Германо-мексиканские отношения в условиях глобализации в период канцлерства Ангелы Меркель | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/16

Германо-мексиканские отношения в условиях глобализации в период канцлерства Ангелы Меркель

Рассматривается внешнеполитический курс и политика Германии как одного из ведущих государств членов Европейского союза под руководством кабинета правительства Меркель с 2005 г. в регионе Латинская Америка, на примере Мексиканских Соединенных Штатов. В условиях глобализации при Меркель Германия активизировала связи во всем мире, что нашло отражение в официальных документах Федерального министерства иностранных дел, а также Министерства обороны Германии. Сегодня в регионе Латинская Америка развернулась борьба между ведущими экономическими силами США, ЕС и АТР.

German-Mexican relations in globalization during the chancellorship of Angela Merkel.pdf В эпоху глобализации внешняя политика больше, чем когда бы то ни было, становится мировой внутренней политикой. Государства, общества, экономические пространства объединяются в сети. С прекращением конфликта между Востоком и Западом перед германской внешней политикой открылись новые шансы как в Европе, так и во всем мире. Приоритетная цель внешней политики Германии - сохранение мира и безопасности во всем мире [1]. На рубеже веков в мире и на политической карте Европы произошли существенные геополитические изменения, которые в свою очередь влияют на сложившийся баланс сил. Наиболее важными, конечно же, являются распад СССР и объединение Германии. Отголоски этих событий оказывают влияние и сегодня. Воссоединенная Германия превратилась в третье по территории и первое по численности государство Западной Европы [2. С. 133-138]. Для Латинской Америки 90-е гг. стали десятилетием качественных сдвигов в политической и экономической области, существенно повлиявших на международную деятельность государств этого региона. Актуальность работы обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, современная Германия, без преувеличений, один из лидеров Европейского союза. После объединения она стала политическим тяжеловесом не только на европейской, но и на мировой арене. Страна во многом определяет политическое развитие реформируемого Евросоюза, будучи одним из его основных консолидирующих начал, противостоящим различным европессимистам как в Старой, так и в Новой Европе. От Германии во многом зависит содержание европейско-трансатлантических отношений. Не случайно Вашингтон видит в Берлине прежде всего основного партнера, оказывающего влияние на формирующуюся внешнюю политику ЕС и поддерживающего его инициативы в рамках НАТО и в сфере борьбы с международным терроризмом. ФРГ остается страной, определяющей основное содержание и направления восточной политики Евросоюза на постсоветском пространстве, главным образом с Россией. От ее позиций во многом зависит будущая конфигурация российско-европейских отношений в целом [3. С. 8-12]. Во-вторых, Мексика это индустриально-аграрная страна, одна из наиболее экономически развитых в Латинской Америке. По добыче нефти, природного газа Мексика занимает одно из ведущих мест не только в Латинской Америке, но и в мире. По численности населения Мексика занимает 11-е место в мире (по оценкам на июль 2010 г. - 112,5 млн чел. [4]), уступая в своем регионе лишь Бразилии. По объективным показателям размерам ВВП, объему промышленного производства и внешней торговли страна способна претендовать на видную роль в процессе глобального регулирования. Также сегодня Латинская Америка занимает важное место на политической арене мира. Экономические ресурсы и возможности региона привлекают все ведущие экономические силы. США, Европейский союз и АТР конкурируют между собой в регионе, пытаясь завоевать доверие латиноамериканских государств. Конечно, лидерство США здесь неоспоримо. Это связано с географической близостью и с последовательностью политики США, уже давно сотрудничающих с государствами региона. Латинская Америка представляет собой самое слабое звено в экономической сети Запада, но в то же время нет сомнений, что ее рынок является крайне привлекательным для главных действующих сил современной экономики США, ЕС и АТР. Поэтому именно сейчас развернулась главная борьба за сотрудничество с Латинской Америкой [5]. Германия со странами Латинской Америки, и с Мексикой в частности, имеет тесные исторические, политические, экономические и культурные связи. Выдающийся немецкий ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник Александр фон Гумбольдт почти целый год провел в Мексике - с 22 марта 1803 г. по 7 марта 1804 г. Путешествие фон Гумбольдта по американским колониям Испании по праву называют вторым научным открытием Америки. Его вклад для Мексики неоценим, он произвел множество барометрических измерений, исследовал пирамиды и храмы ацтеков и тольтеков, изучал историю и политическое состояние страны. Он первым издал в 1810 г. ацтекский рукописный Кодекс Телле-риано-Ременсис [6]. Таким образом, знакомство мирового сообщества и немцев с Мексикой получило еще большее развитие с научными трудами фон Гумбольдта, именно поэтому немецкие школы в столице Мехико и в г. Пуэбла-де-Сарагоса названы в честь него [6]. До начала Первой мировой войны политика правительств южноамериканских государств способствовала иммиграции европейцев в Южную Америку, в первую очередь в связи с необходимостью освоения новых земель. 90% переселенцев в XIX в. ехали на юг Бразилии, северо-восток Аргентины, в Парагвай, Уругвай и на юг Чили [7]. Также мигрировали из Германии по религиозным признакам сперва меннониты, а с приходом нацистов и евреи. А сразу после окончания Второй мировой войны в Латинскую Америку бежали уже бывшие национал-социалисты в надежде избежать уголовного преследования и наказания, а также простые граждане, не желавшие оставаться в разрушенной стране. На сегодняшний день в латиноамериканских странах проживает 5 млн этнических немцев: в Аргентине от 300 до 500 тыс.; в Бразилии около 1,5 млн немцев, например, в Блуменау, Помероде и Домингос Мартинс. Немецкоговорящее население есть в Уругвае, Парагвае, в Белизе (Британском Гондурасе), Боливии, Эквадоре, Колумбии, Перу, Чили, Венесуэле [7]. В Мексике значительное немецкое меньшинство представлено в штате Чиуауа и Дуранго, где до сих пор меннонитские общины говорят на нижненемецком диалекте. По статистическим данным, в Мексике около 200 тыс. человек имеют немецкие корни. Можно сделать вывод, что Германия имеет давнюю историю взаимоотношений с Мексикой и регионом Латинская Америка в целом. Еще в эпоху холодной войны, в период противостояния Востока и Запада, ФРГ проводила политику в отношении развивающихся стран, так называемую «Помощь развитию» ("Die Entwicklungspolitik") [8]. Данная политика начала формироваться еще при К. Аденауэре и заключалась, прежде всего, в стараниях Бонна через восстановление связей с внеевропейским миром расширить свои внешнеполитические контакты в целом, заявляя о себе, таким образом, как о суверенном субъекте мировой политики [9]. В контексте ценностной ориентации (близости идеологии, религии) Латинская Америка, бесспорно, представляет несравнимо больший интерес с точки зрения понимания основ демократии и отношения к правам человека: также данный регион демонстрирует большую культурную близость к Европе, кроме того, у ФРГ здесь существует интерес в сохранении и расширении своего национально-культурного влияния. Латинская Америка традиционно занимает ведущее место в списке географических приоритетов «культурной политики» ФРГ. В сфере же внешней торговли значение Латинской Америки для Германии во второй половине ХХ столетия заметно упало. Если доля Латинской Америки в экспорте ФРГ в 1954 г. составляла 12%, в середине 60-х гг. 6%, то в начале 70-х гг. она сократилась до 3% [10]. При этом внешнеэкономическая активность ФРГ концентрировалась в начале 90-х гг. по уровню инвестиций на крупных латиноамериканских государствах: Бразилии (1991 г. 48%), Мексике (1991 г. 20%) и Аргентине (1991 г. 11%) [11. C. 307-310]. Однако с подписанием Мексикой в 1992 г. Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) интерес Германии к Мексике в регионе Латинская Америка снова возрос. Данные исторические предпосылки стали хорошей базой для сотрудничества в конце XX начале XXI в. как в политической и экономической, так и в культурной сферах. Можно отметить, что с восстановлением германского единства европейская и мировая политика вступили в новую фазу, а в вопросах обеспечения внешней безопасности ФРГ произошла смена приоритетов. С победой Ангелы Меркель 22 ноября 2005 г. внешняя политика получила новый импульс и приобрела атлантический вектор. И новый канцлер не раз подчеркивала в своих выступлениях, что у немецкой экономики имеются большие шансы в Латинской Америке. Важным событием в Германии с приходом Меркель стал выпуск «Белой книги» в 2006 г. «Белая книга» бундесвера это специальная публикация Федерального министерства обороны, которая, по сути, определяет интересы Германии в сфере политики безопасности и основные направления во внешней политике. Во введении к «Белой книге» 2006 г. действующий канцлер Ангела Меркель и министр обороны Франц Йозеф Юнг обозначили основные приоритеты и текущее положение Германии на мировой арене. В первых же строках Меркель пишет: «Германия живет сегодня свободно, в мире и безопасности. Наша страна интегрирована в объединенную Европу и трансатлантический альянс» [11. C. 307-310]. Здесь Меркель подчеркивает роль НАТО и Германии в развитии стабильности и благополучия, важности их совместных усилий. Но при этом госпожа канцлер обеспокоена напряженностью в других частях света. Возросшая роль Германии в мировой политике возлагает на страну в новых условиях большую ответственность, отмечает она. Меркель не разделяет Европу и Германию, а видит их как единое целое, единое европейское пространство ("Der gemeinsame Europaraum") и выделяет четыре основные угрозы: международный терроризм, распространение оружия массового поражения, возникновение все новых и новых региональных конфликтов и организованная преступность. Интересен еще один тезис Меркель, она подчеркивает ведущую роль ЕС и НАТО. «Степень стабильности и мира, которые были созданы НАТО и ЕС в их географическом окружении, являются образцовыми» [Там же]. Завершая вводное слово, Ангела Меркель отводит ведущее место вооруженным силам ФРГ, называет их одним из инструментов для сохранения мира и безопасности, а также защиты независимости современной Германии. В коалиционном договоре ХДС/ХСС и СДПГ было подчеркнуто, что обострение проблем развития, прежде всего в Африке, но также и в отдельных регионах Азии и Латинской Америки, непосредственно угрожают миру и благосостоянию Германии и Европы. Поэтому Федеративная Республика будет последовательно реализовывать цели и принципы, провозглашенные в решениях ООН, конференции по вопросам финансирования развивающихся стран в Монтеррее, а также всемирного саммита в Йоханнесбурге. Об этом, в частности, говорилось в программе немецкого правительства, которую канцлер Меркель представила федеральному правительству. В программе делался упор на обсуждение таких тем, как энергетическая эффективность в развивающихся странах и сбережение ресурсов, охрана окружающей среды в мировом масштабе, включая соблюдение Киотского протокола, экономическое развитие африканского континента, борьба с бедностью и СПИДом [12. C. 287-310]. Двусторонние экономические отношения между Мексикой и Германией в условиях глобализации развиваются успешно. В политическом плане синергия на высшем уровне между правительствами Меркель и Фе-липе Кальдерона может быть омрачена лишь в вопросах прав человека. Отношения между странами развиваются в общем русле и в полном соответствии с условиями двустороннего диалога между Европейским союзом и Латинской Америкой. По приглашению канцлера Ангелы Меркель в 2007 г. президент Мексики присутствовал на саммите «Большой Восьмерки» в Хайлигендамме. Также в 2007 г. было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Мексикой и Европейским союзом как раз в тот год, когда Германия председательствовала в ЕС [13]. В следующем году Меркель нанесла ответный визит в Мексику. В течение двухдневного визита в рамках международного турне по странам Латинской Америки (18-19 мая 2008 г.) состоялась встреча на высшем уровне. Прагматизм взаимоотношений между Берлином и Мехико основывается на неиспользованном экономическом потенциале, поэтому Меркель и Кальде-рон заявили, что намерены интенсифицировать экономические отношения и более тесно сотрудничать в области защиты окружающей среды. Активизация экономических отношений связана, в первую очередь, со сменой президента Мексики. В 2006 г. на смену Винсенту Фоксу, который во внешней политике больше ориентировался на США, президентом стал Фелипе Кальдерон, при Кальдероне Мексика стала ориентироваться больше на Европу [13]. Германия для Мексики второй по величине торговый партнер после США и первый торговый партнер в Европейском союзе. Основные и важнейшие единицы экспорта Германии из Мексики это машины, комплектующие, металлические изделия и, конечно, сырье. В ответ Германия импортирует автомобили, электротехнику, оборудование и химическую продукцию. Немецкий экспорт в 2005 г. составил около 6 млрд долларов США, а импорт -2,3 млрд [13]. Прямые инвестиции Германии в мексиканскую экономику, по данным посольства, составляют 6 млрд, опять уступая лишь США. В Мексике более 10 тысяч фирм с участием немецкого капитала. Впечатляющие показатели были достигнуты в двусторонних отношениях не только в экономике, но и в сфере образования. Так, после открытия в 2001 г. отделения Германской службы академических обменов (DAAD) в Мексике число мексиканских студентов, обучающихся в Германии по стипендии данной организации, выросло за год на 60-70%. В заключение хотелось бы отметить, что после объединения и в XXI в. традиционно дружественные отношения между Германией и Мексикой получили новый импульс. При А. Меркель экономическое сотрудничество с Мексикой вышло на новый уровень. Растущее сближение двух стран находит свое отражение в активизации контактов на самом высоком правительственном уровне, устойчивый рост торговли и инвестиций положительно отражается на динамике двустороннего сотрудничества.

Ключевые слова

Mexico, international relations and world politics, German foreign policy, Мексика, международные отношения и мировая политика, внешняя политика Германии

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аяпергенов Расул КурбанбаевичОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогоаспирант кафедры истории и теории международных отношенийayaraskur@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Павлов Н.В. ФРГ и Третий мир // Германия. Вызовы XXI века. М., 2009.
Enrique Lopez Magallon. Alemania y Mexico: la discreta euforia. 10.05.2008 // Deutsche Welle. URL: http://www.dw.de/alemania-y-m%C3%A9xico-la-discreta-euforia/a-3327173
Weipbuch 2006 zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Zukunft der Bundeswehr // Berlin : Bundesministerium der Verteidigung, 2006. URL: http://www.bundeswehr.de
Павлов Н.В. Политика развития в эпоху перехода к полицентрическому миру // Германия. Вызовы XXI века. М., 2009.
Alexander von Humboldt // Deutsche Botschaft Mexiko-Stadt. URL: http://www.mexiko.diplo.de/Vertretung/mexiko/de/0A/Dt-Spuren/A-Humboldt_seite.html
Митрошина К. Немцы в Латинской Америке // Latindex. URL: http://latindex.ru/content/articles/12057/
Deutsches Institut fur Entwicklungspolitik. URL: http://www.die-gdi.de/
Deutschland & Lateinamerika. Neue Impulse fur eine bewahrte Partnerschaft // Фонд Конрада Аденауэра. URL: http://www.kas.de
Павлова Е.Б. Латинская Америка в современных международных отношениях. URL: http://www.sir.spbu.ru/rus/profs/58.shtml
Consejo Nacional de la Poblacion. URL: http://www.conapo.gob.mx/00cifras/proy/RM.xls
Шельген Г. Германия в мире // Германия: Факты. URL: http://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/ru/head-navi/home.html
Страны мира : энциклопед. справочник. Смоленск : Русич, 2003. 624 с.
Белов В.Б. Германия. Вызовы XXI века. М., 2009. С. 8-12.
 Германо-мексиканские отношения в условиях глобализации в период канцлерства Ангелы Меркель | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/16

Германо-мексиканские отношения в условиях глобализации в период канцлерства Ангелы Меркель | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/16

Полнотекстовая версия