Конфликтологический дискурс модернизации системы образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Конфликтологический дискурс модернизации системы образования

Обсуждается проблема выявления конфликтологического дискурса образования в контексте трансформации российского общества. Рассматриваются объективные и субъективные конфликтогенные факторы, актуализирующие поиски путей формирования конфликтологических компетенций субъектов образовательного процесса.

Conflictological discourse of education system modernization.pdf События начала 2012 г., которые привлекли внима-ние всего мирового сообщества, так или иначе связаныс образованием (расстрел еврейских школьников му-сульманином-антисемитом в Тулузе; негативный опытразделения детей по этническому принципу в колледжеНорвегии; разоблачение преступных группировок уче-ников-подростков; жестокое обращение преподавате-лей в учебных заведениях России и т.д.), что вызываетсерьезные размышления о состоянии сферы образова-ния в целом [1].Образование всегда являлось важным факторомразвития человечества. В нем, как в зеркале, отражают-ся интеграционные и дезинтеграционные процессыпланетарного масштаба. Невольно задаешься вопро-сом: какую новую личность и новую систему ценно-стей оно формирует в XXI в.? Ответить на этот вопроснепросто. Вся система образования переживает кризисгуманизма. Долгие годы к этой базовой составляющеймирового порядка относились декларативно, насталовремя пожинать плоды.В «Концепции долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации на период до2020 года» значительное место уделено модернизацииобразования как основе динамичного экономическогороста и социального развития общества, как фактору бла-гополучия граждан и безопасности страны [2]. Концепциястала стратегическим ориентиром и руководством к дей-ствию для всех учреждений сферы образования.Тем не менее реформирование образования как со-циальная инновация сопровождается высоким рискоми высокой степенью напряженности; неизбежностьюновых форм управления; обострением противоречий исоциальных конфликтов; наличием побочного, сложнопрогнозируемого результата; удовлетворением новойпотребности; переходом на новый уровень развитияобщества и др. Поскольку конфликт является сущност-ной характеристикой социальных инноваций, в системеобразования сконцентрировались многочисленныепроблемы и противоречия, детерминированные про-цессами реформирования.Пожалуй, нет ни одного учебного заведения, где быне испытывали проблем в области человеческих взаи-моотношений, не сталкивались с решением конфликт-ных ситуаций. Конфликтогенные (объективные и субъ-ективные) факторы, провоцирующие на борьбу иобострение противоречий в системе образования, от-ражают базовые социокультурные противоречия.К объективным конфликтогенным факторам транс-формирующегося общества относятся:- межэтническая и межконфессиональная напря-женность, что, в свою очередь, приводит к проявлени-ям религиозной нетерпимости в стенах учебных заве-дений;- усиление миграционных потоков. Относительноблагополучные регионы заполняют переселенцы в по-исках сытости и социальной устроенности. Образова-тельные учреждения России наполняются детьми израйонов Северного Кавказа, Средней Азии и др., зача-стую с низким уровнем базовой подготовки;- мультикультурализм. Объединение в одном про-странстве учебного заведения многообразия языков,традиций, этносов и культур. На систему образованияложится ответственная задача служить инструментоминтеграции в общество. Особое внимание педагоговсконцентрировано на формировании толерантного по-ведения и межнационального общения. В обществе, гдеправославие становится государственной религией, а вшколах ввели предмет «Основы православной культу-ры», важно облегчать адаптацию мигрантов. Совер-шенствуя их знания русского языка, законов РФ, рос-сийских реалий, необходимо с уважением относиться ик культуре этнических меньшинств, предупреждая темсамым изоляцию и закрытость миграционных сооб-ществ. В решении данной проблемы приоритет отдает-ся культурологическим дисциплинам.Культурологическая компонента в образовательномпроцессе в своей основе должна содержать пониманиетого, что любая культура представляет ценности, кото-рые являются элементами общего, чрезвычайно слож-ного механизма воспроизводства и развития человека,а не только ориентируют человека в обществе или ре-гулируют его поведение. При этом формирование то-лерантности к чужой культуре возможно при условиисохранения культурной идентичности, глубоких и мно-гообразных связей со своей культурой, использованияее ценностей в качестве основы своего универсальногобытия. Важно рассматривать национальную культуру вкачестве образовательного пространства, в которомнациональный духовный опыт является составной ча-стью мировой культуры как результата биосферного иноосферного развития;- включение в Болонский процесс. Вступление Рос-сии в единое мировое образовательное пространствосвязано с внедрением компетентностной модели подго-товки учащихся (от знаний к их успешной реализациина практике, к их востребованности обществом). Двух-уровневая модель подготовки привела к конфликтуработодателя, специалиста и бакалавра: кому отдатьпредпочтение при трудоустройстве претендентов наодно место.Все еще не решена проблема отрыва образования отсовременных запросов практики. Проблему трудо-устройства усложняет малая ротация кадров, не имею-щих специального образования, но имеющих большойстаж работы. Примитивизация обучения в школе приподготовке к ЕГЭ, вал отчетов, проверок и плановне оставляют времени преподавателям для воспита-тельной работы с детьми, развития их творческой инаучной инициативы.Наука в вузах во многом зависит от выделяемыхгрантов (которых становится все меньше для провин-циальных вузов) и немногочисленных научных фон-дов. Для региональных вузов в предлагаемой реформеостается изменение цели образования, снижение «объ-ема» дисциплин, платность обучения.Стратификация в российском обществе резко уси-ливается, что приводит к росту социальной напряжен-ности.К субъективным факторам можно отнести несфор-мированность у учителей и вузовских преподавателейготовности к решению множества проблем конфликто-логического характера (отсутствуют необходимыекомпетенции). В образовательных учреждениях работас родителями и детьми подчас проводится формально,ответственность за все деяния школьника переклады-ваются на родителей. Конфликты не решаются, по-скольку многие проблемы скрываются от родителей иадминистрации школ, а также от регионального сооб-щества; профессиональное «выгорание» учителей нафоне ослабленного здоровья и отсутствия моральных иматериальных стимулов приводит к повышенномууровню тревожности, агрессии, конфликтности; про-фессиональная деформация личности учителя способ-ствует возведению значимости своего предмета в аб-солют. Дети и родители становятся заложниками доб-рого расположения учителя, культивируются подха-лимство и взятки.Все названные и многие другие факторы, провоци-рующие конфликты в сфере образования, приводят кпротестному поведению со стороны учащихся, котороепроявляется в открытой и скрытой формах. В открытойформе демонстрируются грубость, игнорирование учи-теля, нарочитая любезность, отказ от выполнения лю-бой просьбы учителя, вседозволенность. Скрытые илиотсроченные формы протестного поведения могут про-являться как разные формы мести (например, распро-странение негативной информации об учителях и шко-ле в Интернете, нападение на обидчика спустя не-сколько лет и т.п.).Причины, блокирующие модернизацию образова-ния, вскрывают и результаты масштабных эмпириче-ских исследований, проведенных в период с 2005 по2007 г. в школах Московской области кафедрой чело-вековедческих технологий Педагогической академиипоследипломного образования. Целевые установкиисследования: выявление готовности педагогическихкадров Московской области к модернизации системыобразования, а также их представлений об условиях ифакторах ее осуществления и оценка реального нали-чия этих условий и факторов в настоящий момент.Анализ анкетных данных 300 опрошенных учителейвыявил недооценку педагогами важности собственныхнравственно-духовных качеств, авторитета средишкольников. Такие качества, как «выступать нефор-мальным лидером», «быть духовным наставникомшкольников», считаются важными среди весьма узкогокруга учителей. Более чем треть учителей видит себя«трансляторами знаний». Более половины к главнымкачествам учителя относят умение осуществлять кон-трольную и оценочную функции, каждый десятый ви-дит свой приоритет в поддержании дисциплины.В 2012 г. был проведен вторичный анализ, целью ко-торого явилось выявление «проблемных зон» модерни-зации образования на современном этапе трансформа-ции российского общества и путей повышения конфлик-тологической компетентности субъектов образователь-ного процесса. Исходной эмпирической базой послужи-ли данные опросов, опубликованные в работе [3].Отбор единиц из генеральной совокупности произ-водился методом простой случайной выборки. В иссле-довании приняли участие 96 учителей: 51 учитель МОУСОШ и 45 учителей гимназий и лицеев г. Тюмени.Ответы респондентов на вопрос «Какие задачи мо-дернизации образования, с Вашей точки зрения, наибо-лее приоритетны?» распределились в следующей по-следовательности:1) повысить статус и профессионализм педагога(59%);2) поднять качественно школьное образование присохранении его доступности (55%);3) повысить оплату школьным работникам (47%);4) наладить сотрудничество субъектов школьногосоциума (39%);5) готовить школьников к поступлению в вузы(27%);6) увеличить межкультурное взаимодействие, рас-ширить коммуникабельность и терпимость субъектовобразования (23%).О налаживании сотрудничества субъектов школь-ного социума более всех радеют учителя гимназий (21из 39%). Незначительное количество учителей однойиз задач модернизации образования считают увеличе-ние автономности и самостоятельности управленияшколой (4%).На просьбу проранжировать составляющие профес-сиональной компетентности по степени значимостиреспонденты на первое место поставили педагогиче-ские, затем психологические и здоровьесберегающие, итолько потом - упреждение и разрешение конфликтови информационные технологии. Создание персональ-ного имиджа и имиджа школы волнует в основномучителей гимназии и абсолютно не беспокоит учителейМОУ СОШ. На последних местах в ранжировании сто-ят правовые, финансово-экономические и управленче-ские компетентности.По мнению всех школьных педагогов, независимоот типа учебного заведения, в школах сегодня наиболееуспешно реализуются только госстандарты, ЕГЭ, пред-профильная подготовка и профильное обучение. 10%респондентов считают, что успешно реализуется соци-альная система образования; 5% - повышение статусаи государственная поддержка работников образования.Гарантирует успех модернизации образования вы-полнение учителями таких функций, как контроль иобъективное оценивание знаний (59%); ответствен-ность за обучение воспитанников (50%); передача зна-ний, с использованием стабильных форм организацииучебы (45%); обеспечение самостоятельного обучениявоспитанников (43%); духовное наставничествошкольников (39%); требование от обучаемых дисци-плины и усердия (35,5%); выступает неформальнымлидером учащихся (13,7%). Сопоставив полученныеответы с итогами ранжирования по первому вопросу,можно сделать вывод о том, что повышение статуса ипрофессионализма педагоги больше связывают с про-фессиональным совершенствованием в области резуль-тативности деятельности, а не в области воспитатель-ной работы с учащимися, где важна духовная и душев-ная составляющие.Таким образом, полученные данные настоящегоанализа подтвердили результаты исходного исследо-вания. Гуманистический подход, развивающее обуче-ние все еще остаются абстрактными понятиями длязначительного числа педагогов. Проблемы во взаимо-отношениях педагогов и учеников, с одной стороны,проистекают из объективного изменения социальныхценностей, снижения культуры общения и толерантно-сти современных подростков, с другой - отражаютнеготовность педагогов к работе в условиях реформи-рования образования.Мало что изменилось в системе образования за по-следние 5 лет. Результаты анкетирования учителейг. Тюмени выявили тот факт, что самую большую трево-гу у них вызывают такие качества обучаемых, как отсут-ствие интереса к учебе (64,7%); лень (57%); низкая куль-тура общения (55%); отсутствие инициативы (43%);грубость (43%); неуважение к старшим (29%).Проведенные исследования выявили противоречияи несоответствия между интенсивно растущей кон-фликтогенностью педагогической среды и готовностьюпедагогического сообщества к ее преодолению, междувозрастающим уровнем требований к коммуникатив-ной культуре педагога и степенью его готовности кконструктивному разрешению конфликтов, междууровнем теоретической разработанности проблем кон-фликтологии и уровнем сформированности у педагоговопыта работы с конфликтами, между уровнем теорети-ческой конфликтологической подготовленности пре-подавателей и уровнем их готовности к практическойработе с конфликтами.К сожалению, во многих вузах страны отсутствуютпредметы, раскрывающие прикладные знания в областиконфликтов между участниками образовательного про-цесса. Не осуществляется подготовка студентов к раци-ональному и конструктивному поведению в ситуациях,когда конфликты в области школьной и вузовской жиз-ни являются одним из стрессогенных и деструктивныхсоставляющих ее характеристики. Не сформировано упреподавателей понимание того, что без специальныхзнаний невозможно эффективно воздействовать на кон-фликты в воспитательном процессе.Представляется, что эффективному решению сло-жившихся проблем способствует развивающаяся в Рос-сии новая область междисциплинарного научного зна-ния - конфликтология. Согласно нормативным доку-ментам в содержании общего и профессиональногообразования, конфликтология входит в перечень обяза-тельных учебных дисциплин для подготовки социаль-ных работников, социологов, политологов, педагогов,психологов и т.п. Все чаще конфликтологи разногоуровня обращаются к проблемам педагогических кон-фликтов, их профилактике. Исследуются процессы фор-мирования готовности будущих учителей к их разреше-нию. В психолого-педагогическом аспекте конфликты вотношениях педагогов и учащихся рассмотрены в тру-дах А.С. Белкина, Г.М. Болтунова, Л.И. Белозеровой,Н.В. Гришиной, В.И. Журавлева, М.М. Рыбаковой,Д.И. Фельдштейна и др. Ученые раскрывают многоас-пектность и полифункциональность конфликтов, пред-лагают модели их предупреждения и разрешения.Тем не менее имеется острая потребность в свое-временном определении проблемных направлений дея-тельности различных учебных заведений по модерни-зации образования и в получении надежной информа-ции для принятия обоснованных и адекватных управ-ленческих решений. Выполнение задач возможно бла-годаря проведению мониторинга образовательной сре-ды, масштабных междисциплинарных исследований,поэтому важная роль сегодня отводится взаимодей-ствию школа - вуз.Перед вузами ставится задача привлекать учителейк повышению квалификации, мотивировать их к полу-чению новых квалификаций, активно работать с та-лантливыми детьми, оценивать качество школьногообразования и т.д.Расширяется возможность получения конфликтоло-гической квалификации, профессиональной переподго-товки педагогических кадров и приведения ее в соот-ветствие с требованиями современных запросов прак-тики на специальных курсах, организованных кафед-рами конфликтологии. В рамках многообразных кон-фликтологических дисциплин решаются проблемы ти-пологии конфликтов, конфликтного взаимодействия,стратегии и тактики поведения в конфликте, моделейразвития конфликта, особенностей конфликтов, опре-деляемых возрастом его участников, стратегии разре-шения конфликта, участия третьей стороны в разреше-нии конфликта (суд, арбитраж, психологическое по-средничество, медиация) и др.Особенность подготовки педагога к успешной рабо-те с конфликтами заключается в том, что он не толькодолжен знать теоретические основы конфликтологии,владеть практическими способами конструктивногоразрешения конфликтов в условиях профессиональнойпедагогической деятельности, но и уметь вести перего-воры, разрешать конфликты в различных сферах чело-веческого взаимодействия: семейные конфликты, кон-фликты между руководителями и подчиненными, меж-групповые конфликты (политические, религиозные,национальные и т.д.).Активное внедрение инновационных образователь-ных технологий (ролевых игр, тренингов, практикумови т.п.) не только нацелено на приобретение учащимисянеобходимых компетенций, но и способствует сниже-нию уровня тревожности, агрессивности, повышаетуровень развития эмпатии, позволяет новым взглядомсмотреть на конфликт, ответственно и уверенно подхо-дить к решению возникающих проблем.Формирование конфликтологических компетенцийпозволяет усилить практическую направленность про-цесса формирования опыта конструктивного разреше-ния конфликтов, повысить готовность оптимальноприменять имеющиеся знания, умения и навыки в ре-альной ситуации.Существует и другая форма повышения квалифика-ции преподавателей посредством активного участия вконференциях разного уровня. Значительный опыт восуществлении такого рода взаимодействия накопленпедагогами Тюменской государственной академии куль-туры, искусств и социальных технологий, на базе кото-рой осуществляется подготовка конфликтологов. Сов-местно с преподавателями ТюмГУ уже не один год про-водятся международные научно-практические конфе-ренции, где ключевой проблемой является образование вего многозначном толковании. Тематика конференцийпосвящена обеспечению качества образования, традици-ям и инновациям, образованию и образованности в кон-тексте глобализационных процессов, ценностным ори-ентациям российской молодежи и конфликтологическо-му дискурсу образования и т.п. [4, 5].Традиционно активными участниками этих меро-приятий являются учителя школ, гимназий и лицеевТюменского региона. Учителя публикуют статьи,принимают живое участие в обсуждении насущныхпроблем на пленарных и секционных заседаниях,проводят круглые столы. Педагоги активно привле-кают к научной работе своих лучших учеников, даютим возможность выступать с докладами, защищатьнаучные и социальные проекты, публикуют лучшиедоклады. Таким образом, формируется личностнаянаправленность учителя на приобретение конфликто-логической компетентности, актуализируется меж-личностное взаимодействие между различными субъ-ектами образовательного процесса, обмен опытом,инновационными технологиями разрешения образова-тельных проблем.К сожалению, только с помощью конфликтологиче-ской компетентности невозможно устранить все проти-воречия, но с ее помощью можно формировать кон-фликтологическую культуру специалиста, работающе-го в системах «человек - человек», «человек - обще-ство», которая является надежным условием конструк-тивного разрешения и профилактики конфликтогенно-сти модернизации российского образования.

Ключевые слова

конфликтогенность образования, конфликтогенные факторы, конфликтологическая (-ие) компетенция (-ии), conflict nature of education, conflict-initiating factors, conflictology competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Васильева Елена НиколаевнаТюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологийд-р социол. наук, доцент, зав. кафедрой культурологииvasilievatyumen@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Сушкова В.Н. Образование и образованность: критерии различия // Образование и образованность: плюсы и минусы глобализации : сб. науч. ст. / отв. ред. Е.Н. Васильева. Тюмень : ТГАКИСТ, 2010. С. 3-5.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: www.newparlament.ru/docs/view/1764
Баныкина С.В. О готовности педагогического состава школ к модернизации образования в России // Конфликтология. СПб., 2007. № 2.
Проблемы обеспечения качества современного образовательного процесса : сб. науч. ст. / отв. ред. Е.Н. Васильева. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2011. 308 с.
Молодой человек в системе современного образования : сб. науч. ст. / отв. ред. Е. Васильева. Тюмень : Печатник, 2011. 338 с.
 Конфликтологический дискурс модернизации системы образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Конфликтологический дискурс модернизации системы образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия