Анализируются правовые основы и ключевые направления противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в следственном изоляторе. Обращено внимание на необходимость объединения должностей заместителя по оперативной работе и заместителя по режиму, что позволит согласовать усилия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков в следственных изоляторах.
The Place and Role of a Pre-Trial Detention Center in the Counteraction to Illicit Trafficking in Narcotic Drugs and Psy.pdf Трагедией современного общества является наркотизм. Все субъекты общества предпринимают немало усилий для борьбы с наркотизмом и сопутствующей ему преступностью. В последние пять лет четко прослеживается тенденция снижения числа лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений наркотической направленности. По данным МВД России, ежегодно регистрируется около 200 тыс. преступлений в сфере незаконного наркооборота. Однако к этим показателям следует относиться весьма осторожно, поскольку объективная реальность приводит нас к мысли о том, что условий для снижения наркотизма в стране нет. Значительная часть лиц, совершивших преступления наркотической направленности, содержится в следственных изоляторах. Более половины заключенных, содержащихся в следственных изоляторах, неоднократно судимы за незаконное наркообращение, состоят на диспансерном учете с диагнозом «наркомания». По данным ФСИН России, в 2019 г. в исправительных учреждениях и следственных изоляторах содержалось 145 358 чел., совершивших преступления в сфере нелегального оборота наркотиков; на профучете как склонный к употреблению наркотиков состоял 12 851 чел.; на территории исправительных учреждений изъято 279,4 кг наркосодержащих веществ; зарегистрировано 1 416 происшествий в сфере незаконного наркооборота, по данным фактам возбуждено 956 уголовных дел. К уголовной ответственности по факту незаконного оборота наркотиков привлечено 225 чел., относящихся к спецконтингенту. Концентрация в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц с ярко выраженной криминальной направленностью негативно отражается на стабильности и управляемости оперативно-режимной обстановки в данных учреждениях. Статья 8 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержит легальное определение следственного изолятора, под которым понимается учреждение, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу [1]. Кроме того, к спецконтингенту следственного изолятора следует относить осужденных, в отношении которых исполняется уголовное наказание к лишению свободы, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. К основным задачам следственного изолятора в сфере противодействия нелегальному наркообороту следует относить: 1) создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений в сфере незаконного наркооборота, в отношении которых избрано содержание под стражей, скрыться от следствия или суда; 2) осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу; 3) обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, в том числе осуществление комплексных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков в указанном учреждении. Кроме того, особенность деятельности следственного изолятора проявляется в дополнительном закреплении целей, перечисленных в уголовно-процессуальном законодательстве. К числу основных следует отнести: 1) быстрое и полное раскрытие преступлений в сфере незаконного наркооборота; 2) изобличение виновных и их изоляция с тем, чтобы они не скрылись от следствия и суда, не занимались преступной деятельностью и не воспрепятствовали производству по уголовному делу; 3) обеспечение объективности и полноты предварительного расследования преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков. Каждая из перечисленных задач и целей находится в тесной взаимосвязи с функциями, возложенными на следственный изолятор. Среди них приоритетное место занимают: обеспечение охраны следственных изоляторов; обеспечение режима содержания и надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными; осуществление комплексных мер по предупреждению, пресечению и профилактике правонарушений в сфере Место и роль следственного изолятора в механизме противодействия 77 нелегального наркооборота среди спецконтингента; выявление и раскрытие наркопреступлений, совершенных лицами из числа спецконтингента; оказание содействия правоохранительным ведомствам в раскрытии правонарушений наркотической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий; организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности следственного изолятора и соблюдению режимных требований; организация профессиональной подготовки сотрудников следственного изолятора в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков; осуществление воспитательной работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными; внедрение научных исследований по борьбе с наркоманией, наркобизнесом в практику следственных изоляторов и др. По результатам опроса практических сотрудников уголовно-исполнительной системы, проведенного в 2020 г. следует, что на повышение эффективности деятельности следственного изолятора, в том числе в сфере противодействия наркообороту, оказывают следующие факторы: сбалансированная структура и достаточная штатная численность; активное применение методов бесконтактного надзора с использованием средств видеонаблюдения, слежения и контроля на территории следственного изолятора, его зданий и помещений; системы контроля управления доступом, оборудование площадей следственного изолятора инженернотехническими средствами охраны. Сотрудники из числа руководящего состава, напротив, отмечают, что к числу факторов, положительно влияющих на эффективность деятельности, следует относить прогнозирование, планирование, взаимосвязь единоначалия и коллегиальности, персонализацию ответственности за состояние дел на вверенном участке и выполнение отдельных поручений. Следственный изолятор представляет собой комплексный механизм, состоящий из звеньев (подразделений), каждое из которых предназначено для выполнения специфических задач в рамках общей целевой направленности учреждения. Стандартная структура следственного изолятора представлена следующим образом. Следственный изолятор возглавляет начальник, которому непосредственно подчиняются бухгалтерия, канцелярия и дежурная служба. Остальные отделы и службы подчиняются начальнику через его заместителей по основным направлениям деятельности. Заместителю начальника по оперативной работе подчиняется оперативный отдел. В подчинении заместителя начальника по режиму находятся отдел режима, группа пожарной профилактики. Заместителю начальника по охране подчиняется отдел охраны, группа ИТО, связи и вооружения, кинологическое отделение и т.д. [2]. По мнению сотрудников исправительных учреждений, опрошенных в 2020 г., следует, что имеющаяся организационная структура следственного изолятора не в полном объеме отражает реализацию основных и обеспечивающих функций. В связи с чем одним из направлений совершенствования системы управления, позволяющим улучшить взаимодействие структурных подразделений в сфере борьбы с незаконным наркооборотом, является оптимизация организационной структуры. Так, заместитель начальника следственного изолятора по оперативной работе руководит только оперативным отделом, у которого есть начальник отдела. Численность этих отделов незначительна, в пределах 4-10 человек. Изложенные выше соображения позволяют прийти к выводу, что целесообразно объединить должности заместителя по оперативной работе и заместителя по режиму. Это позволит координировать и эффективно управлять через начальников отделов деятельностью двух подразделений: оперативного отдела и отдела режима. В специальной литературе по основам управления в правоохранительных ведомствах отмечается, что вопрос об организации учреждения следует рассматривать с позиции рационализации [3. С. 84]. Средняя величина управляемости следственным изолятором составляет 7-10 человек, в том числе на уровне руководства - 4-5, а при выполнении служебных задач, таких как обыскные мероприятия подозреваемых, обвиняемых и осужденных, сопровождение их на прогулку, в санчасть, норма управляемости может достигать 20-30 и даже большее число подчиненных. Вполне обосновано, что включение в штатную численность следственного изолятора отдельного заместителя по оперативной работе. Таким образом, объединение должностей заместителя по оперативной работе и заместителя по режиму в одну позволит координировать и эффективно управлять через начальников отделов деятельностью двух подразделений - оперативного отдела и отдела режима; преодолеть проблемы функционального эгоцентризма при организации взаимодействия между оперативным отделом и отделом режима, а также дежурной службой. Несмотря на указанные противоречия в организационно-функциональной структуре следственного изолятора, единство и взаимопомощь всех структурных подразделений следственного изолятора в борьбе с незаконным оборотом наркотиков должны выражаться в реализации единой антинаркотической стратегии. Речь идет, в частности: 1) о проведении комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение незаконного оборота наркотиков, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в следственном изоляторе; 2) раскрытии фактов незаконного наркооборота среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных и иных лиц, содержащихся в следственном изоляторе; 3) изобличении преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков среди персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора; 4) оказании помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений наркотической направленности, к совершению которых причастны как лица, содержащиеся в следственном изоляторе, так и персонал, должностные лица и граждане, находящиеся на его территории. Е.С. Витовская 78 Следует отметить, что оказание содействия иным правоохранительным органам в борьбе с наркопреступностью является важнейшим направлением деятельности следственного изолятора. Такое взаимодействие необходимо, поскольку спецконтингент следственного изолятора осведомлен об особенностях организации наркобизнеса в современных условиях. Раскрываемость преступлений зависит от того, насколько слажено взаимодействие между оперативно-розыскными подразделениями правоохранительных органов. Использование преимуществ и возможностей, находящихся в распоряжении оперативных сотрудников следственного изолятора, позволяет оказывать посильную помощь коллегам в раскрытии преступлений, в том числе тех, расследование по которым было безуспешно в течение длительного времени [4. С. 24]. Справедливо мнение о том, что взаимодействие следственного изолятора с иными правоохранительными органами в сфере противодействия незаконному наркообороту выглядит следующим образом: имеются неравные условия реализации своей деятельности; применяются разные методы и средства оперативного воздействия на интересующий объект; наличествует единство объекта оперативного воздействия; используются специальные силы, необходимые для борьбы с преступлениями наркотической направленности; не обеспечивается полное раскрытие преступлений, совершенных вне следственного изолятора и оставшихся не раскрытыми в период расследования; не решены задачи по предупреждению преступлений в сфере незаконного наркооборота [5. С. 15]. Среди предложений по совершенствованию взаимодействия в сфере борьбы с незаконном наркооборотом опрошенные нами сотрудники уголовно-исполнительной системы назвали следующие: нормативное закрепление прав и обязанностей каждого субъекта взаимодействия; наличие преемственности и взаимодополняемости в деятельности субъектов взаимодействия; знание субъектами взаимодействия специфики задач, реализация которых относится к их обязанностям, и возможные пути решения возникающих проблем; добросовестное выполнение запланированных совместных мероприятий всеми субъектами взаимодействия; обеспечение четкой координации указанного взаимодействия; взаимный и фактический контроль за деятельностью взаимодействующих субъектов; наличие между субъектами взаимодействия бесперебойной связи; достаточность ресурсов у взаимодействующих субъектов; укомплектованность субъектов взаимодействия кадрами, их надлежащий профессиональный уровень; возможность повышения уровня профессионализма сотрудников взаимодействующих субъектов; внедрение в практику взаимодействия современных научно-методических разработок и др. Следует отметить тот факт, что эффективность взаимодействия находится в прямой зависимости от того, насколько правильно выбраны методы и средства оперативной работы. Особенность оперативной работы в следственном изоляторе обусловлена историческим развитием правоохранительных органов российского государства. По мнению А.В. Агаркова, сыск как прообраз оперативно-розыскной деятельности в системе исполнения наказаний обязан своим появлением делу декабристов, поскольку к представителям аристократических семей нельзя было применять меры физического воздействия [6. С. 5]. Признаки внутрикамерной разработки отражены в некоторых положениях Инструкции по организации и ведению внутренней агентуры, изданной МВД России в 1908 г., в которой указывалось, что способ подсадки в камеры к арестантам своего человека неоднократно давал высокие результаты и применялся в целях склонения заключенных к даче искренних показаний, которые в последующем передавались оперативным сотрудникам учреждения [7. С. 59]. Рассмотрим еще один немаловажный аспект взаимодействия сотрудников оперативного подразделения с иными правоохранительными органами. Теория оперативно-розыскной деятельности говорит о том, что оперативные подразделения выступают в качестве самостоятельных субъектов оперативно-розыскной деятельности. И напротив, согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы [1]. Автономно проводить оперативно-розыскные мероприятия оперативные подразделения органов внутренних дел, органов ФСБ, таможенные органы и другие на территории следственного изолятора не вправе. Данная норма является правовым основанием осуществления оперативно-розыскной деятельности в следственном изоляторе во взаимодействии с заинтересованным субъектом при обязательном участии оперативного сотрудника следственного изолятора. Особый интерес вызывает п. 4 ст. 14 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности», в котором указано, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь [1]. В этой норме наиболее полно учтена специфика применяемых методов и средств оперативной работы. Очевидно, что в законе закреплена одна из эффективных форм взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, - это обмен оперативно значимой информацией. Кроме того, взаимодействие может проявляться в форме совместного планирования, ведения различных видов учета, содействия в организации оперативно-розыскных мероприятий, использовании специальной техники и средств. Таким образом, исследование ряда вопросов, связанных с определением места и роли следственных Место и роль следственного изолятора в механизме противодействия 79 изоляторов в механизме противодействия незаконному обороту наркотиков, позволяет сделать следующие выводы. Реализация единой стратегии по противодействию незаконному обороту наркотиков проявляется в многообразных направлениях деятельности следственного изолятора. Среди них обеспечение комплексных профилактических мер, направленных на предупреждение незаконного оборота наркотиков, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений наркотической направленности в следственном изоляторе; раскрытие фактов нелегального наркообращения среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в следственном изоляторе; изобличение преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков среди персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора и др. На основании проведенного анализа организационной и функциональной структуры следственных изоляторов представляется целесообразным объединить должности заместителя по оперативной работе и заместителя по режиму. Это позволит координировать и эффективно управлять через начальников отделов деятельностью двух подразделений - оперативного отдела и отдела режима; преодолеть проблемы функционального эгоцентризма при организации взаимодействия между оперативным отделом и отделом режима, дежурной службой в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Взаимодействие оперативного подразделение следственного изолятора с иными правоохранительными органами является важнейшим направлением деятельности следственного изолятора в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. В связи с этим специфика учреждений, предназначенных для содержания подозреваемых и обвиняемых, в значительной степени определяет характер рассматриваемого взаимодействия.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2759.
Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 7.
Веснин В.Р. Менеджмент. М. : ТК Велби, 2006. 504 с.
Маслихин А.В. Следственный изолятор как место предварительного заключения. Рязань : Рязанская высшая школа МВД СССР, 1976. 52 с.
Барабанов Н.П., Власов А.Н. Теоретические, организационные и правовые основы взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с органами внутренних дел в борьбе с преступностью. Рязань : Академия права и управления, 2006. 31 с.
Агарков А.В. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 2 (23). С. 4-7.
Климов И.А., Синилов Г.К., Тузов Л.Л. Агентурный метод защиты интересов личности, общества, государства и борьбы с преступностью. Калининград : Калининградский юридический институт МВД России, 2002. 334 с.