Вариабельность сердечного ритма детей, занимающихся оздоровительным плаванием | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 377. DOI: 10.17223/15617793/377/27

Вариабельность сердечного ритма детей, занимающихся оздоровительным плаванием

Авторским коллективом была разработана методика начального обучения технике плавания детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки. В ходе проверки эффективности разработанной методики были проведены исследования функционального состояния организма детей с использованием метода кардиоинтервалографии. Представлены результаты исследования вариабельности ритма сердца детей младшего школьного возраста в состоянии относительного покоя и при проведении активной ортостатической пробы (до и после педагогического эксперимента).

Heart rate variability of children engaged in therapeutic swimming.pdf В России за последнее десятилетие отмечается значительное ухудшение состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности детского контингента, что обусловлено действием ряда неблагоприятных факторов экологического, социально-экономического характера, с реальным уменьшением объема профилактической деятельности в здравоохранении и образовании. Всероссийская диспансеризация (2002) 28,1 млн детей (87,6% всех россиян до 18 лет) показала, что у 16,8 млн из них (59,9%) выявлены отклонения в состоянии здоровья. В первую очередь у детей и подростков наблюдаются болезни нервной, пищеварительной систем и опорно-двигательного аппарата. Около 50% учащихся в той или иной степени имеют нарушения осанки и нуждаются в коррекционной или профилактической помощи [1]. По данным НИИ детского ортопедического института им. Г.К. Турнера, на развитие дефектов осанки у детей влияет увеличение статических нагрузок на формирующийся позвоночник [2]. Наиболее распространенные дефекты осанки проявляются в асимметрии положения плечевого и тазового пояса, увеличении физиологических изгибов позвоночника и угла наклона таза, боковом искривлении позвоночника в вертикальном положении обследуемого, которые уже встречаются у детей младшего школьного возраста. Осанка может изменяться в зависимости от различных условий, состояния организма, физической подготовленности и других факторов. Количество нарушений возрастает в периоды ростовых скачков и полового созревания. Среди причин, вызывающих нарушения осанки, называют различные факторы окружающей среды и индивидуального развития. Наиболее распространенными причинами являются гипокинезия, гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие свя-зочно-мышечного аппарата (слабость мышц туловища, спины и брюшного пресса) [3]. Универсальным средством физического воспитания является плавание, разносторонне воздействующее на человека. Занятия плаванием, безусловно, положительно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата, мышечной и других систем организма ребенка. Во всех учебных методиках по физическому воспитанию представлен раздел «Плавание», но, к сожалению, лишь минимальное количество учебных заведений имеют условия для обучения плаванию. Доля детей, обучающихся плаванию в общеобразовательных школах, остается крайне незначительной (13,8%). Проведенные во многих странах опросы свидетельствуют о том, что от 30 до 70% людей не могут воспользоваться благоприятным оздоровительным влиянием плавания потому, что не умеют плавать. Среди детей процент умеющих плавать также низок. По данным Н.Ж. Булгаковой [4], наибольший вклад в решение задач обучения детей и подростков плаванию вносят летние пионерские лагеря (41,5%) и самостоятельное обучение с помощью родителей (39,3%). Существующие методики обучения плаванию можно разделить на две группы: для обязательного (общеобразовательных школ, массового обучения и т.д.) и дополнительного образования. Таким образом, основные различия заключаются в конечной цели и задачах обучения, продолжительности периода начального обучения, количестве занятий в неделю и продолжительности отдельного занятия, последовательности изучения техники способов плавания, форме проведения занятия и методах обучения. Государственный стандарт по физическому воспитанию для средней школы (1987, 1995) включает в себя учебный материал по плаванию с третьего класса. На практике же распространено обучение детей первых и вторых классов. В комплексной программе по физическому воспитанию учащихся 1-3-х классов (1996) предусматривается формирование правильной осанки, однако не оговариваются способы и средства решения данной задачи. Нами была разработана методика начального обучения технике плавания детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки. Предлагаемая методика составлена для первого этапа начальной подготовки ДЮСШ по плаванию, а также для СОШ с разделением на три ступени. Методика акцентирована на работу с детьми в большом бассейне, когда ребенок не имеет контакта с дном. Она позволяет овладеть навыком плавания, исправить имеющиеся нарушения осанки, совершенствовать физическое развитие и физическую подготовленность детей. Период обучения - 9 месяцев. В основу положено освоение подготовительных упражнений в воде и в зале, изучение техники спортивных способов плавания (кроль на груди и на спине, облегченных способов плавания «брасс» и «дельфин»), а также упражнения на параллельную профилактику и коррекцию нарушений осанки. Курс начального обучения условно разбит на три этапа, каждый из которых имеет частные задачи, специфические средства и контрольные упражнения. Для проверки эффективности методики начального обучения технике плавания был проведен педагогический эксперимент (2012/13 учебный год) в условиях МОУДОД ДЮСШ ВК «УСЦ» г. Томска им. В.А. Шевелева. В эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте 7-9 лет, посещающих бассейн в группах начального обучения плаванию, поделенных на две равных группы (контрольную и экспериментальную). Дети контрольной группы занимались по методике и тематическому плану, разработанным тренерским коллективом бассейна МОУДОД ДЮСШ ВК «УСЦ» г. Томска им. В.А. Шевелева. Дети экспериментальной группы занимались по разработанной нами методике. До начала эксперимента группы были статистически однородны по антропометрическим данным (рост, вес, окружность грудной клетки), физическим качествам (сила, гибкость, координационные способности) и плавательной подготовленности. Оценка функционального состояния организма является одним из ключевых этапов проверки эффективности методики, так как оптимизация состояния здоровья тесно связана с процессом адаптации, который определяется функциональными резервами организма конкретного индивида. В качестве лимитирующей характеристики функционального состояния может выступать «цена» приспособительных реакций организма к физическим нагрузкам. Оценить эти параметры можно по данным вариабельности сердечного ритма в состоянии относительного покоя и при выполнении нагрузочных тестов. Цель исследования - оценить вариабельность сердечного ритма детей младшего школьного возраста, занимающихся оздоровительным плаванием. Для изучения вариабельности сердечного ритма использовался метод кардиоинтервалографии. Была проведена сравнительная оценка результатов исследования контрольной и экспериментальной групп, а также проанализирована внутригрупповая годовая динамика этих показателей. Измеряемые показатели фоновой пробы (Мо, АМо, ДХ) до педагогического эксперимента статистически значимо не различаются в контрольной и экспериментальной группах (таблица). Наблюдается статистически значимое (р < 0,05) увеличение ДХ и Мо по окончании педагогического эксперимента среди детей, занимающихся оздоровительным плаванием по экспериментальной методике начального обучения. Это свидетельствует о повышении уровня активности вегетативной нервной системы, преимущественно ее парасимпатического отдела, и умеренном повышении активности функционирования гуморального канала регуляции. В контрольной группе наблюдаются более низкий тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и уровень активности гуморальной регуляции ритма сердца. Значения Мо в наблюдаемых группах находятся в пределах условной нормы по Баевскому (0,6-1,0 с), значения АМо не достигают нижней границы условной нормы (35-50%), а ДХ - больше верхней границы (0,15-0,25 с). Таким образом, у детей младшего школьного возраста обеих групп (контрольная и экспериментальная), независимо от этапа наблюдения, отмечается более высокий уровень активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и низкий - симпатического. Результаты кардиоинтервалографии в наблюдаемых группах до и после педагогического эксперимента Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа до после до после Мо, с 0,72 (0,70; 0,76) 0,70 (0,61; 0,74)2 0,71 (0,69; 0,75) 0,84 (0,87; 0,96)' АМо, % 19,48 (15,82; 22,05) 21,1 (16,21; 26,21) 19,78 (15,70; 23,24) 19,77 (15,70; 24,01) ДХ, с 0,28 (0,22; 0,33) 0,24 (0,21; 0,31)2 0,29 (0,21; 0,32) 0,37 (0,30; 0,41)! ИН, усл. ед. 57 (40; 63) 58 (52,5; 68)2 56 (39; 62) 45(38; 59)1 ИВР, усл. ед. 60,2 (47,78; 107,19) 74,14 (56,53; 118,26) 77,41 (49,79; 87,28) 69,89 (49,35; 116,59)1 ВПР, усл. ед. 5,10 (4,39; 7,02) 5,52 (5,30; 8,13)2 5,21(4,23; 5,81) 4,47 (3,74; 6,29)! ПАПР, усл. ед. 27,95 (21,68; 29,45) 34,90(28,32; 38,22) 28,42 (22,51; 31,76) 32,81 (26,51; 36,04)! Примечания. Мо - мода; АМо - амплитуда моды; ДХ - вариационный размах; ИН - индекс напряжения; ИВР - индекс вегетативного равновесия; ВПР - вегетативный показатель ритма; ПАПР - показатель адекватности процессов регуляции. 1 - статистически значимое различие (р < 0,05) между показателями до и после педагогического эксперимента внутри одной группы; 2 - статистически значимое различие (р

Ключевые слова

кардиоинтервалография, вегетососудистый баланс, вегетативный тонус, функциональное состояние, младший школьный возраст, методика начального обучения плаванию, осанка, cardiointervalography, vegetative-vascular balance, autonomic tone, functional status, primary school age, methods of primary teaching to swim, posture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фролова Юлия СергеевнаТомский государственный университетаспирант кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медициныjulia.s.frolova@gmail.com
Кабачкова Анастасия ВладимировнаТомский государственный университетканд. биол. наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медициныavkabachkova@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Курпан Ю.И. Осанка и корригирующие упражнения // Физическая культура в школе. 2011. № 2. С. 36-39.
Булгакова Н.Ж. Плавание. М. : ФиС, 1984. 288 с.
Физическое развитие детей и подростков / Аршавский И.А. [и др.]. Киев : Здоровье, 1985. 80 с.
Кобринский Б.А. Компьютерный мониторинг здоровья детского населения // Федеральный справочник. Здравоохранение России. М. : Центр стратегического партнерства, 2010. Т. 11. С. 261-264.
 Вариабельность сердечного ритма детей, занимающихся оздоровительным плаванием | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 377. DOI: 10.17223/15617793/377/27

Вариабельность сердечного ритма детей, занимающихся оздоровительным плаванием | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 377. DOI: 10.17223/15617793/377/27