Советская градостроительная политика и ее влияние на развитие Томска во второй трети ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 38. DOI: 10.17223/22220836/38/21

Советская градостроительная политика и ее влияние на развитие Томска во второй трети ХХ в.

В статье рассматриваются разработка и реализация генеральных планов застройки Томска 1939 и 1947 гг., призванных сформировать «новый коммунистический уклад быта». Раскрыты исторические условия и обстоятельства нового проектирования, показаны первые результаты выполнения плана 1939 г. : строительство двух средних школ и общежития ТГУ, а в послевоенный период - жилые заводские поселки, учебные корпуса ТПИ и ТМИ. Определены главные причины значительного недовыполнения планов: недостаток капиталовложений, ошибки проектирования и резкие изменения градостроительной политики в годы Великой Отечественной войны.

Soviet urban planning policy and its influence on the development of Tomsk in the second third of the 20th century.pdf Профессиональный интерес к истории градостроительства в России сформировался в середине XIX в., и с тех пор вопросы архитектурного проектирования, планировки и застройки городов в стране в целом и на отдельных территориях неизменно привлекают внимание исследователей. Особо нужно отметить работы А.И. Попова, Е.И. Кириченко, В.Г. Залесова, О.В. Богдановой и др., которые исследовали архитектурный облик и застройку Томска XIX - первых десятилетий XX в. [1-4]. Считаю, что в настоящее время вполне назрела потребность расширить хронологические рамки исследования, выявить и охарактеризовать основные составляющие градостроительства Томска в предвоенные и послевоенные годы, т.е. с конца 1930-х и до начала 1960-х гг. Известно, что градостроительные практики теснейшим образом связаны, отражают и, в свою очередь, формируют уровень экономического и социокультурного развития общества. Не случайно в 1920-1930-х гг. вопросам разработки новых планов застройки и реконструкции российских городов придавалось первостепенное государственное значение. Н.А. Милютин, один из главных разработчиков создания «соцгорода», в котором мог сформироваться «новый коммунистический уклад быта», писал: «Каждый населенный пункт мы должны рассматривать как единое целое, в котором наиболее разумно, рационально, целесообразно располагаются, увязываются между собой его основные части: промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, электроэнергетика, управление, быт, воспитание, учеба» [5. С. 22]. Разработка генеральных планов строительства новых городов и преобразования старых городских поселений, начатая в советской России в середине 1920-х гг., была реализована в Томске в 1932 г., когда началось составление генерального проекта города, целиком подчиненного задачам социалистической индустриализации [6. С. 258]. Заседание президиума Томского горсовета, состоявшееся 8 мая 1932 г., приняло решение о перепланировке г. Томска, чтобы его развитие соответствовало условиям «бурного темпа социалистического строительства». Сформированному, согласно этому решению, проектному бюро было рекомендовано «произвести разработку материала к расширению города вверх по Томи к Басандайке и вниз - к Белобородовой» [7. Л. 1]. Однако в мае 1934 г. Томский горсовет в течение пяти дней обязался заключить генеральное соглашение с новосибирским проектным институтом «Запсибпроект» на работы по перепланировке г. Томска [8. Л. 208]. Разработка проекта потребовала довольно много времени, он был утвержден в 1939 г. И тогда же постановлением Томского горсовета от 20 декабря 1939 г. при городском отделе коммунального хозяйства была создана планировочная комиссия, перед которой были поставлены задачи наблюдения за выполнением генерального проекта планировки, отвода участков, выбора мест под строительство. В комиссию под председательством заведующего горкомхозом Бу-лаева вошли главный архитектор города Д.Г. Васенина, городской землемер А.П. Карцев, городской санитарный врач Мелехова, городской пожарный инспектор Герасимов, профессор ТГУ, гидрогеолог М.И. Кучин [9. Л. 10]. Столь авторитетный состав планировочной комиссии был не случаен. По решению президиума Томского горсовета были подготовлены две докладные записки на имя председателя Совнаркома СССР В.М. Молотова, которые позволяют охарактеризовать условия выполнения генерального проекта города 1939 г. В документах указывалось на явно недостаточное развитие промышленности в Томске, на плохое состояние коммунального хозяйства, на крайне слабую обеспеченность населения жилой площадью. Сообщалось, в частности, что Томская ТЭЦ, построенная еще в 1895 г., обеспечивала лишь 8,5 тыс. киловатт-часов электроэнергии, что составляло две трети потребностей 1939 г. Износ оборудования томского водопровода определялся в 5075%. Обеспеченность жилой площадью в среднем составляла 4,9 м2 на человека (при норме 9 м2). На 90% жилье в Томске было не благоустроено; проезжая часть улиц была замощена лишь на 29%, практически отсутствовал общественный транспорт. Руководители Томского горсовета определили состояние города как катастрофическое [10. Л. 134-142]. На устранение несбалансированности городского развития был направлен проект перепланировки Томска, выполнявшийся трестом «Запсибпро-ект», автором проекта был архитектор С.И. Капотов. В проекте генерального плана города учитывались такие факторы, как гидрологические условия территории, размещение градообразующих предприятий и архитектурно-планировочное оформление города. Генеральный план опирался на принцип функционального зонирования территории: формировались территории под промышленное и жилое строительство, под парки культуры и отдыха. Обязательным условием являлось использование ярко выраженного рельефа и исторически сложившейся застройки. Вся селитьба была разделена на четыре части. Юго-западный (центральный) район включал крупные административно-хозяйственные, культурно-просветительные учреждения и учебные заведения. Собственно юго-западный район планировался с назначением обслуживания куста промышленности у железнодорожной станции Томск-1. В северо-западном районе размещались и проектировались предприятия деревообрабатывающей промышленности (фабрика карандашной дощечки, фанерно-мебельное производство, лесозавод) и переработки пищевого сырья (мукомольные мельницы, хлебозавод и дрожжевой завод). В северно-восточный район входили железнодорожная станция Томск-2, планировались предприятия керамической промышленности. С таким размещением промышленных зон связывались формирование жилых массивов и транспортная доступность. В генеральном плане 1939 г. в качестве основных осей городской композиции определялись две магистрали: в меридианном направлении - Тимирязевский, Ленинский и Коммунистический проспекты, а в широтном направлении предполагалось создание новой диагональной магистрали - проспекта Сталина, которая связала бы городской центр с промышленными районами Томска (от площади Батенькова по переулку Нечевскому до площади перед станцией Томск-1). При этом в центральной части города и вдоль основных магистралей предполагалось сооружение новых капитальных домов, для чего необходимо было снести исторически сложившуюся застройку. В качестве основного архитектурного элемента был принят четырехэтажный жилой дом. На Ленинском проспекте и проспекте Сталина, а также на площадях, где нужны были архитектурные акценты, предполагались пятиэтажные жилые дома. На пересечении двух главных осей был запроектирован общегородской центр с возведением Дома Советов. Районы капитальной малоэтажной застройки проектировались в два-три этажа, а на окраинных территориях вблизи лесных массивов предусматривалась одноэтажная индивидуальная застройка. Достаточно подробно прорабатывались планы социокультурного строительства: предполагалось построить кинотеатр на 800 мест, топографический техникум, 17 новых школ, 30 детских садов и 20-24 детских яслей (все они должны были разместиться равномерно по всей территории города). За годы первой очереди планировалось выстроить две городские больницы на 350 мест каждая, два родильных дома и одну поликлинику, а также две бани по 280 мест каждая с находящимися при них механическими прачечными. Водопроводом предполагалось обеспечить все постройки, а канализацией -только капитальные здания. Электросети должны были охватить весь город с подачей электроэнергии от ТЭЦ, теплосети планировались только в центральных кварталах. В генеральном проекте предусматривалось строительство трамвайной линии, которая связала бы железнодорожные станции Черемошники, Томск-1, Томск-2 и Лагерный сад с центром города. Проектировались постоянные автобусные линии по всей территории города (протяженность трамвайных линий составляла 18,5 км, длина автобусных маршрутов - 34 км). Кроме возведения зданий, предполагалось обустройство парков, скверов, аллей и бульваров. Так, планировалось развивать Михайловскую и Украинскую рощи, а кроме того, создать новый общегородской парк культуры и отдыха в пойме р. Ушайки и большой парк в юго-западном районе [11. Л. 16-32]. Реализация генерального плана Томска была начата во второй половине 1930-х гг. еще до официального утверждения и продолжалась до лета 1941 г. Так, началось строительство завода по ремонту подшипников (на ул. Розы Люксембург), построен элеваторный комбинат на ул. Мельничной (на территории мукомольных мельниц), создана одна из крупнейших в стране лесоперевалочная база на Черемошниках, развернулись подготовительные работы к строительству Томского электромоторного завода невдалеке от вокзала Томск-1. Были возведены крупные здания мукомольно-элеваторного института (ныне корпус ТГАСУ) и общежития ТГУ на Ленинском проспекте, состоялась закладка нового био-физиологического корпуса медицинского института на проспекте Кирова, построены две новые средние школы. Весной 1940 г. был заложен парк культуры и отдыха на Белом озере [12. С. 219-225]. Но выполнение проекта очень сильно тормозилось недостатком капиталовложений, а с началом Великой Отечественной войны градостроительная ситуация кардинальным образом изменилась. В годы войны в Томск было эвакуировано свыше 30 крупных промышленных предприятий, множество учреждений культуры, науки, образования. Часть прибывших заводов и фабрик разместилась в приспособленных помещениях томских предприятий, вузов, техникумов и даже больниц. Работники других заводов вынуждены были строить заново или приспосабливать под производственные и жилые нужды недостроенные в мирное время здания. Так, в Томске появились корпуса электромоторного, шарикоподшипникового, инструментального, электролампового заводов, а также общежития барачного типа. От станций Томск-1 и Томск-2 к промышленным предприятиям были проложены железнодорожные ветки («углевозные дороги»), использование которых позволило обходиться без грузового транспорта, полностью отправленного на фронт. Проблема электроснабжения города была решена путем строительства в 1943-1945 гг. Томской ГРЭС. Вместо планируемых парков и скверов по всему Томску, в том числе в Университетской роще, в Лагерном саду, на площади Революции, были устроены огороды [13. С. 6-9]. В первые послевоенные годы градостроительная картина Томска слабо отвечала принятому в 1939 г. генеральному плану. Территория Томска была загружена промышленностью, по всему городу были разбросаны заводские поселки, застроенные малопригодными для проживания домами, в основном каркасно-засыпного типа. Катастрофически недоставало жилья, культурно-просветительных и образовательных учреждений. (Важно отметить, что не был реализован и такой немыслимый в наше время проект, как возведение проспекта Сталина, для чего необходимо было снести множество исторически значимых строений и засыпать огромный овраг, проходивший от Нечев-ского переулка к вокзалу Томск-1.) В ответ на насущную потребность Томска в новом плане сотрудники Ленинградского отделения Государственного института по проектированию городов «Гипрогор» под руководством архитектора Н.В. Баранова разработали новый генеральный план г. Томска. Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1947 г. план был утвержден и передан для исполнения [14. Л. 16]. Согласно генеральному плану предполагалось значительное расширение городской территории на север и северо-восток - до железной дороги от Че-ремошников к станции Томск-2, на восток - от станции Томск-2 до границ проектируемого аэродрома на Каштаке и от Казанской улицы (совр. проспект Комсомольский) до поймы р. Ушайки. В добавление к сложившейся с давних времен меридианной магистрали планировалось устройство двух диагональных магистралей. Первая из них была названа, как и в 1939 г., проспектом имени Сталина, но расположение ее изменилось: она проходила от вокзала Томск-1 к центру по трассе вокзального шоссе и его продолжения по незастроенной территории между улицами Дзержинского и Тверской до Нечев-ского переулка и дальше к площади Революции. Вторая диагональная магистраль должна была соединить станцию Томск-2 с центром города. Ее направление совпадало с улицами Вокзальной, Иркутской, Соляной и по Кузнечному взвозу выходило на переулок 1905 года и далее к центру. Так же, как и в предыдущем проекте, предполагалось строительство зданий повышенной этажности, в пять или шесть этажей, по основным магистралям города и для оформления площадей. Строительство трех- и четырехэтажных жилых домов и общественных зданий планировалось на Коммунистическом проспекте и Иркутской улице (с 1949 г. - имени Пушкина), а также на площади Революции. Строительство двухэтажных зданий должно было осуществляться выборочно в районах вдоль Учебной улицы, к северо-западу от станции Томск-1, на Казанской и Иркутской улицах. К югу от Учебной улицы, к востоку от Казанской улицы, к северу от Дальне-Ключевской улицы, к северо-западу от станции Томск-2, вдоль Иркутского тракта и в районе спичечной фабрики разрешалось усадебное малоэтажное строительство. Расширение сети промышленных предприятий проектировалось в северном районе (деревообрабатывающее и пищевое производство), в севоро-восточном районе (металлообрабатывающая, деревообрабатывающая и химическая промышленность, а также промышленность строительных материалов) и в юго-восточном районе (машиностроение и металлобработка). Наряду с промышленным и гражданским строительством планом 1947 г. предполагалось строительство трамвайной трассы, сооружение моста через р. Ушайку (в районе Базарной площади), укрепление защитной дамбы на р. Томи и строительство каменных набережных, а также расширение парковых зон. По-прежнему, как в плане 1939 г., проектировались строительство Дома Советов на Базарной площади (совр. площадь Ленина) и перенос базара в Уржатский переулок на берегу р. Ушайки. А на площади Революции, на месте взорванного еще в 1934 г. Троицкого собора, предполагалось построить драматический театр [14. Л. 17-25]. В отличие от плана 1939 г. новый генеральный план имел гораздо больше возможностей для реализации. Тем не менее в силу недовыполнения планов по капитальному строительству финансирование сокращалось. Так, в 1952 г. правительственные ассигнования строительных работ в Томске были уменьшены на 732 тыс. руб., а в 1953 г. - на 600 тыс. руб. [15. Л. 98]. Наряду с недофинансированием расширялось самовольное строительство индивидуальных домов в Томске. На участках по Московскому тракту, за вокзалом Томск-1, в районе Каштака, которые по генеральному плану отводились под озеленение, возводились самовольные постройки, лишенные каких-либо элементов благоустройства [16. Л. 1-4]. Ряд важных положений генерального плана 1947 г. был выполнен. Например, в 1949 г. был пущен трамвай, началось строительство благоустроенных заводских поселков при электромоторном, манометровом, электроламповом, инструментальном заводах. Развернулись работы по благоустройству города, были устроены новые скверы на площади Батенькова, около Института физических методов лечения (совр. НИИ курортологии), детский парк имени Пушкина, театральный сквер около драмтеатра (пер. Нахановича), садик на станции Томск-2. Организовано место загородного отдыха на Потаповых лужках [17. Л. 37]. И все же генеральный план подвергался все большей критике. Прежде всего, требовались изменения экономических показателей генерального плана, в частности, расчетного количества населения и обеспечения его жильем. Кроме того, нуждались в пересмотре планы промышленного строительства, поскольку в течение 19541955 гг. были развернуты строительные работы на десяти предприятиях союзного значения, не предусмотренные в 1947 г. [18. Л. 22-23] Были выявлены архитектурно-планировочные ошибки, требующие срочного исправления. Первая из них заключалась в том, что исторически сложившуюся прямоугольную сетку томских улиц предполагалось искусственно исказить вставкой Диагонального проспекта (так после 1953 г. стали именовать проектируемый проспект Сталина). Созданием нового проспекта формировалась система косых и тупых углов кварталов. Такие углы, а также многогранная и неправильная форма площадей, образуемых при пересечении улиц, исключали возможность применения типовых проектов, рассчитанных на прямоугольную сетку улиц и применение индустриальных методов строительства. В плане не были учтены тяжелые условия рельефа: на всем протяжении Диагонального проспекта находились глубокие овраги, практически лишавшие возможности его застройки. Вторым недостатком генерального плана было то, что он не выявил и не закрепил городские магистрали с грузовыми и пассажирскими потоками, которые могли бы связать южную и северную части города. Эти районы, по мнению критиков проекта 1947 г., быстро развивались и требовали для дальнейшего развития прокладки прямых магистралей с юга на север без всяких диагоналей. По предложению главного архитектора г. Томска И. Егорова, высказанному им в 1955 г., была проведена корректировка генерального плана. Она включала следующие положения: 1) формирование в городе северной и южной промышленных групп и подготовка резерва промышленных площадок; 2) зонирование этажности застройки в следующих пропорциях: 4-5-этажные постройки - 80%, 2-этажные - 10%, одноэтажные - 10%; 3) сохранение исторически сложившейся прямоугольной сетки улиц с выявлением основных магистралей, соединяющих южную и северную части города и с переходом к радиально-кольцевой системе в новой части города [19. Л. 95-99]. Эти предложения, выходившие за рамки генерального плана 1947 г., определили градостроительную ситуацию в Томске на рубеже 1950-60-х гг. Согласно поправкам генерального плана застройка не искажала исторически сложившуюся среду, развитие селитебной территории велось в сторону расширения на свободные от застройки территории, а в историческом центре осуществлялось только компенсационное строительство.

Ключевые слова

градостроительство, генеральный план строительства, застройка г. Томска, архитектурный облик города, urban planning, master plan of construction, construction in Tomsk, the architectural image of the city

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Едакина Дарья АндреевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыsagaan09@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Попов А.И. Томск. М., 1959. 132 с.
Кириченко Е.И. Деревянное зодчество русского города и архитектура Томска // Деревянная архитектура Томска. М. : Советский художник, 1987. С. 115-146.
Баландин С.Н., Залесов В.Г. Творческое наследие архитектора К.К. Лыгина в Томске // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. Новосибирск : Наука, 1989. C. 157-167.
Богданова О.В. Архитектурный облик Томска. Томск : Красное знамя, 2005. 144 с.
Милютин Н.А. Проблема строительства социалистических городов. Основные вопросы районной планировки и строительства населенных мест СССР. М. ; Л., 1930. 90 с.
Дмитриенко Н.М. Планировка города // Томск от А до Я: краткая энциклопедия города. Томск, 2004. С. 257-258.
ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 274.
ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 500.
ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 726.
ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 718.
ГАТО. Ф. Р-430. Оп.1. Д. 728.
Дмитриенко Н.М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003. 348 с.
Дмитриенко Н.М., Рачковский П.Ю., Глухов В.С. Дорога к Победе (экскурсионный маршрут). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. 78 с.
ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 7. Д. 44.
ГАТО. Ф. Р-441. Оп. 1. Д. 63.
ГАТО. Ф. Р-218. Оп. 13. Д. 232.
ГАТО. Ф. Р-441. Оп. 1. Д. 56.
ГАТО. Ф. Р-218. Оп. 13. Д. 81.
ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 1312.
 Советская градостроительная политика и ее влияние на развитие Томска во второй трети ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 38. DOI: 10.17223/22220836/38/21

Советская градостроительная политика и ее влияние на развитие Томска во второй трети ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 38. DOI: 10.17223/22220836/38/21