Уголовно-правовой анализ публичного распространения ложной информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19) | Уголовная юстиция. 2022. № 19. DOI: 10.17223/23088451/19/5

Уголовно-правовой анализ публичного распространения ложной информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Рассматриваются возникшая необходимость внесения изменений в действующее уголовное законодательство в целях противодействия распространения ложной информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19), общественная опасность данного деяния, а также обоснованность включения данной правовой нормы в действующий Уголовный кодекс Российской Федерации.

Legal analysis of the public dissemination of false information about the new coronavirus infection (COVID-19).pdf Изменения в законодательстве Российской Федерации, как правило, вносятся с целью его совершенствования, а также с целью улучшения и эффективности механизмов защиты граждан от различных угроз и противоправных действий. К таковым следует приобщить и относительно новые нормы, предусматривающие ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекших угрозу массового заболевания или отравления людей, а также иных действий в виде публичного распространения ложной информации [1]. Государство противодействует распространению недостоверной информации в сети Интернет и мессенджерах различными способами, которые в основном применяются правоохранительными органами, однако © Шапошников А. А., Гульбинский Ю.В., 2022 нередко возникают проблемы правового характера, препятствующие деятельности компетентных органов. Такие проблемы и решаются путем изменения или внесения дополнений в действующее законодательство. Недостоверная информация является качественно новым детерминантом преступности, который охватывает широкий круг лиц, делящихся на две категории. Первая категория включает в себя тех, кому был нанесен ущерб в результате публикации недостоверной информации, вторая же охватывает тех, кто воспользовался недостоверной информацией в качестве вспомогательного орудия для преступного деяния, разместив ее для общего доступа намеренно, преследуя различные цели и руководствуясь различными мотивами. Касаемо ложных сведений о распространении новой ко-ронавирусной инфекции, следует отметить, что они распространялись, как правило, лицами, преследующими корыстные цели или же хулиганские побуждения. Однако некоторое количество лиц, совершивших подобное деяние, даже не могут пояснить своих мотивов и целей, преследуемых ими при распространении заведомо ложной информации. Также психологами справедливо отмечается, что личности, которые подвержены психозам и различного рода иным нервным расстройствам, проецируют на коронавирус свое внутреннее состояние страха, создавая и публикуя фейковое новости в качестве самозащиты. Данная проблема с возникновением пандемии охватила не только Россию, но практически все страны мира. Компетентными органами неоднократно в средствах массовой информации высказывались и публиковались рекомендации, призывающие отличать фейковые новости и иные публикации от достоверной информации [2]. Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) была введена ст. 207.1 УК РФ. Указанная норма права примечательна тем, что принята в соответствии с условиями и необходимостью нормативного правового регулирования отношений, возникающих в результате возникших на фоне пандемии обстоятельств. Уголовный кодекс Российской Федерации, с вступлением в силу рассматриваемой правовой нормы, теперь предусматривает уголовную ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Рассматриваемая статья предполагает строгие санкции за данное деяние - наказывается штрафом в размере от 300 до 700 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет. Стоит обратить внимание на тот факт, что к данной статье, как и к некоторым другим статьям УК РФ также есть и примечание, в котором раскрыты сущность и понятие обстоятельств, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. В статье 207.1 УК РФ признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Из анализа самой уголовно-правовой нормы и содержания вышеуказанного примечания следует вывод, что обстоятельства распространения новой коро-навирусной инфекции на территории России относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан. Уголовная ответственность за рассматриваемое деяние не раз становилась предметом обсуждений компетентных органов, в результате чего необходимость внесения изменений в действующее законодательство, предусматривающих уголовную от-вественность за данное деяние, была отражена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) (далее - Обзор ВС РФ № 1) [3], так как распространение новой коронавирусной инфекции в мире и, в частности, на территории России послужило причиной нанесения ущерба жизни и здоровью большого количества людей, повлекло за собой значительные материальные потери, нарушило нормальные условия жизни населения и создало условия для введения ограничительных мер, отразившихся на нормальном функционировании многих общественно значимых и иных областей жизнедеятельности [4]. Случаи, в которых деяние в той или иной форме содержит признаки уголовно наказуемого и подлежит квалификации по ст. 207.1 УК РФ, в полной мере отражены в данной статье, т. е. когда такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности. Ответ на вопрос 13 Обзора ВС РФ № 1 в полной мере поясняет и характеризует публичный характер рассматриваемого в данной статье деяния, а именно, цитируя данный источник, следует отметить «что публичный характер может проявляться не только в использовании для этого СМИ и информационнотелекоммуникационных сетей, но и в распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.» [5]. Вопрос о наличии признака публичности распространения информации должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств. Необходимо также иметь в виду, что проявление публичного характера деяния в виде распространения заведомо ложной информации характеризуется в настоящее время использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (Telegram, WhatsApp, Viber и др.), размещением информации в социальных сетях (VK, «Одноклассники», TikTok и др.), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, раздачи брошюр, информационных буклетов, листовок, плакатов и т.п. [3]. Стоит отметить, что распространение заведомо ложной информации под видом достоверной является важнейшим и одним из обязательных условий наступления ответственности по ст. 207.1 или 207.2 УК РФ. Формы, способы изложения информации (к примеру, ссылки на компетентные источники, цитирование авторитетных должностных лиц, видеофайлы и пр.), использование поддельных документов, имеющих отношение к другим событиям, могут в целом свидетельствовать о том, что данная информация выдается за действительную и может быть ложной. В случае, если лицо разместило или опубликовало в сети Интернет на своей странице, в своей группе, блоге либо же на странице другого пользователя материал, который содержит заведомо для данного лица ложную информацию (материал может быть представлен в графическом, текстовом, видео, аудио или ином представлении), созданную им самим или другим лицом (в том числе так называемый репост), то данное деяние вполне можно квалифицировать по ст. 207.1 или 207.2 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо действовало с прямым умыслом, сознавало, что размешенная им под видом достоверной информация является ложной, и имело цель довести эту информацию до сведения других лиц. Следует уточнить, что лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях ст. 207.1 или ст. 207.2 УК РФ, если деяние этим лицом совершено до вступления в силу Федерального закона № 100-ФЗ, т.е. до 01.04.2020, в том числе и в случаях, когда общественно опасные последствия, предусмотренные ст. 207.2 УК РФ, наступили в период действия нового уголовного закона, но в случае начала публичного распространения заведомо ложной информации до вступления в силу Федерального закона № 100-ФЗ и дальнейшего продолжения данного деяния после установления уголовной ответственности, то преступными и могут быть признаны только те действия, совершенные в период начиная с 01.04.2020, обязательным условием ответственности по ст. 207.2 УК РФ следует считать наступление общественно опасных последствий, которые непосредственно состоят в причинной связи с такими действиями [6]. Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод, что рассматриваемое деяние, а именно публичное распространение ложной информации о новой корона-вирусной инфекции, является преступным, так как в нем присутствуют все предусмотренные в законе четыре признака, при наличии которых оно признается преступлением - это виновность, общественная опасность, противоправность и наказуемость. Их полная совокупность характеризует рассматриваемое общественно опасное деяние как преступление, что по своей сути и служит главным основанием для привлечения к уголовной ответственности за данное деяние.

Ключевые слова

новая коронавирусная инфекция, угроза общественной безопасности, уголовно-правовая норма, преступление, преступность, ложная информация, интернет

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шапошников Александр АлександровичСанкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардиистарший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики факультета (командного)www.myjustice@gmail.ru
Гульбинский Юрий ВалентиновичСанкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардиикандидат исторических наук, доцент, заместитель начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики факультета (командного)urakatya@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Юнда А.А. Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.03.2022).
Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика уголовно-правовой защиты бизнеса. Ужесточение уголовной ответственности в связи с распространением COVID-19 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.03.2022).
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 5. Май 2020.
Воронцова И.Е., Росляков В.Д. Новшества уголовного законодательства Российской Федерации в период пандемии: вопросы разграничения и толкования уголовно-правовых норм // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novshestva-ugolovnogo-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-v-period-pandemii-voprosy-razgrani-cheniya-i-tolkovaniya-ugolovno (дата обращения: 15.04.2022).
Андреев В.Л., Соловьев В.С. Уголовно-правовая охрана общественных отношений в период распространения новой корона-вирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации // Общество и право. 2020. № 2 (72). С. 21-26.
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6. Июнь 2020.
 Уголовно-правовой анализ публичного распространения ложной информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19) | Уголовная юстиция. 2022. № 19. DOI: 10.17223/23088451/19/5

Уголовно-правовой анализ публичного распространения ложной информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19) | Уголовная юстиция. 2022. № 19. DOI: 10.17223/23088451/19/5