Исследование речевых процессов у монолингвов, билингвов и мультилингвов
Изучение речевых процессов у монолингвов, билингвов и мультилингвов является актуальной задачей современной физиологии. Это связано с тем, что растущий уровень международной интеграции в сфере науки, образования и производства, значительные миграции населения настоятельно требуют от современного человека знания иностранных языков. Однако влияние многоязычья на психику человека изучено недостаточно. В данном обзоре анализируются современные данные о речевых процессах у монолингвов, билингвов и мультилингвов. Анализ литературы свидетельствует о том, что активность речевых структур у монолингвов, билингвов и мультилингвов существенно зависит от вида предъявляемой речевой задачи, от степени усвоения неродного языка (языков) и других факторов. Изучение второго языка сопровождается пластическими перестройками речевых структур. Вместе с тем вопрос о том, какое влияние оказывает многоязычье на когнитивные функции человека, нельзя считать окончательно решенным. Остается во многом открытым и вопрос о латерализации языка у билингвов. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что сами по себе «коммуникативные» зеркальные нейроны не обеспечивают понимание речевых действий других людей, так как в этих процессах участвуют области мозга, в которых эти нейроны не обнаружены. Роль этих нейронов в формировании билингвизма и мультилингвизма остается неясной. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
многоязычье,
речевые процессы,
активность мозга,
зеркальные нейроныАвторы
Бушов Юрий Валентинович | Томский государственный университет | проф., д-р биол. наук, проф. кафедры физиологии человека и животных Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства | bushov@bio.tsu.ru |
Скрябина Анастасия Александровна | Томский государственный университет | ассистент, учебный мастер, аспирант кафедры физиологии человека и животных Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства | skryabina.anastasiya1994@yandex.ru |
Всего: 2
Ссылки
Martensson J., Eriksson J., Bodammer N.C., Lindgren M., Johansson M., Nyberg L., Lovden M. Growth of language-related brain areas after foreign language learning // Neuroimage. 2012. Vol. 63, № 1. PP. 240-244.
Бушов Ю.В., Ушаков В.Л., Светлик М.В., Карташов С.И., Орлов В.А. Зеркальные нейроны в восприятии времени и речевых процессах. 2-е изд. перераб. и доп. М.: РУСАЙНС, 2021. 212 с.
Farina E., Borgnis F., Pozzo T. Mirror neurons and their relationship with neurodegenerative disorders // Journal of neuroscience research. 2020. Vol. 98, № 6. PP. 1070-1094.
Vukovic N., Shtyrov Y. Cortical motor systems are involved in second-language comprehension: Evidence from rapid murhythm desynchronisation // Neuroimage. 2014. Vol. 102. PP. 695-703.
Mishra R.K., Mohan A. Understanding the role of mirror neurons in learning language: a review of studies // Journal of Indian Psychology. 2016. Vol. 3, № 3. PP. 88-94.
Hull R. Clearing the cobwebs from the study of the bilingual brain: Converging evidence from laterality and electrophysiological research. Handbook of bilingualism: phycholin-guistic approaches. Oxford; New York, 2005. PP. 480-496.
Pang E.W., MacDonald M.J. An MEG study of the spatiotemporal dynamics of bilingual verb generation // Brain research. 2012. Vol. 1467. PP. 56-66.
Lehtonen M., Soveri A., Laine A., Jarvenpaa J., de Bruin A., Antfolk J. Is bilingualism associated with enhanced executive functioning in adults? A meta-analytic review // Psychological Bulletin. 2018. Vol. 144, № 4. PP. 394-425.
De Bot K. The future of the bilingual advantage. Future research directions for applied linguistics. Bristol: Multilingual Matters, 2017. PP. 15-32.
Folke T., Ouzia J., Bright P., De Martino B., Filippi R. A bilingual disadvantage in metacognitive processing // Cognition. 2016. Vol. 150. PP. 119-132.
Mechelli A., Crinion J.T., Noppeney U. Structural plasticity in the bilingual brain // Nature. 2004. Vol. 431, № 7010. P. 757.
Li P., Legault J., Litcofsky K.A. Neuroplasticity as a function of second language learning: Anatomical changes in the human brain // Cortex. 2014. Vol. 58. PP. 301-324.
Gathercole V.C.M., Thomas E.M. Bilingual first-language development: Dominant language takeover, threatened minority language take-up // Bilingualism: Language and Cognition. 2009. Vol. 12, № 2. PP. 213-237.
Valenzuela M.J., Sachdev P. Brain reserve and dementia: A systematic review // Psychological medicine. 2006. Vol. 36, № 4. PP. 441-454.
Oller D.K., Eilers R.E. Language and literacy in bilingual children. Clevedon: Multilingual Matters, 2002. 310 p.
Mahon M., Crutchley A. Performance of typically-developing school-age children with English as an additional language on the British Picture Vocabulary Scales II // Child Language Teaching and Therapy. 2006. Vol. 22, № 3. PP. 333-353.
Bialystok E., Feng X. Language proficiency and its implications for monolingual and bilingual children. Language and Literacy development in bilingual settings. New York (NY): The Guilford Press, 2011. PP. 121-138.
Rogers C.L., Lister J.J., Febo D.M., Besing J.M., Abrams H.B. Effects of bilingualism, noise, and reverberation on speech perception by listeners with normal hearing // Applied Psycholinguistics. 2006. Vol. 27, № 3. PP. 465-485.
Kaushanskaya M., Marian V. Bilingual language processing and interference in bilinguals: Evidence from eye tracking and picture naming // Language Learning. 2007. Vol. 57, № 1. PP. 119-163.
Portocarrero J.S., Burright R.G., Donovick P.J. Vocabulary and verbal fluency of bilingual and monolingual college students // Archives of Clinical Neuropsychology. 2007. Vol. 22, № 3. PP. 415-422.
Costa A., Hernandez M., Sebastian-Galles N. Bilingualism aids conflict resolution: Evidence from the ANT task // Cognition. 2008. Vol. 106, № 1. PP. 59-86.
Zelazo P.D., Frye D., Rapus T. An age-related dissociation between knowing rules and using them // Cognitive development. 1996. Vol. 11, № 1. PP. 37-63.
Gollan T.H., Montoya R.I., Cera C., Sandoval T.C. More use almost always means a smaller frequency effect: Aging, bilingualism, and the weaker links hypothesis // Journal of memory and language. 2008. Vol. 58, № 3. PP. 787-814.
Bialystok E., Shapero D. Ambiguous benefits: The effect of bilingualism on reversing ambiguous figures // Developmental Science. 2005. Vol. 8, № 6. PP. 595-604. 10.1111/j. 1467-7687.2005.00451.x.
Bialystok E., Craik F., Luk G. Cognitive control and lexical access in younger and older bilinguals // Journal of Experimental Psychology: Learning, memory, and cognition. 2008. Vol. 34, № 4. PP. 859-873.
Bialystok E. Bilingualism: The good, the bad, and the indifferent // Bilingualism: Language and cognition. 2009. Vol. 12, № 1. PP. 3-11.
Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Зинченко Ю.П. Двуязычие и многоязычие как междисциплинарный феномен: социокультурный контекст, проблемы и перспективы исследования // Национальный психологический журнал. 2019. № 1(33). С. 3-15.
Liu X., Qu J., Li H., Yang R., Mei L. Similar activation patterns in the bilateral dorsal inferior frontal gyrus for monolingual and bilingual contexts in second language production // Neuropsychologia. 2021. Vol. 156. PP. 107857.
Treutler M., Soros P. Functional MRI of Native and Non-native Speech Sound Production in Sequential German-English Bilinguals // Frontiers in Human Neuroscience. 2021. Vol. 15. PP. 399-410.
Geng S., Molinaro N., Timofeeva P., Quinones I., Carreiras M., Amoruso L. Oscillatory dynamics underlying noun and verb production in highly proficient bilinguals // Scientific Reports. 2022. Vol. 12, № 1. P. 764.
Sulpizio S., Del Maschio N., Fedeli D., Abutalebi J. Bilingual language processing: A metaanalysis of functional neuroimaging studies // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2020. Vol. 108. PP. 834-853.
Tian L., Chen H., Zhao W., Wu J., Zhang Q., De A., Leppanen P., Cong F., Parviainen T. The role of motor system in action-related language comprehension in L1 and L2: An fMRI study // Brain and Language. 2020. Vol. 201. P. 104714.
Liu H., Cao F. L1 and L2 processing in the bilingual brain: A meta-analysis of neuroimaging studies // Brain and language. 2016. Vol. 159. PP. 60-73.
Carey D., Miquel M.E., Evans B.G., Adank P., McGettigan C. Functional brain outcomes of L2 speech learning emerge during sensorimotor transformation // Neuroimage. 2017. Vol. 159. PP. 18-31.
Palomar-Garcia M.A., Bueicheku E., Avila C., Sanjuan A., Strijkers K., Ventura-Campos N., Costa A. Do bilinguals show neural differences with monolinguals when processing their native language? // Brain and language. 2015. Vol. 142. PP. 36-44.
Tu L., Wang J., Abutalebi J., Jiang B., Pan X., Li M., Gao W., Yang Y., Liang B., Lu Z., Huang R. Language exposure induced neuroplasticity in the bilingual brain: A follow-up fMRI study // Cortex. 2015. Vol. 64. PP. 8-19.
Shimada K., Hirotani M., Yokokawa H., Yoshida H., Makita K., Yamazaki-Murase M., Tanabe H. C., Sadato N. Fluency-dependent cortical activation associated with speech production and comprehension in second language learners // Neuroscience. 2015. Vol. 300. PP. 474-492.
Berken J.A., Gracco V.L., Chen J.-K., Watkins K.E., Baum S., Callahan M., Klein D. Neural activation in speech production and reading aloud in native and non-native languages // Neuroimage. 2015. Vol. 112. PP. 208-217.
Abutalebi J., Della Rosa P.A., Gonzaga A.K.C., Keim R., Costa A., Perani D. The role of the left putamen in multilingual language production // Brain and language. 2013. Vol. 125, № 3. PP. 307-315.