Актуальные вопросы выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы компенсации за наем жилого помещения | Уголовная юстиция. 2019. № 14. DOI: 10.17223/23088451/14/20

Актуальные вопросы выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы компенсации за наем жилого помещения

Рассматривается процедура выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации социально-правовой гарантии в виде компенсации за наем жилого помещения по месту службы на современном этапе. Актуальность изучения заявленной проблемы обусловливается объективной необходимостью совершенствования российского законодательства и практики его применения в данной сфере, в том числе с учетом достижений зарубежных стран в этой области. Для получения достоверных результатов при выявлении уровня обеспеченности жилыми помещениями указапнных сотрудников автором проведены опрос и анкетирование 234 слушателей первоначальной подготовки и повышения квалификации из 4 федеральных округов в период с 2013 по 2019 г. на базе Кузбасского института ФСИН России и Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России. На основе полученных результатов, анализа правовой базы и практики деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по выплате компенсации за наем жилого помещения по месту службы отмечается ряд проблемных вопросов, а также высказываются отдельные предложения по их решению. По мнению автора, некоторые положения могут быть успешно реализованы в действующем законодательстве в современных условиях реформирования в рамках Концепции развития УИС РФ до 2020 г.

Topical Issues of Paying Compensation for Residential Tenancy to Penitentiary System Personnel.pdf Актуальность вопросов социально-правовой защиты сотрудников правоохранительных органов обусловлена объективной потребностью общества в эффективной системе обеспечения правопорядка, способной гарантировать защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Кроме того, социальная защита рассматриваемой категории сотрудников является одним из условий эффективной политики государства по борьбе с коррупцией [1]. Социально-правовой защите сотрудников, исполняющих уголовные наказания, долгое время не уделялось должного внимания. Изучение архивных материалов, нормативно-правовой, учебной и научной литературы и других источников дает основание полагать, что на всех исторических этапах развития нашего государства состояние правовой и социальной защиты персонала уголовно-исполнительной системы (УИС) оказывало прямое влияние на эффективность деятельности данной системы государственных органов. Служба в УИС не считается престижной среди населения нашей страны. Заработная плата персонала в крупных городах и промышленно развитых субъектах Российской Федерации существенно меньше среднего дохода населения в этих регионах. Негативную динамику показывают статистические данные. Так, в 2016 г уволились из уголовно-исполнительной системы 18 423 сотрудника, в 2017 г. - 19 191, в 2018 г. - 22 476 [2]. В этой связи в Концепции развития УИС РФ до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р подчеркивается, что несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения требовательности к персоналу [3]. В силу этого важным направлением реформирования УИС РФ является обеспечение необходимого уровня социальной защиты лиц, исполняющих уголовные наказания. В этих целях руководством Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) приняты меры по решению социальных вопросов личного состава пенитенциарных учреждений. Однако ряд проблем остается. Среди них одной из наиболее острых выступает отсутствие у сотрудников по месту прохождения службы жилых помещений. Полагаем, что наличие жилищно-бытовых проблем у сотрудников УИС оказывает непосредственное влияние на качество выполнения личным составом стоящих перед ними задач. Обозначенную зависимость в своих исследованиях неоднократно отмечал известный американский психолог Абрахам Маслоу. По его мнению, мотивация и качество труда человека во многом зависят от удовлетворения первичных физиологических потребностей (в еде, питье, убежище, отдыхе). Без их удовлетворения становится невозможным реализовать весь потенциал работника [4]. Подобные выводы делают и современные исследователи. Например, Е.Г. Воробьев, И.В. Печенев отмечают, что очевидная недостаточность нормального удовлетворения жилищных расходов служащих негативным образом сказывается на сохранении и развитии кадрового потенциала работников [5]. Об этом же свидетельствуют и проведенные нами анкетирование и опрос на базе Кузбасского института ФСИН России и Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России среди слушателей первоначальной подготовки и повышения квалификации в период с 2013 по 2019 г. Согласно полученным нами данным, из опрощенных сотрудников только 29% имеют собственное жилье, 36% живут с родителями, 35% снимают жилье. По оценкам большинства респондентов (98%), отсутствие собственного жилья отрицательно влияет на эффективность работы сотрудников, порождает недовольство, способствует текучести кадров. С целью надлежащей социально-правовой защиты сотрудников при отсутствии у них жилья законом предусмотрена выплата компенсации за наем жилого помещения по месту службы [6]. Вместе с тем для реализации своего права на данную социальную гарантию сотруднику необходимо преодолеть ряд трудностей как правового, так и организационного характера. Остановимся на них более подробно. В первую очередь следует заметить, что в настоящее время гарантия в виде компенсации за наем жилого помещения имеет исключительно заявительный характер. Вместе с тем метод включенного наблюдения показывает, что многие сотрудники не знают своих прав в сфере социально-правовой защиты. Информация на служебной подготовке в данном направлении предоставляется крайне скудно и размыто, поэтому ряд сотрудников не реализуют свое право. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать использование зарубежного опыта. Например, в целом ряде европейских стран (Великобритания, Нидерланды, Германия) при приеме на работу кадровые подразделения уточняют у кандидата на службу наличие жилья. В случае его отсутствия ему оказывается помощь в получении соответствующей компенсации. При этом компенсацию за наем жилья получают не только государственные служащие, но и обычные малообеспеченные граждане [7]. Следующим проблемным вопросом получения сотрудником УИС компенсации за наем жилья по месту службы является процедура реализации рассматриваемого права. Частично это процедура регламентирована Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2016 г. № 894 [8]. Для получения компенсации сотрудник должен написать рапорт и собрать документы, подтверждающие наличие либо отсутствие у него и членов его семьи в собственности жилых помещений по месту службы. Однако форма соответствующего рапорта не определена. Не указан и исчерпывающий перечень документов. В этой связи обозначенные вопросы в каждом учреждении решаются по-разному. Например, в некоторых учреждениях сотрудники собирают справки из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и бюро технической инвентаризации. В других к этому перечню добавляют справки муниципального жилищного центра. Подобная неопределенность в ряде случаев дает возможность членам жилищной комиссии, рассматривающей документы, злоупотреблять своим положением, требуя у сотрудника документы по своему усмотрению, а также самостоятельно определять периодичность их предоставления. В результате выплата компенсации затягивается, а в ряде случаев становится недоступной для сотрудника. В целом, анализируя вышеназванные положения, считаем, что подобная реализация рассматриваемого права не способствует достижению заявленных в законе целей по социальной защите сотрудника, не имеющего жилья по месту службы. Более того, полагаем, что включение в перечень необходимых документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений, создает противоречия с другими подзаконными актами. Так, предоставление в жилищную комиссию подобных документов не требуется сотрудникам следственного комитета [9], военнослужащим [10], прокурорам [11] и судьям [12]. Представляется, что тем самым нарушается Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [13], указывающий на единство правовых и организационных основ государственной службы (закрепление единого подхода к организации государственной службы). Дабы преодолеть подобные противоречия, следует закрепить обязанность проверки наличия либо отсутствия в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу, за оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы. Так, ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [14] дает право оперативным службам проводить мероприятия в виде наведения справок. При этом законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. В настоящее же время сотрудники УИС вынуждены тратить собственные средства и служебное время для получения рассматриваемой социальной гарантии. Таким образом, персонал учреждений и органов УИС, и без того не имеющий возможности решить свои жилищные проблемы по месту службы, вынужден нести дополнительные расходы. Это, в свою очередь, не отвечает требованиям законодательства, так как реализация рассматриваемых прав должна защищать сотрудника, а не ставить в невыгодное для него и членов его семьи положение. При этом в отличие от граждан, не состоящих на государственной службе, сотрудники УИС в значительной степени лишены возможности собственными легальными действиями повысить свой уровень жизни, решить жилищные и другие социально-бытовые проблемы. Такое положение обусловлено ограничениями и запретами, связанными с прохождением государственной службы в учреждениях и органах УИС, напряженностью и интенсивностью их труда. Поэтому считаем, что решение жилищных проблем сотрудника УИС во многом способствует профилактике коррупционного поведения с его стороны. В конечном счете в целях повышения социально -правовых гарантий сотрудников УИС России мы выступаем за внесение ряда изменений в Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2016 г. № 894. Представляется необходимым отказаться от заявительного характера предоставляемых социальных гарантий, как это осуществляется в ряде зарубежных стран. В частности, первоначальную работу для получения соответствующих компенсаций мы предлагаем возложить на кадровые подразделения. При поступлении сотрудника на службу (либо его переводе) сотрудник отдела кадров выясняет у него наличие по месту службы жилых помещений. При их отсутствии кадровые подразделения сообщают соответствующую информацию в жилищную комиссию. Ответственный сотрудник жилищной комиссии в таком случае оказывает помощь сотруднику в написании рапорта (поскольку его образца закон не содержит), запрашивает справку из отдела кадров о составе семьи сотрудника, а также делает запрос в оперативные подразделения о проверке достоверности предоставляемых сотрудником сведений. При поступлении соответствующей информации из оперативных подразделений проводится заседание жилищной комиссии и осуществляется выплата сотруднику. Таким образом, проведенное нами исследование показало наличие ряда факторов, негативно влияющих на реализацию социальных гарантий сотрудниками УИС. Среди них следует отметить: ограниченное количество материальных ресурсов; несовершенство правовых и организационных основ; низкий уровень правовой пропаганды и культуры. Полагаем, что внесение обозначенных нами изменений в теорию и практику деятельности учреждений и органов УИС повысит качество работы персонала уголовно-исполнительной системы. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению целей законодательства по исправлению осужденных и предупреждению новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Актуальность перечисленных выше проблем обусловливает необходимость их дальнейшего теоретического осмысления и разрешения в нормах законодательства и практике его реализации.

Ключевые слова

персонал, персонал уголовно-исполнительной системы, сотрудники уголовно-исполнительной системы, социальная гарантия, компенсация, компенсация за наем жилого помещения по месту службы, personnel, penitentiary system personnel, penitentiary system employees, social guarantee, compensation, compensation for residential tenancy at place of duty

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Паканич Сергей ИвановичКузбасский институт ФСИН Россиикандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии; майор внутренней службыsergeipakanich@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Шинкарев А.И. Социальный контроль в системе обеспечения правопорядка органами внутренних дел : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. 26 с.
Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы. Январь-декабрь 2018 г. : инф.-аналит. сб. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2019. 374 с.
O Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правитель ства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М. : Евразия, 1997. 432 с.
Воробьев Е.Г., Печенев И.В. Механизм установления размера компенсации бесквартирным военнослужащим расходов за наем (поднаем) жилых помещений: по-военному прост, по-граждански примитивен // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 7 (217). С. 43-63.
O социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в от дельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Рос. газ. 2013. № 3.
Полиди Т.Д. Применение инструментов градостроительной и жилищной политики для увеличения предложения доступного жилья : российская и зарубежная практика повышения доступности жилья. М. : Фонд «Ин-т экономики города», 2018. 20 с.
О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жил. пом. сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Гос. противопожарной службы и таможенных органов РФ, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения з: постановление Правительства РФ от 09.09.2016 № 894 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 38. Ст. 5544.
О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 482 (ред. от 09.06.2016) // Рос. газ. 2011. № 135.
О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей : постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 (ред. от 29.12.2016) // Рос. газ. 2005. № 8.
О порядке и размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прокурорам, а также работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чиновПостановление Правительства РФ от 30.06.2018 № 771 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 28. Ст. 4233.
Об утверждении Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07.06.2012 № 124 (ред. от 07.11.2018) // Бюллетень актов по судебной системе. 2017. № 12.
О системе государственной службы Российской Федерации : федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Рос. газ. 2003. № 104.
Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Рос. газ. 1995. № 160.
 Актуальные вопросы выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы компенсации за наем жилого помещения | Уголовная юстиция. 2019. № 14. DOI: 10.17223/23088451/14/20

Актуальные вопросы выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы компенсации за наем жилого помещения | Уголовная юстиция. 2019. № 14. DOI: 10.17223/23088451/14/20