Розыск лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, уклоняющихся от органов следствия, дознания и суда | Уголовная юстиция. 2021. № 18. DOI: 10.17223/23088451/18/24

Розыск лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, уклоняющихся от органов следствия, дознания и суда

Исследуется видовая совокупность оперативно-розыскных и тактико-криминалистических приемов розыска лиц, совершивших преступления. Рассматриваемая алгоритмизация ориентирована на информационные блоки, легко подлежащие внесению в компьютерные базы данных. Анализ групповых правил и приемов, характерных для отдельной группы разыскиваемых лиц, является содержанием современного этапа исследований следственных действий.

Search for Persons Who Committed Crimes against Life and Health, and Evade Investigation, Inquiry, and Court Bodies.pdf В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О полиции» одним из основных направлений ее деятельности является розыск лиц, а в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» одной из задач оперативнорозыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших и установление личностей неопознанных трупов. Министерство внутренних дел Российской Федерации особое внимание уделяет розыску лиц всех категорий, но розыск лиц, скрывшихся от органов следствия, дознания, суда после совершения посягательств на жизнь и здоровье человека, является одним из приоритетных направлений. В первую очередь это связано с тем, что преступления данной категории затрагивают одну из главных ценностей общества - жизнь и здоровье человека. Преступления данной категории зачастую вызывают общественный резонанс, что, в свою очередь, заставляет уделять им пристальное внимание. Подробнее остановимся на освещении вопроса розыска лиц, уклоняющихся от правоохранительных органов после совершения преступлений против жизни и здоровья. Рассмотрим процедуру объявления в розыск поэтапно. Принятие решения об объявлении розыска. В соответствии с частью 1 статьи 210 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации, если местонахождение подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь (дознаватель) поручает его розыск подразделениям уголовного розыска, а в соответствии с частью 3 статьи 253 УПК РФ, если подсудимый скрылся, а также в случае его психического расстройства или иной тяжелой болезни, исключающей возможность явки подсудимого, суд приостанавливает производство в отношении этого подсудимого до его розыска или выздоровления и продолжает судебное разбирательство в отношении остальных подсудимых. Если раздельное судебное разбирательство препятствует рассмотрению уголовного дела, то все производство по нему приостанавливается. Суд выносит определение или постановление о розыске скрывшегося подсудимого. Таким образом, перед вынесением постановления об объявлении в розыск следователь, дознаватель, судья должны установить факт того, что лицо намеренно скрывается, а не по уважительной причине. Для этого следователь, дознаватель направляют поручения сотрудникам уголовного розыска с целью установления местонахождения и доставления неявившегося подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления. Суд выносит постановление, определение о доставлении неявившегося подсудимого и направляет его для исполнения Федеральной службе судебных приставов. Сотрудники полиции, Федеральной службы судебных приставов устанавливают адрес, где находится подозреваемый (проверяя адреса его возможного нахождения). Подозреваемый доставляется в орган следствия, дознания, суд. В случае, если он находится в лечебном учреждении либо не может самостоятельно передвигаться, об этом информируется заинтересованное должностное лицо. При невозможности установления местонахождения подозреваемого сотрудниками полиции, Федеральной службы судебных приставов дается соответствующий ответ. В таком случае следователь, дознаватель, судья принимают решение об объявлении скрывшегося лица в розыск. Вынесение постановления об объявлении в розыск и направление его для исполнения. Удостоверившись в том, что лицо скрывается от органов правосудия, следователь, дознаватель, судья выносят постановление об объявлении розыска. Для объявления в розыск одного постановления недостаточно. Межведомственными нормативными актами установлена определенная процедура объявления в розыск, предусматривающая предоставление территориальному органу Министерства внутренних дел соответствующего материала: - постановление об объявлении в розыск; - копию документа, удостоверяющего либо подтверждающего личность объявляемого в розыск (копия паспорта, удостоверения личности, копия формы заявления о выдаче паспорта Форма 1П и т.д.); - копию постановления о возбуждении уголовного дела; - копию постановления о признании подозревае -мым либо обвиняемым (для органов следствия, дознания); - копию постановления об избрании меры пресечения; - справку о личности, которая содержит информацию о разыскиваемом, его близких родственниках, месте работы, используемых абонентских номерах и т.д.; - иные документы, способствующие установлению местонахождения разыскиваемого, по усмотрению инициатора розыска. Действия территориального органа Министерства внутренних дел при поступлении материала об объявлении лица в розыск. Поступивший в территориальный орган Министерства внутренних дел России материал о розыске подозреваемого, обвиняемого, подсудимого регистрируется в подразделении делопроизводства и распоряжением руководителя направляется для исполнения в подразделение уголовного розыска, далее поступает на исполнение конкретному сотруднику, закрепленному за линией розыска. С момента поступления материала до фактического объявления лица в розыск может пройти до десяти суток, при этом в некоторых случаях такое решение может быть принято незамедлительно либо в любой момент до истечения указанного срока. С момента поступления материала на розыск до заведения розыскного дела проводятся первоначальные розыскные мероприятия. Целью первоначальных розыскных мероприятий является установление и задержание разыскиваемого в кратчайшие сроки. Для этого изучаются сведения о лице, имеющиеся в материале, а также выполняется первоначальная проверка лица по учетам Министерства внутренних дел регионального и федерального уровня. Устанавливаются и проверяются адреса проживания, пребывания разыскиваемого, места его времяпрепровождения, досуга, его связи. Данные мероприятия позволяют в кратчайшие сроки установить местонахождение разыскиваемого, а в противном случае позволяют получить дополнительные сведения о нем. Если местонахождение разыскиваемого установить не удалось, сотрудник уголовного розыска объявляет его в розыск, при этом лицо сразу попадает в федеральный розыск (отсутствует процедура первоначального объявления в местный розыск, т.е. внутри субъекта России, и последующего объявления федерального розыска, т.е. на территории всей страны). Здесь необходимо отметить, что в соответствии с Договором государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц федеральный розыск также является межгосударственным, т.е. розыск осуществляется на территории всех стран -участников Содружества Независимых Государств. При объявлении лица в розыск сотрудником уголовного розыска заводится соответствующее розыскное дело, в рамках которого осуществляются все дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». При розыске широко используются связи с общественностью путем размещения ориентировок на разыскиваемых на соответствующих стендах, в средствах массовой информации (телевидение, радио, сеть Интернет), информирование внештатных сотрудников полиции, общественных объединений и организаций, граждан. Розыскная деятельность осуществляется не только на основе сбора и анализа поступающих сведений, но и проведении активных розыскных мероприятий (проверка адресов, мест возможного нахождения/пребывания разыскиваемых, организация засад и т.д.). В соответствии с федеральными законами «О полиции», «Об оперативнорозыскной деятельности» розыскные мероприятия осуществляются уполномоченными на то органами гласными и негласными методами. С целью установления местонахождения разыскиваемых проводятся комплексные оперативно розыскные мероприятия, в том числе: - опрашиваются родственники, знакомые, иные лица, поддерживающие связь с разыскиваемым либо обладающие сведениями о нем. При этом выясняются особенности личности, привычки, склонности, вероятные места нахождения, средства связи, в том числе используемые страницы в сети «Интернет» и т.д.; - проводятся мероприятия , направленные на получение актуальных фото- и видеоматериалов с разыскиваемыми, получение их биологических образцов для выделения ДНК-профиля; - при наличии информации о возможном местонахождении разыскиваемых на территории обслуживания других территориальных органов Министерства внутренних дел организуется взаимодействие с ними по проведению необходимых оперативно-розыскных мероприятий; - осуществляются проверки, направленные на выявление разыскиваемых среди ранее задержанных, арестованных лиц; - проводится ориентирование наружных служб полиции (патрульно-постовой службы, службы участковых уполномоченных, государственной автоинспекции); - с целью сбора сведений о разыскиваемых направляются запросы в Управление по вопросам миграции, ЗАГСы, военные комиссариаты, фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд России, Федеральную налоговую службу, возможные места трудоустройства и т.д.; - устанавливается наличие дактилоскопических карт разыскиваемых, при наличии проводятся их проверки по автоматизированной дактилоскопической информационной системе «Папилон», используемой Министерством внутренних дел России (данная проверка может проводиться как внутри одного субъекта, так и по нескольким либо сразу по всем субъектам России), при отсутствии проводятся мероприятия, направленные на получение образцов отпечатков пальцев; - привлекаются различные средства массовой информации (ориентировки на разыскиваемых размещаются на телевидении, радио, в сети «Интернет» и т.д.); - при необходимости осуществляется контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; - в рамках законодательства проводятся: прослушивания телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации (последнее предусмотрено Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», внесшим дополнение в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»). Отдельно отметим актуальность исследований вопросов правового использования систем «Папилон», положительные и отрицательные стороны использования «живого сканера» в практической деятельности полиции, лежащих как раз на пересечении криминалистической и оперативно-розыскной науки [1. С. 126128]. Анализ розыска лиц, скрывшихся после совершения посягательств на жизнь и здоровье, позволяет в некоторой степени спрогнозировать их поведение, т.е. предугадать их действия. В зависимости от их предполагаемых действий в рамках розыскных дел разрабатываются планы по проведению комплексных оперативно-розыскных мероприятий, которые в свою очередь можно разделить на первоначальные (включают первоначальные мероприятия по изучению личности и сбору информации) и дополнительные (включают в себя дополнительные мероприятия, выработанные на основе анализа собранных сведений). Так, например, выдвигается версия о том, что разыскиваемый, скрываясь, поддерживает связь со своими родственниками либо друзьями. В таком случае в отношении этих лиц проводится комплекс оперативнорозыскных мероприятий, предусмотренных федеральными законами «О полиции», «Об оперативно розыскной деятельности», как уже говорилось выше, гласными и негласными методами. Либо выдвигается версия о том, что разыскиваемый покинул территорию своего пребывания и скрылся в неустановленном либо конкретном направлении. В таком случае проводятся мероприятия, направленные на получение сведений о том, куда мог выехать разыскиваемый. Если известно о предполагаемом местонахождении разыскиваемого, то мероприятия проводятся с учетом этого. Розыск конкретного лица всегда индивидуален. Невозможно один шаблон действий по розыску применить ко всем разыскиваемым. Необходимо учитывать множество различных внешних и внутренних факторов, влияющих на поведение как самого разыскиваемого, так и его окружения. Знание особенностей личности разыскиваемого, его окружения обеспечивает возможность искусственно создавать определенные условия, позволяющие в некоторой степени управлять его поведением. Для примера разберем конкретный случай: тремя лицами совершено преступление, предусмотренное частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Два лица были задержаны и помещены под стражу, третье скрылось и было объявлено в розыск. В ходе расследования уголовного дела установлены все обстоятельства произошедшего, усматривалась равная ответственность каждого из трех подозреваемых. При этом задержанные лица с целью избежания наказания стали давать показания о своей невиновности и виновности разыскиваемого. Сотрудниками уголовного розыска, помимо проводимого комплекса оперативно-розыскных мероприятий, был проведен ряд мероприятий, направленных на семью и знакомых разыскиваемого, с целью донесения до скрывшегося сведений о том, что при его отсутствии невозможно установить степень вины каждого, и существует некая вероятность смягчения наказания уже задержанным и в будущем ужесточения наказания разыскиваемому, так как его показания могут внести существенные коррективы в ход расследования. Также в соответствии с главой 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации им был разъяснен особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Результатом данных мероприятий стала добровольная явка разыскиваемого в полицию и заключение с ним досудебного соглашения о сотрудничестве. Необходимо признать, что технический прогресс, особенно в сфере коммуникации, вносит свои коррективы в розыскную работу. Ставшие привычными аксессуарами почти каждого человека мобильные телефоны, компьютеры, в том числе ноутбуки и планшеты, позволяют беспрепятственно обмениваться информацией без необходимости находиться в конкретном месте. Отдельно в этой категории можно выделить электронные подписи, позволяющие скрывающимся вести всевозможную деятельность из любой точки мира. Технические же новшества в практику расследования и дознания внедряются очень неоперативно. Так, признание законодательно нового оперативно-розыскного мероприятия «Получение компьютерной информации» не привело к формированию практики его применения [2. С. 37; 3. С. 24-30]. Да и понимание природы этого оперативно-розыскного мероприятия на данный момент неоднозначно [4. С. 170-175]. Деятельность органов полиции также не стоит на месте, в том числе при розыске лиц. Проведение таких мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации невозможно без применения современных технических средств и высококвалифицированных специалистов. Многообразие используемых в современном мире способов связи, таких как различные мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp и другие), IP и интернет-телефония, различные социальные сети (Instagram, Facebook и др.), существенно затрудняет установление местонахождения разыскиваемых, использующих данные средства связи. В первую очередь это связано с тем, что разработчиками и владельцами указанных сервисов являются фирмы, зарегистрированные в иностранных государствах, а направление им запросов затрагивает международные отношения, до настоящего времени не урегулированные Россией. Решением данной проблемы может стать заключение международных договоров, соглашений по защите информации и неприкосновенности частной жизни, направленных на урегулирование ограничений прав пользователей уполномоченными на то правоохранительными органами. Таким образом, мы подошли к вопросу о международном розыске, который объявляется в том случае, если установлен факт выезда разыскиваемого за пределы территории России. В некоторых случаях речь может идти о предполагаемом выезде (например, наличие сведений о незаконном пересечении границы либо пересечении ее с использованием подложных/ поддельных документов). В ряде стран, в том числе и в России, международный розыск осуществляется через отделения национального центрального бюро Интерпола, издающего и распространяющего по своим каналам «розыскные циркуляры» (уведомления с изображением в правом верхнем углу эмблемы Интерпола определенного цвета). В зависимости от цели и объекта существует определенная классификация циркуляров. «Красный циркуляр» издается с целью задержания и последующей экстрадиции разыскиваемого, предполагает наличие меры пресечения в виде содержания под стражей и намерения страны - инициатора требования экстрадиции. «Синий циркуляр» предполагает намерения страны - инициатора розыска в получении сведений о передвижениях и действиях разыскиваемого лица, в отношении которого применена мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, при этом вопрос об экстрадиции не рассматривается либо находится в стадии рассмотрения. Объявление в международный розыск имеет определенную последовательность и свои особенности. Так, постановление об объявлении международного розыска выносится органом дознания, а именно сотрудником территориального органа Министерства внутренних дел, осуществляющим розыск. В зависимости от избранной меры пресечения рассмотрим следующие примеры из практики: 1. В отношении разыскиваемого лица избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу. Сотрудник, осуществляющий розыск, выносит постановление об объявлении международного розыска и с сопроводительным письмом направляет его инициатору розыска (следователю, дознавателю либо судье). В сопроводительном письме обосновывается необходимость замены меры пресечения на заключение под стражу. Если производство по уголовному делу не приостановлено, то следователь, дознаватель выходят в суд с ходатайством о замене избранной меры пресечения на заключение под стражу. Если производство по уголовному делу приостановлено, то сначала оно возобновляется. При избрании судом меры пресечения в виде заключения под стражу копия постановления направляется сотруднику, осуществляющему розыск, который направляет в отделение национального центрального бюро Интерпола соответствующий материал, при этом в обязательном порядке им информируется надзирающий прокурор. Направляемый в Интерпол материал содержит: постановление об объявлении в международный розыск; постановление о привлечении в качестве обвиняемого; постановление об объявлении лица в розыск; постановление об избрании меры пресечения; перечень сведений, необходимых для объявления в международный розыск; идентификационные материалы (фотография, дактилоскопическая карта, сведения о ДНК-профиле). Отделение национального центрального бюро Интерпола проверяет поступивший материал на соответствие предъявляемым требованиям. При установлении соответствия материал направляется в национальное центральное бюро Интерпола МВД России, которое в свою очередь запрашивает в Генеральной прокуратуре России подтверждение намерения о требовании выдачи задержанного. При подтверждении Генеральной прокуратурой России такого намерения его розыск объявляется на территории всех стран - участников национального бюро Интерпола, в которые направляются «красные циркуляры». 2. В отношении разыскиваемого лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В таком случае отсутствует необходимость в замене меры пресечения, во всем остальном процедура такая же. 3. В отношении разыскиваемого лица суд не удовлетворил ходатайство о замене меры пресечения на заключение под стражу. В таком случае есть возможность объявления разыскиваемого в международный розыск с изданием «синего циркуляра». Рассмотрим несколько случаев международного розыска: разыскиваемое лицо имеет двойное гражданство, например, является гражданином России и Норвегии, при этом оно скрывается на территории Норвегии (являющейся членом Интерпола). В таком случае его задержание на территории Норвегии невозможно, но существует вероятность того, что лицо покинет территорию Норвегии, выехав в третью страну - участницу Интерпола, не связанную с ней договором о невыдаче ее граждан третьим странам, где оно будет задержано и в последующем депортировано в Россию. С данной страной у России должен быть подписан договор об экстрадиции. Также разыскиваемый может выехать в страну, не являющуюся участником Интерпола, например в Грузию. С Грузией у России нет соглашения об экстрадиции, таким образом, на территории данной страны разыскиваемый может свободно проживать до наступления момента заключения подобного соглашения. Другой пример: разыскиваемый является гражданином страны - участницы Интерпола - Республики Казахстан, скрывается на ее территории. В таком случае он не подлежит выдаче России, так как Республика Казахстан не выдает своих граждан. При установлении местонахождения такого разыскиваемого на территории Республики Казахстан возможно в соответствии с международными договорами передать производство по данному уголовному делу соответствующему правоохранительному органу Республики Казахстан. О принятом по уголовному делу решении будет сообщено России. При этом если с точки зрения Российского законодательства уголовное преследование прекращено незаконно, то возможно возобновление его производства на территории России. Вариант развития событий: два лица по предварительному сговору совершили разбойное нападение в отношении семьи, проживавшей в частном доме в селе, повлекшее смерть потерпевших. После совершенного преступления преступники с целью сокрытия следов преступления совершили поджог дома, в котором находились тела потерпевших. На похищенном автомобиле, также принадлежащем потерпевшим, они скрылись на территории Республики Казахстан. После возбуждения уголовного дела личности нападавших были установлены, и данные лица были объявлены в розыск. На территории Республики Казахстан оба преступника были установлены и задержаны, при этом в рамках международного следственного поручения был обнаружен и изъят автомобиль потерпевших, обрез охотничьего ружья, с применением которого было совершено нападение и убийство, иные вещественные доказательства. После установления и задержания обвиняемого уголовное дело было передано правоохранительным органам Республики Казахстан. В судебном заседании оба обвиняемых были освобождены от уголовной ответственности, так как суд счел доказательства, приобщенные к материалам уголовного дела, недостаточными. После получения соответствующей копии постановления суда Следственный комитет Российской Федерации возобновил производство по данному уголовному делу. Обвиняемые были повторно объявлены в розыск. В настоящее время розыск одного из обвиняемых прекращен в связи с его смертью, второй находится в международном розыске по «красному циркуляру». При выезде разыскиваемого за пределы Республики Казахстан существует вероятность его задержания на территории третьей страны и депортации в Россию. Международный розыск является одной из эффективных мер установления и задержания разыскиваемых, но он также имеет ряд недостатков: ограниченное количество стран-участников, особенности законодательства стран-участников, наличие двойного либо иного гражданства разыскиваемого, ограниченные международные процессуальные сроки на предоставление подтверждающих розыск документов и другие тонкости международного права. Таким образом, указанные факторы нередко препятствуют достижению окончательной цели розыска (доставление разыскиваемого инициатору розыска). Контроль над эффективностью розыска лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, скрывшихся от органов следствия, дознания и суда, осуществляется должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации (самостоятельно сотрудниками, осуществляющими розыск, их вышестоящими руководителями) и органами прокуратуры. Соблюдение установленного порядка объявления лиц в розыск, своевременное и последовательное проведение оперативно-розыскных мероприятий, включающих в себя гласные и негласные методы, позволяют устанавливать местонахождение скрывающихся вне зависимости от того, на территории какого государства они находятся.

Ключевые слова

розыск, уклонение от следствия, розыскная деятельность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мазур Екатерина СергеевнаЗападно-Сибирский филиал РГУПдоктор медицинских наук, зав. кафедрой уголовного праваeksm1@mail.ru
Тишевский Денис ВасильевичГУ МВД России по Новосибирской областиначальник управления уголовного розыскаeksm1@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Пилякин М.И. Система бескраскового дактилоскопирования «Папилон». Плюсы и минусы эксплуатации // Вестник Москов ского университета МВД России. 2013. № 9. С. 126-128.
Бакланов Л.А. Получение компьютерной информации в оперативно-розыскной деятельности // Научный вестник Омской академии МВД России. 2020. № 1 (76). С. 37-42.
Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации»: содержание и проблемы про ведения // Известия ТулГУ. 2017. № 2-2. С. 24-30.
Серов А.В., Дубинин А.С. Получение компьютерной информации как самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие // Вестник Воронежского университета МВД России. 2018. № 3. С. 170-175.
 Розыск лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, уклоняющихся от органов следствия, дознания и суда | Уголовная юстиция. 2021. № 18. DOI: 10.17223/23088451/18/24

Розыск лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, уклоняющихся от органов следствия, дознания и суда | Уголовная юстиция. 2021. № 18. DOI: 10.17223/23088451/18/24