Возможности целевого управления моделью человека для достижения устойчивогосоциально-экономического развития экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Возможности целевого управления моделью человека для достижения устойчивогосоциально-экономического развития экономики

Обосновывается необходимость формирования социально-экономической политики на основе пространственной модели стратегической цели, учитывающей модель человека. Выделяются факторы-условия и факторы-результаты. Предлагаемая модель позволяет визуально показать возможность достижения согласованности управления и самоуправления. Позволяет каждому конкретному человеку сформулировать собственную стратегическую цель, соответствующую стратегическим целям каждого уровня.

Possible targeted control of model of person for sustainable socio-economic development of economy.pdf При формировании эффективной социально-экономической политики и ее реализации следует учи-тывать не только саму цель развития экономики любогоуровня (национальная, региональная, муниципальная ит.д.), очень важно обеспечивать ее доведение до каждойсоциальной группы, до каждого человека, ее пониманиеи приемлемость для всех и каждого, а также предусмот-реть возможности выбора для разных людей (нацио-нальностей, народностей, социальных групп), т.е. в ос-нове политики наряду с целевой установкой должнабыть модель человека. Необходимо не просто сформи-ровать современную модель человека, но и понять, ка-кой подход должен быть применим для ее реализации,как следует управлять этими процессами на практике.При этом цель предполагает систематизированнуюиерархию согласованных частных целей, в свою очередьявляющихся на каждом уровне проекцией реализацииобщей (высшей, интеграционной) цели [1. С. 6-24]. Припостроении модели стратегической цели следует исхо-дить из потребностей человека. Если стратегическаяцель будет согласовываться с непрерывно изменяющи-мися и растущими потребностями человека, то она мо-жет быть достижима. Независимо от того, каким обра-зом разные авторы теорий личности рассматривают си-стему потребностей человека (тем или иным образомгруппируя их), их следует представлять не через иерар-хию потребностей различной степени жесткости, а какдвижение по спирали. В поперечном разрезе каждыйуровень спирали, ее очередной виток, будет выглядетькак окружность со встроенным в нее многоугольником,в вершинах которого находятся факторы, поэтому пира-мида А. Маслоу может быть показана как замкнутаяцепочка (рис. 1).Рис. 1. Преобразованная пирамида А. МаслоуОднако следует «уточнить» отдельные факторыА. Маслоу (излишне агрегированные детализировать, анекоторые, наоборот, объединить), что позволит госу-дарству на соответствующем уровне (в союзе с бизне-сом, обществом, человеком) формировать более эф-фективную политику, обеспечивая согласование ееразличных направлений. В связи с этим предлагаетсявыделение следующих основных психологических иэкономических факторов:1. Условия жизнедеятельности (продукты, товары,услуги, жилье, доходы, образование, здоровье, отдых,права, законность и т.д.).2. Самосознание (культура, духовность, система цен-ностей, включая добро, свободу, социальную справедли-вость, гуманизм, религиозные воззрения и верования).3. Социальные институты (семья, коллективы (тру-довые, по интересам и т.д.), гражданское общество,народности, национальности и др.).4. Территория («малая» Родина, ресурсы, экологи-ческая ситуация, природа и т.д.).5. Технологии (технологические уклады, оборудо-вание, здания, сооружения, достижения науки и техни-ки и т.д.).6. Безопасность (продовольственная, экономиче-ская, национальная и др.).Переход от пирамиды А. Маслоу к предлагаемымфакторам можно показать на рис. 2, предполагая выде-ление двух основных групп факторов: факторы-условия и факторы-результаты.В группу факторов-условий включены условияжизнедеятельности, самосознание, социальные инсти-туты, территория, технология.Фактор «безопасность» занимает промежуточноеположение, поскольку в зависимости от спецификиситуации (сочетания факторов) может рассматриватьсякак фактор-условие и как фактор-результат.Выделение в качестве самостоятельного факторасоциальных институтов обусловлено необходимо-стью учета процессов становления (их активизацией)в России гражданского общества как самостоятель-ного развитого института, в последующем (когдаданная задача будет почти решенной) можно будетданный фактор-условие объединить с фактором-условием «самосознание» и учитывать только «само-сознание».Фактор «самоактуализация» в качестве самостоя-тельного в предлагаемом перечне факторов не выделя-ется. Самореализация (вместо самоактуализацииА. Маслоу) рассматривается в качестве фактора-ре-зультата, так как учитывается при совместном рас-смотрении действия отдельных выделенных факторов.Самореализацию следует рассматривать в качествеинтегрированного фактора-результата, состоящего изчастных факторов-результатов. Так, например, в зави-симости от взаимовлияния факторов-условий можновыделить следующие виды самореализации, являющи-еся частными факторами-результатами (рис. 3):1) экономическая самореализация (экономическаясамодостаточность), или производительная самореали-зация (технологии - человек - условия жизнедеятель-ности);2) личностная самореализация, или Я-идентичность(условия жизнедеятельности - человек - самосозна-ние);3) социальная самореализация, или Мы-иден-тичность (самосознание - человек - социальные инсти-туты);4) территориальная самореализация, или Родина(народ) (социальные институты - человек - террито-рия);5) экологическая самореализация, или территори-альная (природная) целостность (территория - чело-век - безопасность);6) деятельностная (созидательная, в том числепредпринимательская, инновационная и др.) самореа-лизация, или технологическая безопасность (безопас-ность - человек - технологии).Рис. 3. Формирование факторов-результатов через взаимосвязь и взаимовлияние факторов-условийПри этом личностную самореализацию, социаль-ную самореализацию и территориальную самореализа-цию, объединив, можно трактовать как духовную са-мореализацию. Данный вид самореализации, на нашвзгляд, является главной причиной демографическогокризиса.Деятельностную (технологическую) безопасность иэкологическую самореализацию можно объединить в«безопасность». В результате можно получить болееукрупненное представление факторов развития: «эко-номическая самореализация», «духовная самореализа-ция», «безопасность».Предлагаемый многоугольник факторов-условийможно представлять по-разному («поставить на верши-ны» или «положить» на стороны многоугольника) взависимости от специфики условий развития объекта(рис. 4):1. В данном случае для отечественной экономики(«поставим» на вершины) в качестве ключевого следу-ет рассматривать фактор-условие «технологии», пока-зывая возможности передачи импульсов в одном (почасовой стрелке) и в другом (против часовой стрелки)направлениях.2. Соединение факторов-условий пунктирной лини-ей показывает также возможные дополнительныенаправления их взаимодействия, которые необходимоучитывать при формировании различных направленийполитики, обеспечивая мобильность, корректность,адекватность, более полный учет специфики и повы-шение степени их согласованности.Следовательно, все, отталкиваясь от «технологий»,сходится (рис. 4) на «социальных институтах» и воз-вращается на «технологии», меняя их качественноесодержание. При этом (и в том, и в обратном направле-ниях) визуализируется связь с фактором «безопас-ность», т.е. возможности различного рода техногенныхи социальных потрясений. И от этого же фактора мож-но показать влияние на все предшествующие и/иливзаимосвязанные факторы (через пунктирные линии).Не случайно, что во всех направлениях социально-экономической политики должны присутствовать ас-пект безопасности и выделяться ее различные виды(индивидуальная безопасность, технологическая и т.д.).Рис. 4. Возможности многоугольника факторов-условийРассмотрим изменения во взаимодействии факторовпо мере продвижения от одного фактора к другому,уделяя внимание созданию условий самореализации вцелом и отдельных ее видов.Переход от фактора «технологии» к фактору«безопасность» и к фактору «условия жизнедея-тельности». Рассмотрение факторов «безопасность» и«условия жизнедеятельности» будем проводить, двига-ясь одновременно по одну и по другую стороны от«технологии», т.е. исследовать направления социально-экономической политики, которые доминируют (соот-ветствуя определенным секторам многоугольника), вчастности, в рамках секторов многоугольника: «чело-век - безопасность - технологии» и «человек - техно-логии - условия жизнедеятельности». Это должныбыть такие изменения в технологии, которые будут:1) с одной стороны, безопасны для человека-работника с точки зрения возможности охраны труда итехники безопасности, с другой - произведенные това-ры и услуги тоже должны быть безопасны для здоровьячеловека-потребителя и/или будущих поколений;2) ориентированы на раскрытие потенциала человека.Таким образом, пересекаются традиционно осу-ществляемые самостоятельно (раздельно) без необходи-мого согласования между собой структурная политика,аграрная политика (в том числе ориентация на продо-вольственную безопасность), инновационная безопас-ность.Человек-работник и человек-потребитель (той илииной продукции) не обязательно должны быть разнымилюдьми, с учетом граневого подхода это может бытьодин человек (в рабочее время в нем доминирует граньчеловек-работник, а по его завершении, например, чело-век-потребитель или человек - социализированная ин-дивидуальность). Если будут нарушены или не соблю-дены требования к безопасности технологического про-цесса, то временно / постоянно, частично / полностью, вближайшем / отдаленном будущем может быть наруше-на его трудоспособность, что приведет к изменению нетолько его функции как работника, но и его функции какчеловека-потребителя. А дальнейшие последствия мож-но проследить уже в направлении соответственно к сек-торам «территория» и «самосознание». Поэтому изме-нение технологии (совершенствование - со знаком «+»,нарушение - со знаком «-») обязательно отражается наусловиях жизнедеятельности всех без исключения. Сле-довательно, социально ответственное поведение должнораспространяться (и постепенно распространяется) нетолько на работников предприятия, но и на все общество[2. С. 280-284]. Однако здесь есть и другая составляю-щая этого влияния - изменение доходов в результатеизменения технологий (рост или снижение). Таким об-разом, изменения технологии необходимо учитыватьтакже при формировании и реализации политики дохо-дов, налоговой политики, социальной защиты, не огра-ничиваясь структурной или инновационной политиками.Предлагаемый многоугольник с факторами - усло-виями развития позволяет также сделать более нагляд-ными (визуализировать) постепенные изменения роличеловека в экономике как одного из факторов произ-водства и переход его на доминирующую позицию: нечеловек должен подстраиваться под технологию, а тех-нология под человека, создавая условия для более пол-ной реализации его потенциала. А для этого следуетеще на разных ступенях среднего-высшего образованиявыявлять способности (к предпринимательству, инно-вациям и т.д.) молодого человека, определяя, где (вкакой сфере экономики, виде деятельности) лучшепроизойдет его самореализация, т.е. «технологии»должны подстраиваться под индивидуальность челове-ка, чтобы полнее раскрыть его грань «человек-работник» [3. С. 293-308].Переход от факторов «технологии» и «безопас-ность» к фактору «территория» позволяет посмот-реть на вопросы безопасности шире:1) безопасность не должна рассматриваться толькокак безопасность работников предприятия или непо-средственных потребителей его продукции / услуг;2) безопасность включает в себя и вопросы различ-ного рода взаимодействий с природой (загрязнения,добыча природных ресурсов, размещение предприятийи т.д.), т.е. согласование интересов отдельного хозяй-ствующего субъекта, занятых на предприятии работни-ков и населения, проживающего на ближайшей и отда-ленной от предприятия территории. Следовательно,появляется необходимость социально ответственногоповедения и формирования системы социальной ответ-ственности, включающей не только государство и биз-нес, но и широко представленное общество.Переход от факторов «технологии» и «условияжизнедеятельности» к фактору «самосознание».Если правильно сделан выбор сферы реализации грани«человек-работник», то это влияет на его самоиденти-фикацию, на формирование ощущения смысла жизни,в том числе в сфере экономики.Переход от факторов «технологии», «безопас-ность», «территория» к фактору «социальные ин-ституты», также как и Переход от факторов «тех-нологии», «условия жизнедеятельности», «самосо-знание» к фактору «социальные институты», могутбыть рассмотрены аналогичным образом.Таким образом, переход от пирамиды А. Маслоу кмногоугольнику потребностей (см. рис. 1) и учет наря-ду с психологическими и экономических факторов поз-воляет перейти к взаимосвязанным факторам-результатам самореализации через агрегирование фак-торов-условий (рис. 5).В самом общем виде под самофинансированием че-ловека будем понимать достаточность условий для егорасширенного воспроизводства, но это возможно невсегда, поэтому следует допустить наряду с самофи-нансированием и самообеспечение. В этом случае подсамообеспечением человека будем понимать достаточ-ность условий для его простого воспроизводства.Обусловленность взаимосвязи различных видов са-мореализации можно показать следующим образом1:1) сектор многоугольника «человек - технологии -безопасность». Показывает, что результат взаимодействияэтих факторов отражает то, насколько полно и эффектив-но человек реализует свои деятельностные характеристи-ки, т.е. то, как он осуществляет свою способность к пред-принимательству, инновациям, творчеству и т.д.;2) сектор многоугольника «человек - технологии -условия жизнедеятельности». Взаимодействие факто-ров обеспечивается через трудовую деятельность чело-века, результатом чего является получение дохода, по-вышение квалификации, приобретение и развитие по-тенциала (образовательного, научного, предпринима-тельского и др.);3) сектор многоугольника «человек - условия жиз-недеятельности - самосознание». В сочетании данныхфакторов следует учитывать следующее:- имеющиеся условия жизнедеятельности (образо-вание, доходы и т.д.) влияют на систему ценностей че-ловека (добро, зло, социальная справедливость и т.д.);- чем выше ценностные планки, тем выше уровеньсоциальной ответственности и готовность к социаль-ному партнерству;- чем выше самосознание, тем больше стремление ккачественному ростуСогласованное воздействие на сектор многоуголь-ника «человек - технологии - безопасность» и на сек-тор многоугольника «человек - условия жизнедеятель-ности - самосознание» формирует основу для расши-рения среднего класса (за счет предпринимателей, ин-новаторов). Это позволяет иллюстрировать не тольконаличие связи инновационной политики, молодежнойполитики и политики по поддержке малого и среднегобизнеса, но и необходимость обеспечения их согласо-ванности.Таким образом, все это позволяет представить алго-ритм формирования социально-экономической поли-тики с учетом модели человека:1) переход от пирамиды А. Маслоу к многоуголь-нику потребностей;2) дополнение потребностей из пирамиды А. Мас-лоу факторами: «технология», «самосознание», «соци-альные институты», «территория»;3) агрегирование факторов по секторам много-угольника;4) переход к факторам-результатам;5) целостное представление самореализации как со-четание различных форм самореализации.Предлагаемые факторы-условия служат основаниеммногогранника пространственной модели стратегиче-ской цели (рис. 6). С одной стороны, без их учета чело-век (народность, национальность, социальная группа,страна в целом) не может полноценно существовать, а сдругой стороны, эти же факторы непрерывно меняютсясами (количественно и качественно) вместе с развитиемэкономики (страны, региона и т.д.) и самого человека(народности, национальности и т.д.). Данный подходпозволяет показать, что цели развития носителей инте-ресов каждого уровня должны согласовываться междусобой, обеспечивая цель высшего уровня.Достоинством предлагаемого подхода являетсявозможность изменения состава основных факторов ивведения при необходимости новых, более полно иадекватно отражающих конкретно-исторические осо-бенности. Дополнительное введение в качестве само-стоятельных факторов-институтов, таких как «государ-ство» и «бизнес», в данном случае считаем нецелесо-образным.В предложенной пространственной модели страте-гической цели (рис. 7) [4. С. 144-148] следует рассмат-ривать грани, объединенные общим ребром, во взаимо-связи (одну на плоскости, другую в пространстве),например: «человек - условия жизнедеятельности -самореализация» и «Россия - условия жизнедеятельно-сти - самореализация», где общим ребром является«условия жизнедеятельности - самореализация». Этопозволяет обеспечить единство подхода, учитывая вли-яние характеристик на человека и влияние этих жефакторов на Россию.Данный многогранник можно разбить на уровни2:наноуровень (уровень человека); микроуровень(например, предприятие и т.д.); мезоуровень (напри-мер, регион, сельское поселение и т.д.); макроуровень(страна), причем на каждом из них проецируются те жефакторы. Это позволяет обеспечивать единство пред-лагаемого подхода к формированию стратегическойцели и ее достижению.Рис. 6. Пространственная модель стратегической цели(на агрегированных факторах-условиях)Рис. 7. Пространственная модель стратегической цели(на дезагрегированном представлении факторов-условий)Действие предлагаемых факторов можно изучать:1) на плоскости (как часть многоугольника-основания);2) по общим ребрам в основании; 3) по «простран-ственным» ребрам (между двумя соседними гранями).Например, ребро «Россия - социальные институты»показывает неразрывную связь между территориальнойсоставляющей патриотизма («Россия - социальныеинституты - территория») и генетической составляющейпатриотизма («Россия - социальные институты -самосознание»), что следует учитывать при выборе со-ответствующих методов. Таким образом, политика,направленная на формирование патриотизма, если будетсводиться к системе мер только в рамках факторов грани«Россия - социальные институты - территория», не при-ведет к желаемым результатам (закончится как разоваякампания), она обязательно должна дополняться систе-мой мер по изменению самосознания как человека, так иразличных социальных групп. Но если провести на мно-гоугольнике линию (рис. 7) «социальные институты -условия жизнедеятельности», то визуализируется связь сгранью «Россия - социальные институты - условия жиз-недеятельности» и станет очевидным для всех и каждо-го, что не только через дух, но и через «хлеб насущный»решаются вопросы формирования настоящего (длитель-ного, а не временного) патриотизма. Причем заботадолжна проявляться как по отношению к ушедшим по-колениям (через сохранение памяти о них), так и к жи-вущим (и старшим, и молодым поколениям).Таким образом, данный подход, с одной стороны, поз-воляет сформулировать универсальную стратегическуюцель, а с другой - обеспечить ее дифференцированность(индивидуальную направленность на человека (нацио-нальность, народность, социальную группу), территорию(регион, сельское поселение и т.п.). Предлагаемый подходк стратегической цели, учитывающий модель человека, содной стороны, позволяет каждому наполнять ее своимсодержанием, в том числе сохраняя свои традиции, обы-чаи, с другой - объединяет всех.Более того, данная модель стратегической цели,учитывающая модель человека, позволяет ее приме-нять и конкретному человеку в течение всей его жизни,по мере взросления переходя от одной грани к другой,наиболее полно отражающей его устремления на кон-кретном «отрезке» жизненного пути. Тем самым дан-ный подход позволяет подходить к разработке страте-гии в динамике, а не в статике. В связи с этим постоян-но должен производиться мониторинг, позволяя свое-временно «улавливать» изменения представлений и очастной, и об общей стратегической цели на конкрет-ном историческом этапе.Данная концептуальная пространственная модельстратегической цели позволяет переходить к ее раз-личным конфигурациям (модификациям) в зависимо-сти от специфики ситуации, объекта и/или субъекта (наплоскости или на многоугольнике можно проводитьдополнительные линии-связи между факторами-условиями). Следовательно, можно перейти, например,к пирамидальному или тетраэдному представлениюстратегической цели.Визуализация стратегической цели и возможностьопределения в ней места каждому человеку (социаль-ной группе), понимание включенности собственногороста в развитие региона (страны) позволяют постоян-но ощущать сопричастность к результатам. Предлагае-мый подход позволяет каждому конкретному (а не аб-страктному) человеку (социальной группе) по-своемусформулировать для себя свою стратегическую цель,которая не противоречит, а соответствует стратегиче-ским целям каждого уровня многочисленных ее носи-телей, интегрируясь в одну суперважную для всей оте-чественной экономики стратегическую цель.Таким образом, предлагаемая пространственная мо-дель стратегической цели, основанная на модели чело-века, позволяет не только наглядно представить страте-гическую цель в виде вектора исторического развития,стержня («человек-Россия»), но и показать средства еедостижения.Более полно данный многогранник представлен нарис. 8.Рис. 8. Развернутая пространственная модель стратегической целиустойчивого развития экономики как многоуровневой системыТочно так же, как и верхний многогранник, можетбыть построен (достроен) нижний многогранник, каждыйиз них, в свою очередь, проецируется как многоугольник,являясь основанием верхнего/нижнего многогранника. Всвязи с этим можно в самом общем виде говорить, что«человек - это Россия, Россия - это человек».Самый нижний уровень - «человек», представлен-ный в виде модели человека, с одной стороны, опреде-ляет все уровни экономики как многоуровневой систе-мы, с другой - зависит от них.Таким образом, в основе формирования и реализа-ции социально-экономической политики должна нахо-диться модель человека, при этом методы ее реализа-ции должны учитывать необходимость не пассивного,а активного участия человека в различных преобразо-ваниях экономики на разных ее уровнях.ПРИМЕЧАНИЯ1 Секторы многоугольника «человек - безопасность - территория», «человек - территория - социальные институты», «человек - самосозна-ние - социальные институты» могут быть рассмотрены аналогичным образом.2 На рис. 7 показаны не все уровни, чтобы его не усложнять.

Ключевые слова

модель человека, факторы-условия, факторы-результаты, пространственная модель стратегической цели, model of person, factors-conditions, factors-results, spatial model of strategic objectives

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рощина Галина СергеевнаРоссийская экономическая академияим. Г.В. Плеханова (г. Москва)аспирант кафедры истории экономической наукиgalyousia@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Рощина Г.С. Концептуальный подход к разработке модели национальной идеи: соединение универсальности и индивидуальности // Сборник материалов Всероссийского открытого молодежного конкурса. М., 2010.
Рощина И.В., Щадилов Г.А., Рощина Г.С. Многоуровневая социальная ответственность: содержание, необходимость, роль // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323.
Рощина Г.С. Расширение образовательного пространства как неотъемлемое условие развития интеграционных процессов // Актуальные проблемы историко-экономической науки : сб. науч. тр. М. : Ваш полиграфический партнер, 2012. Вып. 4.
Рощина Г.С. Концептуальный подход к разработке стратегии развития территории: соединение универсальности и индивидуальности // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332 (март).
 Возможности целевого управления моделью человека для достижения устойчивогосоциально-экономического развития экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Возможности целевого управления моделью человека для достижения устойчивогосоциально-экономического развития экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия