Анализируются такие особенности правового регулирования уголовного судопроизводства на стадии возбуждения уголовного дела по УПК РФ и УПК КНР, как обязательность соблюдения правил подследственности в Китае на этапе подачи заявления о преступлении; обязательное дактилоскопирование лица при подаче заявления о преступлении в орган общественной безопасности, реализуемое в Китае; существование нескольких видов предварительных проверок (перечень мероприятий, осуществляемых в рамках данных проверок в Китае, является открытым); интенсивное развитие IT-технологий и внедрение их в жизнь общества.
Ensuring the Rights and Legal Interests of the Victim when Checking the Crime Report: A Comparative Legal Analysis of th.pdf Не вызывает сомнения тот факт, что обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства должно осуществляться в течение всего производства по уголовному делу. Выполнение этой задачи на первоначальном этапе уголовного процесса, как правило, зависит от строгого соблюдения уполномоченными органами и должностными лицами требований закона, регламентирующих порядок приема, регистрации, проверки и разрешения поступающих сообщений о преступлениях. Как в РФ, так и в КНР рассмотрение сообщения о преступлении и его разрешение осуществляются в рамках стадии возбуждения уголовного дела. Отечественный законодатель определил основные положения данной стадии в разделе VII УПК РФ, китайский законодатель посвятил стадии возбуждения уголовного дела раздел 2 «Возбуждение уголовного дела, предварительное следствие и предъявление обвинения» главы I «Возбуждение уголовного дела» УПК КНР. Согласно ст. 144 УПК РФ рассмотрение сообщения о преступлении представляет собой принятие, регистрацию и обязательную проверку сообщения о любом преступлении. После выполнения указанных действий в рамках разрешения сообщения о преступлении выносится какое-либо решение, предусмотренное ст. 145 УПК РФ. Отечественное понимание элементов стадии возбуждения уголовного дела аналогично китайскому. Стадия возбуждения уголовного дела в Китае включает: 1. Принятие органами общественной безопасности, народной прокуратурой и народным судом заявлений, жалоб, сообщений о преступлении, явок с повинной и их регистрацию. 2. Проверку принятой информации. 3. Решение вопроса о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ заявление о преступлении является законным поводом для возбуждения уголовного дела. Подобного рода заявления исходят от физических и юридических лиц, пострадавших от преступлений. Так же как в России, в Китае предусмотрен такой повод для возбуждения уголовного дела, как заявление. В Большом китайско-русском словаре под заявлением (в* bao’an) понимается сообщение властям, органам общественной безопасности, народной прокуратуре или народному суду. Согласно ст. 85 УПК КНР заявление может подаваться как в письменном, так и в устном виде. Письменный документ после прочтения заявителю и признания им безошибочной записи сказанного должен быть этим лицом заверен. Необходимо отметить, что УПК КНР предусматривает возможность заверения процессуальных протоколов заявителями не только с помощью подписи, но и с использованием фамильной печати. В рамках приема заявлений о преступлении в России и Китае имеется отличие, заключающееся в том, что в России прием заявлений осуществляется всеми органами дознания и предварительного следствия, независимо от того, к какому органу следствия может быть отнесено уголовное дело. В Китае обратная ситуация, когда соблюдение подследственности на начальном этапе является важнейшим процессуальным требованием, позволяющим на самом начальном этапе процессуальной деятельности обеспечить учет специализации соответствующего органа предварительного расследования [1. С. 89]. В КНР к государственным органам и должностным лицам, принимающим уголовно-процессуальные решения на стадии возбуждения уголовного дела, относятся: 1. Органы общественной безопасности (&$ gong’an). 2. Верховная народная прокуратура (ЛК^ЙК renmin jiancha yuan). 3. Народный суд (ЛКЖ renmin fayuan). Данные органы осуществляют прием, проверку сообщений о преступлении, принимают решения о возбуждении уголовного дела и (или) отказе от такового. Не вызывает сомнений тот факт, что возможность дистанционного обращения с заявлением о преступлении - это удобство и экономия времени. В конце августа 2019 г. на сайте ЕСИА «Госуслуги» появился прототип «Суперсервиса», непосредственно связанного с обращением граждан в соответствующие государ- Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего 129 ственные органы за защитой своих прав, - это «Правосудие онлайн» и «Подача заявлений в правоохранительные органы». На сегодняшний день указанный тип электронных услуг используется недостаточно активно, поскольку граждане не в полной мере осведомлены о возможном использовании этих сервисов. Более того, многие не пользуются предоставленной возможностью ввиду недостатка знаний в сфере современных информационных технологий. На сегодняшний день в России внедряются следующие дистанционные системы подачи заявлений в правоохранительные органы: портал Государственных услуг [2], официальные сайты министерств и ведомств [3], мобильное приложение МВД России для смартфонов и планшетов, работающих на оперативных системах Android и iOS [4]. В этой связи примечателен опыт Китая, где в момент подачи заявления о совершении преступления сотрудник органа общественной безопасности при желании потерпевшего регистрирует последнего на онлайн-платформе (Жййй fuwdwangluo), предоставляя идентификационный номер (ІЯЗУ-^- shftiehao). Используя данный номер, заявитель получает возможность самостоятельно отслеживать ход проведения проверки и принятых решений в режиме онлайн на платформе на сайте отдела безопасности. Данный способ подачи не исключает дистанционной возможности, когда заявитель сам регистрируется на онлайн-платформе и в последующем имеет возможность отслеживать ход дела, не выходя из дома. Указанная система внедрена во многих провинциях Китая, в частности из отчета Управления общественной безопасности города Цзюцзян провинции Цзянси за 2019 г. установлено, что онлайн-платформой в 2018 г. воспользовались 83 398 жителей провинции, а в 2019 г. этот показатель увеличился практически в 5 раз, и на конец года он составил 352 771 обращение [5]. Отметим, что в Китае медиакоммуникационые технологии также применяются в целях реализации ряда правоприменительных функций органами общественной безопасности и народной прокуратурой [1. С. 65]. Так, в Разъяснении Министерства общественной безопасности КНР «Об изменении совершенствования процедуры возбуждения уголовного дела» подчеркивается необходимость использования должностными лицам интернет-платформы Wechat в рамках проведения разъяснительной работы с гражданами и превентивных мероприятий. С 1 января 2018 г. Верховная народная прокуратура запустила мобильную платформу для прокуроров для обработки и обмена несекретной информацией. Она представляет собой совокупность мобильных приложений для обработки документов, проведения опросов, направления руководителям подготовленных документов, рапортов и проведения видеоконференц-связи с коллегами. Необходимо отметить, что в настоящее время Китай успешно реализует государственный план «Сделано в Китае 2025» (Made in China 2025) [6], в рамках которого государство должно стать мировым лидером в сфере развития и применения искусственного интеллекта. Свои разработки в области искусственного интеллекта Китай успешно применяет в различных сферах жизни общества. В частности, в городе Фучжоу провинции Фуцзянь впервые открылся полицейский участок без персонала [7]. Это первый в Китае автоматизированный участок, работающий 24 часа в сутки и управляемый искусственным интеллектом. Офис на базе искусственного интеллекта сосредоточен на вопросах, связанных с транспортом. В нем установлена технология распознавания лиц, искусственного интеллекта и другие высокотехнологичные элементы. В 2019 г. китайская компания LL Vision разработала смарт-очки для полицейских [8]. Очки оборудованы камерой и связаны с базой данных правоохранительных органов. Для того чтобы проверить заинтересовавшую личность, полицейскому следует отойти не больше 5 метров и с ракурса, при котором видно не меньше 70% лица, система автоматически начнет искать совпадения в базе данных, сам поиск составляет 2-3 минуты. Если совпадение найдено, система сообщит имя и домашний адрес человека. На сегодняшний день Китай является признанным лидером по распространению систем распознавания лиц. Число камер распознавания лиц, используемых в Китае, выросло с 176 млн в 2017 г. до 626 млн в 2020 г. [9]. Несомненно, внедряемая система помогает в борьбе с преступностью. Вместе с тем некоторые правозащитники высказывают опасения по поводу того, что низкий уровень контроля внедрения данной технологии без достаточной обязательной защиты людей и их данных может привести к консолидации ценных биометрических данных в руках частных лиц, непрозрачному и дискриминационному обращению с личной информацией [10]. В этой связи очень важно проанализировать все возможные сценарии вмешательства высоких технологий в развитие общества, чтобы использовать их во благо, а не во вред. Возвращаясь к сравнительному анализу этапа подачи заявления о преступлении в России и Китае, необходимо отметить, что, помимо прочего, в Китае существует еще одна особенность, заключающаяся в том, что согласно ст. 166-167 Приказа министерства общественной безопасности № 127 при приеме сообщения о преступлении обязательному дактилоскопированию подлежат следующие лица: заявитель, информатор, лицо, явившееся с повинной. Такое решение китайский законодатель обосновывает тем, что изъятие следов пальцев рук способствует созданию единой базы данных для сотрудников уголовного розыска, а также обеспечивает защиту от фальсификации доказательств. Процедура обязательного дактилоскопирования (ййіІШЯЗУЖ^ zidong zhiwen shftie shftie xitong) достаточно неоднозначна, поскольку многие специалисты считают, что принудительное дактилоскопирование является нарушением конституционных прав заявителей и потерпевших [11]. Отечественный уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность осуществления производства по уголовным делам в порядке публичного, частнопубличного и частного обвинения. По делам частного И. Г. Смирнова, Е.В. Алексеева 130 обвинения и частно-публичного обвинения жалоба (заявление) пострадавшего (или законного представителя - для дел частного обвинения) является единственным поводом для возбуждения уголовного дела (за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 20 УПК РФ). В отличие от публичного и частно-публичного обвинения заявление по делу частного обвинения подается мировому судье, в соответствии с правилами территориальной подсудности с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело. Заявление должно соответствовать требованиям, установленным ч. 5 ст. 318 УПК РФ. Установив, что заявление по форме и содержанию соответствует требованиям, мировой судья принимает заявление к своему производству, и потерпевший приобретает статус частного обвинителя (ч. 7 ст. 318 УПК РФ). Так же как и в России, в Китае потерпевший может получить статус частного обвинителя. Для этого ему необходимо выдвинуть частное обвинение, обратившись в Народный суд (ст. 88 УПК КНР). УПК КНР не устанавливает требования по оформлению данного обвинения. Отечественный уголовно-процессуальный закон не предусматривает порядка и оснований отказа в принятии заявления о преступлении. В соответствии с ч. 5 ст. 144 УПК РФ отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном в ст. 124 и 125 УПК РФ. В КНР Китая не предусмотрен отказ в приеме сообщения о преступлении. Речь идет об итоговом процессуальном документе, о результатах проверки сообщения о преступлении. Как в России, так и в Китае вторым этапом стадии возбуждения уголовного дела является проверка сообщения о преступлении. В юридической литературе этап проверки сообщения о преступлении включает два элемента: первый -мыслительная деятельность, представляющая собой изучение и анализ самого сообщения о преступлении, второй - получение дополнительных материалов, подтверждающих или опровергающих сообщение о преступлении [12. С. 40]. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе: получать объяснения; получать образцы для сравнительного исследования; истребовать и изымать документы и предметы; назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок; производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование; требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов; привлекать к участию в этих действиях специалистов; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Чаще всего на этапе проверки сообщения о преступлении заявитель является единственным располагающим информацией о данном преступлении, поэтому вполне понятно, что он также является главным участником основных проверочных мероприятий. В КНР существует несколько видов проверки сообщения о преступлении: предварительная проверка ($* jiancha) и проверка (Ф* shencha). Целью «первой» проверки является определение наличия или отсутствия в деянии признаков преступления. В рамках «второй» проверки проводятся следующие процессуальные действия: допрос (fflH xdnwen), экспертиза (^й jianding), освидетельствование (»3i kanyan) запрос и наведение справок (*ffl chaxdn), истребование доказательственных материалов (жіЕШ4» qd zhengju cailiao). Отметим, в Китае данный перечень мероприятий является открытым. В 2015 г. Министерством общественной безопасности был закреплен срок проведения проверки сообщения о преступлении, данный срок составляет 3 суток с возможностью продления до 7 суток, а в исключительных случаях - до 30 суток [13]. В России согласно ст. 144, 145 УПК РФ общий срок проверки составляет 3 суток, однако данный срок может быть продлен до 10 дней, а в отдельных случаях, включая документальные проверки - 30 дней. Гражданин, вовлеченный в уголовное судопроизводство, должен знать, что уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. В РФ в результате проверки сообщения о преступлении может быть вынесено следующее решение: 1. О возбуждении уголовного дела. 2. Об отказе в возбуждении уголовного дел. 3. О передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд (ч. 1 ст. 145). В соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РФ о принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия вынесенного постановления в течение 24 часов с момента вынесения направляется прокурору. Отечественный законодатель установил, что при отказе в возбуждении уголовного дела лицо, обратившееся с заявлением, получает на руки копию соответствующего постановления (ч. 4 ст. 148 УПК РФ). Однако, как сообщает председатель фонда поддержки пострадавших от преступлений Ольга Костина, «все чаще заявители о преступлениях не получают от правоохранительных органов уведомлений об отказе в возбуждении уголовных дел, хотя согласно УПК РФ такие уведомления должны направляться не позже 24 ч с момента принятия процессуального решения. Известно немало случаев, когда заявители заверяют, что идет проверка по его “делу”, но “дела” уже нет. Порой он узнает об этом спустя полгода, а то и больше» [14. С. 14]. Исследуя данную проблему, мы обратились к статистическим данным. В период января-ноября 2019 г. прокурорами в рамках надзора за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства было выявлено 4 646 267 нарушений закона, отменено 1 858 914 постановлений об отказе в возбуждении уго- Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего 131 ловного дела [15]. Во-первых, данные показатели свидетельствуют об огромном количестве допускаемых нарушений, во-вторых, о наличии проблем в сфере правоприменительной практики, а также о необходимости контроля персональной ответственности должностных лиц. В соответствии с ч. 5 ст. 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд. Вместе с тем сроков для обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела законом не предусмотрено. Согласно ст. 86 УПК КНР в результате проверки сообщения о преступлении может быть вынесено следующее решение: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) отказ ввиду отсутствия события преступления; 3) отказ ввиду малозначительности деяния. Процедура отказа в возбуждении уголовного дела в Китае представляет собой процессуальное действие по вынесению постановления, которое утверждается ответственным лицом органа общественной безопасности уровня провинции. Данное мероприятие именуется T'fi* (Ъйуйіі’аи) (ст. 184 Приказа Министерства общественной безопасности КНР № 127). В КНР вышеуказанные основания отказа в возбуждении уголовного дела на практике нередко становятся средством злоупотребления полномочиями со стороны органов общественной безопасности. Так, возбуждение уголовного дела по ст. 264 УК КНР «Кража» предусмотрено в случае причинения ущерба, начиная с 2 тыс. юаней. На практике же данная сумма начинается с 3 тыс. юаней [16]. Ма Цзюньцзы и Дун Банцзюнь, связывают проблему незаконного отказа в возбуждении уголовного дела с нехваткой полицейских (1,6 млн полицейских на 1,4 млрд чел.), что приводит к недостаточно качественной проверке поступивших сообщений [17]. Статья 86 УПК КНР устанавливает возможность заявителя в случае несогласия с отказом в возбуждении уголовного дела обратиться за пересмотром. Так же как и отечественный законодатель, китайский законодатель не устанавливает срока на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Сравнительно-правовой анализ различных аспектов обеспечения прав и законных интересов потерпевшего в ходе проверки сообщения о преступлении позволил обосновать следующие выводы и предложения: 1. В рамках приема заявлений о преступлении в России и Китае имеется несколько отличий. В России прием заявлений осуществляется всеми органами дознания и предварительного следствия, невзирая на то, к какому органу следствия может быть отнесено уголовное дело. В Китае обратная ситуация, когда соблюдение подследственности на начальном этапе является важнейшим процессуальным требованием. 2. Еще одно существенное отличие выражается в обязательном дактилоскопировании лица при подаче заявления о преступлении в орган общественной безопасности КНР. 3. Очевидно, Китай является официальным мировым лидером в развитии технологий. Страна твердо делает акцент на развитии IT-технологий и внедрении их в жизнь общества, в том числе и для борьбы с преступностью и обеспечением правопорядка в обществе. На сегодняшний день в Китае открыт первый автоматизированный полицейский участок, работающий 24 ч в сутки и управляемый искусственным интеллектом, по всей стране успешно функционирует онлайн-платформа, разработанная органами общественной безопасности для дистанционной подачи заявления о преступлении. Разработана онлайн-платформа для органов общественной безопасности и народной прокуратуры в целях обработки и обмена несекретной информации и повышения оперативности реагирования на нарушение законности. В России возможность дистанционной подачи заявления только внедряется, многие граждане не знают о данной возможности или не используют ее в силу слабой информационной компетентности. В этой связи изучение опыта Китая по применению интернеттехнологий в учетно-регистрационной, уголовнопроцессуальной и административно-управленческой деятельности представляется необходимым для отечественного законодателя. 4. Китайский законодатель, в отличие от отечественного, предполагает не один, а несколько видов предварительных проверок. Перечень мероприятий, осуществляемых в рамках данных проверок в Китае, является открытым.
Захарова В.К. Досудебное производство в уголовном процессе Российской Федерации и Китайской Народной Республики : дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. 196 с.
Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг : ФЗ от 27июля 2010 г. № 210-ФЗ : (ред. от 27 декабря 2019 г.) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
Об утверждении новой редакции Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» : Приказ МВД России от 20 мая 2008 г. № 435 (Документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».
Мобильное приложение МВД России. URL: https://мвд.рф/apps (дата обращения: 21.01.2020).
九九九公公九2019年年年年年公开工工年工报告. Отчет Управления общественной безопасности города Цзюцзян провинции Цзянси за 2019 год. URL: https://jisgaj.jiujiang.gov.cn/zwgk/zfxxgknb/202002/t20200217_3190251.html (дата обращения: 12.02.2020).
What is made in China 2025 and why has it made the world so nervous? URL: https://www.china-briefing.com/news/made-in-china-2025-explained/ (дата обращения: 12.02.2020).
在福福自动化化化化 Первый автоматизированный офис полиции в Фучжоу. URL: https://chinadaily.com.cn (дата обращения: 12.02.2020).
Chinese police are using smart glasses to identify potential suspects. URL: https://techcrunch.com/2018/02/08/chinese-police-aregetting-smart-glasses/ (дата обращения: 13.02.2020).
A world with a billion cameras watching you is just around the corner. URL: https://www.wsj.com/articles/a-billion-surveillancecameras-forecast-to-be-watching-within-two-years-11575565402?mod=hp_listb_pos1 (дата обращения: 13.02.2020).
别把人脸识别技术搞成现代“刺黥” Распознавание лиц в Китае ставит защиту данных под удар. URL: https://guancha.gmw.cn/2019-10/30/content_33278600.htm (дата обращения: 13.02.2020).
捺指捺捺 人 突 遭 异议 . Обязательное дактилоскопирование ни что иное, как нарушение конституционных прав заявителей и потерпевших. URL: http://zljcg.gitom.com/adetail_220310.htm?aid=241738 (дата обращения: 18.07.2019).
Шаров Д.В. Обеспечение прав и законных интересов заявителя в ходе рассмотрения сообщения о преступлении // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 194-198.
公公公捺发《公公公关于于于于于于案不案于工于于见》(公公公32号) // Мнения о совершенствовании и преобразовании процедуры возбуждения уголовного дела : Приказ Министерства общественной безопасности КНР № 32. URL: http://www.chinapeace.gov.cn/201512/29/content_11309393_3.htm (дата обращения: 13.11.2019).
Фалалеев М. Ждите ответа // Российская газета. 2018. № 42 (7505). С. 14.
Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-ноябрь 2019 года. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/1548464/ (дата обращения: 15.01.2020).
韦潇潇. 公公公关刑刑不案问题之浅谈.海海海学. 人学察. Вэй Сяосяо. Краткий анализ проблемных вопросов возбуждения уголовного дела // Журнал Хайнаньского университета. Юридическая школа. URL: http://www.zaidian.com/show/yG8v7Qz4QepLCO65.html (дата обращения: 18. 11.2019).
邦邦, 马君君. 公公公关刑刑不案问题及对策研究. 中海人中海学学报. 2016. 36(5). 第 97 页. Дун Банцзюнь, Ма Цзюньцзы. Возбуждение уголовного дела органами общественной безопасности: проблемы и решения // Ученые записки университета национальных меньшинств Центрального и Южного районов Китая. 2016. № 36 (5). URL: http://www.pkulaw.cn/fulltext_form.aspx?Gid=1510165985 (дата обращения: 23.03.2018).