Особенности личности в контексте психологической коррекции (на примере русских и узбеков) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Особенности личности в контексте психологической коррекции (на примере русских и узбеков)

Систематизированы данные эмпирических исследований системы отношений и личностных свойств студентов в контекстекоррекционной работы психологической службы вуза. Выявлены психологические мишени и предложены рекомендации дляработы со студентами с целью улучшения адаптации молодежи и их личностного роста. Выявлены общие для студенческоймолодежи и специфичные для разных этнических групп (русский и узбекский этнос) области напряжения и блокировки активности в самореализации.

Personality characteristics and psychological correction (by example of Russians and Uzbeks).pdf Охрана и укрепление здоровья молодежи являетсяактуальной современной проблемой. Охрана здоровьястудентов, которая традиционно считается одной изважнейших социальных задач общества, в настоящеевремя рассматривается как социальная и общегосудар-ственная проблема (Е.С. Новак, 2001; В.Г. Бауэр, 2001).Политические и социально-экономические измене-ния, произошедшие в нашей стране в последние деся-тилетия, оказывают дестабилизирующее влияние насостояние здоровья всех членов общества. Нарушениестабильности жизни семьи в связи с падением матери-ального уровня, угрозой безработицы, постояннымнервно-психическим напряжением родителей, их за-груженностью и усталостью; изменение привычнойсистемы норм и ценностей, утрата идеалов - это те де-структивные тенденции микро- и макросоциума, кото-рые на уровне семьи, образовательных институтов идругих социальных групп неизбежно отражаются напсихике молодого поколения.Актуальность проблемы психологической коррек-ции молодежи обусловлена значительными нарушени-ями в системе отношений личности. В связи с этимпсихологическая служба вуза должна направить своюдеятельность на оптимизацию поведения и личностныйрост студенческой молодежи. Важна роль педагогики иуправления всей психодинамикой взрослого и подрас-тающего человека, формирования у человека способ-ности управлять своим поведением в целях само-контроля, самообладания, саморегуляции (важно пом-нить, что развитие этой способности связано с воспи-танием отношений). В рамках психологической служ-бы консультант может встретиться со следующимипроблемами: невротизация современной молодежи,поиск личностных ресурсов для профилактики депрес-сий и суицидов.Цель исследования заключается в указании психо-логических мишеней и разработке рекомендаций длякоррекционной работы психологической службы вуза.Задачи исследования:1. Определить факторную структуру личностныхсвойств и системы отношений в выборке русских иузбеков.2. Выделить направления психологической коррек-ции и терапии переживаний студенческой молодежи.Для исследования системы отношений был исполь-зован тест «Завершение предложений», созданныйД.М. Саксом и С. Леви (SSCT) в модификации Научно-исследовательского института имени В.М. Бехтерева[1]. Методика направлена на изучение специфики адап-тации индивида для выявления чувств и установок вразличных областях взаимоотношений с людьми. Ис-следуемому предъявляется серия незаконченных пред-ложений с многоточиями в конце с тем, чтобы он за-кончил их одним или более словами. Заданность опре-деленных тем позволяет затронуть важные аспектыличности и жизненного опыта. Содержание ответовможет быть проанализировано с точки зрения эмоцио-нальности, интенсивности, пассивности и символизма.Рассматривается также отношение к прошлому, буду-щему и жизненные цели. Этот метод состоит из шести-десяти незаконченных предложений, которые при ана-лизе распределяются на 15 групп (в каждой группе4 незаконченных предложения), отражающих основныеотношения испытуемого: отношение к матери, к отцу,к семье, к лицам противоположного пола, половойжизни, друзьям и знакомым, вышестоящим, коллегам ит.д. В инструкции требовалось прочитать каждое неза-конченное предложение и завершить его, вписываяпервое, что придет на ум, и делать это следовало повозможности быстро. В случаях затруднений предлага-лось обвести кружком номер предложения и вернутьсяк нему позже. Даже когда респондент осторожничает иуклоняется от ответа, этот метод предоставляет ценныйматериал в ответах как минимум по одному из четырехпунктов.Обработка полученных данных может быть каче-ственной и количественной. Количественная оценкастепени нарушений определяется в соответствии соследующей шкалой: 0 баллов - нет заметных рас-стройств в этой области; 1 балл - небольшие расстрой-ства, имеется эмоциональный конфликт в этой области;2 балла - выраженные расстройства.Для уточнения индивидуально-психологическогосмысла выявляемой системы отношений был использо-ван «Фрайбургский личностный опросник» FPI (фор-ма B), созданный немецкими психологами Фаренбер-гом, Заргом, Гампелом и адаптированный на факульте-те психологии ЛГУ А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинский[2]. Опросник создан главным образом для прикладныхисследований с учетом опыта построения и примене-ния широко известных опросников: 16PF, MMPI, EPI.Шкалы опросника сформированы на основе результа-тов факторного анализа и отражают совокупность вза-имосвязанных факторов. Опросник предназначен длядиагностики состояний и свойств личности, которыеимеют первостепенное значение для процессов соци-альной адаптации и регуляции поведения. Опросниксодержит 12 шкал, из которых I-IX являются основны-ми, а X-XII - производными, интегрирующими. Обра-ботка результатов исследования состоит в получениипервичных оценок и в переводе их в стандартные пока-затели (стены). По итогам составляется графическоеизображение профиля личности. Выделяются высокиеи низкие оценки: 7-9 баллов - высокие оценки, 1-3 -низкие оценки.Шкала I (невротичность) характеризует уровеньневротизации личности. Высокие оценки соответству-ют выраженному невротическому синдрому астениче-ского типа со значительными психосоматическиминарушениями.Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет вы-явить и оценить психопатизацию. Высокие оценкисвидетельствуют о повышенном уровне психопатиза-ции интратенсивного типа, создающем предпосылкидля импульсивного поведения.Шкала III (депрессивность) дает возможность диа-гностировать признаки, характерные для депрессивно-го синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуютналичию этих признаков в эмоциональном состоянии,поведении, в отношениях к себе и социальной среде.Шкала IV (раздражительность) позволяет судить обэмоциональной устойчивости. Высокие оценки свиде-тельствуют о неустойчивом эмоциональном состояниисо склонностью к аффективному реагированию.Шкала V (общительность) характеризует как потен-циальные возможности, так и реальные проявлениясоциальной активности. Высокие оценки позволяютговорить о наличии выраженной потребности в обще-нии и постоянной готовности ее удовлетворить.Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчи-вость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хо-рошей защищенности к воздействию стресс-факторовобычных жизненных ситуаций, базирующейся на уве-ренности в себе, оптимистичности и активности.Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет цельювыявить наличие признаков психопатизации экстратен-сивного типа. Высокие оценки свидетельствуют обагрессивном отношении к социальному окружению ивыраженном стремлении к доминированию.Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасполо-женность к стрессовому реагированию на обычныежизненные ситуации. Высокие оценки отражают нали-чие тревожности, скованности, неуверенности, след-ствием чего являются трудности в социальных контак-тах.Шкала IX (открытость) позволяет характеризоватьотношения к социальному окружению и уровень само-критичности. Высокие оценки свидетельствуют остремлении к доверительно-откровенному взаимодей-ствию с окружающими при высоком уровне самокри-тичности.Шкала X (экстраверсия - интраверсия). Высокиеоценки соответствуют выраженной экстравертирован-ности, а низкие - интравертированности.Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокиеоценки указывают на неустойчивость эмоциональногосостояния, а низкие оценки могут характеризовать хо-рошее умение владеть собой.Шкала XII (маскулинизм - феминизм). Высокиеоценки свидетельствуют о протекании психическойдеятельности преимущественно по мужскому типу, анизкие - по женскому.В процессе групповой работы каждый из респон-дентов получал бланк ответного листа и опросник синструкцией: «Имеется ряд утверждений, каждое изкоторых подразумевает относящийся к Вам вопрос отом, соответствует или не соответствует данное утвер-ждение каким-то особенностям Вашего поведения, от-дельных поступков, отношения к людям, взглядам нажизнь и т.п. Если Вы считаете, что такое соответствиеимеет место, то дайте ответ "да", в противном случае -ответ "нет". Ответы необходимо дать на все вопросы».Интерпретация полученных результатов, психологи-ческое заключение, рекомендации давались на основепонимания сути вопросов в каждой шкале, исследуемыхфакторов и их роли в системе отношений личности.Всего в исследовании приняли участие 176 человек -представителей русской и узбекской национальности ввозрасте 19-23 лет (средний возраст 21,5 года), в томчисле: 73 представителя русского этноса (30 мужчин и43 женщины), студенты 2-х курсов очного отделенияСанкт-Петербургского и Томского государственныхуниверситетов, а также 103 представителя узбекскогоэтноса (54 мужчины и 49 женщин), студенты дневногоотделения 2-го курса Ташкентского государственногоэкономического университета. Исследование проводи-лось в период с сентября по октябрь 2011 г.Статистические критерии: факторный анализ. Всеполученные результаты обработаны статистически спомощью пакета программ «SPSS 20».Рассмотрим показатели, полученные на выборке уз-бекской молодежи. Факторизация показателей системыотношений и свойств личности (опросник FPI) в вы-борке позволила выделить восемь факторов (табл. 1). Канализу привлечены показатели с факторным весом

Ключевые слова

психологическая коррекция, психологические мишени, система отношений, личностные свойства, psychological correction, psychological target, attitude system, personality characteristics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бызова Валентина МихайловнаСанкт-Петербургский государственный университетд-р психол. наук, профессор кафедры общей психологииvbysova@mail.ru
Чикурова Екатерина ИгоревнаСанкт-Петербургский государственный университетмагистрант факультета психологииChikurovaEI@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Проективная психология. М. : Эксмо, 2000. С. 203-220.
Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / ред. А.А. Крылов Л. : ЛГУ, 1990. С. 51-60.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3-18.
Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хелингера. М. : Институт консультирования и системных решений, 2005. 332 с.
Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект-Пресс, 2009. 255 c.
 Особенности личности в контексте психологической коррекции (на примере русских и узбеков) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Особенности личности в контексте психологической коррекции (на примере русских и узбеков) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия