Документы и материалы. Барнаул, 1980. С. 75.
Постановление Алтайского краевого Законодательного собрания «Об утверждении Положения об охране земель историко-культурного назначения» № 169 от 28 декабря 1994 г. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы Всероссийской науч
Устав (Основной Закон) Алтайского края, принятый Алтайским краевым Советом народных депутатов 5 июня 1995 г. Барнаул, 2001. С. 10.
Устав муниципального образования г. Барнаула, принятый решением Барнаульской городской Думы № 169 от 16 ноября 1995 г. Барнаул, 2002. С. 6, 21.
Постановление администрации Алтайского края № 413 от 23 мая 2000 г. «О создании в Чарышском районе музеефицированного объекта «Царский курган»» // Сборник законодательства Алтайского края. 2000. № 49. С. 55.
Закон Алтайского края № 32 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» // Сборник законодательства Алтайского края. 2005. № 109. С. 18, 20.
Постановление администрации Алтайского края № 34 от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры» // Сборник законодательства Алтайского края: официальное изд
Постановление администрации г. Барнаула № 3955 от 29 декабря 2006 г. «О создании муниципального учреждения «Музей "Город"» (г. Барнаул, Алтайский край) // Научный архив музея «Город».
Устав музея «Город» // Научный архив музея «Город».
 Законодательные акты как источник изучения алтайских музеев XIX - начала XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Законодательные акты как источник изучения алтайских музеев XIX - начала XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия