Привлечение к труду граждан иностранных государств, осужденных к лишению свободы в Российской Федерации | Уголовная юстиция. 2019. № 14. DOI: 10.17223/23088451/14/18

Привлечение к труду граждан иностранных государств, осужденных к лишению свободы в Российской Федерации

Анализируется информация по оформлению гражданам иностранных государств, осужденных к лишению свободы в Российской Федерации, документов для привлечения к труду в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Предложены рекомендации и мероприятия, направленные на привлечение иностранных граждан к труду в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Involving Foreign Convicts to Labour in the Russian Federation.pdf В настоящее время в практической деятельности работников уголовно-исполнительной системы возникают проблемы, связанные с привлечением к оплачиваемому труду иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства [1, с. 1]. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» при наличии у иностранного гражданина двойного гражданства, одно из которых - Российской Федерации, данное лицо рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации [2, с. 1]. Иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно или временно проживающие, пребывающие на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются застрахованными лицами [3, с. 1]. В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, отнесены к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [4, с. 1]. Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе осужденные к лишению свободы, привлекаемые к труду страхователем, также отнесены к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [5, с. 1]. Пунктом 3 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) определены основы правового положения осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пользуются правами и несут обязанности, установленные международными договорами и законодательством Российской Федерации, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации [6, с. 3]. В соответствии с п. 10 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений решение о распределении осужденных по отрядам (камерам) с учетом их личностных особенностей, состояния здоровья, привлечения к труду, обучения в системе общего и профессионального образования принимается комиссией исправительного учреждения, возглавляемой начальником исправительного учреждения [7, с. 2]. На заседании комиссии по распределению этапа по отрядам в соответствии с утвержденными штатными расписаниями рассматриваются кандидаты из числа осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства на работу на производственных и хозяйственных объектах исправительного учреждения. При привлечении осужденных - иностранных граждан к оплачиваемому труду собирается информация и проверяется наличие следующих документов: - паспорт гражданина Российской Федерации или иностранного государства; - страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (далее - СНИЛС); - индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН); - документы о профессиональной подготовке (профессии, специальности, квалификации); - медицинские справки, личная медицинская книжка, индивидуальная программа реабилитации инвалида и др. Все сведения сводятся в программно-техническом комплексе автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПТК АКУС). При отсутствии у осужденного-иностранца в личном деле паспорта сотрудниками исправительных учреждений (службы специального учета осужденных) принимаются в установленном порядке меры к его получению через компетентные органы иностранных государств (консульства) на территории Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных национальным законодательством страны, гражданином которой он является. В целях привлечения к оплачиваемым работам осужденных-иностранцев, имеющих паспорт, по их письменному заявлению сотрудниками исправительных учреждений (группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных) принимаются меры по получению ими СНИЛС и ИНН путем направления запросов в соответствующие органы. В период с 2016 г. по сентябрь 2018 г. в ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России автором проводилось анкетирование слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб федеральных казенных учреждений ФСИН России. На основе полученных эмпирических данных сделан вывод о том, что администрация исправительных учреждений с целью оказания воспитательного воздействия на осужденных - иностранных граждан посредством привлечения к производительному труду осуществляет их вывод на работу на производственно-хозяйственные объекты. При этом документационное обеспечение привлечения к труду осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства вызывает определенные трудности, главным образом законодательного характера. Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для получения патента иностранный гражданин представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: 1) заявление о выдаче патента; 2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 3) миграционную карту; 4) договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность; 5) документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией, выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний; 6) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации; 7) документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, в случае представления документов по истечении 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию; 8) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания. В 2016 г. в целях совершенствования государственного управления в сфере миграции Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. При привлечении к труду осужденных - иностранных граждан имеются некоторые особенности, возникающие при оформлении их трудовой деятельности. В соответствии с подписанным в г. Астане 29 мая 2014 г. Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Договором), работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства - члена союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда [8, с. 63]. Особенности въезда, выезда, пребывания и трудовой деятельности физических лиц регулируются разделом XXVI указанного Договора. В соответствии с ч. 1 ст. 97 Договора работодатели и (или) заказчики работ (услуг) в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Проблемными моментами, возникающими в исправительных учреждениях ФСИН России при привлечении к труду названной категории лиц, является оформление паспорта и обязательных платежей (страховых взносов) в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, а также федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и др. В соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового Кодекса РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу. Форма и порядок заполнения данных сведений утверждены приказом Федеральной налоговой службы России [9, с. 10]. Главой III разд. 2 данного приказа «Данные о физическом лице - получателя дохода» установлено, что в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. В разд. 8 «Код документа, удостоверяющего личность» указывается код вида документа, удостоверяющего личность, в соответствии со справочником «Коды видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика». В поле «Серия и номер» указываются реквизиты (серия и номер) документа, удостоверяющего личность налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 81.1 УИК РФ регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы граждан Российской Федерации, постановка на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются администрацией соответствующего исправительного учреждения. Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 173 УИК РФ паспорт освобождаемого из мест лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет Российской Федерации. На обязательность наличия у осужденных документа, удостоверяющего личность, указывает также п. 3 гл. III указанного приказа [10, с. 3]. В случае прибытия в учреждение, исполняющее наказание, иностранного гражданина, не имеющего документов, удостоверяющих личность, либо в случае, если срок действия указанных документов на момент окончания срока наказания истечет, администрация учреждения, исполняющего наказание, в течение месяца со дня прибытия направляет информацию об иностранном гражданине в территориальный орган МВД России (региональном уровне), расположенный в том же субъекте Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, на всех осужденных -граждан иностранных государств необходимо оформлять документы, удостоверяющие личность, сведения из которых следует указывать в справках о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. При отсутствии документов, удостоверяющих личность осужденных, администрация исправительного учреждения должна принять меры по их получению. При привлечении к оплачиваемому труду осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства до момента получения ими документов, подтверждающих личность, могут возникнуть определенные затруднения. Так, в соответствии с п. 1 с. 126.1 Налогового кодекса РФ представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) определено, что трудовая деятельность иностранного гражданина - это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) [1, с. 2]. Разрешение на работу, или патент, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции при наличии заключенного трудового договора между работником и работодателем. При этом в соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и разъяснениями Минтруда России от 18 августа 2014 г. №14-2/10/6-5159, Генеральной прокуратуры РФ от 13 августа 2014 г. №17-30-2014 с осужденными, привлекаемыми к труду в исправительных учреждениях УИС, не заключаются трудовые договоры. Федеральной службой исполнения наказаний в подведомственные территориальные органы телеграммой от 12 апреля 2011 г. № 14/6359-041 и письмом от 13 августа 2015 г. исх. № 05-51704 направлялись указания по вопросам, связанным с применением норм трудового и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В них говорилось о том, что в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства [11, с. 96]. Статья 104 УИК РФ определяет условия труда осужденных к лишению свободы. Поскольку труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст.ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер. В отличие от регулируемых ТК РФ правоотношений работника и работодателя, возникновение трудовых отношений осужденных к лишению свободы связано не с заключением трудового договора, основанного на свободном волеизъявлении сторон, а с обязанностью трудиться в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда. Кроме того, в данных отношениях отсутствуют присущие трудовым отношениям стороны -работник и работодатель. В соответствии с подп. 5, 6 п. 9 ст. 18 Закона № 115 разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае, если данный иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления или имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами. Так, в письме Управления федеральной миграционной службы МВД по Республике Калмыкия от 21 июля 2017 г. № 5256 указывается, что в соответствии с подп. 5, 9 п. 9 ст. 18 Закона № 115 и подп. 6, 7 п. 38 приказа ФМС от 15 января 2015 г. № 5 «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов» разрешение на работу либо патент иностранному гражданину не выдается, если иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления, имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами. Поэтому требования Закона № 115-ФЗ в связи с особенностями привлечения осужденных-иностранцев к труду в исправительных учреждениях УИС не применяются. Данная позиция подтверждена судебными актами - решениями Архангельского областного суда от 24 января 2013 г. по делу № 7р-47 и от 5 февраля 2013 г. по делу № 7р-05. Таким образом, можно предложить при привлечении иностранных граждан к труду в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, на заработную плату производить начисления в Пенсионный фонд в размере 22%, в Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,8%, от несчастных случаев - минимум 0,2%, в Фонд медицинского страхования - 5,1%. Вышеуказанные правовые коллизии, возникающие при привлечении к труду в исправительных учреждениях осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства, требуют дополнительного изучения и принятия соответствующих мер на законодательном уровне.

Ключевые слова

труд осужденных - иностранных граждан в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России, labour of convicted foreign citizens in correctional institutions of the Russian penal system

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Корякин Евгений АнатольевичКировский институт повышения квалификации работников ФСИН Россиикандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системыe.a.koryakin@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
О гражданстве Российской Федерации : федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законо дательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством : федераль ный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 18.
Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : феде ральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 105.
Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 (ред. от 27.06.2019) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 20.08.2019).
Договор о Евразийском экономическом союзе : подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018) // СПС Консультант- Плюс (дата обращения: 08.09.2019).
Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах НДФЛ, порядка заполне ния и формата ее представления в эл. форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физ. лиц и суммах НДФЛ и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физ. лиц : приказ ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения: 02.09.2019).
Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН, МВД РФ и их террит. органов при исполнении принятых Минюстом РФ решений о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностр. граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы : приказ Минюста России № 198, МВД России № 633 от 28.09.2018 // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения: 03.09.2019).
Корякин Е.А. Профилактика производственного травматизма привлекаемых к оплачиваемому труду осужденных в исправительных учреждениях: вопросы и ответы // Уголовная юстиция. 2018. № 12. С. 96-101.
 Привлечение к труду граждан иностранных государств, осужденных к лишению свободы в Российской Федерации | Уголовная юстиция. 2019. № 14. DOI: 10.17223/23088451/14/18

Привлечение к труду граждан иностранных государств, осужденных к лишению свободы в Российской Федерации | Уголовная юстиция. 2019. № 14. DOI: 10.17223/23088451/14/18