Описываются основные проблемные вопросы, связанные с кругом участников уголовного судопроизводства, к которым может быть применена государственная защита, основанием и порядком применения мер безопасности в отношении лиц, привлекаемых к участию в следственных действиях при производстве по уголовным делам. Предлагаются пути решения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации.
On legal support of the security of lineup fillers who participated in investigative actions.pdf Уголовное судопроизводство в Российской Федерации всегда тем или иным образом связано с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина. В Конституции РФ в ст. 2 закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1]. Исходя из данного положения следует, что соблюдение прав и свобод человека, закрепленных в главном законе страны, является неотъемлемой задачей правоохранительных органов, которые осуществляют свою деятельность от имени государства. И неважно, кем и на какой стадии допускается нарушение этих прав и интересов. На законодательном уровне разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих и обязывающих соблюдать права человека. Одним из таких актов является Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Данный закон закрепляет круг субъектов, к которым применяются меры безопасности, основания их применения, © Бешкок А. А., 2022 а также перечень мер защиты и порядок их применения [2]. Так, в вышеупомянутом законе указан исчерпывающий перечень субъектов, к которым могут быть применены меры государственной защиты. Данный перечень субъектов полностью соответствует кругу участников уголовного судопроизводства, закрепленному в действующем Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ). Нами уже неоднократно делался акцент на том, что круг участников уголовного судопроизводства, закрепленный на законодательном уровне, не является исчерпывающим и подлежит расширению. В нем перечислены наиболее часто задействованные в уголовном судопроизводстве субъекты. Мы считаем, что данное положение несправедливо к тем участникам уголовного судопроизводства, которые, пусть и эпизодически, но все-таки привлекаются к производству по уголовным делам, к участию в следственных действиях, помимо перечисленных субъектов, также в процессе производства по уголовным делам. Защита прав личности от преступных посягательств - это основное назначение уголовного судопроизводства. Из чего делается возможным вывод о том, что каждый человек, привлеченный к производству по уголовным делам, имеет право на защиту. В более ранних исследованиях нами делался анализ участников, которые привлекаются к участию в уголовном судопроизводстве, но не имеют четко закрепленного на законодательном уровне процессуального статуса. Особое внимание нами уделяется такому участнику, как статист. Статист - участник уголовного судопроизводства, привлекаемый для производства отдельных следственных действий. Однако это не должно лишать его возможности быть полноправным субъектом уголовного судопроизводства. В связи с чем возникает ряд проблем, связанных с реализацией данным участником его прав и обязанностей, а также возможностью применения в отношении него защиты, в случае необходимости применения таковой. За 2021 г. в России зарегистрировано более 2 млн преступлений по различным категория преступлений, по которым привлечено в качестве потерпевших более 20 тыс. человек. Остается только догадываться, какое количество человек привлечено по данным уголовным делам в качестве свидетелей, но учитывая количество зарегистрированных преступлений и привлеченных потерпевших, это число довольно значительно [3]. Нередки случаи, когда на потерпевших и свидетелей на стадии предварительного расследования оказывается моральное, а в некоторых случаях и физическое давление со стороны подозреваемых и обвиняемых с целью понуждения изменения или отказа их от показаний, данных ими в рамках конкретного уголовного дела. В период 2014-2017 гг. число лиц, к которым были применены различные защитные меры, составило более 3 тыс. человек в год. Приоритетными оказались: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место [4]. Из приведенных статистических данных можно сделать вывод о том, что институт государственной защиты актуален и требует тщательного анализа. Важно учитывать категорию преступлений, а также участников уголовного процесса, которые обращаются за применением в отношении них защиты со стороны уполномоченных на то государственных органов. Проводить анализ наиболее актуальных мер безопасности, которые действительно способствовали защите, и на основании этих данных постоянно совершенствовать законодательные нормы. Для обеспечения безопасности могут применяться меры государственной защиты, закрепленные в Федеральном законе № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Как следует из содержания ст. 1 указанного закона, государственная защита предполагает осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья или имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами. Применение мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства возможно при наличии одного из оснований: угроза убийства, насилия, уничтожения или повреждения имущества в отношении конкретного участника, в связи с участием его в производстве по конкретному уголовному делу. Решение о применении мер безопасности принимает должностное лицо, к которому обратилось лицо, опасающееся за свою жизнь и здоровье. Для применения мер безопасности необходимо письменное заявление лица, а в отношении несовершеннолетнего - письменное заявление его законного представителя. Исходя из данных положений, закрепленных в действующем законодательстве, делается возможным вывод о том, что формально любой участник уголовного судопроизводства (в том числе и статист) имеет право, в случае необходимости, применения к нему защиты, но на практике эти лица лишены права прибегнуть к защите, так как не имеют закрепленного процессуального статуса. В связи с чем уголовное судопроизводство теряет свою цель - защиту прав личности от преступного посягательства. Анализируя положения российского законодательства, меры безопасности, которые возможно применить к участникам уголовного судопроизводства, делятся на процессуальные и иные. Из норм действующего уголовно-процессуального законодательства вытекают процессуальные меры безопасности, применяемые как на стадии досудебного производства, так и в процессе судебного разбирательства. Так, на различных стадиях уголовного судопроизводства в качестве процессуальных мер безопасности допускаются и применяются следователями и судьями различные приемы, закрепленные в нормах УПК РФ например изменение данных о лице, привлекаемом к производству по уголовным делам, который опасается оказания на него морального или физического воздействия со стороны участников, которым его показания «неудобны» или «невыгодны», исключение визуального наблюдения лица, опасающегося за свою безопасность, при проведении с его участием отдельных следственных действий) [5]. Главным критерием применения процессуальных мер безопасности является реальность угрозы насилия, что предполагает ее доказанность сотрудниками правоохранительных органов, а также осведомленность участников уголовного судопроизводства о возможности их защиты со стороны государства. Осведомленность предполагает, что каждому участнику, который опасается за свою безопасность, должностное лицо разъясняет его право на применение к нему и его близким родственникам мер безопасности. Тогда, лицо, которому предлагается быть привлеченным в уголовный процесс, зная, что в случае угрозы в его адрес он может быть защищен, на наш взгляд, в значительной степени сократит отказ лиц от участия в следственных действиях, а особенно в тех, где личные данные участника становятся известны всем, включая подозреваемых и обвиняемых. Например, следователь планирует провести следственное действие - предъявление для опознания. Ему необходимы статисты - лица, схожие по внешним признакам, особым приметам с подозреваемым и обвиняемым, и здесь он сталкивается с рядом проблем. Во-первых, процедура отыскания схожих по приметам с преступником лиц, что является объектом исследования в дальнейшем, во-вторых получение от него согласия на участия в данном следственном действии. Как следует из самого следственного действия, следователь либо дознаватель в начале следственного действия разъясняет всем участникам, кроме лиц, приглашенных в качестве статистов, их права и обязанности. Тем самым уже в самом начале лица, приглашенные для участия в качестве статистов, лишены возможности в полной мере реализовывать свои права, в том числе право быть защищенными, в случае оказания на них воздействия со стороны подозреваемого, обвиняемого, а также их защитников. Нельзя умалять эмоциональное напряжение, с которым сталкиваются лица, привлекаемые к участию в данном следственном действии, как в процессе опознания (опознающий осматривает, вглядывается в черты лица предъявленных для опознания, нередко просит осуществить какие-то движения или воспроизвести речь), так и по его результатам. Ведь конечным результатом любого следственного действия является протокол, в котором фиксируются не только сам ход и результат следственного действия, но и личные данные лиц, привлекаемых в качестве статистов. И где гарантия того, что не довольный результатами следственного действия подозреваемый или обвиняемый, желая уйти от уголовной ответственности, не начнет оказывать морального, психологического или физического воздействия на лиц, привлеченных в качестве статистов? Из сказанного можно заключить, что применение мер безопасности в отношении статиста возможно, необходимо лишь наделить его процессуальными правами и обязанностями, как и любого лица, привлекаемого к производству по уголовному делу. Наряду с процессуальными мерами безопасности, для более эффективного обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства могут применяться иные меры безопасности, которые перечислены в ст. 6 Федерального закона № 119-ФЗ и имеют исчерпывающий перечень. Иные меры безопасности определяются исходя из степени угрозы в отношении конкретного лица, тяжести расследуемого преступления, а также исходя из личности, обратившегося за защитой. Таким образом, подводя итог вышесказанному, нам видится необходимым расширить список участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите. Так, в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» предлагаем включить такого участника, как «статист». Данные изменения позволят приравнять статистов к участникам уголовного судопроизводства, которые в равной степени смогут прибегнуть к защите своих прав и законных интересов со стороны государства, если будут опасаться угрозы в связи с участием их в производстве по уголовным делам, чем полностью будет реализовано назначение уголовного судопроизводства и такого правового института, как государственная защита.