Служба пробации в Российской Федерации и медиация
Создание системы пробации предусматривает возложение полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания условно-досрочно. Существуют следующие формы пробации: допенитенциарная (до назначения наказания); пенитенциарную (связанную с наказанием); постпенитенциарную (после отбытия наказания). Медиация включена в состав допенитенциарной пробации, представляющей собой одну из форм восстановительного правосудия.
Probation Service in the Russian Federation and Mediation.pdf Разделом XVI Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. [1] предусмотрено создание и развитие системы пробации, причем уже до истечения текущего года предполагается подготовка проекта Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» [2]. Создание системы пробации предусматривает возложение полномочий на уголовно-исполнительные инспекции (помимо имеющихся полномочий), прежде всего, в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания условнодосрочно. Следует отметить, что в различных источниках существуют разные дефиниции, определяющие, в каких формах пробация должна реализовываться, однако, учитывая концептуальные решения, связанные со службой пробации, к таким формам можно отнести: - допенитенциарную пробацию (до назначения наказания); - пенитенциарную пробацию (связанную с наказанием); - постпенитенциарную пробацию (после отбытия наказания) [3-5]. Медиация как вид деятельности, несмотря на отсутствие в юридической литературе единства мнений о том, каким должно быть содержание пробации, включена в состав допенитенциарной пробации [6. С. 380; 7. С. 10] совместно с досудебной пробацией, досудебными функциями [8], подготовкой отчетов о социальной ситуации правонарушителя [7. С. 11]. Она, являясь достаточно новой функцией, которую приписывают пробации, представляет собой одну из форм восстановительного правосудия. Говоря о восстановительном правосудии, следует понимать, что эта деятельность должна дополнять современное уголовное судопроизводство, поскольку оно предполагает достижение целей, которые не всегда успешно реализуются в рамках традиционного уголовного процесса [9. С. 12]: 1) восстановление общественных отношений, нарушенных противоправным деянием; 2) осуждение противоправных поступков и воспитание уважения к общепринятым моральным нормам и ценностям; 3) помощь и поддержка лиц, которым противоправным деянием причинен вред, удовлетворение их интересов и потребностей; 4) содействие лицу, совершившему деяние, в осознании его последствий и в принятии на себя ответственности за них; 5) выявление восстановительного эффекта наказания; 6) реинтеграция лиц, совершивших противоправное деяние, в общество и предотвращение рецидива; 7) выявление причин преступности. Медиация - одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения [10]. Вместе с тем наиболее правильной представляется позиция по разграничению медиации и посредничества независимо от сфер их применения. В этой связи посредничество является более широким понятием, а медиация - особым видом в его проявлении, регламентированным со своей спецификой в Законе о медиации [11. С. 30]. Указанным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также в случае, если споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Здесь же закреплены и следующие термины, применяемые в процессе медиации: - стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты гражданских, административных и иных публичных правоотношений; - процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения; - медиатор (медиаторы) - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора [12]. За рубежом в уголовном судопроизводстве различают три модели медиации (посредничества). В первом случае медиация является частью системы уголовного правосудия. В другом случае медиация заменяет процедуру правосудия. В третьей модели программа медиации используется в процедуре уголовного правосудия как дополнительное средство, часто применяемое после окончания уголовного суда [13. С. 18-21]. По общему правилу медиация считается пригодной для разрешения частноправовых конфликтов. Понятие же уголовно-правового конфликта, которое используется в литературе при обсуждении медиации по уголовным делам, предполагает рассмотрение довольно сложной конфигурации позиций и структуры правоотношений. Медиация не нашла прямого отражения в уголовном законодательстве Российской Федерации как термин, определяющий какую-либо деятельность, так как не всегда интересы потерпевшего и государства совпадают. Как относящийся к сфере публичного права уголовно-правовой конфликт означает (за исключением ограниченного перечня дел частного обвинения) конфликт лица, виновного в совершении преступления, с государством. Соответственно устанавливается правоотношение каждой из сторон с государством, «горизонтальных» правоотношений между обвиняемым и потерпевшим фактически нет. При этом, правда, разрешение конфликта виновного с государством (относящегося к сфере публичного права) предусматривает не только карательные меры, но и поощрительные, предлагаемые в нормах об освобождении от уголовной ответственности и в примечаниях к ряду норм особенной части УК РФ, а также нормы о досудебном соглашении о сотрудничестве обвиняемого с государством (гл. 40-1 УПК РФ). Наличие таких норм свидетельствует о признании государством ценности позитивного посткриминального поведения обвиняемого как по отношению к потерпевшему (извинение, заглаживание вреда), так и по отношению к государству - помощь в раскрытии сложных групповых уголовных дел или своего рода «примирение с государством» по ст. 76.1 УК РФ [14]. Применительно к уголовно-процессуальной деятельности можно выделить нормы, закрепленные в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, которые можно назвать предвестникам примирительных процедур в российском уголовном процессе. Это нормы, предусматривающие возможность примирения потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ); освобождение от уголовной ответственности (ст. 76 УК РФ); прекращение уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим (ст. 25 УК РФ); нормы, применяемые при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (ст. 90, 91 УК РФ) и предусматривающие освобождение в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Ряд норм Уголовно-процессуального кодекса РФ прямо предусматривает необходимость разъяснения сторонам права на примирение в случаях, указанных в ст. 25 УПК РФ (ст. 268, ч. 5 ст. 319 УПК РФ). Некоторые характеристики, свойственные восстановительным процедурам, усматриваются нами и в сокращенных формах расследования (гл. 32.1. Дознание в сокращенной форме): признание подозреваемым своей вины, характера и размера причиненного преступлением вреда, согласие с юридической формулировкой деяния (п. 2 ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ); согласие потерпевшего на применение сокращенных процедур расследования (п. 6 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ) [14]. Следует подчеркнуть, что в процессе уголовного судопроизводства и в целях уголовного судопроизводства медиативные технологии со стороны службы пробации применяться не могут - это вмешательство «не в свою сферу». Представляется, что попытки внедрения службы пробации непосредственно в процесс расследования преступлений или судебное разбирательство безосновательны и нецелесообразны. Вместе с тем исследователи данного вопроса отмечают положительный эффект использования медиативных технологий в работе с осужденными в пенитенциарной деятельности. Медиаторы оказывают помощь специалистам уголовно-исполнительных инспекций в работе с несовершеннолетними нарушителями, а также их семьями. Их работа состоит в консультировании по вопросам разрешения конфликтов и межличностных проблем, помощи в налаживании взаимоотношений с родственниками, обучению «навыкам социально-полезного взаимодействия» [15. С. 50]. Представляется, что как раз в этом и должны реализовывать себя медиаторы службы пробации в допени-тенциарной пробации: - разрешение конфликтов в семье; - налаживание взаимоотношений с родственниками; - привитие навыков социально полезного взаимодействия. А на стадии пенитенциарной и постпенитенциарной пробации все эти функции могут быть реализованы еще и во взаимоотношениях с трудовыми коллективами и соседями.
Ключевые слова
пробация,
служба пробации,
освобождение от отбывания наказания,
медиация,
примирительные процедурыАвторы
Уваров Олег Николаевич | Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России | кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности уголовно- исполнительной системы | crim.just@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 г. № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Рос сийской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.11.2021).
Приказ ФСИН России от 14.10.2021 № 919 «Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний» // СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 01.11.2021).
Хуторская Н.Б. Институт пробации в США: уголовно-правовые, криминологические и организационно-управленческие аспекты : дис.. канд. юрид. наук. М., 1992. 193 с.
Абатуров А.И., Коровин А.А. Служба пробации: зарубежный опыт / под общ. ред. Н.Б. Хуторской. Киров : Спектр-Принт, 2013. 174 с.
Хуторская Н.Б. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства России на основе Правил Совета Европы о пробации // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 1, Т. 3. С. 68-71.
Овчинникова Н.А. Перспективы формирования службы пробации в РФ: международно-правовой аспект // Актуальные про блемы деятельности подразделений УИС: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 06-07 июня 2012 года. Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. С. 379-384.
Сарафанникова Л.А. Институт пробации в РФ // Научно-практические исследования. 2020. № 11-5 (34). С. 10-11.
Ольховик Н.В. Проблемы исполнения уголовных наказаний // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011, № 2 (16). С. 54-60.
Арутюнян А.А. Медиация в уголовном процессе : автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2012. 32 с.
Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.]; под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2003. 703 с.
Минкина Н.И. Медиация как альтернативный способ урегулирования конфликтов. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 158 с.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 01.11.2021).
Дворянсков И.В., Сергеева В.В., Баталин Д.Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование). М. : РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия»; Penal Reform Inteational, 2004. 90 с.
Карнозова М.Л. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). М. : Проспект, 2015. 264 с.
Самолаева Е.Ю. О состоянии развития медиации и восстановительного правосудия в российском уголовном процессе // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 47-51.