О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 373.

О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике

Показано, что в современной науке о физическом воспитании и спорте масштаб научных исследований столь обширен, что анализ и обобщение результатов научных работ приобретают принципиальную значимость. Возникшая ситуация характеризуется тем, что публикаций так много, что ученые не в состоянии отследить их даже в своей области. Авторами выделено 13 направлений исследований в области спортивной гимнастики и показана значимость и место каждого из них. Дана краткая характеристика выделенных направлений.

On directions of research in artistic gymnastics.pdf В мире уже не осталось или почти не осталось физиологов или биомехаников спорта, для которых все области этих наук в равной мере знакомы. Есть специалисты по физиологии кровообращения при мышечной деятельности или по биомеханике плавания. Еще более сложное положение складывается у практиков в сфере физического воспитания и спорта. Ознакомление с отдельными результатами экспериментальных работ им практически ничего не дает. Необходимо уметь включить новые данные в общую систему взглядов, для чего требуются определённая квалификация и время. В этих ситуациях исключительное значение приобретают научно-информационная деятельность в виде издания реферативных журналов, библиографических указателей и, в первую очередь, подготовка научных обзоров и обзорных монографий, обобщающих результаты научных исследований по какому-либо вопросу. Не являются исключением и результаты научных исследований в области спортивной гимнастики. Достаточно отметить, что количество опубликованных авторефератов диссертаций по физическому воспитанию и спорту лишь в двух ведущих высших учебных заведениях - РГУФК и НГУФК им. П.Ф. Лесгафта - составляет более 6 760. Количество и направления работ, связанных с гимнастикой, представлены в таблице. Если сравнить количество кандидатских и докторских работ в послевоенный период Советского Союза и количество работ в новой России, то можно увидеть, что за 20 лет послевоенного периода (1946-1966 гг.) в Советском Союзе было проведено 380 исследований, а в новой России за 20 лет (1991-2009 гг.) защищены 104 работы. Таким образом, наблюдается снижение темпов научных поисков в сфере гимнастики. Проанализировав основные направления исследований в спортивной гимнастике, можно констатировать, что гимнастика многокомпонентна. Нами выделено 13 главных направлений исследования (см. таблицу). Из них наибольшее количество работ связано с исследованием методики подготовки гимнастов (1-е направление, таблица). По этому направлению было проведено 158 исследований, защищено 148 кандидатских диссертаций и 10 докторских. Наибольшее количество работ этого направления, возможно, определяется тем, что с 1952 г. советские спортсмены были участниками современного олимпийского движения, а гимнасты-олимпийцы стали сильнейшими. Поэтому потребность совершенствования процесса спортивной подготовки гимнастов становится очевидной. При этом стоит отметить, что гимнастика является достаточно медалеёмким олимпийским видом спорта. На рис. 1 представлены более частные направления исследований по проблемам первого главного направления (методика подготовки гимнастов). Наибольший процент - 44%, работы, связанные с совершенствованием подготовки гимнастов высокого класса. Из них около 48% работ посвящёно общим теоретическим основам спортивной тренировки и 52% -методике повышения спортивного мастерства гимнастов высокого класса. Именно в этой части представлены исследования докторского уровня, содержащие в себе обобщённый опыт совершенствования спортивного мастерства гимнастов. А. Гайдош [1] обобщил опыт научно-методических основ содержания мужской гимнастики. Ю.К. Гавердовский [2] связал свою работу с исследованием сложных гимнастических упражнений и обучением им. Методика обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования представлена в исследовании Ю.А. Ипполитова [3]. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности на перекладине разработано Н.Г. Сучилиным [4]. Вопросы, связанные с технологической концепцией формирования профессиональных умений специалиста по спортивной гимнастике, раскрыл в своей работе В.А. Солодянников [5]. Монография старшего тренера сборной команды СССР и России в постсоветский период Л.Я. Аркаева и научного консультанта Н.Г. Сучилина [6] посвящена такой важнейшей составной части спортивной тренировки, как интегральная подготовка гимнаста. Второе место занимают работы, связанные с исследованием биомеханических основ выполнения гимнастических упражнений (2-е главное направление, таблица), что вполне соответствует содержанию спортивной гимнастики. Постоянное увеличение сложности гимнастических упражнений - характерная особенность этого вида спорта. Именно исследования, основанные на биомеханическом анализе, позволяют понять структуру выполняемых движений, выявляют их основные кинематические и динамические характеристики, дают возможность моделировать и создавать новые гимнастические элементы и связки. Результаты биомеханических исследований служат основанием для корректировки процесса обучения и совершенствования процесса подготовки гимнастов. Более подробная направленность исследований по биомеханике гимнастических упражнений отражена на рис. 2. Анализ результатов, изображенных на рис. 2, свидетельствует, что наибольшее количество биомеханических исследований - 62%, это исследования, направленные на изучение техники гимнастических упражнений в различных видах гимнастического многоборья. При этом следует заметить, что работы, связанные с изучением техники выполнения гимнастических опорных прыжков на основе биомеханического анализа их структуры, составляют более 20% от общего числа исследований на гимнастических снарядах. Этому виду гимнастического многоборья посвятили свои исследования К.М. Иванов [7], Т.И. Манина [8] и др. Направления научных исследований по гимнастике 1945-2009 гг. (по библиотечным каталогам РГУФК и НГУФК им. П.Ф. Лесгафта) № п/п Направление исследований РГУФК (Москва) НГУ им. П.Ф. Лесгафта Уровень исследований Всего 1945-1990 гг. 1991-2009 гг. 1945-1990 гг. 1991-2009 гг. Канд. дис. Докт. дис. 1 Методика спортивной подготовки гимнастов 110 19 23 6 122 26 148 7 3 10 158 2 Биомеханика гимнастических упражнений 35 5 27 8 39 32 71 1 3 4 75 3 Художественная гимнастика 19 20 7 12 39 18 57 0 1 1 58 4 Методика спортивной подготовки юных гимнастов 25 5 11 6 29 17 46 1 0 1 47 5 Методика гимнастики в системе школьного образования 8 8 6 4 16 10 26 26 6 Методика гимнастики в системе высшего образования 8 7 7 1 14 8 22 1 0 1 25 7 Физиология спортивной деятельности гимнастов 16 1 7 0 17 7 24 24 8 Лечебная гимнастика 7 9 3 0 16 3 19 19 9 Спортивная акробатика 15 3 0 0 18 0 18 18 10 Производственная гимнастика 6 0 6 2 6 8 14 14 11 Психологическая подготовка гимнастов 6 1 3 0 7 3 10 10 12 Биохимия в системе спортивной подготовки гимнастов 4 0 1 0 4 5 9 9 13 История спортивной гимнастики 1 0 3 0 1 3 4 4 Итого 276 66 104 39 468 17 485 342 143 485 Методика подготовки гимнастов 44* 4БН 40« ЗОЙ 2V-/- 20% 10Й о 96 Рис. 1. Направления исследований по методике спортивной подготовки гимнастов: 1-е направление - методика спортивной тренировки (44%); 2-е направление - методика тренировки на снарядах (27%); 3-е направление - развитие двигательных качеств (22%); 4-е направление (3%); 5-е направление (3%); 6-е направление (1%) 1 2 3 4 Б S Частные направления исследований Биомеханика гимнастических упражнений Рис. 2. Направленность исследований, связанных с биомеханикой гимнастических упражнений: 1-е направление - биомеханика гимнастических упражнений на снарядах (62%); 2-е направление -биомеханика оптимизации тренировочного процесса (20%); 3-е направление - биомеханика гимнастики обобщающего характера - (13%); 4-е направление - биомеханика программирования и моделирования (5%) 12 3 4 Частные направления исследований Исследования техники акробатических прыжков представлены в работах А. Д. Тулупова [9], В.Н. Куры-ся [10] и др. Акробатические прыжки являются основой такого вида гимнастического многоборья, как вольные упражнения. Этот вид спортивной гимнастики изучен с позиции биомеханики достаточно объёмно -более 11% от общего числа исследований упражнений на гимнастических снарядах. Исследования биомеханики движений в упражнениях на перекладине составляют более 10%. Это работы Н.Г. Сучилина [4], Ю.И. Наклонова [11], А.И. Джо-рджадзе [12] и др. Исследований, связанных с биомеханическим анализом техники упражнений на кольцах и коне - махах, меньше - 7,8%. Так С.П. Евсеев [13] провел исследование особенностей эволюции техники маховых упражнений на кольцах на основе учета биомеханических закономерностей нарастания их сложности. И. А. Станишевский [14] связал своё исследование с биомеханическим анализом техники профилирующих упражнений на коне - махов. Наибольшее количество исследований техники соревновательных гимнастических упражнений на различных видах гимнастического многоборья определяется тем, что именно эти упражнения являются предметом оценивания и составляют суть спортивной борьбы в данном виде спорта. Возвращаясь к общей картине биомеханических исследований в спортивной гимнастике, отметим, что 20% от общего числа работ - это работы, связанные с оптимизацией тренировочного процесса (2-е частное направление). Оптимизация тренировочного процесса заключается в совершенствовании методики обучения и совершенствовании выполнения гимнастических упражнений на основе исследования их биомеханических характеристик. Например, А.Ф. Четвериков [15] провёл исследование на тему «Повышение эффективности технической подготовки гимнастов на основе биодинамической характеристики ритма движений». Подобная направленность встречается в работах В.А. Медведева [16], В.А. Оглоткова [17] и др. Важнейшей составляющей биомеханики спорта являются работы обобщающего характера. Таких работ в спортивной гимнастике 13%. Особого внимания в этом направлении заслуживают труды С.П. Евсеева [18], И.М. Козлова [19], С.В. Дмитриева [20], В .Г. Киселева [21] и др. Перспективны направления биомеханических исследований, связанные с программированием и моделированием гимнастических упражнений. Процент таких исследований не велик и составляет всего 5%, что объясняется как сложностью непосредственного моделирования гимнастических упражнений, так и вероятностной системой обучения и совершенствования. В этой связи работы, представленные В.Т. Назаровым [22], В.И. Загревским [23] и О.И. Загревским [24], открывают данное важное и перспективное направление биомеханических исследований в спортивной гимнастике. Третью строчку общего рейтинга занимают исследования, связанные с художественной гимнастикой. Рассматривая количество диссертационных исследований по художественной гимнастике, необходимо отметить, что большее количество работ отмечается в период после 1990 г. Так, если в советский период работ по художественной гимнастике было 26, то в постсоветский период их 32. В общей сложности 58 исследований по художественной гимнастике, из них 57 кандидатского уровня и одна докторская работа. Такое довольно большое количество работ может быть обусловлено тем, что художественная гимнастика как отдельный вид гимнастики вошла в международную федерацию гимнастики в 1963 г. С 1984 г. художественная гимнастика как спортивная дисциплина представлена в программе ХХШ Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Успехи советских и российских мастеров художественной гимнастики велики, они являются мировыми лидерами в этом виде спорта. С 60-х гг. ХХ в. в спортивной гимнастике, впрочем, как и в других видах спорта, наметилась не прекращающаяся до сегодняшнего дня тенденция омоложения состава участников соревнований. Именно это обстоятельство послужило основанием для большого количества исследований, связанных с разработкой и созданием теории и методики юношеского спорта. Здесь уместно отметить, что большинство работ по юношеской гимнастике связано с исследованиями, посвящёнными как системе отбора и определению модельных характеристик юных гимнастов, так и совершенствованию методики подготовки спортивного резерва. В общей сложности было проведено 48 исследований данного направления, при этом одна работа представлена на уровне докторской диссертации. Исследования по тематике спортивного резерва занимают четвёртую позицию в таблице. Более детальное изучение направленности поиска в сфере детского и юношеского спорта в спортивной гимнастике представлено на рис. 3. Рис. 3. Направленность исследований в детской и юношеской гимнастике: 1-е направление - методика обучения (40%); 2-е направление - развитие двигательных качеств (30%); 3-е направление - проблемы отбора (17%); 4-е направление - техника и методика обучения гимнастов на отдельных снарядах (7%); 5-е направление - общие основы гимнастики (4%); 6-е направление - психологическая подготовка (2%) Наибольшее количество работ (40%) представлено методикой обучения и совершенствования тренировочного процесса юных гимнастов. Далее следуют исследования, связанные с формированием и развитием двигательных качеств, необходимых для занятий спортивной гимнастикой (30%). Содержание работ, относящихся к проблемам отбора для занятий этим видом спорта, составляет 17%. Обобщающие работы, связанные с исследованием общих основ юношеского спорта, составляют 4%. Работа А.М. Шлемина [25] о двигательной функции у детей и подростков стала фундаментальным трудом для подготовки юных гимнастов. Несколько больше, 7% работ, можно отнести к исследованиям техники и методике обучения юных гимнастов на отдельных снарядах. К сожалению, представлено незначительное количество работ, связанных с исследованием психологической подготовки юных гимнастов (2%). По исторически сложившейся традиции гимнастика является универсальным средством физического воспитания во всех типах образовательных учреждений. Помимо этого, гимнастические упражнения издавна использовались и используются в лечебных целях, а также как средство формирования профессионально-прикладных навыков. Исследования гимнастики как средства физического воспитания в общеобразовательной школе и системе высшего образования занимают 5-е и 6-е места (см. таблицу). Исследования, связанные с проблемами лечебной и производственной гимнастики, занимают в общем, рейтинге 8-е и 10-е места в исследованиях главных направлений. Современный процесс подготовки гимнастов невозможен без исследований по физиологии, психологии, биохимии. Исследования именно в этих направлениях занимают соответственно 7-, 11- и 12-е места в общем рейтинге исследовательской работы в сфере спортивной гимнастики. К сожалению, практически отсутствуют работы исторического характера. По тематике спортивной гимнастики их всего 4. Исследование научных работ позволило осмыслить научные направления в спортивной гимнастике, проклассифицировать их, выделить основные, показать роль каждого в дальнейшем развитии этого вида спорта.

Ключевые слова

gymnasts, gymnastics, direction, research, гимнасты, направление, спортивная гимнастика, исследования

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мустаев Валерий ЛутфиевичДетско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва им. И.И. Маметьева (г. Ленинск-Кузнецкий)зам. директора по научно-методической работеvalera.mustaev@mail.ru
Загревский Олег ИннокентьевичТомский государственный университетд-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой гимнастики и спортивных игрO.zagrevsky@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Загревский О.И. Построение техники гимнастических упражнений на основе математического моделирования на ЭВМ : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Омск, 2000. 52 с.
Загревский В.И. Программирование обучающей деятельности спортсменов на основе имитационного моделирования движений человека на ЭВМ : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. 48 с.
Шлемин А.М. Исследование процесса формирования двигательной функции у детей и подростков : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1968. 28 с.
Дмитриев С.В. Совершенствование технического мастерства гимнастов на основе биодинамической характеристики их движений : дис.. канд. пед. наук. Л., 1972. 179 с.
Киселев В.Г. Исследование биомеханики управляющих движений спортсмена в упражнениях на гимнастических снарядах в связи с оптимизацией процесса обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1973. 27 с.
Назаров В.Т. Биомеханические основы программирования обучающей деятельности при освоении ациклических упражнений : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1974. 34 с.
Козлов И.М. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений : автореф. дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл. Майкоп, 1999. 46 с.
Евсеев С.П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом : дис.. д-ра. пед. наук (в виде научного доклада). М., 1996. 79 с.
Оглотков В.А. Системное исследование ритмодинамической структуры упражнений в висе на брусьях и пути оптимизации управляющей функции обучения им : дис.. канд. пед. наук. Л., 1982. 170 с.
Медведев В.А. Биомеханическое обоснование оптимизации методики обучения сложным опорным прыжкам у гимнастов : автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1983. 22 с.
Четвериков А.Ф. Повышение эффективности технической подготовки гимнастов на основе биодинамической характеристики ритма движений : дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. 159 с.
Станишевский И.А. Биомеханический анализ техники профилирующих упражнений на коне - махи и пути повышения эффективности технических средств (типа тренажеров), применяемых для обучения : дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. 175 с.
Тулупов А.Д. Кинематическая и динамическая характеристика сложных акробатических упражнений как основа рационализации методики обучения вольным упражнениям : автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1968. 16 с.
Курысь В.Н. Разработка системы технической подготовки спортсменов к рекордным достижениям на основе биомеханики спортивных движений : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Рига, 1991. 118 с.
Наклонов Ю.И. Анализ техники выполнения оборотов на перекладине : дис.. канд. пед. наук. Л., 1954. 391 с.
Джорджадзе А.И. Исследование динамических параметров упражнений на перекладине и методов управления ими : дис.. канд. пед. наук. М., 1967. 164 с.
Евсеев С.П. Исследование особенностей эволюции техники маховых упражнений на кольцах в связи с совершенствованием методики обу чения : автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1975. 24 с.
Манина Т.И. Исследование техники опорных прыжков у гимнасток и пути ее совершенствования : автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1972. 17 с.
Иванов К.М. Исследование техники сложных опорных прыжков и методика обучения им : дис.. канд. пед. наук. Л., 1969. 216 с.
Сучилин Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. 48 с.
Солодянников В.А. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалистов по спортивной гим настике : автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб. : СПбГАФК, 2002. 52 с.
Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. М. : Физкультура и спорт, 2004. 328 с.
Ипполитов Ю.А. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования : дис.. д-ра пед. наук. М., 1988. 362 с.
Гайдош А. Теоретические и научно-методические основы совершенствования содержания мужской спортивной гимнастики мирового клас са : дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1996. 49 с.
Гавердовский Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1985. 48 с.
 О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 373.

О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 373.

Полнотекстовая версия