К вопросу об оперативно-режимных мерах обеспечения личной безопасности осужденных, содержащихся в исправительных колониях
Рассматриваются некоторые актуальные вопросы оперативно-режимных мер обеспечения личной безопасности осужденных, содержащихся в исправительных колониях. Актуальность изучения заявленных проблем обусловливается объективной необходимостью совершенствования российского законодательства и практики его применения в данной сфере, в том числе с учетом достижений зарубежных стран в этой области. Раскрываются некоторые проблемы обеспечения личной безопасности осужденных.
On operational regime measures to ensure the personal security of convicts serving sentences in corrective colonies.pdf Актуальность вопросов повышения эффективности обеспечения личной безопасности осужденных в период отбывания наказания обусловлена целями, которые закреплены в «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года». В ней провозглашается дальнейшее совершенствование механизма обеспечения прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС РФ), обеспечения их безопасности [1]. На необходимость соблюдения личной безопасности осужденных указывают международные стандарты обращения с заключенными [2, 3]. Вместе с тем в последние несколько лет наметился устойчивый рост преступности в исправительных учреждениях (ИУ). Так, например, в расчете на 1 000 человек в исправительных колониях (ИК) для взрослых осужденных он составлял: в 2017 г. - 1,75; в 2018 г. - 1,92; в 2019 г. - 2,34; в 2020 г. - 2,59; в 2021 г. - 2,77. В 2021 г. по сравнению с предыдущим годом более чем в 2 раза выросло количество убийств в данных учреждениях (с © Паканич С . И ., 2022 5 до 11 случаев) [4]. Растет число осужденных с различными формами девиации [5. С. 3]. Широкий общественный резонанс получила публикация видеофайлов правозащитного проекта Gulagu.net в октябре 2021 г., на которых показаны случаи насилия в отношении осужденных со стороны сотрудников ИУ. Приведенные факты, анализ пенитенциарной практики и научной литературы позволяют констатировать недостаточную эффективность обеспечения личной безопасности осужденных в ИУ. Это обстоятельство обусловливает необходимость выработки новых подходов в данном направлении с учетом складывающихся общественных отношений. Важнейшее право осужденных на личную безопасность гарантируется целой системой правовых и организационных мер. В современных условиях к одним из наиболее эффективных мер обеспечения личной безопасности осужденных относятся режим отбывания наказания, постоянный надзор за ними, включая технические средства надзора и контроля, оперативно-розыскная деятельность оперативных аппаратов ИУ. Следует отметить, что обеспечение личной безопасности осужденных как комплексная проблема ранее была рассмотрена в ряде монографических и диссертационных работ. Среди них можно выделить исследования П.С. Чуплыгина 1969 г., Е.М. Захцера 1973 г., А.Г. Перегудова 1981 г., М.А. Громова 1990 г., В.Н. Чорного 1999 г., Б.Б. Козака 2001 г., Д.И. Ивашина 2003 г., В.И. Утянского 2005 г., С.Б. Алексеева 2006 г., В.В. Кутковского 2006 г., Н.В. Мальцевой 2007 г., Е.К. Панасенко 2007 г., Н.Н. Карькиной 2010 г., А.Ф. Галузина 2011 г., С.О. Даниловой 2012 г., А.В. Кулакова 2019 г. Однако в настоящее время комплексных изысканий в сфере реализации оперативнорежимных мер обеспечения личной безопасности осужденных, содержащихся в ИК, и существующих в связи с этим проблем в современной российской науке уголовно-исполнительного права не проводилось. Наиболее сложной и интересной в исследовании оперативно-режимных мер обеспечения личной безопасности осужденных в местах лишения свободы остается их классификация. При этом в основу классификации должны быть положены определенные признаки, критерии. Видимо, поэтому в юридической науке среди ученых нет единого мнения по этому вопросу. В своем диссертационном исследовании Е.М. Зах-цер, исходя из внутренней ограничительной сущности и механизма действия средств, разделил их условно на четыре группы: а) меры убеждения как совокупность воспитательных мероприятий, активно воздействующих на сознание и волю осужденных; б) меры государственного принуждения, непосредственно направленные на воспрепятствование совершению нарушений, предупреждение правонарушений, а также на восстановление нарушенных норм; в) прокурорский надзор, ведомственный контроль вышестоящих органов ФСИН России, судебный и общественный контроль; г) оперативно-профилактическая работа, осуществляемая администрацией исправительного учреждения [6. С. 3-6]. Оперативно-режимные меры обеспечения личной безопасности осужденных в ИУ, как правило, связаны с предупреждением противоправных намерений каких-либо субъектов. С этой позиции П. Е. Чуплыгин выделяет меры гласного и оперативно-розыскного характера. Гласные - это те, которые используются для осуществления охраны, конвоирования осужденных и осуществления за ними надзора (специальный транспорт, инженерно-технические средства охраны и надзора, вооружение, служебные собаки). Среди оперативно-розыскных мер ученый отмечает оперативный учет, оперативную технику, цензуру корреспонденции и другие [7. С. 5-8]. Кроме того, в целом ряде исследований меры обеспечения личной безопасности осужденных с точки зрения правовой природы классифицируют подобным образом [8. С. 24; 9. С. 9-10]. Предложенные классификации довольно просты. Они широко распространены в научной и учебной литературе. Вместе с тем методы включенного наблюдения и интервьюирования показывают, что в практической деятельности сотрудники ИК классифицируют рассматриваемые меры в тесной взаимосвязи с условиями отбывания наказания осужденными. Подобная классификация обусловлена несколькими причинами. Во-первых, в большинстве ИУ каждый из сотрудников оперативных и режимных служб закреплен за отдельными объектами. Эти объекты включены в его должностную инструкцию, и за обеспечение личной безопасности осужденных на них сотрудник несет персональную ответственность. При этом следует подчеркнуть, что чем «сложнее» объект обслуживания, тем наиболее опытный сотрудник закреплен за ним. Например, начальник оперативного отдела (старший оперуполномоченный) несет службу в карантинном отделении, где сосредоточиваются наиболее «неизученные» и «опасные» осужденные [10. С. 11, 22]. Во-вторых, в зависимости от условий содержания осужденных различно использование инженернотехнических средств охраны и надзора, а также тактика их применения (например, в помещениях строгих условий отбывания наказания видеонаблюдение охватывает все помещение, тогда как в отрядах осужденных повсеместно оно не используется) [12, 13]. Это позволяет более качественно осуществлять надзор за нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В-третьих, различна степень изученности осужденного. Чем больше осужденный провел времени в ИУ, тем большей информацией в отношении него располагают оперативно-режимные службы. Некоторые осужденные получают высокий уровень доверия со стороны администрации колонии. В современных условиях сокращения численности персонала УИС РФ [14] на них все больше возлагается задача самоуправления, в том числе задачи по подержанию правопорядка в отрядах (особенно в вечернее и ночное время). Другие осужденные, наоборот, требуют особого внимания (так, например, за лицами склонными к агрессии, устанавливается более высокая степень надзора, они ставятся на различные виды профилактических учетов) [15]. Следовательно, оперативно-режимные меры обеспечения личной безопасности осужденных в местах лишения свободы различаются в зависимости от условий их содержания. В этом нет ничего удивительного. Исторически ИУ было свойственно деление осужденных на категории, разряды, классы. Кроме того, деление на «уровни личной безопасности» осужденных характерно для зарубежных ИУ на современном этапе [16 С. 49; 17. С. 58-60]. На это обращают свое внимание и другие исследователи [18. С. 15-18]. При таком подходе администрация (прежде всего, оперативнорежимные службы) концентрирует свое внимание на наиболее «опасных» осужденных, от которых можно ожидать агрессии в отношении себя или окружающих. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры со стороны государства по реформированию отечественной уголовно-исполнительной системы, при обеспечении личной безопасности осужденных в ИУ имеется ряд проблемных вопросов, которые носят длящийся характер, не решаются многие годы. Эти проблемы снижают эффективность осуществляемых в ИУ оперативно-режимных мер. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Согласно ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 185 Правил внутреннего распорядка ИУ, начальник учреждения либо лицо, его замещающее, при наличии угрозы личной безопасности осужденного принимает решение о его переводе в безопасное место [19]. В то же время в большинстве ИУ оборудовано всего несколько безопасных мест. Таким образом, в ряде учреждений с большим наполнением осужденных практически выполнить требования законодательства не представляется возможным. Выходом из сложившейся ситуации могло бы быть размещение осужденных в ИУ в одиночных камерах. Например, в голландских ИУ принцип «один заключенный - одна камера» действует на протяжении уже двух столетий. Однако при существующем финансировании УИС РФ вряд ли в ближайшие несколько лет подобный принцип удастся реализовать повсеместно. Вместе с тем в качестве эксперимента подобную модель можно реализовать в отношении несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Также следует увеличить количество безопасных мест в проектах ИУ объединенного типа, создание которых планируется в рамках «Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [1, 20, 21]. Следующим проблемным вопросом остается снижение плотности надзора за осужденными в ИУ. Особенно остро эта проблема стоит в вечернее и ночное время, когда в учреждении остается только дежурная смена. Сокращение персонала УИС РФ привело к тому, что в указанное время надзор за осужденными в отрядах осуществляется, как правило, способом патрулирования и с использованием средств видеонаблюдения (вместо стационарного, как это было ранее). В результате, несмотря на предпринимаемые усилия оперативно-режимных подразделений по выявлению лиц, склонных к правонарушениям, фактически в ночное и вечернее время они остаются без надзора. Это, безусловно, способствует снижению личной безопасности осужденных. Выходом из сложившейся ситуации могло бы быть закрепление в законодательстве принципа «одно помещение с осужденными - один сотрудник», включение в план надзора ИУ стационарных постов в каждом отряде осужденных. Считаем, что подобная организация надзора повысила бы дисциплинированность среди осужденных и их личную безопасность. Помимо установки стационарных постов в отрядах осужденных важным фактором в обеспечении личной безопасности осужденных является соответствующая подготовка персонала ИУ. С положительной точки зрения следует отметить внедрение в образовательные программы высших учебных заведений ФСИН России учебной дисциплины «Обеспечение безопасности». Данная дисциплина была разработана с учетом примерной программы учебной дисциплины «Обеспечение безопасности», рассмотренной и одобренной на заседании учебно-методической секции уголовно-исполнительного права управления кадров ФСИН России (подсекция обеспечения режима и надзора, организации охраны и конвоирования), протокол № 8 от 27 сентября 2011 г., и требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Правоохранительная деятельность». Вместе с тем, как показывает практика, подготовка в основном носит теоретический характер. Специальные алгоритмы действий сотрудников ИУ при обеспечении личной безопасности осужденных в учебных программах отсутствуют, в ходе занятий не отрабатываются. Основным алгоритмом при происшествии многие годы остается тезис «Доложи руководителю - действуй по его указаниям». Просчеты в подготовке и расстановке сотрудников УИС в ИУ подтверждают участившиеся чрезвычайные происшествия. Так, например, только в августе 2022 г. в результате нападения на персонал исправительной колонии № 2 УФСИН России по Республике Калмыкия 1 человек погиб, 7 получили ранения [22], в СИЗО № 1 ГУФСИН России по Кемеровской области 2 сотрудника были захвачены в заложники [23]. В то же время в ряде зарубежных стран при подготовке сотрудников к работе в пенитенциарных учреждениях особое внимание уделяется отработке наиболее типичных ситуаций обеспечения личной безопасности осужденных с распределением ролей, времени, специальных средств. В этом направлении представляет интерес работа персонала США, Франции, Германии, Великобритании, Уэльса. В данных странах регулярно проводятся тренировки и учения среди сотрудников по пресечению групповых неповиновений, буйства, случаев обеспечения личной безопасности, неподчинения осужденных законным требованиям персонала. При этом тактика действий в условиях обострения оперативной обстановки предусматривает четкое распределение функций. Например, при пресечении буйства в камере группа из 4-5 сотрудников действует следующим образом. После нескольких требований о прекращении противоправных действий группа внезапно врывается в камеру. Один сотрудник захватывает голову буйствующего осужденного, второй и третий - руки, четвертый блокирует ноги. Пятый сотрудник страхует остальных и надевает наручники. Перемещение данного осужденного осуществляется на специальных носилках с зажимами [24. С. 40]. Таким образом, оперативно-режимные меры обеспечения личной безопасности осужденных, содержащихся в исправительных колониях, имеют гласный и негласный характер. С практической точки зрения целесообразно изучать данные меры с учетом условий содержания осужденных. Для преодоления имеющихся в данной сфере проблем представляется необходимым создание научно обоснованных нормативов надзора за осужденными с учетом принципа «один отряд осужденных - один сотрудник». В рамках подготовки сотрудников УИС в учебных заведениях ФСИН России следует уделить больше внимания практической отработке алгоритмов обеспечения личной безопасности осужденных. Существует необходимость увеличения количества безопасных мест в проектах ИУ объединенного типа, создание которых планируется в рамках «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года». Актуальность перечисленных выше проблем обусловливает необходимость их дальнейшего теоретического осмысления и разрешения в нормах законодательства и практике его применения.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 10
Ключевые слова
меры, оперативно-режимные меры, безопасность, личная безопасность осужденных, исправительные учрежденияАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Паканич Сергей Иванович | Вятский государственный университет | кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности Юридического института | sergeipakanich@mail.ru |
Ссылки

К вопросу об оперативно-режимных мерах обеспечения личной безопасности осужденных, содержащихся в исправительных колониях | Уголовная юстиция. 2022. № 20. DOI: 10.17223/23088451/20/15
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 213