Жанр загадки в дискурсе дошкольного образования: к вопросу трансформации жанра | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/6

Жанр загадки в дискурсе дошкольного образования: к вопросу трансформации жанра

Представлен анализ трансформации жанра загадки в дискурсе дошкольного образования. Изменения прослеживаются на тематическом уровне: появляются загадки, описывающие реалии, не входящие в круг традиционных объектов отображения данным жанром (флаг, герб, гимн). Также изменяется структура стереотипной модели: появляются новые, не характерные для жанра фасеты (фасета номенклатурного обозначения, фасета значимости реалии для человека). Данная трансформация обусловлена целями и задачами дискурса дошкольного образования.

The riddle genre in preschool education discourse: on genre transformation.pdf Жанр загадки является одним из фольклорных жанров, активно функционирующих как в самом фольклорном дискурсе («тип речевой коммуникативной деятельности, направленной на передачу коллективного представления о действительности, воплощающийся в ряде эстетически обработанных текстов» [1]), так и в институциональных дискурсах, в частности в педагогическом. Загадка направлена на выполнение различных функций: развлекательной, информативной, дидактической. В образовательном процессе этот жанр активно используется при иллюстрации или закреплении воспитателем / учителем изучаемого материала. Дидактическая функция загадки наиболее востребована в дискурсе дошкольного образования (ДДО), являющемся вариантом педагогического дискурса. Фольклорный жанр претерпевает некоторые изменения, бытуя в ДДО, что связано со специфическими целями и задачами этого дискурса. В статье анализируется трансформация жанра загадки в дискурсе дошкольного образования. Материалом для исследования послужили тексты традиционных и современных загадок, использующихся в ДДО. Загадки, собранные автором в сети Интернет: http://www.ruskid.ru/zagadki/, http://crazymama.ru, http://kid-game.ru, http://flaminguru.narod.ru, http://allfor-children.ru/kidfun/riddles_homethings.php, http://www. mammy-pappy.ru/zagadki/, http://malchishki-i-devchon-ki.ru/Zagadki-dom.html, http://riddle-middle.ru, http://cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/zagadki/zagadki_o_ simvolah_rossii.html. Конспекты занятий и методические разработки дошкольных учреждений, использующиеся в дискурсе дошкольного образования: http://doshvozrast.ru/ konspekt/konspekt.htm, http://vospitatel.com.ua/, http //www.moi-detsad.ru/, http://konspekt.vscolu.ru/, http //www.detsadd.narod.ru/, http://www.logolife.ru, http //nsportal.ru/detskii-sad, http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-rodine. html; диктофонные записи, собранные автором в дошкольном учреждении (МДОУ № 38 г. Томска). Существует несколько определений жанра загадки, часть исследователей акцентируют внимание на двуча-стной структуре жанра (А. Дандес, Ю.М. Соколов): «Загадка может быть определена как замысловатый вопрос...» [2. С. 217], другие исследователи в качестве основного критерия жанра выделяют образную составляющую загадки, ее метафоричность (В.П. Аникин, П.Г. Богатырев, В.В. Митрофанова): «.Иносказательное изображение какого-либо предмета или явления на основании сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет в загадке» [3. С. 207]. В данной работе нас интересует миромоделирующий аспект в изучении жанра загадки, вслед за М.О. Абдрашитовой мы будем понимать загадку как «небольшое по объему произведение, актуализируемое с целью представления реалий действительности в отношении их внешних, структурных, функциональных и иных свойств, предназначенное для распознавания носителями соответствующей культуры» [Там же. С. 30]. Жанр загадки направлен на актуализацию стереотипного представления о предметах в совокупности наиболее существенных, значимых для данного социума черт (внешних, структурных, функциональных). Под стереотипом мы понимаем общепринятое восприятие реалии, представляющее собой совокупность характерных черт. Стереотип может быть представлен как набор фасет, каждая из которых актуализирует значимый аспект стереотипного восприятия реалии. Вслед за А. Вежбицкой [8] определяем фасету как «аспект в изображении образа, закрепленного в стереотипе, значимый в сознании членов фольклорного коллектива». Как и для любого жанра фольклора, для загадки характерна избирательность в отражении фрагментов языковой картины мира. Загадка в большей степени направлена на отображение предметных реалий действительности: части тела, домашняя утварь, животные и др. Даже при описании событий, явлений (что нехарактерно для традиционных загадок) в загадках используются образы конкретных предметов. Например: «У дедушки Мороза в мешке подарки / Карамели, шоколадки. / Вокруг ёлки хоровод / Что за праздник?» (Новый год). Данная загадка описывает праздник, в качестве базовых характеристик загаданного явления выбираются образы конкретных предметов, ассоциативно связанных с данным событием для ребенка: мешок с подарками, карамель, шоколадки, елка. В ДДО используются как традиционные загадки (тексты, созданные до второй половины XX в.), так и современные (новые тексты, живущие по законам фольклорного жанра). Как для традиционных, так и для современных загадок характерны единые принципы миромоделирования: стереотипное отображение реалий. Для современных загадок, функционирующих в ДДО, оказывается характерной определенная трансформация жанра при сохранении единых принципов миромоделирования. Данные изменения прослеживаются как на уровне тематики загадки, так и на уровне выбора значимых свойств загаданных предметов, формирующих их стереотипный образ. Среди загадок, бытующих в ДДО, представлены тексты, охватывающие различные тематические пласты: загадки о человеке, о его жилище, об огороде, о домашних и диких животных и др. При этом существует ряд дискурсивно обусловленных тем, направленных на формирование стереотипов, востребованных непосредственно педагогическим дискурсом. Под педагогическим дискурсом мы понимаем тип речевой деятельности коммуникантов, обусловленный направленностью на социализацию нового члена общества. Педагогический дискурс представляет собой институциональный дискурс, обусловленный во многом особенностями института образования (см.: [4-6 и др.]). Институт образования является формой организации общественной жизни, он составляет часть структуры, формирующей общественный строй государства. Данный институт призван формировать систему ценностей у новых членов общества. Также институт образования направлен на формирование неких идеологических установок, характерных для данного социума. Цель педагогического дискурса передача ценностного восприятия, общепринятых в данном социуме моделей поведения, аксиологической системы, характерной для данного социума. Дискурс дошкольного образования мы рассматриваем как один из вариантов педагогического дискурса, определяющийся начальной степенью социализации его участников-клиентов. Существует ряд ключевых понятий, формирование которых является одной из непосредственных задач педагогического дискурса. В частности, целенаправленно формируется модель представления о собственном государстве, «родине» (в нашем случае «России»). В дошкольных учреждениях обязательными являются тематические занятия «патриотического воспитания», направленные на формирование ценностного отношения к собственной стране. Так, например, задачи интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя Россия» следующие: «Закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Закрепить знания детей о символике страны: флаг, герб, гимн». Задачи занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»: «1) формировать у детей представление о России как о родной стране; 2) формировать уважительное отношение к государственным символам; 3) закрепить названия народных промыслов; 4) воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриоти-ческие чувства». В задачи занятия входит описание отдельных явлений и предметов, характеризующих обобщенный образ России. Данный образ складывается из ряда отдельных компонентов, выделяемых на разных основаниях: государственность (символика страны: флаг, герб, гимн), народное творчество (народные умельцы, народные промыслы), историко-географи-ческие особенности страны (история своей страны, природа России). Многообразие данных компонентов обусловливает использование воспитателем различных жанровых форм для подачи информации. В том числе воспитатель обращается к фольклорным жанрам (лирическая песня, пословица, загадка), позволяющим охарактеризовать объекты и явления с различных сторон. Одним из наиболее востребованных фольклорных жанров является загадка, позволяющая емко охарактеризовать предмет, очерчивая ряд его базовых признаков. Жанр загадки активно используется в ДДО на занятиях патриотического воспитания, направленных на формирование образа России / Родины. Загадок с отгадкой «Россия» или «Родина» достаточно мало, поскольку загадка, в первую очередь, отображает предметный мир, окружающий человека. Немногочисленные загадки, описывающие непосредственно реалию «Родина», формируют представление о своей стране в рамках пространственной оппозиции «свой / чужой»: «Здесь родился, живешь, / Уезжаешь - скучаешь, / Как зовут это место, знаешь?» (Родина); «О ней все знают, / Любят, уважают, / А солдат на посту / Бережет, охраняет. / Кто она, все знают!» (Родина). В загадках актуализируется фасета значимости реалии для человека (без нее скучаешь, о ней все знают, любят, уважают, бережет, охраняет). Отметим, что различные глаголы характеризуют разные аспекты взаимодействия человека с загаданной реалией: физическое действие («солдат охраняет» физическую границу страны), эмоциональное отношение («любят», «уважают»), ментальное действие («о ней все знают»). Представление о Родине строится через актуализацию стереотипов о «своем» пространстве, ограниченном некой физически существующей границей, рамками, которые можно покидать (уезжаешь), охранять (охраняет). Формируется ценностное, положительное отношение к Родине. Фасета значимость выявляется на всех уровнях отношения к реалии. Данная характеристика не характерна для жанра загадки, актуализирующего внешние признаки реалии. Постепенное проникновение характеристики внутреннего восприятия реалии в жанр загадки прослеживается не только в загадках ДДО, это постепенное изменение связано с процессом общих изменений жанровых особенностей загадки. Стереотипный образ Родины в данных загадках также включает фасету номенклатурное обозначение реалии: «как зовут это место» акцент сделан на наименовании реалии, ее обозначении в данном социуме. Появление данного признака среди наиболее значимых характеристик загаданного предмета во многом обусловлено использованием этой загадки в ДДО. Закрепление наименований предметов и явлений входит в непосредственные задачи дискурса. Дети в дошкольных учреждениях осваивают первичные сведения о мире, в которые входит, прежде всего, система обозначения отдельных реалий этого мира. Можно видеть некоторую модификацию жанра загадки, связанную с его использованием в ДДО, прослеживающуюся на уровне набора фасет, формирующих стереотипное представление о реалии (например, появление фасеты номенклатурное обозначение, характерной для ДДО). Однако подобных загадок, описывающих абстрактное понятие Родины, существует достаточно мало. В ракурсе тематического охвата жанра оказываются отдельные конкретные реалии, формирующие в своей совокупности целостное представление о собственном государстве. Данные загадки можно классифицировать на основании формального признака документальной закрепленности / незакрепленности описываемой реалии в качестве символики страны. Существуют официальные символы России: герб, флаг, гимн Российской Федерации. Также можно говорить о негласных, неофициальных символах России, формирующих ее образ: природные объекты (береза, медведь, тайга и т.д.), этнокультурные (народные инструменты, промыслы). Понятие государственных символов России закреплено в Конституции Российской Федерации. Под государственными символами понимаются установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства: государственный герб России, государственный гимн России, государственный флаг России. На занятиях в дошкольных учреждениях формируется представление о связи данной символики с образом России, закладывается ценностное отношение ребенка к этим символам: «Много веков тому назад вместо флага использовали шест (палку), привязывая к его верхушке пучки травы, ветки или конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным назначением было - собрать, объединить всех воинов для защиты своей земли, села или города, если вдруг нападали враги. Происходит от слова "стянуть к себе" - стяг». Воспитатель рассказывает об истории флага, актуализируя оппозицию «свой -чужой», встраивая представление о флаге в эту модель: «своя земля враги», используются лексемы объединить, защита, направленные на формирование ценностного восприятия флага как символа «своего пространства». Отдельно обращается внимание на наименование реалии: «происходит от слова "стянуть к себе" - стяг» эта номенклатурная информация входит в круг обязательных для освоения в ДДО характеристик реалии, далее данный признак проявится в качестве фасеты стереотипа, формируемого загадкой о реалии. Загадок, описывающих официальную символику России, сравнительно немного. Это связано, в том числе, с тем, что предметы официальной символики представляют собой в большей степени абстрактные предметы символы, которые не входят в круг традиционной тематики жанра загадки. Сам по себе флаг или герб не является значимой реалией в жизни человека, значима его символическая нагрузка связь с образом государства. Загадки же ориентированы в большей степени на отображение конкретных реалий. Однако в настоящее время официальная символика активно пропагандируется как неотъемлемая часть государства в дискурсе ДДО появляется некоторая потребность создания художественных текстов, описывающих ценностный аспект данных реалий (стихи, рассказы, загадки). Представление о флаге, гимне и гербе России дается детям с самых ранних ступеней социализации на уроках «патриотического воспитания» в дошкольных учреждениях и начальной ступени средней школы. В ДДО используются соответствующие загадки: У него названий много: / Триколор, трёхцветный стяг - / С ветром гонит прочь тревоги / Бело-сине-красный... (Флаг); Есть главная песня у нашей страны. / Услышав её, мы вставать все должны. / Единству народа поётся в ней слава, / И восхваляется наша держава (Гимн). В данных загадках отображен стереотип восприятия реалий (флага, гимна) именно в качестве символов России. Актуализируются фасеты: внешний вид («бело-сине-красный»), значимость реалии для человека («гонит прочь тревоги», «главная»), номенклатурное обозначение («у него названий много: Триколор, трехцветный стяг»). Стереотип «флаг России» формируется на основе характеристики последовательности его цветов («бело-сине-красный»), этот признак является базовым для отличия флага одной страны от другой. Также вводится достаточно абстрактный, во многом клишированный оборот «гонит прочь тревоги», порождающий ассоциативную связь с лирическими фольклорными и художественными образами, для которых он характерен в большей степени. Загадка отображает двойственную природу предмета-символа: с одной стороны, характеризуются его внешние признаки внешний вид, название, с другой -ценностная составляющая, относящаяся именно к символическому переносу «Флаг Государство». Загадка о гимне во многом отображает модель поведения, которая должна быть характерна для любого члена данного общества: «Услышав её, мы вставать все должны». Образ России выстраивается также через пространственную оппозицию «свой чужой», при этом акцентируется внимание на принадлежности «символов России» к «своему», безопасному пространству: местоимения «наш», «мы», «все»; существительные «единство», «народ». Отметим, что в качестве отгадок на данные загадки указывается только название реалий «флаг», «гимн» без указания на принадлежность именно к Российскому государству (например, «российский флаг»), потому что есть указание на конкретную референцию (личные и притяжательные местоимения «мы», «наш»). Загадки способствуют формированию стереотипного восприятия реалий окружающего мира у ребенка, выполняя функцию, характерную для фольклорных жанров в целом, передачу модели мировосприятия новому поколению. Поскольку появление данных загадок во многом обусловлено внешними причинами (необходимостью формирования у детей младшего возраста идеологических основ восприятия собственного государства), они бытуют в основном только на занятиях в ДДО. С этим фактором связано некоторое изменение жанра: акцент на значимости, внутреннем восприятии реалий, не характерном для жанра в целом (хотя, как уже было отмечено выше, существует и общая тенденция проникновения подобных характеристик в семантическую структуру жанра), акцентуация номенклатурного признака реалии, отображение нормативной модели поведения. Загадки об официальных символах России выполняют функцию закрепления и проверки материала на занятии в ДДО (дети уже знакомы с характерными чертами реалий и могут угадать объект по его признакам) или введения нового материала (дети в игровой форме знакомятся с важнейшими характеристиками реалий): «Кроме герба, у нашей страны есть еще один государственный символ, который так же, как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? Белый цвет березка, / Синий неба цвет. / Красная полоска / Солнечный рассвет» (Флаг). Воспитатель использует загадку для введения нового материала, при этом обращает внимание детей на идентифицирующую функцию реалии: «символ (...), который отличает нас от других стран». Загадка акцентирует, прежде всего, фасету внешний вид реалии (цвета флага). Положительное отношение к реалии формируется не прямо (в данной загадке отсутствует фасета значимость для человека), используется уменьшительно-ласкательная форма слова (лексема «березка»), эпитет («солнечный рассвет»). Загадка актуализирует ассоциативную взаимосвязь образов природы и реалии флага. Отметим, что образ березы является неофициальным символом России, он опосредованно связан с понятием Родины. Таким образом, у детей формируется стереотипное представление о флаге как о части комплекса образов, составляющих понятие Родины. Однако, как уже было отмечено, на данный момент существует не так много загадок об официальной символике России. Часто на интегрированных занятиях в ДДО, посвященных в целом формированию образа России, используются загадки о неофициальных символах Родины, среди которых в одном ряду оказываются вопросы о гимне, флаге и гербе. Фрагмент занятия, посвященного теме «Герб России»: На лесной опушке / Стоят подружки / Платьица белены, / Шапочки зелены (Березы); Вырос в поле дом, / Полон дом зерном, / Стены позолочены, / Ставни заколочены, /Ходит дом ходуном / На столбе золотом (Колос); Что в хлебе родится, / А есть не годится? (Василек); В шубе летом, / А зимой раздетый? (Лес); Красна девица по небу ходит? (Солнце); Торжественная песня? (Гимн); Официальная эмблема государства? (Герб); Прикрепленное к древку полотнище? (Флаг). Ряд вопросов о государственных символах России оказывается логическим продолжением загадок о неофициальной символике. Можно предположить, что со временем в этом ряду окажутся новые загадки о флаге, гербе и гимне. Последовательность перечисляемых загадок начинается с традиционных текстов, описывающих природные реалии. Данные загадки направлены на отображение образа Родины, пространства, с которым человек ощущает духовное родство. Образ Родины является традиционным для фольклорного дискурса в целом, ориентированного на передачу следующим поколениям основных ценностей народа. Вопросы о гербе, флаге и гимне направлены на отображение характеристик официального образа государства, соотносимого с некими общественно-политическими структурами. Традиционные загадки о Родине должны подготовить детей к введению темы государственности, которая таким образом включается воспитателем в целостное представление о России. Большая часть реалий, описываемых традиционными загадками, ассоциативно связана с образом Родины: береза, колос, василек, лес, солнце. Образы леса и солнца универсальны для многих культур, однако эти тексты органично встраиваются в систему природных символов Родины. В данных загадках актуализируются фасеты: внешний вид (цвет: «белены», «зелены», «позолочены», «на стебле золотом»), локус («в хлебе родится») структура / составные элементы (двуком-понентность реалии: «платьица / шапочки», «дом на стебле»; многосоставность реалии: «полон дом зерном»), действие («ходит ходуном»), функция («есть не годится»). Традиционные загадки описывают внешние характеристики предметных реалий, не сосредоточиваясь на описании восприятия реалий человеком, его эмоций по отношению к реалиям. Само наличие текстов о данных реалиях в системе загадок свидетельствовало об их значимости в картине мира человека. Для описания образа Родины, ее неофициальной символики воспитатель использует традиционные загадки, формирующие стереотипное представление о Родине прежде всего как о природном пространстве, дающем жизнь для диких и культурных растений (василек, колос, береза), неразрывно с образом Родины связан образ леса и солнца загадки о данных реалиях завершают оформление «макрокосма» мироустройства пространства России, Родины. Далее воспитатель переходит к вопросам об официальных символах России, логически связывая в сознании детей традиционные образы и современную символику. Однако контраст между образами усиливается, поскольку официальная символика характеризуется не с помощью художественного описания (жанр загадки), а через приведение словарной дефиниции: «официальная эмблема государства» и т.д. В дошкольных учреждениях много занятий посвящено неофициальной символике России. Чаще всего это либо культурологические занятия, посвященные этнографической информации о стране, либо интегрированные занятия, совмещающие передачу информации о Родине и прикладную деятельность детей: художественное, музыкальное творчество и т.д. Само понятие неофициальных символов России преподносится детям как ценность: «Любой человек, находясь далеко от дома, при воспоминании о Родине вспоминает что-то очень дорогое, родное сердцу. Оказалось, что представления многих людей совпадают». Формируется ценностное представление о Родине и ее символах (сочетания «что-то очень дорогое, родное сердцу»). Также формируется понятие всеобщности, типичности выбора реалий в качестве символики страны как для самих носителей культуры (человек, находящийся далеко от дома), так и для носителей другой культуры: «Есть официальные символы страны флаг, гимн, герб. А есть и неофициальные. Если спросить у человека, который живет в другой стране, что он представляет при слове "Россия", многие ответят снег, медведи, ромашки и березы». На этих занятиях используются как традиционные, так и современные загадки о природных и культурных реалиях. Наиболее часто встречаются загадки о березе, ромашке, матрешке. Рассмотрим подробнее загадки о ромашке, часто использумые в ДДО: Стоит в поле кудряшка - /Белая рубашка / Сердечко золотое, / Что это такое?; Стоят в лугах сестрички - Золотой глазок, /Белые реснички (Ромашка). В данных загадках актуализируются фасеты внешний вид («кудряшка», «белая», «белые», «золотое», «золотой»), пространство («в поле», «в лугах»). Ромашка представляется через антропоморфный образ: цветок как человеческая фигура (лексема «рубашка» по отношению к цветку артефакт, присущий человеку, «глазок», «реснички» внешний вид соцветия ромашки соотносится с лицом; лексема «сестрички» наименование статуса человеческого родства). Данные загадки формируют стереотипный образ ромашки как антропоморфного существа. Ценностное отношение к образу ромашки проявляется в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов (кудряшка, сердечко, сестрички, глазок), а также косвенно через цветовую характеристику цветка (белый / золотой цвет традиционно связывается с положительными образами в славянском фольклоре [7, 9]). Традиционная загадка не отображает отдельную эксплицитно выраженную характеристику значимости реалии для человека, само наличие загадок с данной отгадкой свидетельствовало о ее значимости. Ценностное отношение также косвенно передается благодаря олицетворению цветка, сопоставлению с человеком, также с помощью символико-цветовых характеристик и уменьшительно-ласкательных суффиксов. Итак, жанр загадки активно используется в ДДО, при этом происходит некоторая трансформация жанра, подстраивающегося под цели и задачи дискурса. Изменения жанра происходят на тематическом уровне: появляются загадки, описывающие такие реалии, формирование стереотипного образа которых возложено на педагогический дискурс государством. Стереотип, формируемый загадкой, начинает включать в свою структуру не характерные для жанра фасеты значимости предметов для человека. Акцент делается на внутренних эмоциях человека, которые он должен испытывать по отношению к данным реалиям. Также появляется номенклатурный признак реалии, указывающий на различные способы именования предмета, что, прежде всего, обусловлено задачей дискурса познакомить ребенка с данной информацией. Причина вышеназванного, как нам представляется, в сфере использования данных загадок. Они создаются для педагогических целей и функционируют, как правило, в ДДО, где участвуют в целенаправленном формировании ценностного отношения у новых членов общества к своему государству.

Ключевые слова

discourse of preschool education, pedagogical discourse, riddle, transformation of genre, folk genre, дискурс дошкольного образования, загадка, педагогический дискурс, трансформация жанра, фольклорный жанр

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Перевалова Дарья АлексеевнаТомский государственный университетаспирант кафедры общего, славянорусского языкознания и классической филологииTaja-star@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М. : Рус. словари, 1997. 416 с.
Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н.И. Толстого. М. : Междунар. отношения, 1994. Т. 1-5. Статья представлена научной редакцией «Филология» 30 июня 2013 г.
Черник В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока : дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002.
Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1938. С. 217.
Богатырев П.Г.,ЯкобсонР.О. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 207.
Абдрашитова М.О. Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе : дис.. канд. филол наук. Томск, 2012. 176 с.
Антонова Н.А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке : дис.. канд. филол. наук. Саратов, 2007.
Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе : дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 1999.
Эмер Ю.А. Фольклор: когнитивно-дискурсивное описание // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. №» 2. С. 51-60.
 Жанр загадки в дискурсе дошкольного образования: к вопросу трансформации жанра | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/6

Жанр загадки в дискурсе дошкольного образования: к вопросу трансформации жанра | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/6

Полнотекстовая версия