В статье представлена общая характеристика наследия композитора XX в. А. С. Анохина, которое хранится в Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая. В публикации содержится биография деятеля музыкальной культуры, анализируется состав музейных источников, дается классификация нотно-музыкальных материалов.
The heritage of composer A.S. Anokhin at the State museum of history of literature, art and culture of Altai.pdf Одной из важных задач Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая (далее - ГМИЛИКА) является документирование, исследование, презентация и популяризация музыкального наследия региона и его значения в мировом культурно-историческом пространстве. В ГМИЛИКА имеется 8 личных фондов, отражающих жизнь и творчество музыкальных деятелей Алтая (композиторов, педагогов, исполнителей), 5 тематических собраний, посвященных отдельным учреждениям, музыкальным коллективам и личностям, а также коллекция музыкальных инструментов [1. С. 130-131; 137-138; 143-145; 200-202]. Данный музей располагает материалами, отражающими деятельность Афанасия Степановича Анохина (1904-1975) - педагога, просветителя и популяризатора искусства, собирателя фольклора, композитора, автора инструментальных сочинений, создателя вокальных произведений для сольного и хорового исполнения, племянника выдающегося исследователя и деятеля культуры Сибири А.В. Анохина [1. С. 130-131]. Процесс документирования наследия А.С. Анохина был начат своевременно, практически сразу же после его смерти. Первоисточники, по которым можно проследить этапы жизни и динамику творчества композитора, представлены в центре хранения Архивного фонда Алтайского края и Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Музыкальные произведения и статьи, посвященные Афанасию Степановичу, опубликованы в различных сборниках песен и печатных средствах массовой информации советского периода. Данные издания находятся в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова. В центре хранения Архивного фонда Алтайского края имеется личный фонд А. С. Анохина: 22 единицы хранения, поступившие в 1978 г. Среди них биографические документы, воспоминания, личный дневник, фотографии, газетные публикации, музыкальные произведения для хорового исполнения, инструментальные, сольные пьесы, а также лекции о музыке [2]. Не менее разнообразны и материалы фондов ГМИЛИКА, которые представлены биографическими документами, письмами, фотографиями, нотами инструментальных музыкальных произведений, песнями для сольного и хорового исполнения. Необходимо отметить, что отдельный фонд А. С. Анохина в музее не выделен. Основной массив документов, отражающих его творчество, сосредоточен в личном фонде композитора, этнографа и педагога A.В. Анохина [3], небольшая часть - в личном фонде музыканта и педагога B.П. Введенского [4]. Среди рукописных материалов имеется автобиография А. С. Анохина [3. ОФ 16389/1], которая свидетельствует, что Афанасий Степанович Анохин (1904-1975) родился в городе Бийске в семье рабочего. Свой путь музыканта начал в первые годы советской власти. В 1922-1923 гг. был хористом Бий-ского государственного хора. В 1923-1926 гг. жил в Барнауле, где окончил среднюю школу, брал частные уроки по теории музыки у А.В. Анохина, участвовал в его этнографических экспедициях, работал учителем пения в начальной школе (1926 г.). В 1926-1928 гг. проходил военную службу, после чего был направлен на учебу в Томский государственный музыкальный техникум. В студенческие годы начал преподавать теоретические дисциплины в музыкальных школах Томска. В 1931 г. окончил техникум, получив квалификацию «преподаватель музыкально-теоретических дисциплин». В 1935 г. был приглашен на работу в Барнаульскую музыкальную школу № 1 им. А.К. Глазунова в качестве заведующего учебной частью. В годы Великой Отечественной войны находился в действующей армии, воевал на Ленинградском и других фронтах. После окончания войны вернулся в Барнаул на прежнее место работы. С 1951 г. работал в Алтайской краевой филармонии в качестве концертмейстера, художественного руководителя и лектора-музыковеда, руководил симфоническим ансамблем. В 1956-1961 гг. работал преподавателем и заведующим отделением теории музыки во вновь открытом Барнаульском музыкальном училище. Активная профессиональная и педагогическая деятельность А. С. Анохина сочеталась с сочинением песен, инструментальных пьес, обработкой алтайских народных мелодий [5. С. 37]. В настоящее время информация о жизни и творчестве композитора и педагога, наследие которого анализируется в данной статье, опубликована в различных печатных и электронных изданиях. Помимо материалов биографического характера, в ГМИЛИКА представлены фотоисточники, ноты и письма. Фотографии, на которых запечатлен Афанасий Степанович, хранятся в личном фонде А.В. Анохина. На них запечатлены значительные события из жизни композитора, позволяющие визуализировать прошлое, связанное с музыкальной жизнью Алтая. Среди них -портрет композитора А.С. Анохина 1965 г. [3. ОФ 16389/5] и групповые снимки с учащимися детской музыкальной школы № 1 им. А.К. Глазунова [3. ОФ 15735/72], с коллективом симфонического ансамбля Алтайской краевой филармонии [3. ОФ 877/1] и др. Среди различных типов источников особую роль для характеристики композиторского наследия играют ноты. Являясь предметом материальной культуры (рукописи, печатные издания), они представляют собой закодированную в символах духовную культуру (музыку). Достояние композитора А.С. Анохина характеризует список вокальных пьес [3. ОФ 16389/2], имеющийся в фонде А.В. Анохина. Он составлен в форме таблицы: порядковый номер, название, автор слов, где, когда напечатано произведение. В данном источнике сочинения композитора классифицируются тематически. Всего выделено три группы: «Партия. Ленин. Мир» насчитывает 15 произведений; «Родина. Алтай. Целина» содержит 28 произведений; «Любовь. Природа. Труд. Разное» включает 20 произведений. Кроме того, следует отметить, что в музыкальном наследии А. С. Анохина имеется свыше 20 песен для детей дошкольного возраста. В документе характеризуется инструментальное творчество: среди сочинений зафиксированы в данном музейном источнике фантазия для двух баянов на тему русской народной песни «Улица широкая», фортепианная прелюдия - обработка двух алтайских мелодий для скрипки, виолончели и фортепиано, а также музыка к спектаклям Барнаульского драматического театра: «Под каштанами Праги» К. Симонова (постановка 19451946 гг.), «Двенадцать месяцев» С. Маршака (постановка 1946-1947 гг.). Нотно-музыкальные источники, отражающие композиторское творчество А.С. Анохина, сосредоточены в двух личных фондах ГМИЛИКА: композитора, этнографа и педагога А.В. Анохина и музыканта и педагога В.П. Введенского. В первом представлены рукописи одного инструментального произведения и более тридцати вокальных сочинений для детей и взрослых, по большей части неопубликованных. Во втором содержатся рукописи и копии рукописей наиболее известных изданных песен А. С. Анохина. Рассмотрим данные материалы в соответствии с общепринятой в музыкальной литературе классификацией и выделим тематические блоки. Музыкальные жанры чаще всего делят на три большие группы - жанры вокальной музыки, жанры инструментальной музыки и жанры вокально-инструментальной музыки. В нотно-музыкальных источниках, характеризующих музыкальное наследие А.С. Анохина, в основном вокальные сочинения. К инструментальным относится лишь одно - «Мелодия для виолончели» (аккомпанемент - фортепиано) [3. ОФ 880/3]. Что касается песен, то можно выделить целый цикл детских праздничных произведений, среди которых новогодние песни: «Елка» (слова Н. Найденовой) [3. ОФ 881/2], «Наша елка» [3. ОФ 881/2] и др.; первомайские песни: «Весело шагаем» [3. ОФ 881/4], «Май пришел» (слова М. Чарной) [3. ОФ 881/4], «Майская» [3. ОФ 53374] и др.; песни, посвященные Международному женскому дню: «Мамин праздник» [3. ОФ 53375], «Восьмое марта» [3. ОФ 53376], а также детские песни различной тематики: «Солнышко» [3. ОФ 53381], «Барабанят барабаны» [3. ОФ 53382], «Утро» (слова Г. Бойко) [3. ОФ 53382] и др. Выделяются и песни для взрослой категории исполнителей: посвященные В.И. Ленину: «Песня о Ленине» [3. ОФ 53383]; Гражданской войне: «Песня о Мамонтове» (слова Ф. Карбушева) [4. НВФ 15443/195]; лирические: «Одинокая гармонь» (слова М. Исаковского) [3. ОФ 53384], «Рябина» (слова М. Герасимова) [4. ОФ 15443/191] и др.; песни о Родине, Алтае: «Осень золотая» (слова Ф. Карбушева) [4. ОФ 15443/193], «Золотая земля» (слова Е. Бродской) [4. НВФ 15443/196] и др. Особый пласт документальных свидетельств, благодаря которым можно проследить интерес к личности А. С. Анохина, составляет переписка. Изучение писем позволяет проанализировать творческое окружение композитора, оценить дух времени, в котором он жил и создавал свои произведения, извлечь абсолютно новые сведения, отражающие музыкальную культуру региона через призму творчества отдельных личностей. В фонде А.В. Анохина есть письма, адресованные А. С. Анохину, от музыковеда К.А. Верткова (1906-1972) [3. ОФ 53459 - ОФ 53478, ОФ 53549], от композитора А.М. Ильина (1908-1972) [3. ОФ 53457 - ОФ 53458], оперного певца, педагога, ученика А.В. Анохина - В.П. Лизунова-Арканова (1905-1973) [3. ОФ 53550]. Таким образом, в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая представлено наследие композитора, педагога, деятеля музыкальной культуры региона - А.С. Анохина. Оно рассредоточено по двум фондам: А. В. Анохина и В. П. Введенского и представлено такими типами источников, как биографические документы, фотографии, ноты и письма, которые позволяют реконструировать этапы жизни и творчества композитора. Но это всего лишь часть материалов, и для воссоздания полной картины необходим комплексный анализ музейных, архивных материалов и печатных изданий.
Полтева Ирина Владимировна | Алтайская государственная академия культуры и искусств; Национальный музей им. А.В. Анохина | аспирант кафедры музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия; старший научный сотрудник отдела истории | Polteva-Irina@mail.ru |
ГМИЛИКА. Личный фонд музыканта и педагога Валериана Петровича Введенского.
Музыкальная энциклопедия Алтайского края / авт. ст. В.М. Агрызкова и др.; общ. ред. Е.В. Огневой, И.Н. Свободной. Барнаул: ГМИЛИКА, 2011. 470 с.
ГМИЛИКА. Личный фонд композитора, этнографа и педагога Андрея Викторовича Анохина.
Каким же я предстану перед теми, кто захочет пристальнее приглядеться ко мне: Из личного фонда Афанасия Степановича Анохина (1904-1975) // Судьбы. Воспоминания, дневники, письма, стихи, материалы экспедиций, доклады, протоколы допросов [Электронный ресурс]. Барнаул: Пикет, 2001. URL: http://new.hist.asu.ru/biblio/sudbi/B1.html (дата обращения: 12.10.2013).
Путеводитель по фондам и собраниям Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул: ГМИЛИКА: ОАО «Алтайский дом печати», 2009. 247 с.