Содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования

Рассматриваются вопросы, связанные с конкретизацией и систематизацией содержания тренировочного процесса акробатов наэтапе спортивного совершенствования. На основе содержания тренировочного процесса строится недельный микроцикл тренировочной нагрузки и варьируется ее объем. В ходе исследования конкретизированный вариант нагрузки адаптируется кусловиям реального тренировочного процесса.

Acrobats' training process content at sport perfection stage.pdf Введение. Многие виды спорта не в полной мереоснащены современными программами, методикамиподготовки квалифицированных спортсменов, что за-трудняет процесс совершенствования спортивного ма-стерства занимающихся. Одним из таких видов являетсяспортивная акробатика, где недостаточно конкретизиро-вано и систематизировано содержание тренировочногопроцесса акробатов. Научные исследования содержаниятренировочного процесса акробатов немногочисленны иносят фрагментарный характер [1-4].Постоянный рост спортивных результатов возмо-жен только на основе непрерывного совершенствова-ния содержания тренировочного процесса. Спортивнаяакробатика достигла значительных высот в своем раз-витии, увеличилась численность занимающихся,усложнилась соревновательная программа, повысилисьдинамизм и красота упражнений. Однако обозначилисьи проблемы, тормозящие рост спортивного мастерствазанимающихся: недостаточная разработанность плани-рования и организации учебно-тренировочного процес-са, а также отсутствие конкретизированного и система-тизированного содержания тренировочной нагрузки наэтапе спортивного совершенствования, что и определя-ет актуальность нашего исследования.Цель исследования. Конкретизировать и системати-зировать содержание тренировочного процесса акроба-тов на этапе спортивного совершенствования.Объект исследования. Тренировочный процесс ак-робатов в группах спортивного совершенствования.Предмет исследования. Содержание процесса под-готовки акробатов на этапе спортивного совершен-ствования.Гипотеза исследования. Конкретизация и система-тизация содержания тренировочного процесса акроба-тов на этапе спортивного совершенствования позволятсовершенствовать техническую подготовленность за-нимающихся и улучшить соревновательный результат.Этап спортивного совершенствования являетсяпреддверием к высшим спортивным результатам, и оттого, насколько эффективно он выстроен, будет зависетьперспективавать и упорядочить все многообразие упражнений и ра-ционально распределить тренировочную нагрузку.Результаты исследования. На основе литератур-ного анализа [5, 6] и личного практического опытанами был составлен недельный микроцикл тренировокс варьированием объема тренировочных нагрузок(табл. 2). Таким образом был определен подход к тех-нической и физической подготовке акробатов и варьи-рованию нагрузки в группах спортивного совершен-ствования. На основании этого было конкретизированосодержание тренировочного процесса, объем модель-ной нагрузки составлял 100%.Т а б л и ц а 2ДеньнеделиПоне-дельник Вторник Среда Четверг Пятница СубботаНагрузкаУдар-ная,150%Восста-но-витель-ная, 60%Мо-дель-ная,100%Соревно-ватель-ная,90%Восста-но-витель-ная,60%Ударная,150%Структура предлагаемого авторами 4-часовогоучебно-тренировочного занятия включает 10% общейфизической подготовки, 30% специальной физическойподготовки и 60% технической подготовки от общеговремени тренировочного занятия (модельная нагрузка).Подготовительная часть занятия:1) комплекс беговых и общеразвивающих упражне-ний (бег с высоким подниманием бедра, бег с захле-стыванием голени, бег прыжками с высоким поднима-нием бедра, прыжки согнув ноги к груди (в группиров-ку), прыжки из глубокого приседа, прыжки в полупри-седе, прыжки в глубоком приседе; круговые движенияголовой, руками в плечевых, локтевых, лучезапястных,коленных, голеностопных, тазобедренных суставах,наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево; махиногами);2) индивидуальная подготовительная работа, т.е.специальная физическая подготовка:- статические элементы: мосты; шпагаты; «пере-кидка» вперед, назад; «перекидка» вперед на колени;«перекидка» вперед через локти; «перекидка» назад наколено; «перекидка» назад в шпагат; упор углом ногивместе, врозь; упор углом в «узкоручке»; высокий упоруглом; стойка на руках; стойка-«мексиканка»; подъемиз упора углом ноги врозь, силой, в стойку на руках,опускание в упор углом ноги врозь; упор углом-«узкоручка»; «крокодил» на одной руке; подъем изупора углом-«узкоручка»; силой в стойку-«узкоручку»;опускание в исходное положение;- динамические элементы: переворот вперед на двеноги; рондат; фляк вперед; фляк назад с места; флякназад в стойку на голове; фляк назад в стойку на руках;сальто вперед; сальто назад в группировке с места;сальто назад в группировке на колено; сальто назад вгруппировке в шпагат.Основная часть занятия:1) техническая подготовка (парно-групповая рабо-та) выполнение соревновательных композиций, 2-3 подхода с интервалами отдыха 5 мин;2) дополнительная групповая работа («работа надошибками»): прорабатываются индивидуальные игрупповые элементы из соревновательной комбинации,в которых были допущены технические ошибки, с це-лью совершенствования техники исполнения;3) акробатика (прыжки):- сальто вперед в группировке;- сальто вперед в группировке на колено;- сальто вперед согнувшись;- переворот вперед на две ноги;- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто впе-ред в группировке;- переворот вперед на две ноги в темпе, сальтовперед согнувшись;- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто впе-ред согнувшись, в темпе фляк вперед;- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто впе-ред прогнувшись;- рондат фляк назад в темпе, сальто назад прогнув-шись;- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись на ко-лено;- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись с пово-ротом на 360°;- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись с пово-ротом на 360° на колено;- боковое маховое сальто на колено.Заключительная часть занятия:Общая физическая подготовка. Упражнения дляразвития мышц брюшного пресса:1) поднимание прямых ног на шведской стенке -3 подхода . 20 раз;2) поднимание прямых ног, лежа на спине за головус утяжелителями - 2 подхода . 50 раз;3) поднимание прямых ног и туловища одновре-менно (складки) - 2 подхода . 25 раз;4) из исходного положения лежа на спине поднима-ние туловища, руки сверху - 2 . 50 раз.Упражнения для развития мышц спины:1) поднимание прямых ног на шведской стенке (лицомк ней) - 2 подхода . 30 раз - с последующим удержаниемподнятых прямых ног 30 с после каждого подхода;2) поднимание прямых ног за голову на гимнасти-ческом коне, лежа на животе - 3 подхода . 20 раз, споследующим удержанием прямых ног 30 с после каж-дого подхода;3) из исходного положения лежа на животе одно-временное поднимание туловища и прямых ног -2 подхода . 50 раз, с последующим одновременнымудержанием 50 с после каждого подхода.Упражнения для развития мышц ног:1) приседания с отягощением (спортивный блин) -2 подхода . 50 раз;2) напрыгивания на возвышение - 2 подхода .. 50 раз;3) прыжки из глубокого приседа - 2 подхода .. 50 раз;4) поднимания на носки - 2 подхода . 100 раз;5) нашагивания ногами на возвышение - 2 подхо-да . 30 раз.6) приседания на правой, левой ноге («пистолет») -2 подхода . 30 раз на каждую ногу.Упражнения для развития мышц рук:1) лазанье по канату - 7 подходов;2) сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 2 под-хода . 30 раз, удержание на согнутых руках 30 сек по-сле каждого подхода;3) нашагивание руками на возвышение в положенииупора лежа с помощью партнера - 2 подхода . 20 разна каждую руку;4) напрыгивание руками на возвышение в положе-нии упора лежа с помощью партнера - 2 подхода .20 раз;5) сгибание и разгибание рук в стойке на руках спомощью партнера - 2 подхода . 20 раз;6) сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади навозвышении - 2 подхода . 25 раз, с последующимудержанием 25 с после каждого подхода;7) вис на согнутых руках на шведской стенке -2 подхода . 25 раз;8) сгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастиче-ской скамейке - 2 подхода . 20 раз.Специальная физическая подготовка:- поднимание ног в упоре углом ноги врозь на гим-настическом бревне - 5 подходов . 10 раз, удержание вугле 10 с после каждого подхода;- ходьба в упоре углом ноги врозь на бревне 5 до-рожек;- шпагаты с возвышения;- выкруты со скакалкой 20 раз;- стойка на груди на полу - 10 раз . 10 с;- стойка на руках на опорах - 20 раз . 10 с;- горизонтальная стойка на опорах - 20 раз . 10 с;- подъем из упора углом-«узкоручка» силой в стой-ку-«узкоручку», опускание в исходное положение -20 подходов на опорах;- стойка-«мексиканка» - 10 подходов на опорах;- сальто вперед в группировке с места - 20 под-ходов;- сальто назад в группировке с места - 20 подходов;- двойное сальто вперед в группировке с батутнойсетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов;- двойное сальто назад в группировке с батутнойсетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подхо-дов;- двойное сальто вперед согнувшись с батутнойсетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подхо-дов;- двойное сальто назад согнувшись с батутной сет-ки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов.Количество элементов, выполненных спортсменамина тренировочном занятии, содержащем модельнуюнагрузку, достигает довольно высокого уровня -721 элемент. Процентное соотношение элементов спе-циальной физической и технической подготовки вы-глядит следующим образом: СФП - 34,3%, техническаяподготовка - 65,7%. Элементы специальной физиче-ской подготовки требуют высокого уровня физическойподготовленности. Особенностью здесь является тотфакт, что элементы специальной физической подготов-ки, выполняющиеся в группах и осуществляющиеся засчет сложнокоординационных действий, будут являть-ся элементами соревновательной программы.В течение годичного цикла подготовки спортсменывыполняли разработанную авторами модель трениро-вочной нагрузки. Происходило варьирование объемовтренировочных нагрузок в процессе смены периодовтренировки и количества соревновательных стартов.Таким образом, нам удалось конкретизировать со-держание тренировочного процесса акробатов для группспортивного совершенствования, определить трениро-вочную нагрузку и варьировать ее. Основной акцент былсделан на техническую и специальную физическую под-готовку, так как этап спортивного совершенствованияпредусматривает отработку техники исполнения упраж-нений, подготовку спортсменов к соревнованиям все-российского и международного уровней.Применяя разработанную нами модель тренировоч-ной нагрузки с конкретизированным содержанием,спортсмены успешно готовятся к основным соревнова-ниям, демонстрируя стабильное владение техникойсоревновательной программы.

Ключевые слова

содержание тренировочного процесса акробатов, конкретизация, структура, нагрузка, acrobats' training process, content, specification, structure, load

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шерин Владимир СергеевичНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. пед. наук, доцент кафедры гимнастики и спортивных игрmashagb@sibmail.com
Соболева Марина ВасильевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка факультета физической культурыsobolevamarinavasil@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Баршай В.М. Спортивная акробатика : учеб. для ин-тов физ. культуры. Физическая и техническая подготовка юных акробатов. М. : Физкультура и спорт, 1984. 238 с.
Коркин В.П. Спортивная акробатика : учеб. для институтов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1981. 184 с.
Соколов Е.Г. Акробатика. М. : Физкультура и спорт, 1973. 160 с.
Свод правил по спортивной акробатике 2008-2012 г.
Аркаев Л.Я., Сучилин Н.К, Как готовить чемпионов. М. : Физкультура и спорт, 2004. 328 с.
Загревский О.И., Загревский В.О. План-программа тренировочного процесса гимнастов // Вестник ТГПУ: приложение к журналу «Образование в Сибири». Специальный выпуск, посвященный 60-летию профессора, чл.-корр. СО РАН В.А. Дмитриенко. Томск : Том. гос. пед. у
 Содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

Полнотекстовая версия