Допенитенциарная пробация в системе пробации Российской Федерации | Уголовная юстиция. 2022. № 19. DOI: 10.17223/23088451/19/15

Допенитенциарная пробация в системе пробации Российской Федерации

Создание и развитие в Российской Федерации эффективной системы пробации предусматривают, прежде всего, возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, в первую очередь, освобожденным от отбывания наказания и осужденным к наказаниям и мерам уголовноправового характера, не связанным с изоляцией от общества.

Pre-penitientiary probation in the probation system of the Russian Federation.pdf Создание и развитие в Российской Федерации эффективной системы пробации предусматривает, прежде всего, возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, в первую очередь, освобожденным от отбывания наказания и осужденным к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества [1]. Уже в следующем году в нашей стране появится новая структура - служба пробации. О том, что такая организация необходима, Президент Российской Федерации В. В. Путин говорил 31 января 2022 г. на встрече с министром юстиции К. А. Чуйченко. Создать соответствующую службу, которая будет на системной основе готовить людей к выходу на свободу, заниматься их социальной адаптацией, ресоциализацией и последующей реабилитацией, планируется в рамках структуры Федеральной службы исполнения наказаний России. Причем делаться это будет на основании индивидуальной программы, которая предполагается сроком около года. И это будет не обязанностью, а правом осужденного, т. е. вся эта система заработает только в том случае, если он будет на это согласен [2]. Следует отметить, что в различных источниках существуют разные дефиниции, определяющие то, в каких формах пробация должна реализовываться. Однако, учитывая состоявшиеся концептуальные решения, связанные со службой пробации, к таким формам можно отнести: - допенитенциарную пробацию (до назначения наказания); - пенитенциарную пробацию (связанную с наказанием); - постпенитенциарную пробацию (после отбытия наказания) [3]. В состав допенитенциарной пробации включают: - досудебную пробацию (оказание разнообразной квалифицированной помощи подозреваемому); судебную пробацию (обеспечение справедливого ведения судебного разбирательства); - досудебные функции (предоставление суду необходимой информации о личности подсудимого и помощь суду в вынесении оптимального приговора по делу) [4]; - подготовку отчетов о социальной ситуации правонарушителя: по заказу органов следствия, суда и прокуратуры, а также по запросу суда при рассмотрении вопроса о его условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы [5]; предоставление суду независимого доклада о социальной опасности обвиняемого, на основании чего может быть решен вопрос об избрании вида наказания, меры пресечения, а также рассмотрено заявления осужденного об условнодосрочном освобождении [6. С. 10]; - медиацию [5]. Прежде всего, следует обратить внимание на тот факт, что такие функции, как «оказание разнообразной квалифицированной помощи подозреваемому» и «обеспечение справедливого ведения судебного разбирательства», лежат в любом случае вне плоскости компетенции органов пробации, так как прямо относятся к деятельности адвокатуры, следствия, прокуратуры и, наконец, суда. А пробация, в свою очередь, не призвана заменять эти органы. «Предоставление суду необходимой информации о личности подсудимого и помощь суду в вынесении оптимального приговора по делу» представляется более приемлемым для организации деятельности пробации. Однако, как представляется, реализация идеи «социального доклада» чревата бюрократизацией уголовно-исполнительных инспекций и недостаточно информативным уровнем предполагаемых «социальных докладов». Также их соответствие действительности вызывает сомнение в связи с обладанием их выводов весьма высоким уровнем вероятностного содержания. Здесь вопрос решается о предстоящем поведении осужденного, а это уже влияет на наказание: лишение свободы или альтернатива [7]. На наш взгляд, допенитенциарная форма пробации должна выполнять следующие функции: - обеспечивать контроль за всеми мерами пресечения (за исключением содержания под стражей); - предоставлять суду информацию о поведении подсудимого в период нахождения под контролем (что будет дополнять информацию о личности подсудимого, предоставляемую суду для вынесения оптимального приговора по делу); - направлять в суд представления на изменение меры пресечения в связи с поведением подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (эта функция должна реализовываться без участия следствия или дознания); - «доклад о социальном прогнозе поведения осужденного». Концепция восстановительного правосудия (медиация) может рассматриваться как концепция, дополняющая и усовершенствующая современное уголовное судопроизводство, поскольку она предполагает достижение целей, которые не всегда успешно реализуются в рамках традиционного уголовного процесса [8. С. 12]: 1) восстановление общественных отношений, нарушенных противоправным деянием; 2) осуждение противоправных поступков и воспитание уважения к общепринятым моральным нормам и ценностям; 3) помощь и поддержка лиц, которым противоправным деянием причинен вред, удовлетворение их интересов и потребностей; 4) содействие лицу, совершившему деяние, в осознании его последствий и в принятии на себя ответственности за них; 5) выявление восстановительного эффекта наказания; 6) реинтеграция лиц, совершивших противоправное деяние, в общество и предотвращение рецидива; 7) выявление причин преступности. Использование медиации основано на иной уголовной парадигме, где, в отличие от карательновоспитательной, основной интенцией является компенсационное содержание. То есть во главе угла находится идея не исправления осужденного, а восстановление нарушенного общественного отношения, возмещение ущерба нарушенному благу. За рубежом в уголовном судопроизводстве различают три модели медиации (посредничества). В первом случае медиация является частью системы уголовного правосудия. Во втором медиация заменяет процедуру правосудия. В третьей модели программа медиации используется в процедуре уголовного правосудия как дополнительное средство, часто после окончания суда [9. С. 18-21]. Обычно медиация считается пригодной для разрешения частноправовых конфликтов. Даже в гражданских правоотношениях конфликты, затрагивающие публичный интерес, остаются за рамками отечественного закона о медиации (хотя в странах с развитыми практиками альтернативного разрешения споров медиация применяется и при разрешении конфликтов между гражданами и государственными органами). Понятие же уголовноправового конфликта, которое используется в литературе при обсуждении медиации по уголовным делам, предполагает рассмотрение довольно сложной конфигурации позиций и структуры взаимоотношений и правоотношений. Определение уголовно-правового конфликта как «столкновения биполярных интересов лица, совершившего преступление (с одной стороны), и потерпевшего, общества, государства (с другой стороны) в сфере гарантирования и реализации общественных отношений, охраняемых уголовным законом» представляется некоторым упрощением. Не всегда интересы потерпевшего и государства совпадают. Как относящийся к сфере публичного права уголовно-правовой конфликт означает (за исключением ограниченного перечня дел частного обвинения) конфликт лица, виновного в совершении преступления, с государством. Соответственно, уголовно-процессуальное право устанавливает правоотношения каждой из сторон с государством, «горизонтальных» правоотношений между обвиняемым и потерпевшим нет. При этом, правда, разрешение конфликта виновного с государством (относящегося к сфере публичного права) предусматривает не только карательные меры, но и поощрительные, предлагаемые в нормах об освобождении от уголовной ответственности и в примечаниях к ряду норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, а также нормы о досудебном соглашении о сотрудничестве обвиняемого с государством. Наличие таких норм свидетельствует о признании государством ценности позитивного посткриминального поведения обвиняемого как по отношению к потерпевшему (извинение, заглаживание вреда), так и по отношению к государству - помощь в раскрытии сложных групповых уголовных дел или своего рода «примирение с государством» [10]. Применительно к уголовно-процессуальной деятельности можно выделить нормы, закрепленные в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, которые можно назвать предвестникам примирительных процедур в российском уголовном процессе. Это нормы, предусматривающие возможность примирения потерпевшего с обвиняемым; освобождение от уголовной ответственности; прекращение уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим; а также нормы, применяемые при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и предусматривающие освобождение в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Ряд норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прямо предусматривает необходимость разъяснения сторонам права на примирение. Некоторые характеристики, свойственные восстановительным процедурам, усматриваются нами и в сокращенных формах расследования: признание подозреваемым своей вины, характера и размера причиненного преступлением вреда, согласие с юридической формулировкой деяния; согласие потерпевшего на применение сокращенных процедур расследования [10]. Следует подчеркнуть, что в процессе уголовного судопроизводства и в целях уголовного судопроизводства медиативные технологии со стороны службы пробации применяться не могут - это вмешательство «не в свою сферу». Представляется, что попытки «внедрения» службы пробации непосредственно в процесс расследования преступлений или судебное разбирательство безосновательны и нецелесообразны. Вместе с тем исследователи данного вопроса отмечают положительный эффект использования медиативных технологий в работе с осужденными в пенитенциарной деятельности. Медиаторы оказывают помощь специалистам уголовно-исполнительных инспекций в работе с несовершеннолетними нарушителями, а также их семьями. Их работа состоит в консультировании по опросам разрешения конфликтов и межличностных проблем, помощи в налаживании взаимоотношений с родственниками, обучению «навыкам социально-полезного взаимодействия» [11]. Представляется, что как раз в этом и должны реализовывать себя медиаторы службы пробации: - разрешение конфликтов в семье; - налаживание взаимоотношений с родственниками; - привитие навыков социально полезного взаимодействия. На стадии пенитенциарной и постпенитенциарной пробации все эти функции могут быть реализованы еще и во взаимоотношениях с трудовыми коллективами и соседями.

Ключевые слова

пробация, допенитенциарная пробация, наказания, не связанные с лишением свободы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Уваров Олег НиколаевичТомский институт повышения квалификации работников ФСИН Россиидоцент, кандидат юридических наук, профессор кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системыcrim.just@mail.ru
Любарский Андрей ФилипповичТомский сельскохозяйственный институт - филиал Новосибирского государственного аграрного университетадоцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономии и праваcrim.just@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 г. № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2022).
Совещание по вопросам борьбы с пожарами. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 10.05.2022).
Хуторская Н. Б. Институт пробации в США: уголовно-правовые, криминологические и организационно-управленческие аспекты : дис.. канд. юрид. наук. М., 1992. 193 с.
Ольховик Н.В. Проблемы исполнения уголовных наказаний // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. № 2 (16). С. 54-60.
Овчинникова Н. А. Перспективы формирования службы пробации в РФ: международно-правовой аспект // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Воронеж, 06-07 июня 2012 г. Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. С. 379-384.
Сарафанникова Л.А. Институт пробации в РФ // Научно-практические исследования. 2020. № 11-5 (34). С. 10-12.
Уткин В. А. Европейские правила о пробации и проблемы их реализации // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. № 1 (3). С. 45-50.
Арутюнян А.А. Медиация в уголовном процессе : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2012. 32 с.
Дворянсков И.В., Сергеева В.В., Баталин Д.Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование). М. : Центр содействия реформе уголовного правосудия, Penal Reform Inteational, 2004. 90 с.
Карнозова М.Л. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). М.: Проспект, 2015. 264 с.
Самолаева Е.Ю. О состоянии развития медиации и восстановительного правосудия в российском уголовном процессе // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 47-51.
 Допенитенциарная пробация в системе пробации Российской Федерации | Уголовная юстиция. 2022. № 19. DOI: 10.17223/23088451/19/15

Допенитенциарная пробация в системе пробации Российской Федерации | Уголовная юстиция. 2022. № 19. DOI: 10.17223/23088451/19/15