Рассматриваются проблемы определения безопасности государства как видового объекта преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Установлено, что в теории уголовного права видовым объектом указанных преступлений выступают национальная безопасность и государственная безопасность. Суммируя теории и практики уголовного права, автор считает, что видовым объектом преступления против государства является категория «безопасность государства».
National and State Security as a Specific Object of Crime Against the Basis of the Constitutional Structure and Security.pdf Как и конституционный строй, уголовное законодательство Республики Таджикистан главой 29 охраняет безопасность государства, которая представляет собой одну из основных, приоритетных категорий социально-политической жизнедеятельности современного общества. Обеспечение безопасности государства путем механизма уголовно-правовой ответственности являлось и является сегодня важной задачей государства. Безопасность государства как крупномасштабная система исследуется не одно столетие с стороны как руководителей государств и государственных образований, так и представителей различных сфер практической деятельности и отраслей науки. Термин «безопасность» в последнее время является широкоиспользуемым и популярным. В научных изданиях, речах глав государств и ведущих политиков, программах политических партий приходится постоянно встречать термины «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность», «международная безопасность», «конституционная безопасность», «общественная безопасность» и т.д. В Законе Республики Таджикистан «О безопасности» от 25 июня 2011 г. наравне с понятием «национальная безопасность» упоминаются категории «экономическая безопасность», «военная безопасность», «продовольственная безопасность», «экологическая безопасность» и «общественная безопасность» [1]. В совокупности эти определения составляют единое понятие национальной безопасности. Государственная безопасность как отдельный вид национальной безопасности в указанном законе отсутствует. В научной литературе встречаются такие термины относительно категории «безопасность государства», как «государственная безопасность» [2, с. 24], «национальная безопасность» [1], «безопасность страны» [3, с. 177]. Политологи и юристы нередко национальную и государственную безопасность определяют как идентичные понятия, т.е. синонимы. Однако указанные термины не всегда являются идентичными, кроме того, категория «государственная безопасность» наравне с категориями «личная безопасность» и «общественная безопасность» является составной частью категории «национальная безопасность», т.е. ее видовым понятием. Профессор О.А. Чуваков справедливо пишет, что «государственную безопасность» можно соотнести с «национальной безопасностью» как часть и целое, потому содержанием понятия «национальная безопасность» охватывается не только государство как объект такой безопасности, но также общество, человек и гражданин. По своему объему «национальная безопасность» - более широкое понятие, чем «государственная безопасность» [4, с. 86]. Здесь возникает естественная необходимость в осуществлении научно-теоретического анализа рассмотренных категорий с целью выяснения их сущности и содержания. В Республике Таджикистан, как и в других государствах - участниках СНГ, а также в государствах ЕС более распространенным является понятие «национальная безопасность», поэтому через призму этого понятия и целесообразно рассматривать систему составляющих понятия «государственная безопасность». В.В. Пузиков отмечает, что в современных условиях реформирования существовавших общественно-политических систем, процессов суверенизации республик бывшего СССР, проведения рыночных преобразований в экономиках государств - участников СНГ и ряда других социально-политических и экономических процессов система жизненно важных интересов приведена к положению достаточно существенного размежевания, вплоть до противоречия интересов, ранее считавшихся едиными, совпадавшими с общенародными. В настоящее время эти интересы четко разделяются на три основных группы: интересы личности, общества и государства [5, с. 28]. Безусловно, противоречивость этих групп интересов привела к необходимости вычленения новых понятий и терминов, таких как «государственная безопасность» и «национальная безопасность». Этимологически само слово «безопасность» означает «отсутствие опасности, сохранность, надежность»; «положение, при котором не угрожает опасность кому-то, чему-то». Исходя из этого мы не будем подробно изучать категорию «безопасность» в отдельности. Поскольку основой философии создания национального государства являются два основных вопроса -безопасность граждан и преследование общественных интересов (благосостояние и всестороннее развитие), постольку после формирования основных элементов государства - территории и народа - родились государство и суверенитет государства и, исходя из первой философии его создания, первые институты, а именно организации военной безопасности. Экономическое процветание, инвестиции, планирование роста и любая другая программа требуют хорошего уровня организации и доверия на всех уровнях сообщества, и все это касается безопасности. Действительно, безопасность является одной из целей, ресурсов и ценностей каждого общества. Исходя из этого все правительства без исключения, как левые, так и правые, рассматривают эти два принципа (национальная безопасность и национальные интересы) в качестве основных целей своей внешней политики. Эти основные суждения о национальной безопасности как внутри страны, так и за ее пределами являются жизненно важными и неоспоримыми целями всех правительств. Не вызывает сомнений то, что национальная безопасность была порождением национального государства, возникшего в XVII в. как «национальное выживание». Эта концепция, как и другие концепции в гуманитарных науках, не является универсально определенной и принятой абсолютным большинством ученых. Возможно, причиной разных трактовок этого термина является общность большинства проблем, а также человеческих и социальных ценностей, которые затрагиваются концепциями национальной безопасности. Проблематика национальной безопасности зародилась в США в середине прошлого века. Сначала упомянутое понятие использовалось в Европе как синоним обороноспособности государства и под ней понимали прежде всего военную и политическую безопасность. Американская модель национальной безопасности базируется на методологических разработках середины ХХ в. американского политолога Г. Моргентау, где национальная безопасность понимается как безопасность граждан, общества и государства. В официальных документах понятие «национальная безопасность» появляется после Второй мировой войны, когда в 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности» (National Security Act of 1947), в котором под национальной безопасностью понималось условие функционирования государства, выступающее результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной формах [6]. Таким образом, понятие «национальная безопасность» в американской и западноевропейской версиях практически поглощает по объему своего значения категорию «государственная безопасность». В этом плане сошлемся на мнение Д.Г. Балуева, согласно которому термин «национальная безопасность», введенный в научный и общественно-политический оборот в начале 90-х гг. прошлого века, фактически является «калькой» с английского термина «national security», который в принципе может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов [7, с. 178]. Однако такое суждение не всегда поддерживается в науке. Например, А. А. Прохожев и В. В. Мамонов справедливо и достоверно пишут, что подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе - частное, видовое [8, с. 19]. Тем самым при отождествлении понятий «национальная безопасность» и «государственная безопасность» сужается смысл первого. В начале 1990-х гг. в научных исследованиях и в литературе проблему национальной безопасности начинают рассматривать с разных сторон. Так, Е. И. Скакун под этим понятием понимает состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную прочность нации для противодействия угрозам для ее существования, которые исходят как от других стран, так и изнутри страны. По мнению Н.О. Ушакова, национальная безопасность - реальная способность быть свободными от внешней опасности [9, с. 27]. Сам термин «национальная безопасность» появляется в таджикских источниках в 90-х гг. прошлого века. Первым нормативно-правовым актом в сфере обеспечения национальной безопасности, является Закон Республики Таджикистан «О безопасности» от 28 декабря 1993 г. Термин «национальная безопасность» в документе не употребляется, хотя основные категории этого понятия в нем присутствуют. Законодательное определение понятия национальной безопасности дано в Законе РТ «О безопасности» 2011 г., согласно которому национальная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз. В качестве жизненно важных интересов страны обычно выступает совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Таджикистан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей общества, основополагающих государственных институтов. В. В. Пузиков пишет, что национальные жизненно важные интересы соотносятся с внешними факторами в виде интересов наднациональных или иных национально-государственных структур в рамках международного сообщества. Внутри национально-государственного образования его жизненно важные интересы находятся во взаимодействии с элементами, составляющими данное образование. В качестве последних выступают социальные группы, элиты, государственные и общественные организации, партии, религиозные и этнические образования и движения и т.д. Неразрешимые (антагонистические) или нерешаемые противоречия интересов создают угрозу (или предпосылки ее возникновения) стабильному существованию или устойчивому развитию социальной структуры. Совокупность внешних и внутренних угроз создает предпосылки для нарушения безопасного функционирования национально-государственного образования [6, с. 24]. У всех государств имеется своя концепция (стратегия) национальной безопасности, в которой предусмотрены общие понятия относительно национальной безопасности, угрозы национальной безопасности, а также способы их предотвращения. Каждое государство самостоятельно определяет доминирующие угрозы и способы противостояния им. Не все государства публикуют документы по национальной безопасности (концепции или стратегии) в открытой печати. Некоторые даже не отражают данные о них в Едином реестре нормативных актов. Правительства ограничиваются изложением содержания документов в текстах официальных изданий, которые, таким образом, становятся своего рода источниками, позволяющими анализировать позиции государств по проблемам обеспечения национальной безопасности. Например, Концепция национальной безопасности Таджикистана недоступна как национальным, так и иностранным ученым и специалистам. Выводы о типах наиболее значимых угроз национальной безопасности можно сделать на основании анализа документа под названием «Единая Концепция Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом и экстремизмом». Концепция по борьбе с терроризмом и экстремизмом констатирует нарастание угроз терроризма и экстремизма и отмечает, что: - «в настоящее время реальную угрозу для Таджикистана и региона в целом представляет международный терроризм, который приобретает все более транснациональный, глобальный характер; - терроризм и экстремизм проявлялись в Республике Таджикистан в течение всего периода становления его как независимого и суверенного государства» [10]. Было установлено, что в юридической и политической науке понятие национальной безопасности определяется через понятия (призму) «национальные интересы» [11, с. 3], «угрозы» и «ценности» [12, с. 12], «устойчивости» [13, с. 38], «защищенность национальных ресурсов» [14, с. 46]. Безусловно, указанные категории являются составной частью национальной безопасности. Согласно мнению Н.Д. Матрусова, национальная безопасность - это достаточная по уровню и характеру защищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз [14, с. 46]. Особого внимания заслуживает утверждение C. Степашина, который под национальной безопасностью государства (как одним из главных условий нормального развития человека и общества) подразумевает защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником которых становятся внутренние и внешние противоречия [15, с. 6]. По мнению других исследователей, формирование понятия «национальная безопасность» определяется через комплекс факторов. Например: 1) определение национальной безопасности (так же как и безопасность вообще) вытекает из социально-экономических и других основ государства, его национальных интересов и реально существующих угроз безопасности; 2) безопасность государства, общества и личности должна обеспечиваться мерами, имеющими множество направлений, вызывающими необходимость создания эффективного механизма обеспечения безопасности, который включает большое количество государственных (и негосударственных) структур; 3) исторически сложившийся подход к обеспечению безопасности как защиты от внешнего противника нуждается в пересмотре, поскольку опасность может возникать от реальных ситуаций внутренней жизни государства и общества [16, с. 11]. Соблюдение таких требований, вне всякого сомнения, является главным условием обеспечения национальной безопасности, поэтому Закон РТ «О безопасности» от 25 июня 2011 г. устанавливает приоритетные направления в сфере функционирования общества и государства по обеспечению национальной безопасности Республики Таджикистан. Национальная безопасность - главный приоритет независимого Таджикистана, ее обеспечение является неотъемлемой составляющей внешней и внутренней политики государства и определяется Конституцией и специальным нормативно-правовым актом - Законом Республики Таджикистан «О безопасности», а также Военной доктриной Республики Таджикистан и др. Национальная безопасность выступает как характеристика стабильного, устойчивого состояния социальной системы, имеющей национально-государственное образование, жизненно важные интересы которого защищены от воздействия внешних и внутренних угроз. Национальная безопасность чаще всего охватывается такими сферами, как экономическая, политическая, гуманитарная, военная, культурная, экологическая и др. Способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей общества, основополагающих государственных институтов как жизненно важных интересов государства является общим объектом уголовного законодательства Таджикистана. С момента появления термина «национальная безопасность» на законодательном уровне понятие «государственная безопасность» приобретает более узкое смысловое значение и, соответственно, употребляется в несколько ином содержательном аспекте. Так, исходя из предписаний ст. 1 Закона РТ «О безопасности» от 2011 г., объектами безопасности являются: 1) человек и гражданин; 2) общество; 3) государство, где каждый такой объект составляет определенные компоненты. Глава 29 УК РТ защищает только часть жизненно важных интересов государства, которые связаны с обеспечением стабильности основ конституционного строя и безопасности государства в целом. Однако практика уголовного законодательства некоторых стран, особенно Украины, Узбекистана, показывает, что национальная безопасность - это и есть государственная безопасность. Сопоставление понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность» показывает их единую сущность - состояние страны, при котором обеспечиваются развитие личности, общества и государства и защита национальных интересов от внутренних и внешних угроз. Таким образом, видовым объектом гл. 29 УК РТ является безопасность государства. Предлагаем следующее определение термина «безопасность государства» в смысле гл. 29 УК РТ: «Безопасность государства -это составная часть национальной безопасности, направленная на защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, информационной и экономической безопасности и других жизненно важных национальных интересов от реальных и потенциальных угроз, исходящих от внутренних и внешних источников опасности».
О безопасности : закон Республики Таджикистан от 15.03.2016 № 128 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2011. № 6. Ст. 434; 2014. № 11. Ст. 646.
Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства : уголовно-правовое и крими нологическое исследование. 2-е изд. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2012. 267 с.
Павленко С.З. Новая политика обеспечения безопасности страны. Духовность. Правопорядок. Преступность : материалы науч.-практ. конф. (Москва, 28 марта 1996 г.). М. : Изд-во Акад. МВД России, 1996. С. 176-182.
Чуваков О.А., Чуваков А.О. Злочини проти основ нацюнально! безпеки Украши: проблеми кримшально-правово 1 теорп i практики (Преступления против основ национальной безопасности Украины: проблемы уголовно-правовой теории и практики) / под ред. О.М. Костенко. Одеса : Феникс, 2017. 86 с.
Мясникович М.В., Пузиков В.В. и др. Основные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы. Минск : Экономика и право, 2003. 451 с.
National Security Act of July 26, 1947. URL: http://intelligence.senate.gov/nsaact1947.pdf (accesed: 15.03.2019).
Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение : автореф. дис.. д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004. 486 с.
Общая теория национальной безопасности : учебник / под ред. А.А. Прохожева. М., 2002. С. 23.
СитникГ.П., Олуйко В.М., ВавринчукМ.П. Национальна безпека Укра1ни: теорiя i практика. Киев, 2007. 287 с.
Единая Концепция Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом и экстремизмом: утв. Указом Президента Республики Таджикистан от 28 марта 2006 г. № 1717. URL: http://www.adhgeneva.ch/RULAC/pdf_state/Conceptof-Combating-Terrorism-and-Extremism-TJ.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
Lippmann W. US Foreign Policy: Shield of the Republic. Boston, 1943. P. 5. Collins J.M. Grand Strategy: Principles and Practices, 1973. Definitions of Grand or National Security Strategy and Statecraft // Course 1: Foundations of National Security Strategy. National War College. Washington DC, 1993. P. 1-4.
Косолапов Н.А. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость и противоречивость // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 11. С. 11-16.
Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). М. : Конверт-МОНФ, 1997. С. 37-38.
Матрусов Н. Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность : информ. сб. 1996. № 2. С. 44-51.
Степашин C.B. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). СПб. : СПб. юрид. ин-т МВД России, 1994. 240 с.
БулавинВ.И. Национальная безопасность современной России : дис.. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002. 152 с.