Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем

Актуальность темы исследования определяется решением важной как для современной экономической науки, так и для разработки научно-методологических основ проводимой государством финансовой и инновационной политики проблемы исследования механизма финансового обеспечения инновационных процессов. Механизм финансового обеспечения инновационныхпроцессов требует выработки принципиально нового подхода к формированию методологических принципов реализации системы отношений, обеспечивающих эффективное финансирование и стимулирование инновационной активности экономических систем на всех уровнях национальной экономики. В статье исследуются основные источники финансирования инновационной деятельности и определяются базовые элементы финансового механизма обеспечения инновационных процессов.

Mechanism of financial security of innovative activity of economic systems.pdf Инновационный путь развития экономики в насто-ящее время является ориентиром для большинства раз-витых экономик мира. Поиск моделей инновационногоразвития и определение благоприятных условий инно-вационной деятельности стали важной частью процес-са создания теоретических основ инновационного раз-вития. Для России данная проблема особенно актуаль-на, поскольку по уровню инновационного развитияРоссия значительно отстает как от стран-лидеров, так иот стран, недавно осознавших необходимость переходак экономике инновационного типа. Одним из основныхпрепятствий на пути к инновационному развитию яв-ляются серьезные проблемы в институциональной сре-де России.Современный этап развития экономических системхарактеризуется активизацией инновационных форм ихразвития, которые позволяют повышать эффективностьреализации капитала, наращивать потенциалы реально-го и финансового секторов экономики, обеспечиватьдинамичность, гибкость и устойчивость деятельностихозяйствующих субъектов. Инновационная деятель-ность и взаимодействие хозяйствующих субъектов ре-ального и финансового секторов экономики оказываютвлияние на трансформацию традиционных взаимоот-ношений в процессе развития экономических систем иформируют в их структуре новые формы экономиче-ских отношений, способных оживить рынок.В самом общем виде система определяется какмножество, или совокупность, закономерно связанныхдруг с другом предметов, явлений, знаний о природе иобществе [1]. Многие западные и отечественные спе-циалисты рассматривают экономические системы каксовокупности взаимосвязанных и взаимообусловлен-ных элементов, ориентированных на реализацию за-данной целевой установки и способных к расширенно-му воспроизводству за счет собственных ресурсов -как целостные экономические системы.Понимая систему как множество взаимосвязанныхэлементов, образующее определенную целостность,единство, авторы определяют экономическую системукак целостное множество взаимосвязанных и взаимо-действующих экономических субъектов и отношениймежду ними, возникающих в связи с распределением ипотреблением материальных и нематериальных ресур-сов, в связи с производством, распределением, обме-ном и потреблением товаров и услуг. Исследованиеэкономических систем - это исследование проблеморганизованной сложности. Проблемы организованнойсложности характеризуются потребностью одновре-менного рассмотрения большого числа составляющих,поведению которых свойственна организованность.Поэтому экономическая система рассматривается каксложная система, состоящая из множества элементов,взаимодействующих между собой таким образом, что врезультате система приобретает новые свойства, кото-рые отсутствуют на уровне подсистемы и не могутбыть сведены к свойствам уровня подсистемы.Насущная потребность решения задачи модерниза-ции и инновационного развития экономических системобусловливает необходимость выработки концепциифинансирования инновационных процессов, посколькудля российской экономики невозможно прямое копи-рование той или иной рыночной или финансовой моде-ли, успешно реализованной в одной или несколькихстранах [2. С. 18].Формирование спроса на инновационную продук-цию со стороны государства и общества должно осно-вываться на четко очерченной государственной поли-тике финансирования инноваций, развитом институци-ональном механизме стимулирования инновационно-активных субъектов, механизме трансформации «ко-ротких» ресурсов в «длинные».В этих условиях объективно необходим методоло-гический подход к финансированию инновационныхпроцессов на основе развития взаимодействия в макро-системе «наука - бизнес - государство», который поз-волит сконцентрировать инвестиционные ресурсы го-сударства и частного бизнеса, инициировать созданиемеханизмов и рычагов, использующих эффект согласо-вания интересов, тем самым создаст методическиепредпосылки и практический инструментарий для ре-шения задач финансового обеспечения инновационныхпроцессов национальной экономики.Финансовое обеспечение инновационных процес-сов (ФОИП), выступая одним из значимых каналовдвижения денежных потоков в инновационной сфере,характеризует способность финансовой системысформировать такие экономические отношения междусубъектами воспроизводственного процесса по пово-ду движения финансовых ресурсов, которые обеспе-чат развитие экономики, необходимое для гарантиинациональной экономической безопасности, закреп-ления роли страны как одного из глобальных лидеров,удовлетворения социально-экономических потребно-стей общества [3. С. 119].Механизм финансового обеспечения инновацион-ных процессов выступает как регулятор, задающийнаправления движения и пропорции распределенияинвестиционных ресурсов и создающий основу дляперехода экономики от рентоориентированного к ин-новационно-ориентированному типу. Как составнаячасть инновационных процессов механизм финансо-вого обеспечения инновационных процессов настроенна выполнение, во-первых, традиционных процессныхфункций: аналитической, консолидирующей и регу-лирующей, инвестиционной, контрольной; во-вторых,специфической - когнитивно-компетентностной, от-ражающей требования активизации интеллектуально-го капитала.Механизм финансового обеспечения инновацион-ных процессов целесообразно рассматривать в три-единстве процессного, ресурсного и системного подхо-дов: как процесс (результативен при условии выполне-ния принципа управления многочисленными и взаимо-связанными процессами аккумуляции и использованияинвестиционных ресурсов); как инструмент (реализу-ется на базе принципа институционального взаимодей-ствия участников); как систему (эффективен при со-блюдении принципа финансирования инновационнойдеятельности в форме двуединой задачи: увеличениефинансовых потоков, совершенствование институцио-нальных реформ).Механизм финансового обеспечения инновацион-ных процессов понимается в качестве специфическойсовокупности ресурсов, состояний и процессов, опре-деляющих порядок согласования финансово-эко-номических и институциональных отношений по пово-ду формирования и использования инвестиционныхресурсов в целях достижения непрерывности иннова-ционных циклов, посредством формирования сбалан-сированной системы удовлетворения потребностей винвестициях инновационно активных экономическихсистем. В структуре механизма финансового обеспече-ния инновационных процессов содержатся две базы:- функциональная - система финансирования инно-вационной деятельности, отражающая контур и формыдвижения (аккумулирование и распределение) финан-совых ресурсов в процессе удовлетворения потребно-стей субъектов инновационной деятельности в инве-стициях - инновационное финансирование в узкомсмысле;- институциональная, раскрывающая закономерно-сти движения инвестиционных и информационныхпотоков - система финансирования инновационнойдеятельности как совокупность опосредующих финан-сирование инновационных процессов отношений иинститутов в экономике, ведущим из которых выступа-ет государство, регулирующее порядок формированияи использования инвестиционных ресурсов, формиру-ющее нормативное, правовое и информационно-аналитическое обеспечение - инновационное финанси-рование в широком смысле.Проведенные исследования показали, что при всейкажущейся стереотипности подходов к финансирова-нию инновационной деятельности экономических си-стем (табл. 1) существует целый комплекс проблем,ограничивающих эффективность финансирования ин-новационной деятельности [4. С. 24].Т а б л и ц а 1Современные подходы к финансированию инновационной деятельности экономических систем№ Вид экономической системы Характер инвестирования Ожидаемый результат1 Компания для «посева» (Seed) Инвестирование бизнес-идеи или проекта Создание пилотных образцов инновацион-ной продукции перед выходом на рынок2 Только возникшая компания(Start up)Инвестирование проведения научно-исследовательскихработСоздание серийной инновационной про-дукции и начало рыночных продаж3Компания, находящиеся наначальной стадии развития(Early stage)Инвестирование научно-исследовательских доработокпродукции и процессов производства Ускорение выхода в точку окупаемости4Компания, поглощаемая болеекрупной компанией (ReplacementCapital, Secondary Purchase)Инвестирование в приобретение перспективной быстрорастущей компании (поглощение)Увеличение рыночной доли при одновре-менном повышении эффективности хозяй-ственной деятельности5 Компания, находящаяся на стадиирасширения (Expansion)Инвестиции в дополнительные маркетинговые изыска-ния, инновационное развитие производства, развитиесбытовой сети, развитие кадрового потенциалаУвеличение рыночной доли либо повыше-ние эффективностиРоссии. Так, согласно оценкам основных научных итехнологических показателей Организации экономиче-ского сотрудничества и развития (OECD) внутренниезатраты на исследования и разработки в России в рас-чете на душу населения уступают аналогичному пока-зателю для Германии в 6,7 раза, Японии - в 8,5 раза,США - в 9,9 раза, Швеции - в 11,7 раза. По абсолют-ной величине внутренних затрат на исследования иразработки Россия отстает от Японии в 6 раз, отСША - в 16 раз и находится на уровне стран с низкимнаучным потенциалом, таких как Испания, Португалия,Венгрия, Польша [4. С. 18].Во-вторых, для российской экономики характеренобщий низкий уровень инновационной активности, ко-торый составляет в среднем 9,4%. При этом доля инве-стиции в приобретение машин и оборудования состав-ляет порядка 50% (преимущественно морально уста-ревших). Инвестиции в приобретение новых технологийсоставляют порядка 18%, а инвестирование в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и техноло-гические работы всего лишь 0,3%. Как следствие, доляРоссии в системе международной торговли необорон-ной, наукоемкой продукцией составляет 0,4%, в то вре-мя как США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%.В-третьих, для российской экономики сохраняетсяпроблема налогового стимулирования инновационнойдеятельности (включая налоговые льготы и налоговыйкредит).Если в мировой практике сложился положительныйопыт использования указанных инструментов, включаяувеличение расходов на исследования и разработки засчет уменьшения налогов (например, в США и Фран-ции), выделения для стимулирования особых видовНИОКР (например, в Нидерландах), предоставленияналогового кредита независимо от факта полученияприбыли (например, в Канаде), в России, к сожалению,сохраняются проблемы практического использованиясуществующего порядка списания затрат на исследова-ния и разработки из налогооблагаемого дохода.В-четвертых, недостаточный уровень развития в РФполучили венчурные схемы инвестирования инноваци-онной деятельности. Объем российского венчурногокапитала остается на крайне низком уровне и по экс-пертным оценкам составляет менее 1% мирового вен-чурного рынка [4. С. 26].Исследование взаимосвязей источников финанси-рования инновационных процессов с позиций концеп-туальных основ финансового менеджмента позволилосделать вывод о необходимости и возможности детали-зации вышеуказанных взаимосвязей для инновационноактивных компаний с учетом их специфики и развитияв послереформенный период двумя элементами, оказы-вающими существенное воздействие на организациюфинансирования:1. Логистическое финансирование, сутью которогоявляется высвобождение финансовых ресурсов пред-приятия за счет оптимизации размеров запасов, объе-мов закупаемых материально-технических ресурсов, наосновании расчетов оптимальных партий заказов и за-пасов с применением оптимизационных экономико-математических методов. Логистическое финансирова-ние находится на стыке теории финансов и теории ме-неджмента и может существовать только при условииналичия неоптимальных объемов запасов материально-технических ресурсов предприятия - это являетсяограничением использования данного способа высво-бождения дополнительной прибыли.2. Реструктуризационное финансирование. Данныйспособ привлечения финансовых ресурсов успешноиспользуется международными корпорациями, кото-рые в рамках принимаемых стратегических решений онаправлении бизнеса продают одни (в данном случаенепрофильные) подразделения и за счет вырученныхденежных средств покупают другие либо продают не-профильное имущество и покупают производственныемощности [4. С. 16].Таким образом, взаимосвязи источников финанси-рования деятельности инновационно активного пред-приятия с учетом предложений по их дополнению, бу-дут иметь следующий вид (рис. 1).Как видно из рис. 1, логистическое финансированиедетализирует взаимосвязи краткосрочных источниковзаемного финансирования инновационных процессовкомпании, в то время как реструктуризационное фи-нансирование детализирует взаимосвязи долгосрочныхисточников.Современная процедура финансового взаимодей-ствия субъектов инновационной деятельности должнаучитывать в отличие от известных особую роль страте-гических партнеров, что позволяет консолидироватьдополнительные источники долговременных инвести-ций и выбирать различные способы их привлечения.В отличие от существующих подходов на рис. 2 вы-делены основные субъекты, осуществляющие финан-сирование инноваций, систематизированы различныеспособы финансирования инновационных процессов.При систематизации способов финансирования исполь-зована классификация видов финансирования (внут-реннее и внешнее финансирование) и показаны основ-ные финансовые потоки от субъектов предложеннойпроцедуры [5. С. 285].Субъектами, осуществляющими финансирование ин-новаций, являются государственные организации и орга-ны власти, финансовые и кредитные организации, внеш-ние инвесторы и стратегические партнеры. Регуляторамиэтих взаимоотношений со стороны производителей вы-ступают ассоциации и союзы. В условиях ограниченнойдоступности кредитных ресурсов особую актуальностьприобретают не связанные с государственными и ком-мерческими финансовыми организациями инструменты, аименно финансирование, получаемое производственнымиинновационно активными предприятиями от стратегиче-ских партнеров: субконтрактинг, финансирование «privatelabel», кобрендинг, проектное финансирование, участие вкапитале, займы.К основным стратегическим партнерам инноваци-онно активных предприятий относятся их поставщикии покупатели - предприятия и организации, напрямуюзаинтересованные в тех новых продуктах и технологи-ях, которые должны появиться в результате внедренияинновационных проектов.Алгоритм решения проблем эффективного финан-сирования инновационной деятельности представленна рис. 3 [6. С. 16-18].Предложенный алгоритм базируется на поиске рацио-нальных источников финансирования инновационнойдеятельности с учетом вариантов использования источни-ков и условий привлечения частного капитала. Анализисточников и методов финансирования инновационнойдеятельности экономических систем в России показывает,что в соответствии с многообразием источников инвести-рования инновационной деятельности, предполагающимбыстрое и эффективное внедрение инноваций с их ком-мерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отда-чи от инновационной деятельности. В качестве основныхисточников финансирования инновационной деятельностимогут выступать предприятия, крупные корпорации, ма-лые инновационные фирмы, государство, инвестиционныефонды, фонды инновационного развития, физические ли-ца и т.д., участвующие в хозяйственном процессе и спо-собствующие развитию инновационной деятельности.Низкий уровень развития инновационной дея-тельности в сочетании с проблемами инвестицион-ного климата в России приводит к тому, что средиосновных форм финансирования инновационной де-ятельности выделяются акционерное и проектноефинансирование.В качестве перспективного направления финан-сирования инновационной деятельности экономиче-ских систем выделяется венчурное инвестирование.Проектное финансирование, наиболее распростра-ненное в настоящее время, подразумевает такой типорганизации, когда доходы, полученные от реализациипроекта, являются единственным источником погаше-ния долговых обязательств.При этом организаторы проектного финансирова-ния не могут идти на риск финансирования инноваци-онной деятельности на любом ее этапе.Рис. 1. Источники финансирования инновационных процессов экономических системРис. 2. Процедура финансового взаимодействия экономических систем в инновационных процессахПроектноефинансированиеСубконтрактингФинансирование«private label»СТРАТЕГИ-ЧЕСКИЕПАРТНЕРЫПОСТАВ-ЩИКИПОКУПА-ТЕЛИРозничныеторговыесетиДистрибь-юторыУчастие вкапиталеЗаймыКобрендингФинансированиелизингаКредитыФИНАНСОВЫЕОРГАНИЗАЦИИБАНКИИнвестици-онные фондыЛизинговыеЭто приводит к проектному финансированию пре-имущественно имитирующих инноваций. Опора исклю-чительно на проектное финансирование сдерживает раз-витие более радикальных инноваций. В то же время вен-чурное инвестирование допускает возможность отсут-ствия финансовой отдачи в первые годы реализациирадикального инновационного проекта и не исключаетвозможность отрицательного результата. При этом впервые годы инициатор инновационного проекта ненесет ответственности перед инвесторами за расходова-ние средств и не выплачивает по ним дивиденды. Всвою очередь, венчурные инвесторы первые нескольколет довольствуются приобретением пакета акций фи-нансируемого предприятия. Если инвестируемое пред-приятие начинает давать прибыль, то она является ос-новным источником вознаграждения венчурных инве-сторов, которые нередко становятся собственникамиинвестируемого предприятия [7. С. 48].Оценка существующей ситуации в области венчур-ного бизнеса выявляет ряд проблем. Существующаяинфраструктура венчурного предпринимательства не-достаточно развита и недостаточно взаимоувязана ссуществующей системой поддержки малого и среднегобизнеса. Имеют недостаточный масштаб охвата боль-шинства субъектов венчурного предпринимательства,особенно инновационные компании из российских ре-гионов. Практически не решаются вопросы, связанныес нормативно-правовым регулированием формирова-ния фондов и процесса венчурного финансирования. Вфинансово-экономическом плане развитие венчурногобизнеса сдерживает низкая ликвидность венчурныхинвестиций, обусловленная во многом недостаточнойразвитостью фондового рынка, который является од-ним из основных инструментов эффективного выходавенчурных фондов из проектов.Существенной проблемой венчурного бизнеса явля-ется незавершенность цикла венчурного финансирова-ния инновационных проектов. Для устранения этогонедостатка необходимо разработать систему страхова-ния венчурных рисков, возникающих при финансирова-нии инновационных проектов, на основе государствен-ной гарантии. То есть государство на том или ином эта-пе реализации инновационного проекта - первичногофинансирования, повторного финансирования, выходаиз проекта, могло бы гарантировать венчурной компа-нии или компании-инноватору определенное возмеще-ние возможных потерь при дальнейшей реализации про-екта. Подобная схема, с одной стороны, позволит стиму-лировать венчурных инвесторов на вложение денег, а сдругой - повысит привлекательность фирм, реализую-щих инновационные проекты. Результатом такого под-хода станет завершенность инвестиционного цикла ин-новационной программы.Другим важным вопросом развития венчурной инду-стрии является проблема повышения скоординирован-ной работы государственных ведомств. Для ее решенияпредставляется важным формирование координирую-щего органа, который бы осуществлял межведомствен-ные функции управления, предположительно он мог быработать в системе Минэкономразвития, в том числеопределял приоритетные направления финансированияинноваций, исходя из передовых направлений развитиятехнологий, техники и науки, рыночной конъюнктуры иимеющихся разработок; осуществлял контроль за расхо-дованием бюджетных финансовых вложений и эффек-тивностью частных инвестиций, регулировал направле-ния развития государственных, частных и смешанныхвенчурных инвесторов [7. С. 49].Следующим вопросом развития инновационногобизнеса должна стать ориентация фондов на региональ-ное развитие. То есть создание инновационных компа-ний не только в промышленно развитых регионах. Этонеобходимо по ряду причин: во-первых, на перифериисуществуют инновационные разработки, которые немогут получить финансирование вследствие отсутствияденежных ресурсов и их концентрации в федеральныхцентрах. Кроме того, реализация научно-исследо-вательских и конструкторских разработок в регионахоказывается намного дешевле, чем в центре, из-за болеенизких издержек - затрат на рабочую силу, содержаниезданий и сооружений, монтаж оборудования и т.д. Со-здание региональных государственно-частных венчур-ных фондов будет способствовать снижению ныне вы-сокого уровня региональной дифференциации.Важной задачей развития венчурного финансирова-ния является необходимость формирования комплекс-ного подхода к финансированию инновационных раз-работок.Перспективы развития российской венчурной ин-дустрии связаны с переходом, финансирования от-дельных, точечных высокотехнологичных проектов кформированию венчурных проектов, финансирующихразличные виды промышленной деятельности. Этосвязано с тем, что современные высокотехнологичныепродукты являются синтезом технологий из разныхотраслей. Так, например, мобильные телефоны, по-мимо высокотехнологичной электронной начинки,тянут за собой создание новых материалов - пласт-масс, металла, технологий по сборке аппаратов и т.д.То же самое относится и к другим видам машино-строительной промышленности. В связи с этим пред-ставляется необходимым перенести акценты с финан-сирования отдельных высокорентабельных проектовна инновационные проекты длинной волны, обеспе-чивающие повышение уровня межотраслевого инно-вационного потенциала, что будет способствоватьформированию ускорения процессов сектора иннова-ционной экономики.Важной задачей должна стать переориентация вен-чурных фондов на массовое создание малых инноваци-онных предприятий и эффективную поддержку резуль-татов их деятельности с использованием имеющейсяинновационной инфраструктуры и национальной инно-вационной системы. Несмотря на принимаемые решенияправительства о поддержке инновационного малогобизнеса и создание благоприятной инфраструктуры поего функционированию, негативные тенденции развитияэтого сектора преобладают над положительными.Инвестиции в инновационное технологическое раз-витие более высокорискованные, отличаются болеедлительными сроками окупаемости инновационныхпроектов, большей неопределенностью получения фи-нансовых результатов по сравнению, например, с инве-стициями в основной капитал. Поэтому даже для фи-нансово благополучных компаний инвестиции в долго-срочные инновационные проекты малопривлекательныс финансовой точки зрения. Для того чтобы перело-мить эту ситуацию и повысить рыночную мотивациюхозяйствующих субъектов в разработке и реализацииинновационных процессов, необходимо создание па-раллельного использования традиционных источниковфинансирования, механизма государственного финан-сово-налогового стимулирования инновационного раз-вития промышленности.На перспективу деятельность государственно-частных венчурных компаний должна опираться напринципы межотраслевого инновационного взаимо-действия, совершенствование системы налогообложе-ния и придание ей межотраслевой унификации, созда-ние единого информационного научно-техническогопространства, создание межотраслевой системы подго-товки кадров для венчурной индустрии и т.д.

Ключевые слова

инновационная деятельность, экономические системы, финансовый механизм, innovative activity, economic systems, financial mechanism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никонова Яна ИгоревнаБердский филиалНовосибирского государственного технического университетаканд. экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджментаya_shka@ngs.ru
Казаков Владимир ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университетд-р экон. наук, профессор кафедры финансов и учета экономического факультетаprorektorsv@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Бунш Г. Теория систем. М. : Советское радио, 1978.
Довбий И.П. Принципы кредитного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов региона. Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2011. С. 18.
Никонова Я.И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития национальной экономики. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. 260 с.
Горячева Е.В. Основные проблемы эффективного финансирования инновационной деятельности в сфере телекоммуникаций в России и возможные пути их решения // Транспортное дело России. 2009. № 10. С. 24-26.
Никонова Я.И. Инновации как инструмент стратегического антикризисного управления. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. 424 с.
Коляго Д.С. Привлечение заемных средств в распределительном сетевом комплексе // Финансы. 2008. № 6. С. 16.
Никонова Я.И. Роль венчурного капитала при переходе к парадигме открытых инноваций // Инновации. 2010. № 7. С. 47-50.
 Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия