Роль потребления в процессах выживания человека как субъекта культуры
В статье проведен анализ видов потребления в социокультурной динамике с позиций теории символического интеракционизма и теории связи мотивов, ценностей потребления с социальной структурой общества. В работе предложены три вида потребления: прагматическое, демонстративное и эгоистическое с позиций их роли в процессах адаптации человека к окружающей среде, выстраивания социальных отношений («Мы», «Мы - Они», «Я - Другой», «Я - Я), а также динамики статуса вещей в культуре потребления. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
потребление,
потребительство,
идентификация,
культура потребления,
общество потребленияАвторы
Чапля Татьяна Витальевна | Новосибирский государственный педагогический университет | кандидат социологических наук, доктор культурологии, профессор кафедры теории, истории культуры и музеологии | chap_70@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Лем С. Философия случая. М. : АСТ : АСТ Москва : Траюит книга, 2005. 767 с.
Вебер М. Основные понятия стратификации // Политология. Хрестоматия. М. : Гардарики, 2000. С. 256-273.
Веблен Т.Б. Теория праздного класса. М. : Прогресс, 1984. 367 с.
Бурдье П. Различие: Социальная критика суждения. М. : РОССПЭН, 2004. 680 с.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М. : Республика. Культурная революция, 2006. 269 с.
Зиммель Г. Мода // Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М. : Юрист, 1996. С. 266-291.
Желнина А.А. Социокультурное значение пространств потребления в постсоветском городе (на примере торговых центров Санкт-Петербурга) // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. Вып. 1. С. 330-334.
Ворожейкин С.И. Потребление как способ конструирования социальной идентичности // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 2. С. 57-61.
Ечевская О.Г. Практики потребления и различения в контексте социально обусловленных оправданий бедности и богатства // Регион: экономика и социология. 2010. № 1. С. 129-148.
Архангельская К.В., Закс Л.А. Потребление брендов как практика самоидентификации современного человека // Известия УрГЭУ. 2011. № 5 (37). С. 128-132.
Овруцкий А.В. Социальные модели потребления // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 5. С. 55-64.
Токмачева О.С. Торговые центры: подходы к определению сущности и классификации с учетом российской специфики // Вестник РЭУ. 2012. № 7. С. 91-98.
Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Калуга : Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. 296 с.
Щавель С.А. Синдром потребительства и стиль жизни // Социологический альманах. 2019. № 10. С. 8-21.
Филимонова О.Ф. Публичное пространство города. Саратов : Саратовский источник, 2017. 185 с.
Тихомирова Е.Е. Вещный мир культуры // Культурно-антропологические исследования. 2022. № 1. С. 24-31.
Харламов А.В. Солидарность и проблема морали: социально-философский анализ современных концепций // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 33, № 1. С. 5-14. doi: 10.35634/2412-9550-2023-33-1-5-14.
Голофаст В.Б. Люди и вещи // Социологический журнал. 2000. № 1/2. С. 61-69.
Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей : сб. статей. М. : Изд. дом «Территория будущего», 2006. С. 134-166.
Печкуров И.В. Аксиология престижа и статуса в практиках демонстративного поведения в российской социальной действительности // Гуманитарий юга России. 2018. Т. 7, № 1. С.192-200.
Рьюен К. Покупка одежды в царской России: развитие культуры потребления // Социальные и гуманитарные науки. 1996. № 3. С. 111-116.
Кинселла Софи. Тайный мир шопоголика. М. : Эксмо, 2009. 409 с.
Кинселла Софи. Шопоголик на Манхэттене. М. : Эксмо, 2016. 441 с.
Поддячая Е.А. Актуализация проблемы виртуального социального капитала: мета-анализ публикаций // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 491. С. 74-81. doi: 10.17223/15617793/491/9.