Ценностные ориентации как основа формирования спортивной культуры студентов в процессе физкультурно-спортивного образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 368.

Ценностные ориентации как основа формирования спортивной культуры студентов в процессе физкультурно-спортивного образования

Рассматриваются результаты исследования отношения студентов факультета физической культуры к жизненным и спортивным ценностям, а также к принципам честной игры в спорте. Показана значимость ценностных ориентаций студентов в формировании их спортивной культуры в процессе физкультурно-спортивного образования.

Value orientation as basis for students' sports culture formation in physical culture and sports education.pdf Спортивная культура как социальный феномен общества является особой частью культуры, системообразующим фактором которой являются ценности спорта и ценностное отношение к физкультурно-спор-тивной деятельности. Спортивная культура личности понимается как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий. Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее личностным смыслом [1 ]. Современная аксиология рассматривает ценности в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации и регулирования мотивации к действию, связывает их с возможностью реализации сущностных сил человека, направленных на нравственное совершенствование. Педагогическая аксиология рассматривает ценности как специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Отдельная личность или общество в целом рассматриваются как носители ценностей, а последние мотивируют действия и поступки человека. Характер действий и поступков свидетельствует об отношении личности к окружающему миру, к самому себе [2]. Ценности рассматриваются как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Спорт создает культурные ценности, которые органично входят в содержание культуры [3]. М.А. Арвисто (1976) все ценности, связанные со спортом, подразделяет на две группы. В первую группу автор включает ценности, связанные с функциональным содержанием спорта (в этом случае в качестве ценности выступает сама деятельность с ее эмоциональными моментами). Ко второй группе - все те ценности, средством достижения которых служит спорт. К ним он относит общение (иметь друзей, быть среди других), красоту (наслаждаться красотой зрелищ, спортивной борьбы), физическое «Я» (биологические ценности спорта: здоровье, телосложение, физические качества), материальные ценности (льготы со стороны общества), знания, социальное признание, авторитет, самоактуализацию (испытание своих сил, стремление к использованию своих способностей), силу воли и смелость, чувство долга (перед коллективом, Родиной), полезность другим (чувство своей необходимости для других) [4]. Таким образом, ценности обусловливают отношение к миру и людям и лежат в основе ценностных ори-ентаций. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта [5]. Проблема формирования ценностных ориентаций, мировоззрения как основ спортивной культуры личности особенно актуальна для высших учебных заведений, которые готовят специалистов для работы в области образования, в том числе и физкультурно-спортивного (тренеров-преподавателей, инструкторов по видам спорта, учителей физической культуры). В своей профессионально-педагогической деятельности тренеру необходимо следовать принципам гуманизма и владеть комплексом нравственных качеств: честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учеников должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего, на личном примере. Поэтому, на наш взгляд, необходимо изучение ценностных ориентаций студентов факультета физической культуры (ФФК), что и являлось целью данной работы. В исследовании принимали участие студенты 15-го курсов ФФК Томского государственного университета (ТГУ) в возрасте 17-23 лет (107 чел.). Для изучения ценностных ориентаций студентов применялся метод анкетирования. Испытуемым предлагался список спортивных и жизненных ценностей (сила воли, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, честность в спорте и повседневной жизни и т.д.), а также опросник «Фэйр-плэй» [6]. Респондентам необходимо было определить свое личное отношение к каждой из этих ценностей и принципам честной игры в спорте. В ходе исследования были получены следующие результаты (табл. 1). Отношение к жизненным и спорти Т а б л и ц а 1 >1м ценностям студентов ФФК ТГУ Ответы студентов, % Ценности Реальность Стремление Мечты Не имеет значения Не знаю Твердая воля 60 37 0 2 1 Ответственное отношение к своему здоровью 49 29 10 6 6 Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями 85 12 0 0 3 Толерантность 60 28 7 2 3 Культура поведения 62 32 3 0 3 Образованность 21 69 7 2 1 Достижение высоких результатов в спорте 34 34 15 13 4 Доброжелательное отношение к сопернику 66 18 2 7 7 Уверенность в себе 46 48 3 0 3 Красота действий и поступков 55 32 6 3 4 Авторитет, уважение 57 31 3 3 6 Свобода 62 28 4 2 4 Ответственность 84 15 0 1 0 Требовательность к себе 52 32 4 3 9 Самоконтроль 66 28 3 0 3 Развитие 46 46 7 0 1 Лидерство 30 41 13 10 6 Трудолюбие 59 34 4 0 3 Дисциплинированность 66 27 4 0 3 Чувство прекрасного 59 27 4 4 6 Забота и внимание к ближнему 84 15 0 0 1 Честность в повседневной жизни 50 41 2 3 4 Честность в спорте 68 18 3 4 7 Из данных табл. 1 видно, что такое качество, как «твердая воля», присутствует в реальности у 60% студентов факультета физической культуры, которые умеют настоять на своем, не отступают перед трудностями. Также большое количество студентов стремится к овладению данным качеством (37%). Относятся к своему здоровью как к ценности и считают, что занятия спортом и физической культурой не должны ему вредить, 49% из числа опрошенных студентов ФФК, 29% - стремятся к этому. Хорошие отношения с друзьями по команде, спортивной секции, взаимопонимание являются ценностями для большинства студентов ФФК (85% из числа опрошенных). Анализируя далее таблицу, можно отметить, что 84% студентов ФФК считают себя ответственными, умеют отвечать за свои дела и поступки. Требовательными к себе, непримиримыми к собственным недостаткам являются 52% из числа опрошенных. Также можно наблюдать, что более 30% студентов, не обладающих данным качеством, стремятся к нему. Умение владеть своими эмоциями, спокойствие и выдержка тренера не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер не должен «выходить из себя», терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон в общении со своими воспитанниками и коллегами. Анализ изучения способности контролировать себя, сохранять спокойствие при победе, достойное поведение при поражении выявил, что данными качествами обладают 66% из числа опрошенных студентов ФФК. Спортивный педагог для достижения высоких результатов в спорте должен приучать своих воспитанников к трудолюбию. Для этого он, прежде всего, должен сам обладать данным качеством и развивать его с детства. Более половины студентов факультета физической культуры (59%), по их мнению, обладают трудолюбием, также значительная часть (34%) стремится к старательности на тренировках и настойчивости в достижении целей в спорте. Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять небрежное отношение к своим обязанностям: опаздывать на учебно-тренировочные занятия, приходить на них неподготовленным, отменять запланированные мероприятия. Поэтому тренеру по виду спорта, учителю физической культуры необходимо быть дисциплинированным. Как показало проведенное исследование, большинство студентов (66%) обладают данным качеством, являются исполнительными, аккуратными на тренировках и в учебе. Обобщая данные исследования, можно сказать, что более 50% студентов ФФК ТГУ ценными для себя считают толерантность, доброжелательное отношение к сопернику, красоту действий и поступков, культуру поведения, заботу и внимание ближних и т. д. Перечисленные ценности и составляют основу культуры, в том числе и спортивной. Следует отметить, что утверждение в современном спорте нравственно-этических норм и принципов является одной из актуальных проблем этого культурного явления. Это связано с усиливающимся противоречием, с одной стороны, между ориентацией молодых спортсменов и участников олимпийского движения на прагматические ценности, а с другой - теми идеалами и принципами, которые провозглашает олимпийская философия. Известно, что занятия спортом могут воспитывать у детей и молодежи как позитивные качества (целеустремленность, настойчивость), так и негативные, противоречащие общекультурным ценностям (жестокость, агрессивность). В связи с этим возрастают требования к подготовке профессиональных физкультур-но-спортивных кадров, так как именно им в своей профессиональной деятельности необходимо формировать у юных спортсменов положительное отношение к идеям олимпизма, в частности принципам фэйр-плэй (честной игры) в спорте: 1. Уважение к сопернику. 2. Уважение к правилам соревнований и решениям судей. 3. Допинг и любое стимулирование не могут быть использованы. 4. Равные шансы: все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу. 5. Самоконтроль спортсмена: сдерживая свои эмоции, уметь адекватно воспринимать любой исход поединка. На наш взгляд, представляется важным изучение отношения студентов ФФК к соблюдению принципов фэйр-плэй в современном спорте. Английское выражение «фэйр-плэй» («fair play»), которое переводится как честная (или справедливая) игра применяется для определения набора этических принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом [6]. Для изучения отношения студентов ФФК к принципам честной игры в спорте применялся опросник «фэйр-плэй», позволяющий выявить: - идеалы, ценности спорта и олимпийского движения, являющиеся для студентов наиболее привлекательными; - уровень осведомленности студентов о принципах фэйр-плэй; - отношение студентов к соблюдению принципов фэйр-плэй в спорте; - отношение студентов к честному, благородному поведению как необходимому атрибуту спорта и повседневной жизни [6]. В результате исследования выявлено, что 91,1% из числа опрошенных студентов ФФК интересуются Олимпийскими играми и олимпийским движением и высоко оценивают его роль в современном обществе; 70,8% - хотели бы стать его участниками, 8,3% - уже считают себя участниками этого движения. В табл. 2 показаны идеалы и принципы олимпизма, которые являются наиболее привлекательными для студентов ФФК ТГУ. Т а б л и ц а 2 Доля студентов, отметивших наиболее привлекательные для них идеалы и принципы олимпизма, % Идеалы и принципы олимпизма В первую очередь В какой-то мере Совсем нет Девиз «Быстрее, выше, сильнее» 45,6 52,1 2,1 Идеал всесторонне и гармонично развитого атлета (спортсмена) 52,1 45,6 2,1 Принцип «Главное - участие, а не победа» 25,5 46,5 27,9 Принцип честной и справедливой борьбы в спорте 95,5 4,4 0 Анализируя табл. 2, можно отметить, что принцип честной и справедливой борьбы в спорте является привлекательным для подавляющего большинства студентов ФФК (95,5%). Вместе с тем больше половины студентов (52,1%) привлекательным для себя считают и девиз «Быстрее, выше, сильнее», что тоже можно считать положительным результатом. Результаты опроса студентов ФФК показали, что с принципами фэйр-плэй в спорте знакомы хорошо 37,7%; слышали о них - 46,6%; не знакомы - 15,5%. Из числа тех студентов, которые хорошо знакомы с данными принципами, 40,8% узнали о них из средств массовой информации; 32,6% - от преподавателя физической культуры; 24,4% - от тренера. Настораживает тот факт, что 35,5% студентов не видят ничего плохого в том, что насилие может быть неотделимой частью некоторых видов спорта. В то же время большая часть студентов (53,3%) высказалась против любого насилия в спорте, а 11,2% считают, что таких видов спорта должно быть как можно меньше. 60,8% из числа опрошенных студентов ФФК считают, что в спорте можно добиться больших успехов, ведя только честную борьбу и не нарушая правил; 32,6% ответили, что «не всегда», и только 6,5% - «нельзя». Несмотря на большое количество студентов, положительно относящихся к правилам соревнований, процент умышленно их нарушавших большой - 43,4, не нарушавших - 56,5. Основными причинами, заставившими их нарушить правила, студенты отметили следующие: - желание выиграть; - не замечает судья; - так делает соперник. Иногда нарушать правила соревнований, по мнению студентов, можно в следующих случаях: - необходимость победить в ответственной игре - 30,4%; - установка тренера - 21,7%; - так делает соперник - 18,7%. Только 30,2% из числа опрошенных студентов считают, что правила соревнований ни при каких обстоятельствах нарушать нельзя. Если правила соревнований нарушены случайно, то 11,1% из числа опрошенных очень сильно переживают по этому поводу; 51,2% - не очень сильно; остальные студенты - либо не переживают, либо не задумываются об этом. По мнению респондентов (76,5%), более высокой оценки и одобрения заслуживают те спортсмены (команды), которые строго соблюдали правила, доставили удовольствие зрителям красотой своих действий, но не добились победы в соревнованиях, чем те, которые добились победы, хотя при этом действовали не очень красиво, допустили нарушение принципов честной игры. 63% из числа опрошенных хотели бы, чтобы данные принципы были неотделимой частью спорта, остальные (23,5%) высказали сомнение по этому вопросу. 53,3% из числа опрошенных ответили, что их тренер постоянно требует выполнения принципов честной игры; 42,2% отметили, что тренер в особых случаях разрешает от них отступать; 4,4% высказались о том, что тренер никогда не требовал их соблюдать. На вопрос «Нужно ли принципы честной игры соблюдать в повседневной жизни?» утвердительно ответили 56,5% студентов ФФК; 43,4% из числа опрошенных считают, что данные принципы надо соблюдать в зависимости от обстоятельств. В заключение можно отметить следующее. Основу формирования спортивной культуры студентов составляют ценности спорта и физической культуры, а также общечеловеческие ценности. В свою очередь, ценности лежат в основе ценностных ориентаций, которые являются важным компонентом структуры личности. В результате исследования выявлено положительное отношение студентов ФФК ТГУ к большинству жизненных и физкультурно-спортивных ценностей. В то же время, при общем положительном отношении студентов к принципам честной игры в спорте, в реальности студенты-спортсмены иногда могут позволить себе их нарушать и не переживают об этом. Поэтому в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры необходимо осуществлять целенаправленное олимпийское образование, основанное на идеях и принципах олимпизма.

Ключевые слова

ценностные ориентации, спорт, спортивная культура, физкультурно-спортивное образование, value orientations, sport, sports culture, physical culture and sports education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Загревская Александра ИвановнаТомский государственный университетканд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитанияA.Zagrevskaya@yandex.ru
Сосуновский Вадим СергеевичТомский государственный университетстудент факультета физической культурыvadim_sergeevich@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

Загревская А.И. Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования // Вестник ТГУ. № 363. С. 175-178.
Соколов Э.В. Культура и личность. Л. : Наука, 1972. 228 с.
Лубышева Л.И., Романович В А. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы. М., 2011. 240 с.
Арвисто М.А. О роли и характере ценностных ориентаций в спортивной деятельности : сб. науч. тр. М. : ГЦОЛИФК, 1976. С. 6-14.
Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М. : Политиздат, 1986. 222 с.
Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйр-плэй в современном спорте : учеб. пособие. Смоленск, 2006. 186 с.
 Ценностные ориентации как основа формирования спортивной культуры студентов в процессе физкультурно-спортивного образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 368.

Ценностные ориентации как основа формирования спортивной культуры студентов в процессе физкультурно-спортивного образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 368.

Полнотекстовая версия