Транскоммуникативная потенциализация личности и возможности ее исследования в контексте ноэтического практикума | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 377. DOI: 10.17223/15617793/377/28

Транскоммуникативная потенциализация личности и возможности ее исследования в контексте ноэтического практикума

Рассмотрена концептуальная модель транскоммуникативной потенциализации личности на основе теории транскоммуникации, позволяющей верифицировать ноодинамику личности с помощью интенсивного ноэтического практикума. Приводятся результаты пилотажного исследования, подтверждающие гипотезу о влиянии ноэтического практикума на позитивные изменения креативного эйдетического потенциала воображения личности. В частности, результаты исследования эйдетической ноодинамики показывают, что соответствующее ей измененное креативное состояние сознания личности приводит не только к динамике потенциализации, но и к структурным и личностным изменениям.

Transcommunicative strengthening of the personality and possibility of its research in the context of a noetic workshop.pdf Работа посвящена двум взаимосвязанным задачам: рассмотрению концептуальной модели транскоммуникативной потенциализации личности и пилотажному исследованию возможностей ее актуализации с помощью ноо-динамической практики с акцентом на анализ изменений эйдетических характеристик сознания личности. Понятие «потенциал» в современной науке является междисциплинарным и используется в широком комплексе научных дисциплин [1-4]. Впрочем, в середине XX в. Г. Олпорт относил это понятие к сомнительным заимствованиям психологии [5] из физики, аналогично понятию «механизм» и др. Однако многомерная динамическая семантика конструкта «потенциал» оказалась весьма «потенциальной», перспективной для психологии в системе холистических наук (в отличие от кощунственной метафоры «механизм» применительно к душе, которая почему-то полюбилась академическим психологам, наверное, с легкой руки Р. Декарта). Новое дыхание это понятие получило в контексте персонологии в концепте личностный потенциал (Леонтьев, 2005, 2010) [6, 7]. При всей универсальности и релевантности этого понятия для всех уровней жизни - от телесной до духовной, оно сохраняет латентную традиционную тенденцию - оставаться в русле статического понимания этого явления, чреватого его фетишизацией. Поскольку эта инерция сохраняется в большинстве тестологических концепций личности и личностных опросников, представляется необходимым и актуальным динамическое понимание этого явления как процесса. Концептуальная модель транскоммуникативной потенциализации личности. Динамическое понимание личности как транскоммуникации (Кабрин, 1992, 2005) неизбежно приводит нас к переосмыслению психологического потенциала личности (как одномоментно фиксированного) [8, 9]. В динамическом транстемпоральном масштабе этот потенциал выглядит уже как циклический процесс потенциализации [10-12]. Чувство потенциализации делает человека несамо-тождественным и через это постоянно самопроектирующимся. Минимально оно проявляется в человеке как переживание в буквальном смысле, т.е. как что-то большее, чем жизнь. Можно сказать, жизнь человека изначально открыта переживаниям, имеющим транскоммуникативную интенцию, ориентированную на новое. Человек не просто чувствует, но именно переживает свою потенциальность как возможность. Переживание потенциальности интимно связано с рождением самосознания. Чувство самости ребенка непосредственно переживается как «я сам, я могу». С этим современные психологи связывают глубинную потребность в компетентности (Дергачева, 2002) [13]. Она является основой внутренней мотивации (по сравнению с внешней) и ее автономии (самодетерминированности), поскольку чувство «я сам, я могу» уже само по себе доставляет удовольствие и удовлетворение. Важно подчеркнуть, что чувство потенциальности рождается в переживании перехода, трансформации от «не могу» к «могу». Переживание этой трансформации есть основа чувства достижения. А опыт переживания таких трансформаций постоянно аккумулируется в переживании и осознании потенциализации достижений, являющейся ядром творческой интенции личности. Переходы, «вылеты» из обычных коммуникативных процессов в транскоммуникативные связаны с открытием или освоением новых возможностей жизни. Однако такие события мы могли наблюдать «экспериментально» лишь в кульминационные моменты недирективных групп интерперсонального и экзистенциального опыта [14]. Это же можно наблюдать в отношениях, когда взрываются нормативные ожидания (измена, грабеж, соблазн, смерть и т.п.) и человек оказывается на пороге неопределенности. Сложность традиционного анализа таких событий в том, что сам наблюдатель-интерпретатор должен оказаться внутри этого процесса. Иначе и видение, и интерпретация будут неизменно искаженными (с точки зрения постметодологической парадигмы) [15]. Нужно найти тот уровень «выхода из себя», тот уровень децентрации, когда процесс становится транскоммуникативным [12]. И тогда фазы цикла транскоммуникативной потенциализации будут выглядеть так: a) стресс-мобилизация открытости; b) реориентация и расширение взаимного принятия; c) метаморфоза - трансформация синтонности -синхронистичности отношения; d) осуществление потенциала новой формы жизни. Ранее этот процесс мы обозначили как стресстранс-формацию [9]. Его исследования подтвердили существенные связи с характеристиками личностного роста, в том числе и в рамках тренинговых программ (Лебединская, 2008; Пяткова, 2007) [12, 16, 17]. В данной модели транскоммуникативной потенциа-лизации мы имеем следующее приближение к пониманию коммуникативной реализации ноодинамической жизни личности в ее неочевидной повседневности. Даже наблюдая за игрой, например теннисистов (волейболистов и пр.) высокого класса, нетрудно понять, что борьба и «победа» совершаются не в момент судейского решения, а в момент контакта ожиданий, намерений и предвосхищений как ноодинамических процессов в транскоммуникациях игроков. Речь идет о моментальных потенциализациях удачи, победы, любви. В целом потенциализация достижений личности -это многоплановое, многомерное, циклически развивающееся со-бытие, специфичное для разных жизненных обстоятельств. Здесь же мы приведем результаты небольшого пилотажного исследования, подтверждающего возможность исследования потенциализации, в частности, на основе ноодинамической практики, базирующейся на эйдетическом воображении. Пилотажное исследование и его результаты. Суть ноодинамического практикума заключается в следующем. В информационном блоке участники погружаются в необычные степени свободы душевной активности. Они проявляются как лучи (векторы): а) психической энергии; b) психической информации; с) психологического пространства; d) психологического времени. В начале практикума объясняются возможности проживания и переживания этих лучей в состоянии релаксации (легкого транса) в эйдетических путешествиях. На личных примерах участников также разъясняются инициирующие и блокирующие внутренние психологические комплексы (К. Юнг) или субличности (Р. Ассаджиоли, Дж. Рейну-отер) [18-20]. В последнем случае предлагается осознать опыт актуализации субличностей в качестве полярных «внутренних голосов», соответствующих названным лучам: a) «Критика» и «Воина»; b) «Зануды» и «Пытливого»; c) «Лентяя» и «Энтузиаста»; d) «Пессимиста» и «Оптимиста». В практикуме предлагается актуализировать инициирующие субличности в процессе релаксации и эйдетических путешествий по каждому лучу. В качестве вспомогательного активирующего средства используется фоновая медитативная музыка, соответствующая смыслу каждого луча. Интенсивный ноодинамический практикум длится 3,5 часа. Далее, после обмена впечатлениями, участники в свободной форме описывают наиболее яркие и необычные образы, возникающие в соответствующих путешествиях. Эти тексты используются для контент-анализа, репрезентирующего общий семантический контекст путешествий. Кроме того, для анализа возможных специфических изменений на уровне сознания и личности в целом использовались: - специально разработанная в соответствии с концепцией ноэтического практикума модификация Метода семантического дифференциала, «объекты» и «дескрипторы» которого отражали основные эйдетические аспекты практикума; - Самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) как одна из модификаций теста Э. Шострома (POI), доказавший достаточную чувствительность к личностным изменениям в тренинге и содержащий наиболее релевантные характеристики именно личностных качеств человека. При этом применялся традиционный сравнительный анализ по схеме «до - после». Выборку исследования составили студенты-второкурсники заочного отделения факультета психологии в количестве 26 человек с достаточно большим возрастным разбросом от 17 до 53 лет. Поэтому для обработки материала использовалась непараметрическая статистика (на основе программы IBM SPSS Statistics 20), в частности Т-критерий Уилкоксона (с целью выявления статистически значимых различий), коэффициент ранговой корреляции Спирмена и методы описательной статистики (частотный анализ). Характеристика общего смыслового контекста эйдетической динамики практикума на основе контент-анализа впечатлений. Наиболее яркие впечатления, зафиксированные в текстах участников, объединялись в категории, соответствующие основным структурным факторам практикума, которые иллюстрируются конкретными эмпирическими единицами текста. Категория «Эйдос» (образ - идея - мысль) непосредственно проявилась в таких единицах счета, как «образ», «образ человека», «образ энергии», «образ вселенной», «возникла идея», «посетила неожиданная мысль», «осознала новое», «узнала тайну», «удалось увидеть образ вселенной» и пр. Категория «Направления потенциализации» проявлялась: a) в психической энергии - через такие единицы, как «почувствовал энергию между ладоней», «поток энергии», «удалось ощутить тепло солнечных лучей»; b) психической информации - через изменение содержаний: «человек изменился», «отношение к человеку стало другим»; c) психологическом пространстве - через такую смысловую динамику, как «удалось увидеть планету очень маленькой», «почувствовала себя клеткой внутри собственного организма», «я очень быстро ускорялся, ощутил высокую скорость»; d) психологическом времени - через такие транстемпоральные переживания, как «увидела обитателей дома», «времени мне хватило, чтобы изменить в доме все, что хотелось», «было очень приятно хотя бы краешком души прикоснуться к вечности» и пр. Категория «Фазы потенциализации» проявлялась: a) в стресс-мобилизации в таких фразах, как «когда я оказалась внутри собственного организма, у меня возникло чувство паники, но я направилась вверх и успокоилась»; b) транс-переходе (реориентации) в следующих фразах: «сначала руки не поднимались, но потом они сами собой поднялись вверх, и я почувствовал энергию между ладоней, она была похожа на пульсирующий шар», «я направила энергию в сердце, после этого оно стало биться ровно и спокойно»; c) формации как новообразовании (метаморфозе) -в таких фразах, как «за границей вселенной я увидела тьму, потом закрыла глаза и снова открыла, меня озарил белый сияющий свет»; d) раскрытии потенциала (жизнь в новой форме) в следующих фразах: «когда я была в доме, то я увидела девочку, которую мне захотелось взять на руки и обнять», «у меня ощущение, что я вспомнила то, что давно хотела вспомнить но никак не могла», «ощущение потока энергии» и пр. Категория «Переживания» проявилась; a) в позитивных переживаниях: «просто было хорошо», «почувствовала радость от возвращения на Землю», «спокойствие, отрешенность», «вдохновение», «благодарность» «возник интерес», «было очень необычно почувствовать себя клеткой в собственном организме», «появились реальные теплые чувства» и пр. b) негативных переживаниях: «у меня возникло чувство паники», «мне было дискомфортно в собственном теле», «когда я оказалась в самом приятном месте, то это был рай, но меня оттуда прогнали», «мне хотелось просить прощения». Категория «Ведущие субличности» была выявлена контекстуально и проявилась в совокупности категорий, указанных выше: а) инициирующие субличности - «в образе начали появляться человеческие черты», «появились реальные теплые чувства», «удалось почувствовать энергию между ладоней», «руки поднимались сами собой», «я изменила в доме все что хотела», «интересно было почувствовать изменяемость отношения к этому человеку», «человек преобразился», «ощущение проникновения форм и возможности существования на разных уровнях» и пр.; b) блокирующие субличности - «мой критик остался со мной», «я зануда», «когда руки поднимались, постоянно думал о том, что кого-нибудь задену», «нежелание увеличивать человека», «дверь мне никто не открыл. Я знала, что это мой дом», «не мог заставить себя поднять руки» и пр. Из рис. 1 видно, что наиболее выраженными оказались категории «Эйдоса» и «Инициирующих субличностей», так как сам практикум проводился с использованием метода управляемого воображения, которое предусматривает активную работу в сфере образов, идей, «мыслеформ», их динамики. Вероятно, участникам удалось актуализировать именно инициирующие субличности, которые, в свою очередь, позволили им открыться к новым (не свойственным ранее) переживаниям и погрузиться в них, погрузиться в динамику образов не фотографического, а креативного характера, что отражает одновременно фазу трансформации как новообразования. Вследствие этого участникам оказалось доступным раскрытие собственных новых возможностей потенциализации личности в целом. Категории контент-анализа Рис. 1. Результаты контент-анализа частоты проявления значимых категорий-факторов эйдетического практикума Отметим, что у участников были негативные переживания, однако им удалось преобразовать их в позитивные изменения, преодолеть блокирующие импульсы и почувствовать позитивную энергию стресса, что является интенцией к трансформации и раскрытию потенциала в целом. Анализ значимых изменений эйдетических интенций личности в контексте ее потенциализации. В методике семантического дифференциала, адаптированной к специфике ноэтического практикума, объектами и дескрипторами являются эйдетические феномены, существующие в качестве семантических полей, пронизывающих друг друга, но при этом сохраняющих свою специфику. Поэтому разделение таких семантических полей на объекты и дескрипторы будет достаточно относительным и условным [21-23]. Смысл такой ситуации наиболее кратко выразил Р. А. Уилсон: «.современная наука изображает вещи как потоки, а потоки как вещи. точно так же образы героя и злодея расплываются и становятся неоднозначными в современной литературе» [24. С. 34]. Согласно цели исследования структурными эйдетическими аспектами ноэтического практикума являлись соответственно образ, идея, мысль (как конкретизация эйдоса), достижение (как основная интенция личности) и энергия, информация, пространство, время (как основные психо-ноэтические векторы потенциа-лизации личности). Фазы потенциализации конкретизированы в качестве дескрипторов, т. е. 16 пар антонимических прилагательных (по 4 аспекта на каждую фазу): a) неожиданный - предсказуемый; удивляющий -пугающий; таинственный - заурядный; спонтанный -надуманный; b) смелый - тревожащий; переориентирующий -безвыходный; новый - известный; другой - обычный; c) меняющийся - постоянный; преобразующий - застревающий; растущий - увядающий; глубокий - поверхностный; d) продуктивный - бесполезный; осуществимый -невозможный; безграничный - ограниченный; настоящий - нереальный. Поскольку каждая фаза потенциализации образует многомерное семантическое поле, выбор указанных дескрипторов представляет лишь некоторые аспекты этих полей. В силу этого же мы не ставим задачу выявления стандартного набора дескриптивных характеристик. В табл. 1 отражены результаты исследования изменений интенсивности фаз потенциализации участников до и после практикума. Из данной таблицы следует, что по всем фазам потенциализации произошли достоверные изменения в сторону увеличения их интенсивности. Интересным также является факт, что величина изменений монотонно уменьшается от первой фазы к последней. Это косвенно подтверждает достоверность полученных результатов в целом, так как от фазы к фазе трудность психо-ноэтических изменений качественно возрастает в соответствии с общей концепцией по-тенциализации достижений личности. В свою очередь это подтверждает актуальную эффективность интенсивного ноэтического практикума, но не позволяет пока делать выводы о степени пролонгирован-ности этих изменений. Т а б л и ц а 1 Изменения интенсивности потенциализации до и после практикума (n = 26) Фазы потенциализации Количество участников Среднее значение (до практикума) Среднее значение (после практикума) Z Уровень значимости Фаза стресс-мобилизации 26 28,23 47,35 -3,795b 0,000 Фаза транса перехода 26 34,31 50,96 -3,622 b 0,000 Фаза формации как новообразования 26 40,27 54,23 -3,344b 0,001 Фаза раскрытия потенциала 26 39,77 56,23 -3,173b 0,002 Поскольку получены обнадеживающие результаты по основному предмету нашего исследования - динамике потенциализации в ноэтическом практикуме, -имеет смысл рассмотреть изменения в структурных эйдетических аспектах сознания участников. В табл. 2 представлены результаты анализа достоверности изменений этих структурных факторов. В табл. 2 показано, что существует общая тенденция возрастания средних значений объектов (структурных психосемантических образований), представленных в семантическом дифференциале. В то же время выявлена недостоверность различий по таким семантическим объектам, как «Идея», «Энергия» и «Информация». Эта важная методическая информация позволяет предполагать, что для трансформации образа в идею, для осознания неожиданных психоэнергетических изменений и особенно для увеличения содержательности психической информации недостаточно одноразового интенсивного ноэтического практикума. Можно предположить, что отсутствие значимых изменений по вектору «Психическая информация» связано также с тем, что большинству участников трудно было справиться с субличностью «Зануды», провоцируемой системой традиционного образования, подавляющего инициативность, пытливость, креативность, о чем в текстах признавались сами участники. Т а б л и ц а 2 Изменение структурных образований эйдетической психосемантики сознания личности Эйдетические аспекты Количество участников Среднее значение (до практикума) Среднее значение (после практикума) Z Уровень значимости Образ 26 18,27 28,27 -2,396b 0,018 Идея 26 23,65 29,50 -1,709b 0, 087 Мысль 26 19,77 29,00 -2,198b 0,028 Достижение 26 16,50 25,35 -1,994b 0,046 Энергия 26 19,58 27,04 -1,868b 0,062 Информация 26 18,04 24,54 -1,321b 0,186 Пространство 26 11,15 23,73 -2,464b 0,014 Время 26 14,35 24,65 -2,464 0,014 При этом наиболее податливыми к изменениям оказались эйдетические аспекты психологического пространства и психологического времени. Участникам открываются гипермерные пространственные качества психики, увеличивающие динамичность пространственных характеристик эйдосов (экстенсивная транскоммуникация). Изменения во временных эйдосах раскрывают участникам транстемпоральность душевной жизни через преодоление границ в прошлом, настоящем и будущем, ведущее к озарению, вдохновению, просветлению (восходящая транскоммуникация) [9]. Поскольку указанные выше особенности отношений между объектами и дескрипторами являются относительными и транзитивными, корреляции между ними в динамике (до и после практикума) могут показать внутреннюю транскоммуникабельность, т. е. возрастающую эйдетическую потенциализацию сознания личности. Корреляционный анализ обнаруживает при первом измерении следующие достоверные сведения: Образ - спонтанный (p = 0,000), преобразующий (p = 0,007), осуществимый (p = 0,000). Достижение - меняющееся (p = 0,008), преобразующее (p = 0,023), осуществимое (p = 0,016), настоящее (p = 0,001). Информация - меняющаяся (p = 0,008), преобразующая (p = 0,023), осуществимая (p = 0,016), настоящая (p = 0,001). Пространство - спонтанное (p = 0,000). Во втором измерении (после практикума) в корреляции обнаруживаются уже другие акценты транзитов: Образ - удивляющий (p = 0,001), меняющийся (p = 0,002), безграничный (p = 0,002). Достижение - удивляющее (p = 0,033), спонтанное (p = 0,003), другое (p = 0,002), продуктивное (p = 0,007), настоящее (p = 0,006). Энергия - продуктивная (p = 0,003). Информация - удивляющая (p = 0,033), спонтанная (p = 0,003), продуктивная (p = 0,007), настоящая (p = 0,006). Пространство - удивляющее (p = 0,034), спонтанное (p = 0,003). Можно видеть, что после практикума все «объекты» становятся удивляющими, а не пугающими. Очень важно, что появляется ощущение психической энергии и ее связи с продуктивностью. Это подтверждает решение основной задачи практикума - актуализацию позитивной стресс-транс-формации [8] и эйдетической потенциализации сознания личности в целом. В контексте стратегической цели мы проверяли также предположение (достаточно маловероятное), что интенсивный ноэтический практикум, вызывающий необычные переживания в контексте измененного состояния сознания, может повлиять на изменение и существенных личностных позиций, отношений, т.е. на собственно личностные изменения. Для этого был выбран один из наиболее чувствительных к ситуативным изменениям личностный опросник - САТ. Результаты представлены в табл. 3. Т а б л и ц а 3 Достоверность изменений личностных качеств по САТ (по критерию Уилкоксона) Шкалы САТ Z Значимость различий Ориентация во времени -3,411b 0,001 Поддержка -4,338b 0,000 Ценностная ориентация -3,783b 0,000 Гибкость поведения -3,033b 0,002 Сензитивность -3,505b 0,000 Спонтанность -3,777b 0,000 Самоуважение -2,453b 0,014 Самопринятие -3,530b 0,000 Представления о природе человека -1,578b 0,115 Синергия -3,013b 0,003 Принятие агрессии -3,660b 0,000 Контактность -3,970b 0,000 Познавательные потребности -2,688b 0,491 Креативность -4,042b 0,000 Результаты анализа различий показывают, что разовый интенсивный ноэтический практикум все-таки вызывает позитивные изменения в переживании ситуативных личностных позиций по всем шкалам. Достаточно интересным и симптоматичным здесь является факт, что недостоверными различия оказались только по двум шкалам - «Представления о человеческой природе» и «Познавательные потребности», - имеющим ярко выраженную когнитивную акцентуацию. В остальных шкалах, по которым обнаружены достоверные различия, задействована не только и не столько когнитивная модальность психики, но и более глубинные аффективные, креативные и интуитивные личностные интенции. Следовательно, подтверждается известный факт того, что в измененных состояниях сознания даже на уровне легкого транса задействуются более разнообразные и энергоемкие душевные ресурсы личности. В то же время достоверные структурные и личностные изменения, полученные сразу после практикума, когда участники находятся еще в измененном состоянии сознания, не позволяют делать выводы относительно их пролон-гированности в будущем. Этому должны быть посвящены соответствующие лонгитюдные исследования. Можно предположить, что увеличение числа практикумов и диагностических замеров через определенные промежутки времени позволит подтвердить и более сильную гипотезу о том, что однократное, но весьма интенсивное ноодинами-ческое эйдетическое погружение участников в измененные креативные состояния сознания дает новый энергетический опыт, не забывающийся и оказывающий длительное влияние на качество потенциализации личности.

Ключевые слова

личность, транскоммуникация, потенциализация, эйдетика, ноодинамика, personality, transcommunication, strengthening, consciousness eidos, noetic dynamics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Старикова Ксения СергеевнаТомский государственный университетмагистрант кафедры психологии личностиstarikovaksenia@mail.ru
Кабрин Валерий ИвановичТомский государственный университетд-р психол. наук, профессор кафедры психологии личностиkabrin@list.ru
Всего: 2

Ссылки

Уилсон Р. Квантовая психология. К. : София, ЯНУС, 1998. 224 с.
Charles E. Osgood, Focus on Meaning: Explorations in Semantic Space. Mouton Publishers, 1979.
Osgood Ch., Susi C.J., Tannenbaum P. The Mesasurement of Meaning. Urbana, 1957.
Серкин В.П. Методы психосемантики. М. : Аспект Пресс, 2004. С. 80-95.
Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. М. : Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с.
Рейнуотер Дж. Как стать собственным психотерапевтом / под ред. Ф.Е. Василюка. М., 1997. 224 с.
Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М. : ИПиКП, 2008. 384 с.
Пяткова О.А. Динамика транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге : дис.. канд. психол. наук. Томск, 2007. 196 с.
Лебединская С.В. Метафора в коммуникативной самореализации личности (на примере психологического тренинга) : дис.. канд. психол. наук. Томск, 2009. 197 с.
Кабрин В.И. Транскоммуникативный подход как постметодология современной ноэтической психологии жизни // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / под ред. А.А. Журавлева, А.В. Юревича. М. : ИП РАН, 2007. С. 396-427.
Кабрин В.И. Концепция творческой коммуникации (из опыта психологических практик) // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. С. 152-164.
Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминацмя в психологии мотивации: теория Э. Десси и Р. Райана // Современная психология мотива ции. М. : Смысл, 2002. С. 165-190.
Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / под ред. В.И. Кабрина. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. 400 с.
Кабрин В.И. Комплекс психологических практик развития потенциала достижений. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. 116 с.
Лукьянов О.В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. М. : Смысл, 2009. 231 с.
Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М. : Смысл, 2005. 248 с.
Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1992. 256 с.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Новое в психодиагностике личностного потенциала: апробация методики незаконченных предложений Ва шингтонского университета // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 6-35. URL: http://pro-psixology.ru/psixologicheskaya-diagnostika/1118-novoe-v-diagnostike-lichnostnogo-potenciala.html (дата обращения: 31.03.2012).
Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Плотникова А.В., Рассказова ЕИ. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России : материалы межрегион. науч.-практ. конф. М., 2005. С. 259-260. URL: http://institut.smysl.ru/article/lp.php (дата обращения: 24.03.2012).
Толковый словарь // Общий толковый словарь русского языка. 2012. URL: http://tolkslovar.ru/p15719.html (дата обращения: 05.03.2012).
Олпорт Г. Становление личности // Избранные труды. М. : Смысл, 2002. 464 с.
Павлова А.М. Профессионально-личностный потенциал специалиста // Феномен и понятие : материалы 3-го Всерос. съезда психологов 25 июня 2003 г. : в 8 т. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2003. Т. 6. С. 207-210.
Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. С. 47-103.
Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: содержание, структура, пути развития: сообщение от 15 июня 2011г. // РАО: справ.информ. портал / Российская академия образования. Сетевая версия. URL: http://www.raop.ru/content/Otdelenie_psihologii_i_ fiziologii.2011.06.15.Spravka.pdf (дата обращения: 04.04.2012).
 Транскоммуникативная потенциализация личности и возможности ее исследования в контексте ноэтического практикума | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 377. DOI: 10.17223/15617793/377/28

Транскоммуникативная потенциализация личности и возможности ее исследования в контексте ноэтического практикума | Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 377. DOI: 10.17223/15617793/377/28