Авторская обработка народных мотивов в балете Стравинского «Весна священная» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/12

Авторская обработка народных мотивов в балете Стравинского «Весна священная»

Статья посвящена изучению особенностей обработок народных песен в балете И.Ф. Стравинского «Весна священная». Утверждается, что обработки народных песен в этом балете использовались с изменением размера и ритма. Для обоснования предлагаемого утверждения пять фрагментов песен проанализированы относительно размера и ритма в соответствующих фрагментах в «Весне священной». Исследование показало, что размер и ритм проанализированных народных песен были изменены почти во всех исследуемых фрагментах в балете «Весна священная». Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

фольклор, И.Ф. Стравинский, «Весна священная», Н.А. Римский-Корсаков, А. Юшка

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Калашников Александр ВладимировичНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»доцент, кандидат филологических наук, доцент школы иностранных языковremkas@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Taruskin R. Stravinsky and the Russian traditions a biography of the works through Mavra. Los Angeles: University of California press, 1996. 967 p.
Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Согласие, 2004. 608 с.
Друскин М.С. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 4: Игорь Стравинский. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2009. 584 с.
Баранова Т.В. Стравинский в работе над "Весной священной" (Об эскизах к балету в собрании Фонда Пауля Захара) // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 3. С. 52-87.
Taruskin R.Russian Folk Melodies in The Rite of Spring // Journal of the American Musicological Society. 1980. № 3. P. 501-543.
Stravinsky I. Le Sacre du Printemps. Partition. London: Boosey and Hawkes, 1948. 139 p.
Stravinsky I. The Rite of Spring. Sketches 1911-1913. Facsimile Reproductions from the Autograph. London: Boosey and Hawkes, 1969. 48 p.
Morton L. Footnotes to Stravinsky studies: 'Le Sacre du printemps' // Tempo. 1979. № 128. P. 9-16.
Вершинина И.Я. Ранние балеты Стравинского. М.: Наука, 1967. 222 с.
Савенко С.И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.
Стравинский И.Ф. Диалоги. Л.: Музыка, 1971. 415 с.
Petrauskaite D. Lithuanian Passages in Music and Life of Foreign Composers // Lithuanian musicology. 2008. № 9. P. 108-121.
Варунц В.П. Стравинский И.Ф. - публицист и собеседник. М.: Сов. композитор, 1988. 504 c.
Головинский Г.Л. Стравинский и фольклор. Наблюдения и заметки // И.Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания / сост. Г.С. Алфеевская, И.Я. Верещагина. М.: Сов. композитор, 1985. С. 68-94.
Стравинский И.Ф. Хроника. Поэтика. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 368 с.
Городецкий С.М. Ярь. Стихи лирические и лиро-поэтические. СПб.: б. и., 1907. 127 с.
Варунц В.П. Вокруг "Весны Священной" // Звуковая среда современности: сб. статей памяти М.Е. Тараканова (1928-1996) / сост. Е.М. Тараканова. М.: ГИИ, 2012. С. 166-205.
Рерих Н.К. Держава света. М.: Эксмо-Пресс, 2017. 280 с.
Juszkiewicz A. Melodje ludowe litewskie. Krakow: Wydawnctwo Akademji Umiejetnosci, 1900. 247 S.
Чюрлените Я.К. Литовское народное песенное творчество. М.; Л.: Музыка, 1966. 328 с.
Песни разных народов. М.: Университетская типография, 1854. 556 с.
Kelly R. The Big Band and the Piano: Nikolai Kapustin's Variations Op. 41. Las Vegas: University of Nevada, 2016. 69 p.
Petersen P. Hans Werner Henze und Karl Amadeus Hartmann: Ein Ruckblick auf ihre Freundschaft und Zusammenarbeit // Archiv fur Musikwissenschaft. 2014. № 1. S. 65-83.
Юшкевич И.А. Литовские народные песни с переводом на русский язык. СПб.: Императорская академия наук, 1867.
Мессиан О. Анализ "Весны священной" Стравинского. Ритмические персонажи // Устилуг - Hollywood: О Стравинском и его творчестве: сб. статей. СПб.: Композитор, 2011. С. 137-211.
Римский-Корсаков Н.А. Сто русских народных песен. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1951. 184 с.
Прач И., Львов Н.А. Собрание народных русских песен с их голосами. СПб.: Типография Горного училища, 1790. 209 с.
Вильбоа К.П. Русские народные песни. Записанные с народного напева и арранжированные для одного голоса с аккомпанементом фортепиано К. Вильбоа. СПб.: Стелловский, 1860. 158 с.
Чайковский П.И. Попурри из оперы "Воевода" // Полное собрание сочинений / ред. Б.В. Асафьев. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1946. С. 197-215.
Чайковский П.И. Пятьдесят русских народных песен. Для фортепиано в четыре руки. М.: Совр. музыка, 2013. 60 с.
Майков А.Н. Кантата, написанная ко дню священного коронования их императорских величеств государя императора и государыни императрицы / стихи А. Майкова; музыка П. Чайковского. СПб.: Паровая скоропечатня П.О. Яблонского, 1894. 14 с.
 Авторская обработка народных мотивов в балете Стравинского «Весна священная» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/12

Авторская обработка народных мотивов в балете Стравинского «Весна священная» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/12