Воспитательная работа с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, как основное средство их исправления | Уголовная юстиция. 2020. № 15. DOI: 10.17223/23088451/15/12

Воспитательная работа с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, как основное средство их исправления

Рассматривается проблема правового регулирования воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, излагаются предложения по совершенствованию уголовноисполнительного законодательства.

Educational Work With Convicts Registered in Penal Inspectorates as the Main Means of Their Correction.pdf Уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) являются органом, исполняющим уголовные наказания без изоляции от общества. Их деятельность в первую очередь должна быть направленна на достижение обозначенных в уголовно-исполнительном законодательстве целей, в частности на исправление осужденных. Одним из средств исправления в ст. 9 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) обозначена воспитательная работа с осужденными. Особое значение воспитательной работы подтверждают положения, содержащиеся в стратегических документах. Так, например, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» актуальными являются расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, и разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания. Необходимость использования воспитательной работы в отношении осужденных без изоляции от общества не вызывает сомнения: буквальное толкование ст. 9 УИК РФ позволяет сделать вывод о ее распространении на все категории осужденных с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Поэтому в отношении всех осужденных, состоящих на учете в УИИ, необходимо проводить воспитательную работу. Соотношение количества осужденных, состоящих на учете в УИИ, и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, показывает нам, что задача, обозначенная в Концепции развития УИС до 2020 года в виде расширения сферы применения наказаний без изоляции от общества, в целом выполнена. Число осужденных, состоящих на учете УИИ, превалирует над числом осужденных, содержащихся в местах лишения свободы: по состоянию на 1 февраля 2020 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержался 422 891 человек, в УИИ состоят на учете 479 310 человек. О реализации положений Концепции развития УИС до 2020 года в части разработки форм воспитательной работы с осужденными в деятельности УИИ, по нашему мнению, утвердительно говорить нельзя. На сегодняшний день имеются недостатки при проведении с осужденными воспитательной работы [1, с. 128]. Полагаем, что одной из причин такого положения является ограниченность правового регулирования воспитательной работы с осужденными. Так, Общая часть УИК РФ, призванная регламентировать наиболее всеобъемлющие вопросы исполнения наказаний, не содержит каких-либо норм относительно такой линии работы учреждений и органов, исполняющих наказания, как воспитательная работа с осужденными. Следовательно, вопросы воспитательной работы с осужденными должны быть урегулированы в Особенной части УИК РФ. В отношении осужденных к лишению свободы в УИК РФ содержится глава «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы», где раскрываются правовые основы проведения воспитательной работы с осужденными: прямо указаны цель воспитательной работы, ее основные направления, формы и методы. Применительно к осужденным без изоляции от общества в Особенной части присутствуют лишь упоминания о необходимости проведения воспитательной работы с некоторыми категориями осужденных. Так, ч. 3 ст. 33 УИК РФ предусматривает, что в отношении осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью «уголовно-исполнительные инспекции... организуют проведение воспитательной работы с осужденными». Часть 3 ст. 39 УИК РФ несколько иначе интерпретирует данную обязанность УИИ в отношении осужденных к исправительным работам: «проводят с осужденными воспитательную работу». Еще одной категорией являются осужденные к ограничению свободы, в их отношении также предусмотрено рассматриваемое нами направление деятельности: «Уголовноисполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности». Воспитательная работа с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях 65 Если сравнивать вышеупомянутые формулировки, то можно заметить отсутствие четкой законодательной позиции в регламентации применения такого средства исправления, как воспитательная работа, в отношении осужденных, состоящих на учетах УИИ. Становится непонятным, почему в отношении осужденных к лишению свободы в Особенной части УИК РФ данное положение раскрывается, а другие остаются без законодательного регулирования? В итоге неоднородность в регулировании правового института воспитательной работы с осужденными обусловливает появление пробелов в законодательстве и отсутствие единых подходов к его реализации на практике. Данная проблема неоднократно обозначалась в различных научных исследованиях. Ученые отмечают, что положения об организации воспитательной работы, предусмотренные Особенной частью УИК РФ, не распространяются на наказания без изоляции от общества, а следовательно, возникает законодательный пробел в регулировании данного института [2, с. 110]. В свою очередь, отсутствие урегулированного нормами права порядка проведения воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества может стать причиной формального подхода сотрудников УИИ к воспитательной работе с осужденными [3, с. 78]. Ведомственное нормативно-правовое регулирование не конкретизирует положения УИК РФ, касающиеся проведения воспитательной работы. В Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, относительно проведения воспитательной работы с осужденными констатируется обязанность ее проведения сотрудниками УИИ в отношении осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (п. 38) и к исправительным работам (п. 81). В п. 24 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258, аналогично предписывается проведение воспитательной работы сотрудникам УИИ. Считаем, что такие категории лиц, состоящие на учете УИИ, как осужденные к обязательным работам, условно осужденные и осужденные с отсрочкой отбывания наказания в силу наличия общей нормы (ст. 9 УИК РФ), регламентирующей применение средств исправления ко всем без исключения осужденным, в проведении воспитательной работы нуждаются не меньше, чем осужденные к лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, осужденные к исправительным работам и ограничению свободы. В связи с этим позиция законодателя в данном вопросе видится неоднозначной, и возникает вопрос, почему только в отношении трех категорий осужденных, состоящих на учете в УИИ, в Особенной части УИК РФ есть хотя бы номинальное предписание о необходимости реализации воспитательного воздействия. При этом воспитательное воздействие с лишенными свободы регламентировано весьма детально. Исторически сложилось, что наказания без изоляции от общества применялись значительно реже, чем сопряженные с лишением свободы, по разным причинным (господствующая идеология в государстве, стремление государства извлечь материальные выгоды от осужденных не позволяло в полной мере реализовывать потенциал наказаний без изоляции от общества; система органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, была развита на высоком уровне), поэтому и законодательство, касающееся применения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете УИИ, развито крайне слабо. Полагаем, что в условиях общей гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики уголовноисполнительное законодательство, регламентирующее применение воспитательной работы с осужденными, состоящими на учетах УИИ, нуждается в совершенствовании, в первую очередь через подробную регламентацию рассматриваемого института. Решение проблемы, связанной с правовым регулированием воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ, видится в создании новых правовых норм. В Общую часть УИК РФ возможно включить нормы, касающиеся воспитательной работы с осужденными в целом (и к лишенным свободы, и к осужденным без изоляции от общества), такие как понятие, направления, формы, субъекты, ее осуществляющие, правовые основы взаимодействия субъектов воспитательной работы с осужденными с государственными органами и общественными организациями. Особенная часть УИК РФ не требует детализации относительно такого средства исправления, как воспитательная работа. Подробный алгоритм проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ, с учетом особенностей исполнения наказаний без изоляции от общества может быть закреплен в ведомственных инструкциях. Также возможно создать нормы, регулирующие воспитательную работу в отношении осужденных без изоляции от общества, в Особенной части УИК РФ и дополнить существующие. Однако это более сложный путь, требующих внесения большого количества поправок в УИК РФ. Системные противоречия и пробелы, возникшие в результате некачественного правотворчества, являются одним из факторов, обусловивших подготовку научнотеоретической модели УИК в настоящее время [4, с. 99]. Учитывая результаты работы авторского коллектива по подготовке научно-теоретической модели Общей части нового УИК РФ и содержащуюся в ней ст. 24 УИК РФ «Воспитательная работа с осужденными», распространяющуюся на всех без исключения осужденных, выбор первого варианта решения проблемы видится более предпочтительным. Если имеются общие нормы, предписывающие воспитательную работу с осужденными, то требуется регламентация правовых основ ее применения. Представляется, что в правовой регламентации нуждаются прежде всего понятие воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ, и принципы такой деятельности. Это исходные начала совершен- С.И. Бякина 66 ствования правового регулирования данного направления. В ходе интегрированного анализа основных признаков воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ, нами сформулировано ее определение - это урегулированная нормами права планомерная систематическая деятельность сотрудников УИИ во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, осуществляемая на основе дифференцированного подхода и направленная на формирование у осужденных, состоящих на учете УИИ, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и способствующая предупреждению совершения новых преступлений. Мнения исследователей в области уголовно-исполнительного права подтверждают высокую значимость международно-правового регулирования деятельности УИИ. Поэтому при определении принципов воспитательной работы с осужденными необходимо опираться в том числе и на «международные стандарты уголовно-исполнительной деятельности» [5, с. 89], регулирующие исполнение наказаний без изоляции от общества, а также положительный зарубежный опыт. Как отмечает В.А. Уткин, за последние десятилетия УИИ обрели новый облик, укрепили статус, обновили кадровый состав, освоили передовые методы работы, что в итоге в значительной мере приблизило их к аналогичным структурам в развитых зарубежных странах [6, с. 45-46]. Поэтому сегодня важно рассматривать актуальные проблемы по приведению в соответствие с требованиями международных стандартов деятельности УИИ как основного органа, исполняющего уголовные наказания без изоляции от общества Содержащиеся предписания в национальном законодательстве - ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 3 УИК РФ - делают общепризнанные принципы и нормы международного права частью отечественной правовой системы. При этом учет в национальном законодательстве рекомендаций международных организаций по вопросам исполнения уголовных наказаний возможен, исходя из экономических, политических, социальных и духовных факторов. Основным международным стандартом в сфере применения наказаний без изоляции от общества являются Минимальные стандартные правила Организации Объединенных наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Они призваны урегулировать наиболее общие вопросы, в том числе содержат руководящие начала по обращению с осужденными к «альтернативным» наказаниям и применению к ним средств исправления. По нашему мнению, принципами воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ, могут быть: - уважение прав и свобод человека и гражданина; - отсутствие дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места рождения или иного; - конфиденциальность информации, полученной УИИ в ходе изучения личного дела; - учет личностных особенностей, биографии, наклонностей, уровня развития осужденного, состоящего на учете в УИИ, обстоятельств совершенного им преступления; - дифференцированный подход к выбору направлений, форм и методов воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ; - использование сотрудниками УИИ общественных ресурсов при проведении воспитательных мероприятий; - планирование и оценка проведенной воспитательной работы. Таким образом, в современных условиях, когда задача по расширению сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в целом выполнена, становится важным совершенствование уголовноисполнительного законодательства в различных сферах, в том числе и в воспитательной работе с осужденными, с учетом возросшей роли УИИ и требований международных стандартов.

Ключевые слова

головно-исполнительный кодекс, уголовно-исполнительные инспекции, осужденные без изоляции от общества, воспитательная работа, Penal Code, penal inspectorate, convicts not isolated from society, educational work

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бякина Светлана ИгоревнаАкадемия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Россииадъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадровbjakinasvetlana@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Ольховик Н.В. Эффективность уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных средств обеспе чения непенитенциарного режима // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. С. 125-129.
Уваров О.Н. Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в уголовно'-исполнительных инспекциях // Уголовная юстиция. 2017. № 10. С. 110-112.
Грушин Ф.В., Лядов Э.В. Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации в сфере исполнения уголовных наказа ний, не связанных с изоляцией осужденного от общества / под ред. В.И. Селиверстова. Рязань : ИП Коняхин А.В., 2019. 98 с.
Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического мо делирования / под ред. В.И. Селиверстова. М. : Юриспруденция, 2017. 328 с.
Уткин В.А. Международные стандарты уголовно-исполнительной деятельности и стереотипы их восприятия // Уголовная юстиция. 2016. № 2 (8). С. 89-95.
Уткин В.А. Европейские правила о пробации и проблемы их реализации // Вестник Томского государственного университе та. Право. 2012. № 1 (3). С. 45-50.
 Воспитательная работа с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, как основное средство их исправления | Уголовная юстиция. 2020. № 15. DOI: 10.17223/23088451/15/12

Воспитательная работа с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, как основное средство их исправления | Уголовная юстиция. 2020. № 15. DOI: 10.17223/23088451/15/12