Приводится уголовно-правовая характеристика незаконной выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ. Проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих правила и порядок выдачи наркотических средств и психотропных веществ. Автор дополнительно обращается к материалам правоприменительной практики, а также к показателям судебной статистики. При совершении незаконной выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ, может возникать конкуренция норм, затрагивающая не только общественные отношения в сфере охраны здоровья населения, но порядок управления и интересы государственной службы. Сделан вывод о включении в диспозицию ст. 233 Уголовного кодекса Российской Федерации такого деяния, как сбыт.
Current problems of the criminal characteristics of illegal issue or forgery of prescriptions or other documents entitli.pdf Наркотизация населения является одной из реальных угроз безопасности жизнедеятельности современного общества. Если не остановить рост наркомании, то уже через несколько десятков лет общество станет неуправляемым и неконтролируемым, что в итоге приведет к катастрофическим последствиям. Одним из © Витовская Е .С., 2022 направлений деятельности государства должно стать ужесточение контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Нельзя допускать, чтобы наркотические средства и психотропные вещества преступным путем или по причине халатности выводились из законного оборота в незаконный. Многие работы ученых посвящены не только теоретическим аспектам в этой сфере, но и практическим вопросам уголовно-правовой борьбы с незаконной выдачей и подделкой рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ [1. С. 48]. К одному из способов, применяемых преступниками для изъятия наркотических средств и психотропных веществ из законного оборота, относится использование рецептов либо иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ в организациях, которые в установленном законодательством порядке занимаются производством, хранением и отпуском этих веществ (аптеки, склады, медицинские учреждения). Количество осужденных за такую незаконную выдачу либо подделку, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2021 г. составило 2, в 2020 - 6, в 2019 - 5, в 2018 - 9, а в 2017 г. - 6 [2]. Незначительное количество указанного спецконтингента в общем массиве всех осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ не означает, что они совершаются редко. Иначе говоря, это следствие высокой латентности рассматриваемого преступления, поскольку его выявление и расследование требуют от следственно-оперативных работников специальной подготовки, определенного опыта и значительных трудозатрат. Особенно если подделка рецептов и иных документов осуществляется лицами, имеющими специальные познания в области медицины или фармацевтики. В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» отражен вопрос о моменте окончания незаконной выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ [3]. Так, для того чтобы преступление считалось оконченным, достаточно, чтобы была произведена выдача рецепта либо иного документа, дающего право на получение наркотических средств и психотропных веществ, лицу, не имеющему право на получение последних, либо была осуществлена подделка таких документов, независимо от того, были ли впоследствии получены по ним наркотические средства и психотропные вещества или только предпринималась попытка их получения. В случае получения этим же лицом по поддельному рецепту или иному поддельному документу наркотических средств и психотропных веществ необходима дополнительная квалификация за незаконное приобретение таких веществ. И это вполне логично, поскольку подделка рецептов или иных документов на получение наркотических средств и психотропных веществ не является самоцелью, совершая такую подделку, преступник осознает, что конечной целью является получение указанных веществ, и тем самым посягает не только на законный наркооборот, но и на общественные отношения в сфере охраны здоровья населения. Действующая редакция ст. 233 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) является специальной по отношению к ст. 327 УК РФ (подделка документов). По общему правилу ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ, наступает по специальной норме, отменяющей действие общей. При этом совокупность со ст. 327 УК РФ отсутствует. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, отличается тем, предметом подлога являются рецепты или иные документы, дающие право на получение наркотических средств и психотропных веществ. Не вдаваясь в острую полемику по вопросу ответственности за незаконную выдачу либо подделку документов, дающих право на получение сильнодействующих и ядовитых веществ, отметим, что такие действия в отношении названных веществ не могут квалифицироваться по ст. 233 УК РФ [4. С. 20]. Полагаем, что отсутствие упоминания о сильнодействующих и ядовитых веществах в составе ст. 233 УК РФ предполагает, что в случае незаконной выдачи либо подделке рецептов или иных документов, дающих право на получение указанных веществ, следует квалифицировать по ст. 327 УК РФ. Кроме того, может иметь место совокупность ст. 327 и 292 УК РФ, если деяние совершено должностным лицом. Легальное определение рецепта содержится в ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [5]. Под рецептом понимается медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска такого препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника. В рецепте отражаются наименование препарата, способ его применения, данные пациента, сведения о медицинском работнике, наименование лечебного учреждения и др. Правила оформления рецептов регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты» [6]. Так, для оформления рецептов на лекарственные препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, на бумажном носителе предусмотрены следующие формы: № 107/у-НП, № 107-1/у, № 148-1/у-88 и № 148-1/у-04(л). К иным документам относятся такие, которые являются основанием для выдачи (продажи) наркотических средств и психотропных веществ и иных действий по их законному обороту. В соответствии с п. 33 указанного ранее постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 к ним отнесены лицензия на определенный вид деятельности, связанной с наркооборотом, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств и психотропных веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни пациента, товарно-транспортная накладная и т.п. Анализ судебно-следственной практики позволил отнести к иным документам медицинские документы пациента, амбулаторную карту, историю болезни, требование медицинской организации, решение врачебной комиссии, выписку из журнала врачебной комиссии, акт уничтожения наркотических средств и психотропных веществ и др. Например, Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону вынес обвинительный приговор Б., который от имени врача-терапевта внес в изготовленный им документ данные о показаниях врача на приобретение Р. психотропного вещества «Диазепам». Кроме того, Б. собственноручно внес в заранее напечатанный с помощью компьютерной техники рецептурный бланк формы № 148-1/у-88 необходимую информацию, а затем нанес оттиски печатей, незаконно приобретенных им ранее, медицинского учреждения и врача-терапевта [7]. Под незаконной выдачей рецепта, дающего право на получение наркотических средств и психотропных веществ, понимается оформление и выдача рецепта без соответствующих медицинских показаний. Если говорить о содержании деяния, то выдача рецепта предполагает его передачу, вручение и предоставление другому лицу. Можно полагать, что составление поддельного рецепта предполагает его фальсификацию. Такое деяние могло бы быть квалифицировано как покушение на преступление, предусмотренное ст. 233 УК РФ. Однако наличие альтернативного деяния как подделка в данном составе преступления есть свидетельство того, что совершение этого действия образует оконченное преступление. В определенном смысле можно говорить, что незаконными будут любые действия по выдаче рецепта или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ, нарушающие установленный порядок. Назначение лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, происходит лечащим врачом, фельдшером, акушеркой, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. Уполномоченное лицо оформляет рецепт на бланке установленной формы. Бланк может быть оформлен как на бумажном носителе за своей подписью, так и в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи этого лица и медицинской организации. Например, комбинированный лекарственный препарат, содержащий кодеин, оформляется на рецептурном бланке формы № 148-1/у-88. Ведомственными нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения предусмотрены ограничения по выдаче рецептов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества. Например, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, запрещается оформлять рецепты, дающие право на получение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III. Наличествуют ограничения в количестве наркотических средств и психотропных веществ, оформляемых в одном рецепте. При выписке пациента из медицинской организации, которому необходимо принимать лекарственные препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, рецепт выдается на срок приема этих препаратов до пяти дней [8]. Понятием подделки рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотических средств и психотропных веществ, охватывается нарушение подлинности или истинности документа путем внесения в документ сведений, в действительности не имевших места, либо сведений в искаженном виде. В результате подделки могут быть искажены отдельные реквизиты документа, такие как дата, номер, подпись и др. Следовательно, под подделкой может пониматься полное изготовление подложного рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотических средств и психотропных веществ от имени реально существующего или вымышленного медицинского работника. Преступление, предусмотренное ст. 233 УК РФ, может быть определено как альтернативно-должностное. Это значит, что состав преступления предусматривает совершение деяния как лицами, имеющими полномочия по выдаче рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ, так и лицами, которые не имеют право на выдачу таких документов. Подделать рецепт или иные документы, дающие право на получение наркотических средств и психотропных веществ, может любое лицо. Наличие множественности субъектов позволяет прийти к мысли о том, что в случае совершения анализируемого преступления должностным лицом возникает конкуренция норм, предусмотренных ст. 285 и 292 УК РФ. Именно тот факт, что законодатель предусмотрел специальный состав преступления, предусматривающий ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ, позволяет сделать вывод, что законодатель признал субъектом преступного деяния должностное лицо. Напомним, что при конкуренции общей и специальной нормы действует специальная. Следовательно, подлежит применению норма, предусматривающая ответственность по ст. 233 УК РФ. Иначе решается вопрос о конкуренции норм ст. 233 и 285 УК РФ. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ, не содержит квалифицирующих признаков, включающих оговорку об использовании виновным своего служебного положения. Вполне логично, что может присутствовать совокупность ст. 233 и 285 УК РФ. К одной из задач уголовного законодательства, которую необходимо решить на законодательном уровне, следует отнести вопрос об ответственности за сбыт поддельных рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ [9. С. 118]. В государстве должны действовать единые правила, обеспечивающие соблюдение норм об охране здоровья населения под страхом привлечения к ответственности за сбыт указанных рецептов или иных документов. Подтверждает правильность такого подхода норма, содержащаяся в ст. 196 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., где под сбытом подложных документов понимался выпуск их в обращение, т.е. передача предмета посягательства другому лицу за вознаграждение при наличии у сбывающего сознания подложности передаваемого предмета [10]. В комментариях к приведенной статье отмечалось, что для ответственности за сбыт подложных документов не требуется, чтобы лицо, сбывающее их, одновременно его подделало либо изготовило [11. С. 420]. С точки зрения оптимизации уголовного законодательства, целесообразно диспозицию ст. 233 УК РФ изложить следующим образом: «Незаконная выдача, подделка либо сбыт рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ». В заключение хотелось бы отметить, что общественная опасность незаконной выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ, определена созданием условий для вывода последних из законного наркооборота в незаконный. Государство призвано оградить свое население от незаконного «медицинского канала» приобретения наркотических средств и психотропных веществ. Анализ уголовно-правовой характеристики незаконной выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ, позволяет создать условия для определения мер, направленных на устранение негативных проявлений такого преступного поведения, расширяет теоретическую основу применения норм об ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в целом. В случае, если лицо совершает сбыт поддельного рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотических средств и психотропных веществ, то государство в императивном порядке должно привлекать его к ответственности.