Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции состояния психическоговыгорания у медицинских работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции состояния психическоговыгорания у медицинских работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации

Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции (возникновения, трансформации) состояния психического выгорания позволяет выявить общие и специфические закономерности его проявлений, что определяет перспективноенаправление исследований психологических механизмов возникновения и трансформации сходных с состоянием психического выгорания функциональных состояний (стресса, утомления и т.д.) в другую группу психических явлений - в свойства.

Structural-processual analysis of reflective mechanisms of regulation of medical workers' mental burnout conditionin intraprofessional differentiation.pdf В настоящее время исследовательский интерес визучении внутренних факторов состояния психическо-го выгорания представителей профессий «помогающе-го» типа сосредоточен на его взаимосвязях с рефлекси-ей, особенностями ценностно-смысловой сферы, моти-вацией, стилями саморегуляции [1-4]. Однако общие испецифические закономерности проявлений механиз-мов саморегуляции, рефлексивно-смысловых и цен-ностно-мотивационных механизмов регуляции (воз-никновения, трансформации) состояния психическоговыгорания в логике структурно-процессуального под-хода остаются вне рамок рассмотрения. Под законо-мерностью понимаем необходимую, существенную,постоянно повторяющуюся при определенных услови-ях взаимосвязь явлений, определяющую этапы и фор-мы процесса их становления и развития. Другими сло-вами, общие закономерности влияния внешних и внут-ренних факторов на состояние психического выгораниясохраняют свое действие на протяжении его генеза, аспецифические закономерности проявляют свое влия-ние на определенных фазах.Выявление общих и специфических закономерно-стей проявлений психологических механизмов регуля-ции (возникновения, трансформации) состояния пси-хического выгорания у медицинских работников поз-воляет генерализировать типичность и специфичностьпроцессов трансформации на всех представителейпрофессий «помогающего» типа. Понимая критерийкак уровень достижений, который определяется целью,по степени приближения к которой оценивается про-гресс [5], типичность и специфичность закономерно-стей возникновения и трансформации состояния пси-хического выгорания у представителей профессий«помогающего» типа (медицинских, педагогических исоциальных работников) принимаем как критерий эф-фективности модели системы его регуляции. Для объ-яснения системы регуляции состояния психическоговыгорания представителей профессий «помогающего»типа принимаем во внимание концепцию смысловойрегуляции состояний А.О. Прохорова [6], согласно ко-торой избирательность влияния внешних и внутреннихфакторов на возникновение и генез состояния психиче-ского выгорания в контекстуальных условиях «помо-гающей» деятельности обусловлена смысловой органи-зацией сознания.В связи с этим система регуляции состояния психи-ческого выгорания у представителей профессий «помо-гающего» типа проявляется в обусловленности выборастилей саморегуляции, специфики включенности в ре-гуляторный процесс личностного смысла, личностныхценностей, рефлексивности, осуществляется с опоройна регуляторно-личностные свойства (самостоятель-ность, надежность, гибкость, инициативность), высту-пающие в качестве предпосылок формирования инди-видуального стиля саморегуляции [7].Развиваемые нами представления о системе регуля-ции состояния психического выгорания у представите-лей профессий «помогающего» типа связаны с изуче-нием ее интернальных психологических механизмов(возникновения, трансформации), под которыми пони-маем внутренние регуляторные факторы. А изучениеинтернальных психологических механизмов регуляции(возникновения, трансформации) состояния психиче-ского выгорания предполагает проведение комплекс-ного анализа с учетом длительности профессиональнойдеятельности и контекста «помогающих» профессий.Результаты исследований, посвященных изучениюсоотносимости состояния психического выгорания идлительности профессиональной деятельности, неодно-значны: в некоторых показана соотносимость нараста-ния выраженности состояния психического выгорания идлительности профессиональной деятельности [8], вдругих - отсутствие какой-либо соотносимости [9, 10].Психологические механизмы регуляции (возникно-вения, трансформации) состояния психического выго-рания в определенных контекстуальных условиях про-фессиональной деятельности, характеризующихся вы-сокими эмоциональными нагрузками, высокой степе-нью ответственности за жизнь и здоровье других лю-дей, длительностью профессиональной «помогающей»деятельности, активируют состояние психическоговыгорания на всех его фазах, способствуя генезу, при-чем контекст типизирует процесс трансформации, адлительность профессиональной деятельности специ-фицирует особенности генеза, определяемые последо-вательностью фаз.В ходе последовательного перехода с одной фазы надругую проявляется усиление взаимосвязей междуструктурными элементами: «эмоциональным истощени-ем» и «деперсонализацией», «деперсонализацией» и«редукцией личных достижений», «эмоциональным ис-тощением» и «редукцией личных достижений», а такжеуказанных элементов с регуляторными свойствами лич-ности; наблюдается нарастание уровня их выраженностив фазе «истощение». Усиление взаимосвязей структур-ных элементов психического выгорания как между со-бой, так и с регуляторными свойствам личности и уве-личение степени их выраженности в фазе «истощение»приводит к его трансформации в другую группу психи-ческих явлений - в регуляторные свойства.Методологическим основанием в объяснении транс-формации состояния психического выгорания в регуля-торные свойства личности выступают: объяснительныепринципы психологии: взаимодействия и развития, де-терминизма, а также диалектический принцип наиболееобщих закономерных связей в возникновении и развитии.Согласно этим принципам трансформация состояниипсихического выгорания рассматривается как закономер-ный и необратимый процесс взаимодействия структур-ных элементов состояния психического выгорания на егоразличных фазах и протекающий в контекстуальныхусловиях «помогающей» деятельности под влияниемвнешних и внутренних регуляторных факторов, в ходекоторого усиливается степень интегрированности взаи-мосвязей как между всеми его структурными элементами,так и структурных элементов с регуляторными свойства-ми личности, а также как процесс, способствующий обра-зованию качественно нового психического явления - ре-гуляторных свойств личности. Внутренние регуляторныефакторы, которые проявляют свое действие на всех фазахгенеза состояния психического выгорания, рассматриваемкак интернальные психологические механизмы еготрансформации, а на отдельных фазах - как интерналь-ные психологические механизмы его возникновения.Следуя логике модели системы регуляции состоя-ния психического выгорания, общие и специфическиезакономерности проявлений влияния внешних и внут-ренних факторов состояния психического выгоранияопределяют динамические и структурно-содержа-тельные характеристики рефлексивных механизмов(возникновения, трансформации).С целью проведения структурно-процессуальногоанализа рефлексивных механизмов состояния психиче-ского выгорания у медицинских работников нами былиобследованы с использованием методик MBI C. Maslach[11], методики определения уровня рефлексивно-сти АВ. Карпова, В.В. Понаморевой [12] 234 специали-ста, из них 94 врача (30 хирургов и 64 терапевта),65 медсестер, 75 фельдшеров. Для определения содер-жания структуры рефлексивных механизмов мы ис-пользовали такой метод статистической обработкиданных, как множественный регрессионный анализ, аименно обратный пошаговый метод, а также методанализа структур А.В. Карпова [12]. Статистическаяобработка результатов осуществлялась с использова-нием пакета прикладных программ «STATISTIKA 6,0».В изучении содержательных, структурных и дина-мических характеристик рефлексивных механизмовмедицинских работников в контексте внутрипрофесси-ональной дифференциации мы исходили из предполо-жения о том, что взаимообусловленность компонентоврефлексивности и состояния психического выгоранияпри их крайне низких и высоких уровневых значенияхдают основания рассматривать рефлексивность какпсихологический механизм регуляции состояния пси-хического выгорания.Качественный анализ корреляционных взаимосвя-зей между показателями состояния психического выго-рания и рефлексивности у медицинских работниковуказал на отсутствие преобладания достоверных кор-реляционных зависимостей у врачей (табл. 1) и средне-го медицинского персонала (табл. 2), врачей стацио-нарного (табл. 3) и амбулаторного (табл. 4) профилей, вотличие от врачей-хирургов (табл. 5) и врачей-терапевтов (табл. 6):- врачи: отрицательные корреляционные взаимосвя-зи слабой и умеренной степени выраженности пси-хоэмоционального истощения и общего индекса психи-ческого выгорания с рефлексией прошлого и настоящего(табл. 1);- средний медицинский персонал: корреляционныевзаимосвязи от умеренной до средней степени выра-женности между психоэмоциональным истощением,деперсонализацией и общим уровнем выгорания, с од-ной стороны, и рефлексией прошлого, будущего - сдругой (табл. 2);- врачи стационарного профиля: достоверные взаи-мосвязи умеренной до средней степени выраженностимежду показателями психоэмоционального истощения,деперсонализации и общего индекса психического вы-горания, с одной стороны, и рефлексией прошлого икоммуникативной - с другой (табл. 3);- врачи амбулаторного профиля: между показате-лями психоэмоционального истощения и общего ин-декса психического выгорания, с одной стороны, и ре-флексией прошлого, настоящего и общим уровнем ре-флексии - с другой; взаимосвязи от умеренной досильной степени выраженности (табл. 4).Т а б л и ц а 1Корреляции рефлексии и состояния психического выгорания врачейПоказатель ПИ Д РПД ИПвРетроспективная -0,33* -0,22 0,01 -0,32*Актуальная -0,30* -0,18 0,04 -0,27*Перспективная -0,11 -0,01 -0,07 -0,09Коммуникативная -0,07 0,06 -0,03 -0,03Общий уровень 0,09 0,09 -0,05 0,09Т а б л и ц а 2Корреляции рефлексии и состояния психического выгорания среднего медицинского персоналаПоказатель ПИ Д РПД ИПвРетроспективная 0,45** 0,44** 0,03 0,52**Актуальная 0,15 0,17 0,08 0,20Перспективная 0,36* 0,41* -,003 0,44**Коммуникативная 0,20 0,20 0,09 0,25Уровень рефлексии 0,81 0,81 -0,22 0,88Т а б л и ц а 3Корреляции рефлексии и состояния психического выгорания врачей стационарного профиляПоказатель ПИ Д РПД ИПвРетроспективная 0,52** 0,32* -0,07 0,44**Актуальная 0,28 0,18 -0,15 0,20Перспективная 0,46 0,31 0,34 0,53Коммуникативная 0,41** 0,18 0,08 0,36Общий уровень 0,93 0,68 0,05 0,88Т а б л и ц а 4Корреляции рефлексии и состояния психического выгорания врачей амбулаторного профиляПоказатель ПИ Д РПД ИПвРетроспективная 0,58** 0,30 -0,31 0,48**Актуальная 0,47** 0,39* -0,40* 0,43**Перспективная 0,27 0,20 -0,35 0,21Коммуникативная 0,07 0,02 -0,04 0,05Общий уровень 0,89** 0,71** -0,67** 0,82**Т а б л и ц а 5Корреляции рефлексии и состояния психического выгорания врачей-хирурговПоказатель ПИ Д РПД ИПвРетроспективная 0,39* 0,47** -0,18 0,43**Актуальная 0,22 0,35* -0,21 0,26Перспективная 0,36* 0,39* -0,19 0,37*Коммуникативная 0,15 0,37* 0,25 0,33Уровень рефлексии 0,70** 0,76** -0,20 0,76**Т а б л и ц а 6Корреляции рефлексии и состояния психического выгорания врачей-терапевтовПоказатель ПИ Д РПД ИПвРетроспективная 0,54** 0,55** 0,14 0,60**Актуальная 0,61** 0,60** 0,05 0,65**Перспективная 0,21* 0,18 0,12 0,23*Коммуникативная 0,02 -0,03 0,18 0,03Уровень рефлексии 0,77** 0,77** -0,08 0,80**Полученные результаты позволяют выдвинутьпредположение: преобладающее отсутствие значимыхвзаимосвязей между показателями рефлексии и состо-яния психического выгорания свидетельствует о том,что либо зависимости между ними нет, либо она, в со-ответствии с точкой зрения А.В. Карпова (2006), носитнелинейный характер: есть пик или провал в областисредних значений рефлексивности.Для проверки этого предположения все испытуемыеврачи были разбиты на три группы: с низким, средними высоким уровнем рефлексивности. Сравнительныйанализ уровня интегрированности структурных компо-нентов состояния психического выгорания низко- исредне- и высокорефлексивных медицинских работни-ков в контексте уровня образования указал на следую-щие результаты (см. табл. 7).Т а б л и ц а 7Мера интегрированности коррелограмм психического выгорания медицинских работников с различным уровнем рефлексивностиМера интегриро-ванностиУровень рефлексивности врачей Уровень рефлексивности среднего медицинского персоналанизкий средний высокий низкий среднийИКС 11 8 2 10 7ИДС 7 5 2 0 2ИОС 4 3 0 10 5У врачей индекс когерентности структуры компо-нентов психического выгорания в группах низко- исреднерефлексивных, а также ИОС, больше, чем вгруппе всокорефлексивных (ИОС = 0), т.е. увеличениеуровня рефлексивности приводит к дезинтеграцииструктуры компонентов состояния психического выго-рания. Другими словами, выгорают низкорефлексив-ные врачи (см. табл. 7).У низкорефлексивного среднего медицинского пер-сонала, как и у врачей, ИОС компонентов состоянияпсихического выгорания больше, чем у среднерефлек-сивных. Таким образом, и у врачей, и у среднего меди-цинского персонала повышение уровня рефлексивно-сти приводит к дезинтеграции структуры состоянияпсихического выгорания.Обратимся к анализу структурных компонентов ре-флексивности в группах медицинских работников снизким, средним и высоким уровнем психическоговыгорания в контексте уровня образования (табл. 8).Зависимость степени интегрированности структурыкомпонентов рефлексивности у врачей, в отличие отсреднего медицинского персонала, представляет собойинвертированную U-образную кривую (у среднего ме-дицинского персонала - U-образную кривую).У врачей, в отличие от среднего медицинского пер-сонала, наибольшая интегрированность структуры ре-флексивности наблюдается при среднем уровне психи-ческого выгорания, у среднего медицинского персона-ла - при низких и высоких значениях (табл. 8). Увели-чение уровня психического выгорания от среднего довысокого у врачей и от низкого до среднего - у средне-го медицинского персонала приводит к дезинтеграцииструктуры рефлексивности. Наиболее интегрированнаяструктура компонентов рефлексивности у врачей отме-чается при среднем уровне психического выгорания(ИКС = ИОС = 19), у среднего медицинского персона-ла - при низких и высоких значениях уровня (ИКС =ИОС = 14 и ИКС = ИОС = 10) (см. табл. 8).Т а б л и ц а 8Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества рефлексивности медицинских работниковв контексте уровня образования с различным уровнем психического выгоранияМераинтегрированностиУровень психического выгорания врачей Уровень психического выгораниясреднего медицинского персоналанизкий средний высокий низкий средний высокийИКС 8 19 10 14 6 10ИДС 0 0 0 0 0 0ИОС 8 19 10 14 6 10Базовые качестваАктуальная,ретроспективная,перспективнаяПерспективная,актуальная,ретроспективнаяРетроспективная,актуальная,коммуникативнаяОбщий уровеньрефлексии,ретроспективная,актуальнаяАктуальная,ретроспективная,перспективнаяПерспективная,коммуникативная,актуальнаяИндекс когерентности структуры состояния психи-ческого выгорания и общей ее организованности у низ-корефлексивных врачей как стационарного, так и ам-булаторного профиля ниже, чем у среднерефлексив-ных, что также свидетельствует о наименьшей ее инте-грированности (табл. 9).Т а б л и ц а 9Мера интегрированности коррелограмм психического выгорания врачейв контексте профиля учреждения здравоохранения с различным уровнем рефлексивностиМера интегрированностиУровень рефлексивностиврачей стационарного профиляУровень рефлексивностиврачей амбулаторного профилянизкий средний высокий низкий среднийИКС 10 12 2 10 12ИДС 0 12 0 0 6ИОС 10 0 2 10 6Однако у врачей стационарного профиля, в отличиеот врачей амбулаторного профиля, зависимость степе-ни интегрированности структуры состояния психиче-ского выгорания от уровня рефлексивности представ-ляет собой U-образную кривую: при крайне низких ивысоких значениях рефлексивности индекс организо-ванности структуры выше, чем при средних значениях.Полученные результаты свидетельствуют о том, чтоувеличение уровня рефлексивности у врачей, работа-ющих в условиях стационара, от низких до среднихзначений оказывает позитивное влияние на эффектив-ность их профессиональной деятельности, от среднихдо высоких - отрицательное воздействие, среднере-флексивные врачи противостоят воздействию состоя-ния психического выгорания (ИОС = 0). У врачей ам-булаторного профиля зависимость степени интегриро-ванности структуры состояния психического выгора-ния от уровня рефлексивности представляет собой об-ратную зависимость: увеличение уровня рефлексииприводит к уменьшению степени интегрированностиструктуры психического выгорания (табл. 9).У врачей стационарного профиля, в отличие от ам-булаторного, зависимость степени интегрированностиструктуры рефлексивности от уровня психическоговыгорания представляет собой инвертированную U-образную кривую: при крайне низких и высоких зна-чениях рефлексии индекс организованности структурыниже, чем при средних значениях (табл. 10). У врачейамбулаторного профиля зависимость степени интегри-рованности структуры рефлексии от уровня психиче-ского выгорания представляет собой обратную зависи-мость: увеличение уровня выгорания приводит куменьшению степени интегрированности структурырефлексии (табл. 10).Т а б л и ц а 10Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества рефлексивности врачей в контексте профиляучреждения здравоохранения с различным уровнем психического выгоранияМераинтегрированностиУровень психического выгоранияврачей стационарного профиляУровень психического выгоранияврачей амбулаторного профилянизкий средний высокий низкий средний высокийИКС 3 8 6 14 12 12ИДС 1 0 0 0 0 0ИОС 2 8 6 14 12 12Базовые качества Актуальная,перспективнаяАктуальная,ретроспектив-ная, перспектив-наяАктуальная,ретроспективная,перспективнаяРетроспективная,коммуникативная,общий уровеньрефлексииАктуальная, ретро-спективная,перспективная,общий уровень ре-флексииКоммуникативная,ретроспективная,актуальнаяРезультаты сравнительного анализа уровня интегри-рованности структурных компонентов состояния психи-ческого выгорания низко- и среднерефлексивных врачейв контексте специализации представлен в табл. 10. Ин-декс когерентности структуры состояния психическоговыгорания и общей ее организованности у низкорефлек-сивных врачей-хирургов оказался в два раза ниже, чем усреднерефлексивных, что свидетельствует о наимень-шей ее интегрированности (см. табл. 10). У врачей-терапевтов, в отличие от врачей-хирургов, наблюдаетсяпротивоположная тенденция, проявляющаяся в дезинте-грации структуры показателей состояния психическоговыгорания в группе среднерефлексивных терапевтов(ИОС = 4 против ИОС = 20) (табл. 10).Обратимся к анализу структурных компонентоврефлексивности в группах «выгоревших» и «невыго-ревших» врачей в контексте специализации(табл. 11).Т а б л и ц а 10Мера интегрированности коррелограмм психического выгорания врачейв контексте специализации с различным уровнем рефлексивностиМера интегрированности Уровень рефлексивности врачей-хирургов Уровень рефлексивности врачей-терапевтовнизкий средний низкий среднийИКС 6 12 20 12ИДС 0 0 0 8ИОС 6 12 20 4Т а б л и ц а 11Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества рефлексивностиврачей в контексте специализации с различным уровнем психического выгоранияМераинтегрированностиУровень психического выгорания врачей-хирургов Уровень психического выгорания врачей-терапевтовнизкий высокий низкий высокийИКС 4 2 8 4ИДС 0 0 0 0ИОС 4 2 8 4Базовые черты Перспективная,актуальнаяРетроспективная,актуальнаяРетроспективная,перспективная,коммуникативнаяРетроспективная,перспективная,актуальнаяИндекс когерентности структуры рефлексивности«выгоревших» врачей-хирургов, как и врачей-терапевтов, в два раза превышает этот показатель вгруппе «невыгоревших».Сравнительный анализ уровня интегрированностиструктурных компонентов состояния психическоговыгорания низко-, средне- и высокорефлексивногосреднего медицинского персонала в контексте специ-ализации показал, что индекс когерентности структу-ры состояния психического выгорания и общей ееорганизованности у среднерефлексивных медсестероказался в два раза выше, чем у высокорефлексивных,что свидетельствует о наибольшей ее интегрирован-ности (табл. 12). У фельдшеров, в отличие от медсе-стер, наблюдается противоположная тенденция, про-являющаяся в дезинтеграции структуры показателейсостояния психического выгорания в группе среднере-флексивных терапевтов (ИОС = 10 против ИОС = 12 иИОС = 16 у низкорефлексивных и высокорефлексив-ных соответственно) (см. табл. 12). Другими словами,среднерефлексивные фельдшеры и низко-, высокоре-флексивные медсестры противостоят психическомувыгоранию.Обратимся к анализу структурных компонентов ре-флексивности в группах «выгоревших» и «невыгорев-ших» врачей в контексте специализации (табл. 13).Т а б л и ц а 12Мера интегрированности коррелограмм психического выгорания среднего медицинского персоналав контексте специализации с различным уровнем рефлексивностиМера интегрированности Уровень рефлексивности медсестер Уровень рефлексивности фельдшеровнизкий средний высокий низкий средний высокийИКС 14 20 10 12 12 16ИДС 0 0 0 0 2 0ИОС 14 20 10 12 10 16Т а б л и ц а 13Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества рефлексивности среднего медицинского персоналав контексте специализации с различным уровнем психического выгоранияМераинтегрированностиУровень психического выгорания медсестер Уровень психического выгорания фельдшеровнизкий высокий низкий средний высокийИКС 17 8 32 26 28ИДС 1 3 0 0 0ИОС 16 5 32 26 28Базовые черты Ретроспективная,перспективная РетроспективнаяРетроспективная,перспективная,коммуникативнаяРетроспективная,актуальная,персопективнаяРетроспективная,актуальная,персопективнаяСравнительный анализ индексов организованностиструктур рефлексивности медсестер и фельдшеровсвидетельствует о том, что среднерефлексивные мед-сестры имеют наибольшую ее степень (ИОС = 20), асреднерефексивные фельдшеры - наименьшую(ИОС = 10).Структурный анализ организованности взаимосвя-зей компонентов рефлексивности и состояния психиче-ского выгорания у медицинских работников в контек-сте внутрипрофессиональных различий при их крайненизких и высоких уровневых значениях свидетельству-ет о взаимодетерминации. С одной стороны, рефлек-сивность как личностное качество является факторомсостояния психического выгорания, а с другой - состо-яние психического выгорания оказывает обратное вли-яние на рефлексивные процессы.Сравнительный анализ степени интегрированностикомпонентов структур рефлексивности и состоянияпсихического выгорания у медицинских работников вконтексте внутрипрофессиональных различий с ис-пользованием метода 2 указал на их разнородность. Увсех врачей значения коэффициентов корреляции меж-ду рангами структур рефлексивности r = 0,74 прир = 0,15, между рангами психического выгоранияr = 0,50 при р = 0,00. У среднего медицинского персо-нала значения коэффициентов корреляции между ран-гами структур рефлексивности r = 0,05 при р = 0,94,между рангами структур психического выгоранияr = 0,95 при р = 0,05. У врачей-терапевтов значениякоэффициентов корреляции между рангами структурпсихического выгорания r = 0,45 при р = 0,55, междурангами структур рефлексивности r = 0,16 при р = 0,79;у врачей-хирургов  между рангами структур рефлек-сивности r = 0,17 при р = 0,79 и между рангами струк-тур психического выгорания r = 0,26 при р = 0,74; уврачей стационарного профиля  между рангамиструктур психического выгорания r = 0,70 при р = 0,29и между рангами структур рефлексивности r = 0,18 прир = 0,77; у врачей амбулаторного профиля  междурангами структур психического выгорания r = 0,63 прир = 0,37 и между рангами структур рефлексивностиr = -0,53 при р = 0,36. У медсестер значения коэффици-ентов корреляции между рангами структур рефлексив-ности r = 0,54 при р = 0,35, между рангами структурпсихического выгорания r = 0,5 при р = 0,5 и r = 0,71при р = 0,29; у фельдшеров значения коэффициентовкорреляции между рангами структур рефлексивностиr = 0,26 при р = 0,67 и r = 0,26 при р = 0,67; между ран-гами структур психического выгорания r = 0,82 прир = 0,18 и r = 0,83 при р = 0,17.Таким образом, рефлексивность как механизм регу-ляции состояния психического выгорания у медицин-ских работников в контексте внутрипрофессиональнойдифференциации представлена:- у врачей - средним уровнем выраженности, усреднего медицинского персонала - низким и высоким;- у врачей-хирургов - средним уровнем выражен-ности; у врачей-терапевтов - низким уровнем выра-женности;- у врачей стационарного профиля - низким и вы-соким уровнем выраженности;- у фельдшеров - низким и высоким уровнем выра-женности, у медсестер - низким уровнем.Сравнительный анализ базовых качеств - компо-нентов рефлексивности в группах «выгоревших» и«невыгоревших» медицинских работников - в контек-сте внутрипрофессиональных различий указал на об-щие и особенные системообразующие компонентырефлексивных механизмов регуляции состояния пси-хического выгорания:- наибольшая роль в структурировании всей систе-мы рефлексивного механизма регуляции состоянияпсихического выгорания у врачей принадлежит акту-альной и ретроспективной, а у среднего медицинскогоперсонала - актуальной рефлексии, у врачей стацио-нарного профиля - актуальной и перспективной, а уврачей амбулаторного профиля и медсестер - ретро-спективной рефлексии, у врачей-хирургов - актуаль-ной, а у врачей-терапевтов и фельдшеров - ретроспек-тивной и перспективной рефлексии;- наибольшая роль в регуляции состояния психиче-ского выгорания и у врачей стационарного профиля, иу врачей-хирургов принадлежит непосредственномусамоконтролю поведения в текущей профессиональнойситуации, требующей срочного анализа происходящегои принятия решения с минимальным временем на егообдумывание, а также соотнесению своих действий сситуацией и их координации в соответствии с изменя-ющимися условиями и собственным состоянием.Склонность к анализу уже выполненной в прошломдеятельности и прошлых событий, их мотивов и пред-посылок, допущенных ошибок, склонность к оценкепрошлого опыта можно рассматривать в качестве ре-флексивного механизма регуляции состояния психиче-ского выгорания у врачей амбулаторного профиля,врачей-терапевтов, медсестер и фельдшеров. Крометого, немаловажная роль в регуляции состояния психи-ческого выгорания у врачей-терапевтов, врачей, рабо-тающих в условиях стационара и фельдшеров отводит-ся анализу предстоящей деятельности, тщательномупланированию и прогнозированию вероятных исходовлечения.Рефлексивность как механизм регуляции состоянияпсихического выгорания у медицинских работников вконтексте внутрипрофессиональных различий на всехфазах детерминирует его дифференцированно:- в контексте уровня образования высокорефлек-сивные и врачи, и средний медицинский персонал ме-нее подвержены состоянию психического выгорания,чем средне- и низкорефлексивные;- в контексте профиля учреждения здравоохраненияпсихическому выгоранию противостоят среднерефлек-сивные врачи, работающие в стационарных условиях, ивысокорефлексивные врачи, работающие в условияхамбулаторного учреждения;- в контексте специализации низкорефлексивныеврачи-хирурги, в отличие от врачей-терапевтов, низ-ко- и высокорефлексивные медсестры, в отличие отфельдшеров, являются более эффективными. Сред-ний уровень рефлексивности помогает врачам-терапевтам, а также фельдшерам не только осозна-вать, но и противостоять влиянию состояния психи-ческого выгорания.Таким образом, общность закономерностей про-явлений рефлексивных механизмов регуляции (воз-никновения, трансформации) состояния психическо-го выгорания медицинских работников с позицийвнутрипрофессиональных различий свидетельствуето типизации процесса трансформации, а их специ-фичность - о специфицировании содержательных,структурных и динамических характеристик состоя-ния психического выгорания контекстом «помогаю-щих» профессий или длительностью профессиональ-ной деятельности.

Ключевые слова

структурно-процессуальный анализ, рефлексивные механизмы регуляции, состояние психического выгорания, внутрипрофессиональная дифференциация, общие и специфические закономерности, structural-processual analysis, reflective mechanisms of regulation, condition of mental burnout, intraprofessional differentiation, general and specific laws

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Молчанова Людмила НиколаевнаКурский государственный медицинский университетканд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры социальной работыmolchanowa.liuda@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Густелева А.Н. Личностные факторы устойчивости к синдрому выгорания в профессии учителя : автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 23 с.
Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ : автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2008. 25 с.
Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 3. С. 84-95.
Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 25 с.
Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Воронеж : НПО «Модэк», 1996.
Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 2. С. 5-17.
Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 4. С. 26-36.
Лукъянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и
Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. Of Human Behavior. 1997. Vol. 34(1). P. 22-26.
Dietzel L.С., Coursey R.D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21 (4). P. 340-348.
Maslach C. Вurnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs; Prentice - Hall, 1982.
Карпов А.В., Пономорева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. М. : Ин-т психологии РАН, 2000.
Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М. : Юристъ, 1998.
 Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции состояния психическоговыгорания у медицинских работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции состояния психическоговыгорания у медицинских работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия