Исследованы международно-правовые и внутригосударственные нормативные предпосылки внедрения медиативных техник в осуществление правосудия по делам несовершеннолетних; проводится анализ Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации; выявляются препятствия для внедрения медиативных техник в осуществление правосудия по делам несовершеннолетних.
On the implementation of mediation techniques in the juvenile justice.pdf В последнее десятилетие значительно повысилось внимание государственной власти и гражданского общества к проблемам формирования и развития благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков. В немалой степени этому способствует принятие новых нормативно-правовых актов и внесение существенных изменений в действующее отечественное законодательство. В 2001 г. Россия подписала Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей [1]. Это потребовало от государства привести свое внутреннее законодательство в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей в части, касающейся защиты прав и интересов детей. Кроме того, ожидаемое присоединение России к Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи (от 2007 г.) накладывают на Российскую Федерацию международные обязательства по внедрению новых норм и стандартов работы в этой сфере, новых принципов, технологий и подходов, в том числе медиативного и восстановительного. Уже сегодня можно говорить о том, что в данном направлении была проведена серьезная работа, принят ряд нормативных актов, направленных на создание школьных служб примирения и формирование школьной медиации. Во-первых, в содержание раздела «Развитие социальных институтов и социальной политики» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. включено формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и реабилитационное насыщение приговоров судов в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур [2]. Во-вторых, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г. содержит разд. VI «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия» [3], в котором в качестве мер, направленных на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, указаны в числе прочих: - подготовка концепции кодификации законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, и разработка соответствующих федеральных законов; - разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации. Помимо этого в Национальной стратегии действий в интересах детей в целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. В-третьих, 30.07.2014 г. была утверждена Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации [4] (далее - Концепция). Концепция направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, она предусматривает новый, не карательный способ реагирования на правонарушения, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Данный документ содержит ряд важных положений. В первую очередь следует отметить, что в нем впервые получили нормативное закрепление такие понятия, как восстановительное правосудие5, восстановительный подход6, медиация7 и медиативный подход8. Несмотря на наличие научных споров относительно формулировки данных определений [5, с. 7; 6; 7, с. 81], сам факт их нормативного закрепления свидетельствует о внимании органов государственной власти к проблемам становления и развития медиации как феномена, поиска его места в национальной правовой системе, а также формирования нормативной базы для создания школьных служб примирения в частности. Отдельного внимания заслуживает разд. IV Концепции, посвященный целям и задачам её реализации. В качестве основных целей выделены две: 1) создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации детей всех возрастов и групп. Особо отмечены некоторые категории детей: - оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, - находящиеся в социально опасном положении, - находящиеся в неблагополучных семьях, - дети с девиантным поведением, - дети, совершившие общественно опасные деяния, - дети, освободившиеся из мест лишения свободы, - другие трудные дети; 2) формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. В качестве задач среди прочих указаны следующие: - внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы; - интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка; - разработка и совершенствование нормативно-правовой базы для развития восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних детей, детей, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности. Структурно сеть служб медиации, как установлено в Концепции, будет представлять собой двухуровневую систему: - на первом уровне находится головная организация системы - Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт медиации», находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации; - на втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях. В их состав предлагается включать секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также педагогических работников, реализующих дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации педагогических работников. Здесь видится определенная стратегическая составляющая. Думается, присутствие педагогических работников, реализующих дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации педагогических работников, будет обеспечивать усиление мотивации на обучение медиативному подходу и восстановительным технологиям преподавательского состава учебного заведения, напрямую не связанных с функционированием служб медиации. По задумке авторов Концепции, они будут выполнять функции медиаторов-тренеров, методистов-тренеров для обучения и профессиональной подготовки работников, осуществляющих свою практическую деятельность с семьями и детьми в возрасте с 7 до 18 лет, - провайдеров медиативных и восстановительных технологий. Минобрнауки России в ноябре 2013 г. подготовило Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, которые являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также формирования школьных служб примирения [8]. Тем не менее, несмотря на наличие достаточно большого количества нормативно-правовых актов, посвященных вопросам внедрения восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, в них отсутствует самое важное - установленная самостоятельная процедура оценки, рассмотрения и разрешения таких дел. Не установлены субъекты, участвующие в отправлении восстановительного правосудия, не определен их правовой статус, не установлены механизмы защиты прав лиц, вовлеченных в процедуру медиации. Помимо лиц, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности, в поле действия медиации могут попасть и другие лица, так как в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Это обстоятельство следует учитывать при реализации вышеуказанной Концепции. Кроме того, следует использовать имеющийся международный опыт восстановительного правосудия и медиации. Анализируя европейскую практику медиации, Л.В. Головко выделяет в ней два типа: «медиация в рамках собственных полномочий» и «общественная», или «делегированная», медиация, осуществляемая под судебным контролем [9, с. 103104]. Вопросу использования восстановительного подхода в правосудии посвящено немало научных исследований [8], однако анализ нормативно-право -вой базы не позволяет четко определить, по какому пути следует отечественный законодатель. Еще один важный момент связан с тем, что при внедрении восстановительного правосудия в первую очередь необходимо определиться с его моделью. В науке выделяется следующая типология медиации по делам несовершеннолетних: медиация как альтернатива уголовному процессу, как его часть и как дополнение [6]. Первый вариант предусматривает медиацию как возможность избежать уголовного судопроизводства и всех его негативных последствий для сторон; во втором случае медиация органично включена в уголовный процесс как его неотъемлемая составляющая, при которой, например, суд выносит решение по делу с учетом результатов процедуры медиации. Третий вариант предусматривает медиацию как дополнение к уголовному процессу в стадии исполнения судебного решения [10, с. 16-19]. Отечественный же законодатель внедряет некий симбиоз, не определяя его специфики. В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрен ряд отклонений от общей процедуры расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, который расширяет действие воспитательных норм, априори связанных с восстановительным подходом. Существенную роль в уголовном судопроизводстве играет возможность прекращения уголовного дела на основании ст. 25 УПК РФ в связи с примирением сторон. Все чаще стимулируется активность потерпевшего в уголовном процессе и закрепляется учет его мнения при принятии процессуальных решений, что, думается, может свидетельствовать в том числе и о подготовке к более широкому внедрению восстановительных процедур. Более того, наряду с медиацией для лиц, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности, в законодательстве уже предусмотрены элементы дополняющей медиации. Так, ч. 4.1. ст. 79 УК РФ предусматривает, что при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд помимо прочего учитывает отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. Особого внимания заслуживает тема субъектов медиации. По задумке авторов Концепции участниками процедуры внедрения медиативных техник в производство по делам несовершеннолетних будут выступать, с одной стороны, медиаторы-тренеры, методисты-тренеры, которые займутся обучением и профессиональной подготовкой медиаторов, а с другой стороны, «работники, осуществляющие свою практическую деятельность с семьями и детьми в возрасте с 7 до 18 лет», они же - «провайдеры медиативных и восстановительных технологий» и собственно стороны процедуры медиации (о их наименовании, не говоря уже о правовом статусе, в Концепции не говорится). Об этом вопросе можно будет судить только после внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство. Еще одним важным критерием эффективности внедряемой процедуры могло бы выступать ее значение как для потерпевшего, так и для лица, совершившего общественно опасное деяние. Однако до настоящего момента вносимые нормативные предложения не освещают данного вопроса, кроме влияния на принятие решения об условно-досрочном освобождении осужденных. Также остается закрытой проблема исполнимости и контролируемости исполнения решения, утвержденного в ходе процедуры медиации. Таким образом, основные проблемы внедрения восстановительного правосудия и медиативных техник в производство по делам несовершеннолетних видятся в неопределенности внедряемой модели, процессуального статуса участников медиации и ее правовых последствиях.
О подписании Европейской конвенции об осуществлении прав детей - Распоряжение Президента РФ от 22.02.2001 № 91-рп // Собрание законодательства РФ. 26.02.2001. № 9. Ст. 850.
О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.») // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М.: АО Консультант Плюс, 1992. - Режим доступа: Компьтер. сеть Библиотеки ФГБОУ ВПО ЗСФ РУП, свободный. Дата обращения 20.12.2014.
О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. 04.06.2012. № 23. Ст. 2994.
Об утверждении Концепции развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р // Собрание законодательства РФ. 11.08.2014. № 32. Ст. 4557.
Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление): монография. М.: Проспект, 2015.
Чередова Е.А. Восстановительное правосудие: перспективы развития в России // http://jurnal.org/articles/2010/ uri76.html [Электронный ресурс]. Режим доступа: Компьютер. сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный. Дата обращения 25.11.2014
Воронин О.В. Ювенальная юстиция или прокурорский надзор? // Уголовная юстиция. 2014. № 1 (3). С. 81-86.
О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях»: Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 // http://minobr.government-nnov.ru/?id=26975 [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Режим доступа: Компьютер. сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный. Дата обращения 10.01.2015.
Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2002. 544 с.
Гроенхейзен М. Медиация жертвы и правонарушителя: правовые и процедурные гарантии. Эксперименты и законодательство в некоторых европейских странах // Восстановительное правосудие / под ред. И. Л. Петрухина, 2003. С. 12-31.