Некоторые правовые средства прокурорского надзора за законностью закупочной деятельности | Уголовная юстиция. 2021. № 17. DOI: 10.17223/23088451/17/20

Некоторые правовые средства прокурорского надзора за законностью закупочной деятельности

Под правовыми средствами прокурорского надзора следует понимать предусмотренные законом полномочия прокуроров, а также порядок и форму их реализации. Правовые средства прокурорского надзора за законностью закупочной деятельности классифицируются по традиционным критериям: средства, направленные на выявление нарушений в области закупочной деятельности; средства, направленные на устранение нарушений; и средства, направленные на привлечение к ответственности виновных лиц. Практика показывает, что наиболее часто применяемым и эффективным средством служит обращение прокурора в суд с исковым заявлением.

Some Legal Remedies of Prosecutor’s Supervision over the Legality of Procurement Activities.pdf Принятие Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) послужило толчком для усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере публичных закупок. На сегодняшний день данное направление деятельности является приоритетным для органов прокуратуры. Под правовыми средствами понимаются предусмотренные законом полномочия прокуроров, а также порядок и форма их реализации. Иначе говоря, это предусмотренные законодательством формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона [1. С. 140; 2. С. 163]. Отличительная особенность правовых средств прокурорского надзора заключается в том, что в результате его применения всегда возникают правоотношения между прокуратурой и поднадзорным лицом [3. C. 78; 4]. С учетом традиционных для науки критериев классификации правовые средства прокурорского надзора за законностью закупочной деятельности можно разграничить следующим образом: 1. Правовые средства, направленные на выявление нарушений в сфере закупочной деятельности, а также выявление причин и условий, способствующих этому. Основным правовым средством служит проведение прокурорской проверки. Прокуроры проводят проверочные мероприятия на основании поступивших сведений о нарушении закона. Такие сведения содержатся как в заявлениях граждан и иных лиц, так и в других источниках, например в сообщениях средств массовой информации. При проведении проверки прокурор имеет доступ к документам и другим сведениям, имеющим отношение к проверяемой закупочной деятельности. Кроме того, ему обеспечивается беспрепятственный доступ на территорию и помещения проверяемого лица. Прокурор также вправе пригласить специалиста для выяснения возникающих вопросов, вызвать должностных лиц для получения объяснений в связи с проводимой проверкой (п. 1 ст. 22 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре)). 2. Правовые средства, направленные на устранение выявленных нарушений в сфере закупочной деятельности, включающие принесение традиционных актов прокурорского надзора - протестов и представлений. В России с 2015 по 2020 г. было принесено свыше 40 000 протестов прокуроров при осуществлении надзора о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Только за последние шесть лет прокуратурой Томской области было внесено более 550 протестов на незаконные правовые акты в контрактной сфере, Кемеровской области - 39, Новосибирской области - более 863. К примеру, по протесту прокурора г. Кедрового Томской области приведены в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 476 требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденные администрацией города. В Александровском районе Томской области прокурором опротестованы четыре постановления администраций сельских поселений, в которых в нарушение требований ст. 21 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ № 554 за пределами предоставленных полномочий были утверждены требования к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг. Другим востребованным практикой правовым средством восстановления нарушенной законности в сфере закупочной деятельности служит представление прокурора. В представлении, в отличие от протеста, как правило, ставится вопрос не только о фактическом устранении допущенных нарушений законодательства, но и о привлечении к соответствующей ответственности виновных лиц. Так, прокуратурой Томского района Томской области были выявлены факты искусственного «дробления» закупок в деятельности администраций сельских поселений, а именно были заключены три договора на приобретение оборудования для спортивных площадок. Из содержания контрактов следовало, что преду- 102 А.Ю. Мариничева Прокурорская практика привлечения лиц к административной ответственности по постановлениям прокуроров Страна/область По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Российская Федерация 10 034 11 685 12 585 13 597 14 407 14 980 Новосибирская область 78 123 110 190 141 207 Кемеровская область 12 15 17 57 95 77 Томская область 81 161 190 197 194 164 смотренные ими работы были абсолютно идентичными. В этой связи по результатам проверки прокурором в адрес глав сельских поселений были внесены представления, по результатам рассмотрения которых виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности. 3. Правовые средства прокурорского надзора, направленные на привлечение к ответственности виновных лиц в сфере закупочной деятельности. Наиболее часто выносимыми актами прокурорского реагирования служат постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении и направление материалов проверки, содержащие признаки преступления для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. С 2015 по 2020 г. наблюдается тенденция увеличения случаев привлеченных к административной ответственности лиц в сфере закупочной деятельности по постановлению прокурора (таблица). Вместе с тем, как показывает практика, самым эффективным правовым средством продолжает оставаться обращение прокуроров в суды с исковыми заявлениями. В судах общей юрисдикции, как правило, это требования об оспаривании сделок в защиту прав неопределенного круга лиц; в арбитражных судах - требования о признании сделок недействительными и применения последствий их недействительности; о признании недействительной процедуры определения поставщика; о признании процедуры способа определения поставщика и контракта, заключенного в результате определения поставщика, недействительными. Судебный порядок - наиболее результативный: он позволяет в полной мере оказать воздействие на нарушителя и обеспечить защиту прав и законных интересов предпринимателей или государства. Основными целями участия прокурора в суде служит обеспечение: эффективности в расходовании средств бюджета, широкого участия в закупочной деятельности различных субъектов, добросовестной конкуренции, прозрачности закупочных процедур, устранение коррупциогенных факторов, предотвращении правонарушений в закупочной деятельности со стороны участников закупки. Для достижения поставленных целей Генеральный прокурор РФ в Приказе от 14.01.2021 № 6 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» предписывает прокурорам: принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками (организаторами) торгов, запроса котировок, запроса предложений национального режима при осуществлении закупок; создания заказчиками (организаторами) торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий для каких-либо участников; неправомерных закупок у единственного поставщика; заключения картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений; завышения цен и незаконного изменения условий контрактов; поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг); нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств; неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).

Ключевые слова

прокурорский надзор в контрактной сфере, правовые средства прокурорского надзора, прокурорская проверка

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мариничева Анна ЮрьевнаТомский государственный университетменеджер Юридического институтаcrim.just@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Настольная книга прокурора / под ред. С.И. Герасимова. М. : Эколит, 2002. 840 с.
Прокурорский надзор : курс лекций и практикум / под ред. Ю.Е. Винокурова. М. : Экзамен, 2004. 490 с.
Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части : учеб. пособие: Томск : Изд-во НТЛ, 2007. 192 с.
Мельников Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти // Государство и право. 2003. № 5. С. 34-41.
 Некоторые правовые средства прокурорского надзора за законностью закупочной деятельности | Уголовная юстиция. 2021. № 17. DOI: 10.17223/23088451/17/20

Некоторые правовые средства прокурорского надзора за законностью закупочной деятельности | Уголовная юстиция. 2021. № 17. DOI: 10.17223/23088451/17/20