Нравственные аспекты проблемы полового воспитания детей в семье в педагогическом наследии Н.Е. Румянцева и его современников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/34

Нравственные аспекты проблемы полового воспитания детей в семье в педагогическом наследии Н.Е. Румянцева и его современников

Изучаются проблемы полового воспитания детей в семье в трудах известного педагога конца XIX начала XX в. Н.Е. Румянцева. Раскрывается социокультурный и этический контекст возникновения проблемы полового воспитания детей в русской педагогике. Определяются ключевые приоритеты концепции полового воспитания в трудах ученых, соотносящиеся с сутью этико-гуманистического подхода в педагогике семейного воспитания указанного исторического периода.

Moral aspects of sex education of children in family in the pedagogical heritage of N.E. Rumyantsev and his contemporari.pdf В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. Ни для кого не секрет, что в современной России семья переживает острый кризис, проявляющийся в сфере супружеских и детско-родительских отношений. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на фоне постепенного снижения численности населения в России сокращается количество людей, стремящихся вступить в брак. Так, число супружеских пар по сравнению с 2002 г. уменьшилось на 1 млн и составляет 33 млн человек, 13% из них состоят в неофициальном браке. При этом количество разводов возросло [1]. В связи с этими обстоятельствами приобретает актуальность проблема подготовки молодежи к семейной жизни путем формирования супружеской и родительской культуры подрастающего поколения, безусловным составляющим которой является половое воспитание. Как известно, вопросы необходимости полового воспитания в нашей стране стали активно обсуждаться в начале 90-х гг. XX в. Связан был столь значительный интерес к данной теме, прежде всего, с двумя обстоятельствами: со сменой государственной коммунистической идеологии на западную (демократическую), а также с ростом числа венерических заболеваний, нежелательных беременностей и абортов среди молодых людей, часто даже не достигших совершеннолетия. Однако программы по половому просвещению, пропагандируемые в те годы в СМИ и активно вводившиеся в образовательную практику учебных заведений (автору данной статьи довелось «изучать» подобный курс в школе), носили, как правило, чрезмерно либеральный характер, представляя собой «слепое копирование» западных образцов нелучшего сорта. Поэтому у педагогов и родителей, обращавшихся в органы власти с целью прекращения данных занятий в школе, вызывало большую озабоченность то обстоятельство, что курсы по половому просвещению практически игнорировали вопросы нравственности: целомудренного добрачного поведения юноши и девушки, стремления всю жизнь хранить верность своему супругу (супруге), напротив, все считалось доступным и позволенным: половое желание и его удовлетворение, смена сексуальных партнеров и т.д. Следовательно, данные курсы скорее способствовали разрушению, чем созиданию семьи, так как пропаганда «безопасного секса» освобождала подростков и от ответственности, и от страха перед возможной беременностью, что косвенным образом приводило к возрастанию ранних половых связей. Таким образом, эксперимент по половому воспитанию в российской школе в 90-е гг. XX столетия потерпел фактическое фиаско. Постепенно большинство учебных заведений в нашей стране отказалось от проведения подобных занятий, что, однако, не решило проблем неготовности молодежи к семейной жизни. Безусловно, подобные негативные общественные явления требуют поиска способов преодоления сложившейся ситуации. В связи с этим актуальность приобретает проблема изучения вопросов полового воспитания в отечественной педагогической традиции, представленной именами многих исследователей. Следует отметить, что особый интерес к теме полового воспитания наблюдался в российской педагогике на рубеже XIX-XX вв. Среди причин данного явления современные ученые называют следующие: «разрушение религиозно-патриархальных устоев семьи, приведших к идеологическому и нравственному кризису семьи; ослабление нравственного влияния церкви; распространение в молодежной среде нигилистических настроений и связанных с ними "передовых" взглядов на мораль, семью и взаимоотношения полов; тяжелые условия жизни населения, его урбанизация; невнимание школы к вопросам полового воспитания учащихся и т.д.» [2. С. 6- 11]. Более того, как отмечает С.Ю. Девятых, на рубеже XIX-XX вв. были проведены эмпирические исследования полового поведения, результаты которых свидетельствовали об изменении добрачного поведения молодежи в сторону половой невоздержанности, показали небывалый рост числа заболеваний, связанных с половой распущенностью, криминальных абортов и отказов от новорожденных [3. С. 48]. Неудивительно, что ответом на эти общественные явления стало появление не только большого числа переводной литературы, посвященной вопросам половой жизни (З. Фрейд, А. Моль и др.), но и работ отечественных ученых, среди которых немаловажное место занимают труды известного представителя естественнонаучного течения педагогической антропологии Николая Ефимовича Румянцева (? -1919). Наследие Н.Е. Румянцева по праву занимает важное место в ряду достижений отечественной науки. Его перу принадлежат труды в разных областях педагогического знания: от исследований по эстетическому развитию детей до работ по педагогической психологии. Вместе с такими известными учеными того времени, как А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, И.А. Сикорский, Румянцев был создателем педологии - нового научного направления, в центре внимания которого стояла личность ребенка в ее индивидуальном развитии, своеобразии и неповторимости. При этом особое место среди исследований Румянцева занимают работы по половому воспитанию детей в семье и школе (статья «Проблема полового воспитания с психологической точки зрения» («Вестник воспитания» за 1912 г., № 8); доклад «О половом воспитании», произнесенный на Первом Всероссийском съезде по семейному воспитанию, 1914 г. и др.). В частности, в знаменитом докладе «О половом воспитании» ученый убедительно доказывает, что подобного рода воспитание напрямую связано с нравственным развитием личности ребенка. Румянцев отмечает, что «вопрос о половом воспитании принадлежит к числу наиболее жгучих и трудных проблем нравственного воспитания». Более того, добавляет ученый, «результаты неправильной постановки воспитания в этой области не только портят и коверкают личную и семейную жизнь многих отдельных людей, но и являются громадным социальным бедствием», так как вырождение нации - «родное дитя половых излишеств, сифилиса, проституции» [4. С. 292]. При этом педагог не отрицает огромного значения полового чувства во всех душевных переживаниях людей. Однако вслед за Рибо он выделяет три периода эволюции полового инстинкта: инстинктивный, эмоциональный и интеллектуализированный. Задачей воспитания, по мнению Румянцева, является создание благоприятных условий для правильной эволюции этого инстинкта, который должен облагородиться, достигнув третьего уровня [4. С. 293]. Поэтому он считает, что правильное половое воспитание дело непростое, требующее от родителей и воспитателей знания половой природы ребенка и ее возрастного развития. Румянцев советует родителям начинать половое воспитание детей в семье с раннего возраста, поскольку этот период наиболее благоприятен для воспитательных воздействий с педагогической точки зрения. При этом ученый считает, что задачей родителей на этом этапе является как можно более долгое пребывание ребенка (до 13-15 лет) на латентной стадии полового развития, которая характеризуется инфантильной сексуальностью, реализующейся в развитии социальных чувств (чувства отвращения, стыда, этических и эстетических представлений). По суждению Румянцева, родителям необходимо предохранить детей от преждевременного полового созревания, т.е. стремиться к тому, чтобы ребенок до 13-15 лет оставался ребенком: увлекался фантастическими сказками и приключениями, был весел и радостен, спокоен и уверен в себе. Поэтому ученый рекомендует родителям помнить о причинах преждевременного полового развития детей, разрушающих спокойную безмятежность детства. Эти причины он разделяет на внешние (развращение, происходящее через ранее осведомление детей об определенных отношениях между мужчиной и женщиной со стороны прислуги, старших товарищей, чтение порнографической литературы, разглядывания неприличных картин, поведение развратных взрослых и т.п.) и внутренние (всякого рода нервные потрясения, отсутствие гигиены половых органов, телесные наказания и т.д.). При этом Румянцев замечает, что даже при стремлении родителей оградить ребенка от этих причин матери и отцы не должны терять бдительности, так как ранее сексуальное возбуждение может зависеть от физических и психических особенностей развития ребенка, поэтому процесс полового воспитания всегда требует индивидуального подхода. Как отмечает педагог, особое значение половое воспитание приобретает в переходном возрасте, когда мальчики и девочки превращаются в юношей и девушек. Как известно, этот период возрастного развития характеризуется потерей детской беззаботности, место которой занимает беспокойное волнение, ведущее к неуравновешенности и резким изменениям настроения, ослаблению духовных интересов и способности владеть собой, значительному понижению авторитета взрослых. «Задача воспитания в это время, когда половой инстинкт уже пробуждается, пишет Румянцев, -заключается в предохранении от преждевременного, разрушающего здоровье его удовлетворения и от так сильно распространенного среди детей переходного возраста полового извращения» [4. С. 295]. Безусловно, замечает ученый, успех полового воспитания в этом возрасте зависит от того, насколько родителям удалось привить ребенку основы нравственности, а также научить его сдержанности и самообладанию. Однако даже если этого не было сделано в ранние годы, родители и воспитатели не должны отчаиваться. Напротив, они должны использовать разнообразные методы сохранения нравственной чистоты ребенка, среди которых Румянцев особо выделяет опору на положительный пример товарищей, общественное мнение классного коллектива, а также стремление развивать увлечения ребенка (занятия фотографией, спортом, собирание различных коллекций и т.д.), которые могут отвлечь его от эротического возбуждения. Во второй период переходного возраста (16-18 лет) происходит окончательное формирование характера и личности молодого человека. Румянцев называет этот период «наиболее благодарным с педагогической точки зрения», так как влияние пользующегося авторитетом ребенка родителя и воспитателя никогда не бывает так сильно и глубоко, как в этом возрасте. Поэтому, отмечает педагог, именно в это время усваивается рыцарское отношение к женщине, прививаются привычки находить удовольствие не в чувственных, унижающих человеческое достоинство наслаждениях, а в искусстве, науке, общественной деятельности, самоусовершенствовании [4. С. 295-296]. Таким образом, заключает Румянцев, «половое развитие идет рука об руку со всем духовным развитием; задача полового воспитания совпадает с правильно понятым воспитанием и заключается в выработке типа сознательного, критически мыслящего, идеально настроенного и способного к самообладанию человека» [4. С. 296]. Исходя из этого, педагог замечает, что половое воспитание не может сводиться к одному половому просвещению или физической гигиене, так как это непростая психологическая проблема, требующая тщательной заботы и самого внимательного отношения к душевным переживаниям ребенка, понимания его личности и особенностей индивидуального развития. Заметим также, что в своей работе Румянцев приводит много цитат из сочинений З. Фрейда в области детской сексологии, однако ученый не принимает свойственную фрейдизму биологоэротическую ориентацию, отодвигающую вопросы нравственности на второй план. Напротив, как мы видим, ученый рассматривает этический компонент в качестве движущей силы процесса полового воспитания, в отличие от Фрейда полагая, что не либидо управляет человеческой психикой, а сам человек может и должен уметь управлять своим половым инстинктом. Интересно, что Н.Е. Румянцев был не одинок в своем понимании сущности полового воспитания как процесса нравственного совершенствования личности. С его точкой зрения были солидарны многие его современники. Например, эта тема достаточно подробно рассматривается в пособии В.Н. Жука «Мать и дитя. Общедоступная гигиена матери и ребенка», до революции выдержавшем 11 изданий. В данной работе автор убедительно доказывает, что здоровье детей напрямую зависит от таких факторов, как состояние здоровья родителей, их образ жизни до брака и после его заключения, а также состояние матери во время беременности. Причем большое значение, по мнению Жука, имеет половое поведение отца и матери до брака. Распутная жизнь будущего отца до женитьбы (что в те годы было достаточно распространенным явлением в привилегированной среде) приводит, по суждению ученого, не только к венерическим заболеваниям его будущей жены, к рождению слабых, «выродочных» детей, но и к нравственному разрушению всей семьи. Поэтому педагог настоятельно рекомендует молодым людям всячески воздерживаться от добрачной половой жизни, а их родителям удерживать своих детей (особенно дочерей), готовящихся вступить в брак, от союза с уже развратившимся человеком [5. С. 17-60]. Интерес представляет книга другого педагога того времени К.В. Сидоровича «Дети и половой вопрос» (1909), в котором автор предлагает родителям разработанный им курс занятий по воспитанию в детях целомудрия и половой сдержанности. Примечательно, что ученый советует родителям раскрывать «тайну» человеческого пола перед детьми постепенно и ненавязчиво, прибегая к аналогиям растительного и животного мира. Причем первые темы его курса связываются с величием мира природы и важности любви к Родине («Мир Божий» и др.) [6]. Процесс воспитания нравственных отношений между юношами и девушками подробно изучается в статье Г. Зоренгфрей «О половом просвещении» (1905). В частности, автор этой статьи рекомендует родителям объяснять детям недопустимость пренебрежения этическими нормами в вопросах половых отношений между людьми [7]. Этот же этический компонент подчеркивается в труде Е. Лозинского «Новые проблемы воспитания» (1912). В данной работе ученый уделяет особое внимание «гигиене целомудрия», призванной стать ведущим принципом правильного полового воспитания. Суть подобного понятия заключается в необходимости сочетания физического, гигиенического и нравственного воспитания, при котором от ребенка не скрывают вопросов сексуального характера, однако сообщают о них в соответствии с его возрастом, постепенно и бережно, сопровождая обязательными моральными советами [8]. Подобной позиции придерживается и Е.Н. Водово-зова. В частности, она отмечает, что к теме полового воспитания в современном ей обществе наблюдается повышенный интерес: родителей призывают объяснять своим детям значение половой сферы в жизни людей. Однако, как замечает Елизавета Николаевна, все эти объяснения могут остаться для ребенка лишь «пустым звуком и ничуть не заставят его бросить онанизм» [9. С. 70]. Более того, полагает Водовозова, дети «гибнут» не от того, что им в детстве не объясняли половых вопросов, а от ненормальных условий общественной жизни, когда разврат становится обычным делом, и от неправильного семейного воспитания, предуготовляющего почву для преждевременного полового возбуждения и распущенности, когда сами родители являют своим детям дурной пример полового цинизма, а подчас и супружеской неверности. Поэтому исследовательница полагает, что задача родителей, стремящихся к истинному воспитанию своих детей, заключается не в их половом просвещении, а в укреплении их тел и душевных способностей. Поэтому Водовозова призывает родителей выступить против преждевременного пробуждения полового инстинкта в своих детях. А делается это через воспитание воли детей, развитие добропорядочных привычек и чувства долга. Также педагог советует занимать свободное время ребенка какой-нибудь нравственной обязанностью: помощью нуждающимся ближним, больным, родственникам, эстетическим наблюдением за миром природы, рукоделием, домашним трудом и т.д. [9. С. 71-72]. Эту же мысль продолжает в своем труде «Что необходимо знать родителям учащихся по вопросу о половом воспитании» (1912) другой ученый начала XX в. Б.Н. Либерман. В частности, он отмечает, что родители должны стремиться воспитывать в своих детях физическую и духовную половую гигиену. При этом ученый замечает, что под такой гигиеной он понимает не столько физическую гигиену и половое просвещение, сколько умственное и нравственное развитие личности ребенка, помогающее ему самому преодолевать соблазны и искушения и не поддаваться дурному влиянию окружающих развращенных людей [10]. Еще одним исследованием того периода, обращенным к этой же теме, является книга О.Б. Фельцмана «Нервные дети. Очерк психологии детского возраста для воспитателей» (1916). В этой работе автор с медицинской точки зрения исследует особенности развития детской сексуальности. Однако он же замечает, что половое воспитание детей не может ограничиваться только мерами медицинского и гигиенического характера, а должно основываться на этических принципах любви к добру, справедливости, сдержанности в поведении и потребностях. Поэтому Фельцман заключает, что половое воспитание есть в первую очередь воспитание духа, успешность которого во многом зависит от положительного примера родителей и окружающих людей [11]. Также данной проблеме уделяется внимание в книге «Введение в дошкольное воспитание» (1915) известного российского педагога и психолога П.П. Блонского. В частности, Блонский замечает, что в отечественной науке сложились два подхода относительно того, как должен протекать процесс полового воспитания детей дошкольного и школьного возрастов. Первый из них -медицинский заключается в том, чтобы стремиться сообщать детям биологические, физиологические и гигиенические особенности правильного сексуального поведения, второй педагогический пытается рассматривать человеческую сексуальность в идеальном ключе. Успешность реализации двух этих подходов, по мнению Блонского, зависит от того, насколько родители и воспитатели стремятся укрепить в детях нравственное начало [12]. На основании вышеизложенного мы можем заключить, что русским педагогам рубежа XIX-XX вв. было свойственно этико-гуманистическое понимание проблемы полового воспитания детей в семье. При таком подходе на первый план выносились не вопросы полового просвещения, а вопросы нравственного воспитания, предполагающего привитие детям целомудренного отношения к своим телесным и душевным движениям, опирающегося на иерархию нравственных ценностей. Таким образом, мы можем свидетельствовать о том, что отечественная педагогика еще в конце XXI начале XX в. выработала свое целостное решение полового вопроса, которое, к сожалению, не было востребовано спустя столетие в программах по половому просвещению, вводившихся в учебную практику постсоветских школ. Более того, на наш взгляд, именно отсутствие этого наиважнейшего этического компонента и повлекло за собой неприятие подобных программ как со стороны родителей, так и со стороны широкой общественности. При этом мы не должны забывать о том, что вопросы полового воспитания не теряют своей актуальности и в настоящие время. И кризис семейных ценностей, ставший печальным явлением современной действительности, только усугубляет остроту этих вопросов. Поэтому сегодня, когда пропаганда вседозволенности и гедонизма как смыслов человеческого бытия достигает своего предела, нашему обществу просто необходима опора на духовно-нравственную систему ценностных ориентаций, при следовании которой человек добровольно был бы готов смирять себя ради блага своей семьи и окружающих людей. И именно такую систему духовно-нравственных ценностей и предлагают нам русские педагоги рубежа XIX-XX вв.

Ключевые слова

care of chastity, parenting, sexual question, sex education, гигиена целомудрия, половой вопрос, нравственность, родительское воспитание, половое воспитание

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Грицай Людмила АлександровнаРязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусствканд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогикиusan82@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Лозинский Е. Новые проблемы воспитания : в 2 ч. СПб. : Казначеев и Симонов, 1912. Т. 1. 287 с.
Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста // Семейное воспита ние : хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. М., 2001. 408 с.
Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. М., 1915. 140 с.
Фельцман О.Б. Нервные дети: Очерки психопатологии дет. возраста для воспитателей. М. : Практические знания, Б.г. 92 с.
Либерман Б.Н. Что необходимо знать родителям учащихся по вопросу о половом воспитании // Русская школа. 1912. № 3. С. 66.
Румянцев Н.Е. О половом воспитании // Семейное воспитание : хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. М., 2001. С. 292-297.
Жук В.Н. Мать и дитя. Гигиена в общедоступном изложении. СПб., 1881. 488 с. ил.
Сидорович К.В. Дети и половой вопрос. СПб., 1909. 227 с.
Зоргенфрей Г. О половом просвещении // Русская школа. 1905. № 1. С. 10-11, 151-160.
Мижева С.Р. Проблемы полового воспитания в отечественной школе и педагогике конца XIX начала XX в. : автореф.. дис. канд. пед. наук. Пятигорск, 2011. 20 с.
Девятых С.Ю. Психосексуальная социализация молодежи и ее сопровождение в образовательной среде : учеб. пособие. Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2011. 112 с.
Всероссийская перепись населения 2010 года. URL: www.perepis2010.ru
 Нравственные аспекты проблемы полового воспитания детей в семье в педагогическом наследии Н.Е. Румянцева и его современников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/34

Нравственные аспекты проблемы полового воспитания детей в семье в педагогическом наследии Н.Е. Румянцева и его современников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. DOI: 10.17223/15617793/374/34

Полнотекстовая версия