Реализация основных направлений профилактики групповых правонарушений несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях
Анализируются положения действующего законодательства относительно вопросов профилактики правонарушений осужденных и групп осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Особое внимание отводится основным направлениям профилактики правонарушений несовершеннолетних, акцентируется внимание на особенности их реализации в условиях пенитенциарного учреждения. Проанализированы отдельные направления профилактической деятельности, описан авторский взгляд на процесс реализации направлений профилактики и охарактеризованы проблемные аспекты.
Main Directions of Prevention of Group Offenses among Juvenile Convicts in Young Offender Institutions.pdf Одной из точек соприкосновения государства и гражданского общества в условиях установления и проведения курса гуманной правоохранительной политики выступает профилактика правонарушений [1. С. 448]. Важность и значимость приобретает в настоящее время именно профилактика правонарушений такой возрастной категории, как несовершеннолетние. Приоритеты в проводимой политике государства относительно детей провозглашены в Основном законе страны [2]. Немалое значение институту детства уделяет и Президент РФ [3], что обусловливает первостепенное развитие, к примеру, таких направлений, как совершенствование существующей системы профилактики [4], борьба с бедностью, беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних [5], выявление и пресечение фактов вовлечения детей в совершение правонарушений. В данных условиях актуальность приобретает создание единой системы профилактики преступности [6. С. 242-244], в основе своей - среди несовершеннолетних [7]. Указанные факты позволяют вести речь о том, что особую категорию несовершеннолетних составляют те, кто находится в местах лишения свободы. Поэтому такая категория детей отнесена законодателем к «находящимся в трудной жизненной ситуации» [8]. Нельзя не отметить, что ежегодно с осужденными, поступающими в воспитательные колонии (ВК) для отбывания наказания, становится сложнее наладить работу как в педагогическом плане, так и относительно соблюдения режимных требований. Причин этому множество: увеличение количества несовершеннолетних, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (порядка 60-65%) [9]; достаточно высокий показатель нарушений установленного порядка отбывания наказания (в 2020 г. - 545, в 2019 г. - 1 086), низкая результативность профилактики на ранних этапах становления развития личности (не имеют должного эффекта применяемые ранее принудительные меры воспитательного воздействия (к 10 осужденным), помещение в специализированные УВУ закрытого типа (к 31 осужденному), уголовные наказания, не связанные с лишением свободы (к 316 осужденным), уголовные наказания, связанные с лишением свободы (к 14 осужденным). Все больше поступает в ВК нездоровых подростков, имеющих отклонения в психическом развитии, а также больных алкоголизмом или наркоманией [10. С. 185190]. Вышесказанное свидетельствует о том, что необходимо особое внимание уделять вопросам реализации отдельных направлений профилактики правонарушений осужденных в ВК. Не стоит оставлять без внимания и такие объекты профилактики, как группы осужденных отрицательной направленности. Рассмотрим подробнее основные направления профилактики правонарушений и их реализацию в условиях ВК. В настоящее время федеральным законодательством предписаны основные направления профилактики правонарушений [11], которые, по мнению А.Н. Ва-рыгина, точнее стоит характеризовать как задачи профилактики [12. С. 57-58]. Однако вне зависимости от трактовки не все из них применимы (или могут быть возложены) для реализации и использования в учреждениях УИС, в частности в ВК (в виду наличия специфичного субъекта профилактики - несовершеннолетнего). В целях более подробного изучения охарактеризуем основные, по-нашему мнению, направления профилактической деятельности, реализуемые в ВК. 1. Защита личности, общества и государства от противоправных посягательств [13. С. 61-62; 14. С. 22-24]. ВК (администрация учреждения) в данном случае выступают субъектом обеспечения безопасности осужденных, содержащихся в учреждении, персонала, осуществляющего свою трудовую деятельность на охраняемой и прилегающей к учреждению территории; иных лиц, посещающих учреждение в рамках реализации служебных обязанностей (прокурор, сотрудники территориального органа ФСИН России), для оказания юридической помощи осужденным (адвокат) или прибывшие на свидание (родственники), от различного рода опасностей (в конкретном исследовании - групповое правонарушение со стороны осужденных: групповые неповиновения, массовые беспорядки, захват заложников). Помимо этого, в повседневной деятельности ВК реализуют цели уголовно-исполнительного законодательства, такие как предупреждение совершения новых преступлений, что, безусловно, обеспечива- К. В. Каретников 88 ет защищенность общества и, как следствие, государства от криминогенных угроз со стороны потенциальных преступников. 2. Развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений. Бесспорно, указанное направление является весьма актуальным. В действующей Инструкции по профилактике правонарушений в учреждениях УИС [15] из указанных в нормах федерального законодательства форм профилактического воздействия значится и раскрывается достаточно подробно и полно только одно - профилактический учет [16. С. 24-25]. В рамках совершенствования данной деятельности следует отметить предложения, широко обсуждаемые в научной среде [17. С. 25-31]: закрепление данного направления на уровне федерального законодательства (в УИК РФ), расширение оснований постановки осужденных на профилактический учет (создание не исчерпывающего перечня оснований). Численность лиц в ВК, состоящих на профилактическом учете, на конец 2020 г. составляла 523 человека [9]. 3. Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. В рамах федерального законодательства направление видится весьма значимым, так как под правонарушением понимается административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние, а к категории антиобщественных действий относятся иные правонарушения, не вошедшие в первую категорию. В условиях ВК вопрос является весьма актуальным, однако, в виду особой категории содержащихся лиц, стоит выделить в числе правонарушений преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания (дисциплинарная ответственность осужденных). В 18 ВК на конец 2020 г. содержалось 949 человек, при этом осужденными, согласно материалам статистической отчетности, преступления не совершались, однако нарушений УПОН выявлено порядка 545 [9]. В сложившихся обстоятельствах наиболее верным видится рассмотрение процесса совершенствования профилактики и предупреждения правонарушений, поэтому акцентируем внимание на конкретной деятельности. Активно применяются в учреждениях УИС средства бесконтактного надзора за поведением осужденных (стационарные видеокамеры, портативные видеорегистраторы, средства биометрической идентификации личности, система контроля и управления доступом). В научных кругах и между практическими работниками идет дискуссия о возможности использования системы электронного мониторинга за поведением осужденных [18. С. 79-81]. Этот факт позволит не только повысить качество надзора за спецконтингентом, но и совершенствовать профилактическую деятельность в ВК. 4. Противодействие терроризму, экстремистской деятельности и лидерам уголовно-преступной среды. Небезызвестный факт, что несовершеннолетние лица достаточно быстро вовлекаются в национальные, религиозные организации и формирования; если вести речь о современном обществе и мировой политике, актуальность приобретают экстремистские молодежные группировки (к примеру, АУЕ) [19. С. 152]. Нередки случаи привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений экстремистской и террористической направленности, хотя несколько лет назад об этом не могло быть и речи. Борьба с распространением влияния лидеров уголовнопреступной среды на категорию осужденных, содержащихся в ВК, весьма недооценена [20. С. 7-8]. Ввиду малолетнего возраста и психофизиологических показателей несовершеннолетние наиболее склонны к попаданию под влияние криминальных лидеров и групп осужденных отрицательной направленности. А с теми, кто еще не знаком с криминальной субкультурой, проводится «работа» в следственном изоляторе. При отсутствии внимания к данной проблеме криминальное «заражение» грозит всем без исключения ВК. 5. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров. Указанное направление, включающее в себя доставку, сбыт, хранение и употребление, как видится, эффективно может быть реализовано только в условиях взаимодействия с подразделениями МВД РФ [21. С. 35]. В виду того что указанные предметы относятся числу запрещенных к получению в посылках, передачах и бандеролях, хранению и употреблению [22], обнаружены они могут быть при проведении обыскных и досмотровых мероприятий сотрудниками ВК. 6. Обеспечение пожарной безопасности [23]. Чрезвычайные ситуации в учреждениях УИС не являются редкостью, поэтому характеризуемое направление занимает особое место. Возгорание может возникнуть как самостоятельно, так и быть следствием совершенного противоправного деяния осужденных (массовые беспорядки), в связи с чем наличие эвакуационных выходов в общежитиях отрядов, готовность (исправность) средств пожаротушения и грамотные действия сотрудников дежурной смены позволят минимизировать нанесенный вред и ликвидировать последствия. 7. Повышение уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан. Данное направление занимает одно из ключевых мест в рассматриваемой системе направлений. Организация и проведение социальной и правовой работы с несовершеннолетними позволяет предупредить возможное правонарушение со стороны осужденного, выявить потенциального нарушителя и принять по отношению к нему меры превентивного характера до того момента, когда его потенциальное желание или возможность (пассивная фаза) совершить правонарушение не перерастет в противоправное действие (активную фазу). Формы и методы профилактической работы в данном направлении могут разниться и носить массовый, групповой или индивидуальный характер [19. С. 153-154]. Среди них одно из ведущих мест должны занимать разработка инновационных программ по правовому, гражданскому и патриотическому воспитанию детей, а также организация и проведение социально-досуговых мероприятий, направленных на привитие правил и норм человеческого общежития. Помимо указанных выше направлений профилактической работы в ВК, по мнению Ж.В. Эстерлейн, к Реализация основных направлений профилактики групповых правонарушений 89 ключевым направлениям профилактики противоправной (криминогенной) деятельности подростков следует отнести совершенствование нормативно-правового регулирования рассматриваемого явления, повышение эффективности координации взаимодействия субъектов предупредительной деятельности, а также подготовку должностных лиц, принимающих участие в процессе профилактики, в педагогическом и моральнопсихологическом плане [24. С. 151-152]. Исследования в области профилактики правонарушений несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, достаточно важны для отечественной науки и практики. Этот факт подтверждают и положения, закрепленные в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Правительство РФ подчеркивает необходимость развития институтов воспитания, задает вектор на обновление воспитательного процесса [25]. Необходимо отметить, что при реализации основных направлений профилактики групповых правонарушений в ВК стоит обращать внимание на наличие эффективности этого процесса, также при реализации субъектами одного направления должен усиливаться эффект от работы по иным направлениям профилактики [26. С. 51]; при оказании влияния на члена группы отрицательной направленности должна прослеживаться положительная динамика поведения и противоправной деятельности всей группы [27. С. 126]. Только в этом случае будет положительный результат. Весьма актуально в условиях современного функционирования УИС и по истечении десяти лет проведенное в 2010 г. исследование коллектива авторов под руководством В. А. Уткина, касающееся характеристи-кие осужденных, направляемых из ВК в исправительные колонии общего режима. Как справедливо отмечено, около 50% осужденных, отбывающих наказание в ВК, характеризуются отрицательно, в основе своей данная тенденция усиливается к моменту достижения осужденным 18 лет [28. С. 19-22]. Этот факт связан с наличием психических и поведенческих отклонений, низкой правовой грамотностью, желанием осужденного получить авторитет «отрицательно настроенного» по отношению к администрации ИУ, для последующего использования его в своих корыстных целях по прибытии в ИК общего режима. Указанным положениям сопутствует повышенный уровень криминальной «зараженности» несовершеннолетних. Таким образом, функционирующим в УИС ВК отведена достаточно значимая роль. Не стоит ее приуменьшать, так как ВК включает в себя всю совокупность функций и задач, возложенных уголовно-исполни-тельным законодательством на учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и также имеют целью предупреждение совершения осужденными новых преступлений. Цель профилактики - выявление и устранение детерминант правонарушений, наряду с этим - оказание воспитательного воздействия на осужденных с целью превенции. Возраст содержащихся в ВК лиц дает возможность наиболее продуктивно повлиять на них в плане исправления, осуществить коррекцию поведения.
Ключевые слова
профилактика,
правонарушения,
несовершеннолетние,
осужденные,
воспитательные колонииАвторы
Каретников Константин Викторович | Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России | преподаватель кафедры организации режима, охраны и конвоирования | kostya_385@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Малько А.В., Нырков В.В. Социальный контроль как приоритетное направление профилактики правонарушений и инструмент правоохранительной политики (через призму анализа ряда законодательных новелл) // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9, № 3. С. 447-459.
Конституция Российской Федерации (с изм. и доп. на 14.03.2020 года) от 12.12.1993 // Российская газета. № 144. 04.07.2020.
Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29.05.2017 // Российская газета. № 115. 30.05.2017.
Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-2025 годы по ее реализации (с изменениями на 18.03.2021 год) : Распоряжение Правительства Российской Федерации № 520-р от 22.03.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 14. 03.04.2017. Ст. 2088.
Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 // Российская газета. № 121. 30.06.1999.
Невский С.А. Профилактика правонарушений в современной России: состояние, проблемы, основные направления развития // Теория и практика общественного развития. 2009. № 3-4. С. 241-248.
О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1 (ч. II). 04.01.2016. Ст. 212.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 03.08.1998. Ст. 3802.
Сайт ФСИН России. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika (дата обращения: 25.04.2021).
Прозументов Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение : дис.. д-ра юрид. наук. Томск, 2001. 318 с.
Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон № 182-ФЗ от 23.06.2016 года // Российская газета. № 139. 28.06.2016.
Варыгин А.Н. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: плюсы и минусы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 1 (40). С. 56-59.
Денисенко В.В. Организация деятельности в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и направления ее совершенствования // Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел : материалы межвуз. науч.-практ. конф. 2018. С. 60-63.
Доцкевич М.В. Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупреждения правонарушений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 20-26.
Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы : приказ Минюста России № 72 от 20.05.2013 // Российская газета. № 119. 05.06.2013.
Гирько С.И., Лосева С.Н. Профилактика правонарушений в уголовно-исполнительной системе в контексте федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и основные направления взаимодействия с органами внутренних дел в этой сфере // Научный портал МВД России. 2017. № 4 (40). С. 21-26.
Горбань Д.В., Стрелков Д.О., Кутаков Н.Н. Профилактический учет в системе мер предупреждения пенитенциарной преступности: проблемные вопросы и пути их решения // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 4 (30). С. 25-31.
Дергачев А.В., Смирнов А.М., Бабаян С.Л. Совершенствование надзора в системе профилактики правонарушений среди осужденных в исправительных колониях // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1 (19). С. 77-83.
Каландаришвили З.Н. Профилактика правонарушений среди молодежи как важное направление совершенствования правовой культуры российского социума // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России / гл. ред. Р.А. Ромашов. 2014. С. 151-154.
Уткин В.А. Об уголовно-правовых средствах обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. 2013. № 1 (14). С. 7-13.
Емельянова Е.В., Червонных Е.В., Боровая С.А. Перспективные направления развития межведомственного взаимодействия в сфере профилактики правонарушений (на примере МВД России и ФСИН России) // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35). С. 34-38.
Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы : Приказ Минюста России № 311 от 06.10.2006 // Российская газета. № 233. 18.10.2006.
Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний : Приказ ФСИН России № 214 от 30.03.2005 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 1-3.
Эстерлейн Ж.В. Государственная политика в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: общие направления и перспективы развития // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. № 1 (11). С. 150-152.
Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015 // Российская газета. № 122. 08.06.2015.
Сергеев А.В., Антонов А.А. Проблемные вопросы программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними // Дневник науки. 2019. № 11 (35). URL: http://dnevniknauki.ru/images/publications/ 2019/11/law/Sergeev_Antonov.pdf (дата обращения: 30.04.2021).
Шеслер А.В. Дифференциация и индивидуализация уголовного наказания как методы реализации уголовно-правовой политики // Вестник Кузбасского института. 2018. № 3 (36). С. 123-128.
Уткин В.А., Киселев М.В., Баров Ю.А., Козловский С.Н., Алфимова О.А., Михеенков Е.Г., Прохорова М.В. Аналитическая справка-обзор по результатам исследования «Характеристика осужденных, направляемых из воспитательных колоний в исправительные колонии общего режима» // Вестник Кузбасского института. 2013. № 2 (15). С. 7-23.