Оценка функциональных резервов девушек, занимающихся аэробикой различной ритмотемповой структуры, по данным кардиоинтервалографии и электронейромиографии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 368.

Оценка функциональных резервов девушек, занимающихся аэробикой различной ритмотемповой структуры, по данным кардиоинтервалографии и электронейромиографии

Изучалось влияние ритмотемповой структуры занятия по аэробике на уровень функциональных резервов сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Объектом исследования являлись студентки, занимающиеся на специализации «аэробика», в возрасте от 17 до 20 лет, разделенные на три группы в зависимости от ритмотемпового сопровождения учебно-тренировочного занятия. Для изучения особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы девушек к занятиям аэробикой различной ритмотемповой структуры использовался метод кардиоинтервалографии; для оценки состояния нервно-мышечной системы - метод электро-нейромиографии.

Assessment of functional reserves of girls engaged in aerobics of various rhythm-tempo structure by cardiointervalography and electroneuromyography data.pdf Оздоровительная аэробика, являясь одной из форм массовой физической культуры, имеет ряд существенных особенностей (наличие частей с различным функциональным значением, техника исполнения и способы регулирования нагрузки, построение занятий с учетом ритмотемповой структуры). Двигательным действиям в аэробной части занятия присущ специфический ритм, отражающий чередование прилагаемых мышечных усилий различной интенсивности. Подбор музыкального сопровождения с соответствующим двигательному действию ритмом существенно облегчает выполнение аэробных упражнений и улучшает тренировочный эффект [1. С. 62]. Зная закономерности функционирования физиологических систем организма студенток, можно различными средствами двигательной активности эффективно влиять на отдельные их звенья, ускоряя приспособление к физическим нагрузкам и повышая тренированность, т.е. управлять адаптационным процессом и состоянием функциональных резервов [2. С. 11]. Музыка представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят обработку в слуховом анализаторе и нервной системе. Возникающие при этом реакции слуховой адаптации порождают гормональные и биохимические изменения, воздействующие на сердечно-сосудистую и нервно-мышечную системы [3. С. 17]. В физиологическом отношении адаптация к мышечной деятельности является системным ответом организма, направленным на достижение высокой тренированности и минимизацию энергетических затрат. С этих позиций адаптацию к физическим нагрузкам следует рассматривать как динамический процесс, в основе которого лежит формирование новой программы реагирования, а сам приспособительный процесс, его динамика и физиологические механизмы определяются состоянием и соотношением внешних и внутренних условий деятельности [4. С. 30; 5. С. 19]. В связи с этим актуальным является изучение влияния ритмотемповой структуры занятия по аэробике на уровни регуляции сердечного ритма, нервно-мышечную деятельность и состояние функциональных резервов организма студенток. Исследование проводилось на специализации «аэробика» кафедры физического воспитания Томского государственного университета. В обследовании приняли участие студентки в возрасте от 17 до 20 лет, разделенные на три группы в зависимости от ритмотемпового сопровождения учебно-тренировочного занятия: ударность музыкального сопровождения в первой группе составила 115-125 уд./мин, во второй группе - 135140 уд./мин и в третьей группе - 145-160 уд./мин. Оценка функциональных резервов организма студенток проводилась по показателям клиностатической пробы кар-диоинтервалографии. Анализ количественных показателей вариабельности сердечного ритма представлен в табл. 1. Т а б л и ц а 1 Характеристика сердечного ритма клиностатической пробы в группах с различным ритмотемповым сопровождением Показатель 1-я группа 1-я группа 2-я группа 2-я группа после 3-я группа 3-я группа после до нагрузки после нагрузки до нагрузки нагрузки до нагрузки нагрузки Mo4, 0,83 0,76 0,81 0,72 0,82 0,69 С (0,79;0,92) (0,69;0,83) 4 (0,77;0,83) (0,67;0,77) 4 (0,79;0,86) (0,65;0,73)** 4 AMo4, % 16,67 (14;18,25) 21,43 (19,05;24,21)* Т 18,06 (15,08;25,4) 25,80(22,22; 33,73)** Т 17,66 (15,08;21,83) 24,41 (17,46;32,54) Т Dx4, 0,3 0,25 0,28 0,23 0,29 0,25 С (0,26;0,33) (0,21;0,28) (0,23;0,30) (0,20;0,26) (0,23;0,33) (0,19;0,29) 4 IN4, у.е. 36 (26;47) 54 (36;88)* Т 40 (31;75) 78 (64;117)** Т 36,5 (20;60) 74 (42;121) Т ККш4ср, С 0,73 0,67 0,72 0,62 0,73 0,59 (0,69;0,81) (0,62:0,76) 4 (0,69;0,75) (0,57;0,66) 4 (0,69;0,79) (0,56;0,64)** 4 Примечание. Здесь и далее * - достоверное различие при р

Ключевые слова

аэробика, функциональные резервы, ритмо-темповая структура, кардиоинтервалография, электронейро-миография, aerobics, functional reserves, rhythm-tempo structure, cardiointervalography, electroneuromyography

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Калинникова Юлия ГеннадьевнаТомский государственный университетсоискатель кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медициныkisa101090@yandex.ru
Иноземцева Елена СейтхановнаТомский государственный университетканд. биол. наук, доцент кафедры физического воспитания260812@sibmail.com
Капилевич Леонид ВладимировичТомский государственный университетд-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медициныkapil@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Иноземцева Е.С., Гудомарова Н.И., Капилевич Л В. и др. Использование метода кардиоинтервалографии и тренинга с биологической обрат ной связью при планировании учебно-тренировочных занятий по оздоровительной аэробике // Теория и практика физической культур
Быков А.Т., Маляренко Т.Н., Маляренко Ю.Е. Роль пролонгированных воздействий специально подобранной музыки в оптимизации регуля ции хронотропной функции сердца // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2003. № 2. С. 10-16.
Практикум по клинической электромиографии. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. С.Г. Николаева. Иваново : Иван. гос. мед. академия, 2003. 264 с.
Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Смирнов B.C. и др. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивноориентированных форм физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 29-31.
Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, Н.Р. Палеев. М., 1997. 270 с.
Кошельская Е.В., Капилевич Л.В., Баженов В.Н. и др. Физиологические и биомеханические характеристики техники ударно-целевых дей ствий футболистов // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2012. Т. 153, № 2. С. 235-237.
 Оценка функциональных резервов девушек, занимающихся аэробикой различной ритмотемповой структуры, по данным кардиоинтервалографии и электронейромиографии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 368.

Оценка функциональных резервов девушек, занимающихся аэробикой различной ритмотемповой структуры, по данным кардиоинтервалографии и электронейромиографии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 368.

Полнотекстовая версия