Проблема взаимодействия традиции и новации в контексте изучениямногообразия культурного опыта (региональные и локальные измерения) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

Проблема взаимодействия традиции и новации в контексте изучениямногообразия культурного опыта (региональные и локальные измерения)

Традиция и новация, взаимодействие этих феноменов во многом определяют специфику процесса развития культуры сегодня. Глобализация, как объективная характеристика современной действительности, заставляет обратиться к локальным и региональным измерениям культуры. Это особенно важно, так как в рамках изучения локальных и региональных культур можно увидеть процесс взаимодействия традиции и новации на разных уровнях: от конкретных форм бытования традиций и формирования инноваций до той степени обобщения, которую позволяет достичь изучение культуры отдельных регионов. Характер взаимодействия традиции и новации зависит от многих факторов. Во-первых, от того, что вкладывается в понятия «традиция», «новация», «традиционализм», «традиционность». Во-вторых, от конкретного наполнения содержания феноменов «локальная культура» и «региональная культура», их соотношения. В-третьих, от понимания содержания и соотношения таких процессов, как развитие, модернизация, обновление.

Problem of interaction tradition and novation in context of study varied culturalexperience (regional and local measurin.pdf В данной статье мы постараемся ответить на вопрос, существуют ли в со-временной культуре механизмы, позволяющие одновременно развивать меж-культурный диалог, расширять коммуникативное пространство, сохраняя приэтом культурную уникальность регионов, и какую роль в этом процессе игра-ет традиция. Выявление и описание таких механизмов способствует не толь-ко развитию теории коммуникаций, но и способствует выявлению функцио-нального значения феномена традиции в социокультурных процессах совре-менности.Обозначенная проблема может быть рассмотрена в контексте обращенияк таким явлениям современной действительности, как локальные и регио-нальные культуры.Сначала необходимо эксплицировать эти понятия.Локальная культура может быть рассмотрена с точки зрения проявленияконкретного культурного опыта, что подразумевает изучение функциональ-ных, структурных, психологических и прочих особенностей, сложившихся входе уникального исторического развития отдельных регионов. Это опреде-ляет специфику локальной культуры, проясняет ее позицию по отношению квнешнему миру, выявляет готовность и способность к диалогу. Очень важ-ным в данном случае становится процесс самоопределения культуры: как онапозиционирует себя по отношению к внешнему окружению, как понимаетсебя в историческом процессе. Указанные факторы влияют и на формирова-ние представления культуры о самой себе (как она себя позиционирует и ре-презентирует), и на внешнее ее восприятие. Эти сведения о культуре оченьважны, так как позволяют выяснить, что она стремится продемонстрировать:свою самобытность и уникальность или свою сопричастность и неотдели-мость от общего социокультурного пространства региона, что ни в коей мерене лишает культуру идентичности и специфики. Такой подход, в свою оче-редь, акцентирует внимание на особенностях формирования коммуникатив-ного пространства региона, под которым понимается характер связей междусамыми разнообразными социокультурными общностями.На формирование внутреннего и внешнего представлений о культуреособое влияние оказывают объективные процессы действительности, напри-мер процесс глобализации, который вызывает существенные изменения вмире, что приводит к смене акцентов и ориентиров в межкультурных комму-никациях. Глобализация вызывает самые противоречивые реакции. С однойстороны, она усиливает тенденции к интеграции, в основе которой можетлежать совокупность различных интересов (политические, экономические,социальные, этнические и пр.). Однако интеграция может способствоватьнивелированию социокультурных общностей, что может привести к проти-воположным стремлениям, а именно к демонстрации отдельными культурамисвоей уникальности на уровне традиций, росту самосознания отдельныхкультур.Интенсификация данных процессов зависит от заложенного в культурахкоммуникативного потенциала, специфики условий их существования. Отме-ченные факторы не статичны, они меняются, вызывая тем самым внутренниетрансформации социокультурных образований, в том числе и локальныхкультур (подразумеваются как внутренние характеристики, так и внешниеусловия существования природного и социокультурного характера, процес-сы, непосредственно затрагивающие территорию отдельных регионов).Подобная постановка вопроса заставляет обратиться к выявлению специ-фики локальных культур как понятия и как феномена, отражающего харак-терные черты отдельного региона. В терминологическом контексте эта спе-цифика проявляется в четкой дифференциации данного типа культуры оттрадиционных, региональных, этнических культур, субкультур. На феноме-нологическом уровне специфика локальных культур определяетсяные особенности и уникальные черты, которые дифференцируют культурыодного региона от другого (например, традиционные культуры СевернойАмерики и Сибири).Относительно соотношения понятий традиционной культуры и локаль-ной культуры можно сказать, что власть традиций (как одна из основных ха-рактеристик традиционных культур) дополняется местными особенностямифункционирования традиций. Локальные культуры так или иначе опираютсяна традиции, но важна степень значимости этих традиций, их устойчивость испособность отвечать меняющимся реалиям окружающего мира. Это говоритуже о коммуникативном потенциале локальных культур в каждом отдельномрегионе.Таким образом, локальная культура может носить признаки этнической,региональной, традиционной культур, но при этом существенно отличатьсяот них. Здесь важно, черты какого типа культуры преобладают в ней (этниче-ской, традиционной, индустриальной и пр.). Это определяет особенностипроцесса формирования локальных культур, что влияет на их характер, ста-тус, специфику взаимоотношений с другими социокультурными группами,что, в свою очередь, может зависеть от географических, экономических, по-литических факторов.Феноменологический аспект определения специфики локальных культуросновывается на выявлении связи этих культур (порядка их формирования) собъективными процессами действительности, субъективными факторами(внутренние процессы и устремления), а также помогает проследить форми-рование локальных культур в исторической динамике.В разных регионах определяющими факторами развития локальных куль-тур могут выступать различные процессы, но преобладающими, как правило,выступают этнические, политические, экономические. Эти процессы активи-зируют трансформацию культурного опыта, способствуют созданию новыхкультурных образований, интенсифицируют внутренние изменения в социо-культурных общностях. Их можно отнести к процессам объективной реаль-ности . Этнические включают ассимиляцию, интеграцию, аккультурацию,автономизацию, деэтнизацию; политические процессы подразумевают диф-ференциацию групп по политическим основаниям; экономические отражаютинтересы в производственной сфере, перераспределение материальных цен-ностей, в том числе и ресурсов, модернизацию, урбанизацию.Важны и частные процессы, протекающие в социокультурной, политиче-ской, экономической сферах. Это связано с появлением неких культурныхобщностей, формируемых не только по национальному признаку, но и поиным интересам (социальным, культурным, конфессиональным и пр.).К процессам, отражающим внутренние трансформации локальных куль-тур, можно отнести адаптацию и инкультурацию. Адаптация способствуетприспособлению к новым, меняющимся социокультурным, политическим,экономическим условиям существования. Эти изменения (чаще всего внеш-ние) могут приниматься или не приниматься, что приводит к различным по-следствиям, отражающимся на внутренних характеристиках. В случае, есликультура положительно встречает все внешние изменения и принимает их,происходит усвоение новых норм, включение в новую действительность. Од-нако это не всегда означает отказ от прежних традиций и решительный раз-рыв с ними. Адекватная реакция на внешние изменения сопровождается со-хранением целостности культуры и самого социума в контексте преемствен-ности с прошлым культурным опытом.При нежелании принимать внешние изменения (отрицательная реакция)прослеживается четко выраженное стремление дифференцировать себя, на-меренное неприятие новых условий, что приводит к потере контакта с внеш-ним миром, консервации социокультурной общности.Отмеченные внутренние процессы, способствующие дифференциациилокальных культур, могут быть дополнены принципом комплементарности истереотипизации, которые влияют на степень эффективности контактов ло-кальных культур с внешним окружением. Комплементарность и стереотипи-зация основываются на потребности человека в самоидентификации, прояв-лении культурной идентичности и приобщении к ценностям, которые делаютего существование осмысленным, т.е. отождествлении индивида или группыиндивидов с определенной общностью (осознанное принятие системы пред-ставлений, которые разделяются группой, что подразумевает принадлеж-ность к данной группе). Это дает чувство сопричастности к культурномуопыту, традициям, включенности в определенную среду. Стереотипы и ком-плементарность определяют направление контактов, способствуют выборупартнеров, формируют представления о культурной общности как в отноше-нии самой себя и своего окружения), так и со стороны. Перечисленные прин-ципы и потребности не только способствуют формированию локальныхкультур, но и придают им отличительность, которая дифференцирует их какот других типов культур, так и между собой.Таким образом, специфика локальных культур основывается на следую-щих позициях: принадлежности к определенному типу культур (этнической,традиционной и пр.), региональной принадлежности (конкретные географи-ческие, экономические, политические и культурные условия существования),времени формирования (исторический фактор), условиях и причинах выде-ления (набор объективных и субъективных причин, способствующих выде-лению каждой локальной культуры). Кроме того, очень важными в формиро-вании и трансформации локальных культур становятся процессы, затраги-вающие не только отдельные регионы, но и всю ойкумену в целом. На спе-цифику локальных культур существенное влияние оказывают традиция и но-вация, подчеркивающие, прежде всего, коммуникативный потенциал локаль-ных культур, способствующие их трансформации. В данном случае традициии новации определяют направления коммуникаций, исторически сложившие-ся или подразумевающие поиск новых партнеров, задают ориентиры локаль-ных культур во внешнем мире сообразно их внутренней специфике.Внутренняя специфика локальных культур определяется традициями какинститутом, направленным на сохранение устоявшихся норм жизни, опреде-ленной последовательности действий, что поддерживает постоянство культу-ры, делает ее существование осмысленным в контексте связи с предшест-вующим культурным опытом. Однако традиция может быть рассмотрена и вдинамическом плане, т.е. как ответ на вызов среды. В этом контексте онапредстает в качестве одного из механизмов, способствующих развитию со-циокультурных систем. В данном статусе традиция направлена на реализа-цию двух основных функций. С одной стороны, это сохранение самобытно-сти культуры, с другой - функция «вбирания» и формирования инноваций,раскрытия заложенного в них потенциала. Таким образом, традиция, пони-маемая в динамическом плане, определяет интенсивность коммуникаций ло-кальных культур и других социокультурных общностей отдельных регионов.В то же время традиция сообщает специфику коммуникативным процессам,так как она подчеркивает самобытность локальных культур, что влияет и навыбор партнеров, заставляет сближаться с одними социокультурными обра-зованиями и дистанцироваться от других.Однако, несмотря на то, что традиция определяет коммуникативные при-оритеты, она не может восприниматься только лишь как феномен, способст-вующий консервации связей и мешающий расширению контактов. Конечно,исторически сложившиеся приоритеты, подкрепленные традицией, опреде-ляют магистральные направления в общении локальных культур с внешниммиром. Но традиция не может пониматься исключительно как связь с про-шлым, она неразрывно связана и с новациями, и с инновациями. Именно этотаспект в понимании традиции становится особенно актуальным сегодня.В современном мире, динамично меняющемся, предлагающем разнообра-зие реалий, выбор которых определяет позицию культуры по отношению квнешнему окружению, а также ее внутреннее содержание, соотношение тра-диций и новаций становится особенно важным. Традиция, понимаемая в кон-тексте коммуникации, неразрывно связана с новациями, так как речь идет нетолько о сохранении целостности культуры, но и о ее трансформациях в ходеобмена информационными потоками, становящимися основой для иннова-ций, а затем и новых традиций. В данном случае традиция выполняет комму-никативную роль, реализующуюся в формировании внешних и внутреннихсвязей. Внешние связи - это готовность к контакту с другими культурами.Контакты могут быть установлены по принципу комплементарности, лояль-ности, толерантности к проявлению иных культурных традиций вплоть до ихпринятия. Внутренние связи подразумевают передачу индивидуального иликоллективного опыта между поколениями, между хранителями и транслято-рами традиций и теми, кому они их передают.Таким образом, традиция, интерпретируемая как процесс и как один измеханизмов, способствующих развитию социокультурных систем, можетрассматриваться в качестве фактора, активизирующего самоидентификациюкультур, основанную на сохранении их уникальности, а также стимулирую-щего процессы вбирания новаций, что становится одной из причин развитиякоммуникаций в рамках отдельных регионов.В региональной системе коммуникативных связей важное место принад-лежит локальным культурам, отражающим региональную специфику, заклю-чающуюся в этнических, культурных, экономических и политических осо-бенностях и определяющих их коммуникативный потенциал.Обращаясь теперь к феномену региональной культуры, нужно отметить,что она может быть рассмотрена как совокупность различных социокультур-ных образований. Эта особенность региональной культуры способствует ак-туализации проблемы формирования ее коммуникативного пространства, каквнутреннего, так и внешнего. Кроме того, данное обстоятельство в значи-тельной степени осложняет взаимодействие традиции и новации в рамкахрегиональной культуры.Сложность в определении статуса региональной культуры связана с не-однозначностью понятий «регион», «региональность». «Региональность»может быть определена как принадлежность к какому-либо региону. Но что вданном случае понимать под регионом? Если это большая область, группастран, территорий или областей, объединенных каким-либо общим призна-ком, то каковы они, эти признаки, а значит, и основания для выделения ре-гионов? В качестве таковых можно выделить географические, экономиче-ские, конфессиональные, исторические, политические, социокультурные,идеологические и пр. Однако можно ли установить жесткую корреляцию ме-жду ними? Другими словами, всегда ли определенному географическому ре-гиону будет соответствовать конкретный набор политических, экономиче-ских, конфессиональных, идеологических и прочих характеристик либо однаи та же общность может принадлежать к разным регионам в зависимости оттого, по каким признакам выделяются эти регионы?В выделении регионов, определении их границ часто большое значениеимеют стереотипы, разрушение и преодоление которых процесс долгий исложный. В исторической ретроспективе традиционно выделяли следующиерегионы: Запад (Европа, страны Северной Америки), Восток (Дальний Вос-ток, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия), Юг (Африка, Латинская Амери-ка) [1]. Эти обширные объединения обладали совершенно определеннымиконфессиональными, экономическими, политическими, социокультурными,идеологическими характеристиками, которыми их наделяли исследователи.Сегодня столь жесткое деление вызывает сомнения. Рамки регионов«размываются», и, по сути, региональная принадлежность сохраняет своюустойчивость в основном только в географии. Все остальные характеристики,не теряя универсальности, становятся дтрадиции и новации, что отражает сложный процесс взаимодействия этихявлений, а не простое их противопоставление. Последнее не способствуетвыявлению внутренних характеристик традиции и новации, принципов ихфункционирования в конкретных социокультурных реалиях. Жесткое проти-вопоставление позволяет лишь констатировать наличие данных феноменов,руководствуясь существующими определениями новации и традиции. В дан-ном случае на первый план выходят внешние характеристики отмеченныхявлений.Диалектика же подразумевает выявление специфики их взаимодействиячерез функцию, включенность во все сферы жизнедеятельности, что в значи-тельной степени усложняет процесс исследования. Это приводит к необхо-димости разводить понятия «традиционного» («традиционности») и «тради-ционализма». Кроме того, важно четко понимать, что для той или иной со-циокультурной общности (на локальном или региональном уровне) значитпроцесс развития, с чем он ассоциируется, через что репрезентируется, и вовсех ли областях жизнедеятельности процесс взаимодействия традиции и но-вации проявляет себя одинаково.Как правило, традиционные и современные общества принято разводить(во всяком случае, на теоретическом уровне) посредством выделения их ка-чественных характеристик. Одной из основных подобных характеристик яв-ляется традиция: отношение к ней, ее статус, роль и т.д. Но и традиционнаякультура, и современная культура - это только модели, поэтому примени-тельно к современности можно говорить о традиции в разных типах культу-ры в принципе.Сложно представить социокультурную общность, вовсе лишенную тра-диций, значит все дело в понимании данного феномена и в отношении к не-му. Поэтому становится возможным (и необходимым) говорить о традицион-ности (как об осознании наличия и ценности традиции) и о традиционализме(как абсолютной приверженности традициям, невозможности их нарушениявообще или в конкретных сферах жизнедеятельности). Отмеченное обстоя-тельство сообщает специфику взаимодействию традиции и новации. В пер-вом случае возможны компромиссы, т.е. при сохранении традиций (в данномслучае имеется в виду не столько их функциональное значение, сколько зна-ние о них) не отвергается возможность реализации нового. Во втором случаевсе новое должно пройти проверку традициями, и последнее слово остаетсяименно за ними (традициями).Все это имеет непосредственное отношение в проблеме развития: что по-нимается под этим процессом, какими могут быть его характеристики, исхо-дя из вопроса взаимодействия традиции и новации. В любом случае разви-тие - это некий процесс, подразумевающий определенное движение, имею-щий векторность, цель и т.д. В зависимости от специфики взаимодействиятрадиции и новации можно говорить о развитии либо как о процессе, в ходекоторого происходят качественные изменения, либо как о процессе, подразу-мевающем приведение всего нового к соответствию традициям. И в том и вдругом случае можно говорить об инновациях, но степень обновления,трансформаций будет разной. Таким образом, процесс развития во многомопределяется диалектикой традиции и новации в каждом конкретном случае.Довольно часто процесс развития ассоциируется с модернизацией, т.е.«осовремениванием», но всегда ли развитие и модернизация совпадают, вкаком соотношении находятся понятия «модернизация», «обновление», «но-вовведение»? Новое не всегда значит современное, может быть сознательноесопротивление новому, нововведениям, но это вовсе не означает отрицаниесовременного, нежелание соответствовать современным реалиям.Традициям чаще всего противостоит, не соответствует новое, но не со-временное. Модернизация и разрушение традиционных ценностей не могутбыть однопорядковыми процессами. Поэтому через диалектику традиции иновации происходит усвоение нового опыта, но далеко не всегда модерниза-ция. Более того, различные сферы человеческой жизнедеятельности в разнойстепени подвержены воздействию новаций и процессу модернизации. И чемболее синкретична социокультурная общность, чем менее она структуриро-вана, тем сложнее и длительнее эти (новационные, модернизационные) про-цессы.Изучение отмеченных процессов и связанных с ними проблем становитсяособенно актуальным при обращении к локальным и региональным культу-рам. Это делает возможным увидеть частный (конкретный) уровень затрону-той проблематики в контексте обращения к опыту локальных культур, и в тоже время региональный срез позволяет выйти на уровень обобщения.

Ключевые слова

традиция, новация, развитие, tradition, novation, development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зайцева Татьяна АлексеевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории культуры Института искусств и культурыkulturtsu@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Проблема взаимодействия традиции и новации в контексте изучениямногообразия культурного опыта (региональные и локальные измерения) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

Проблема взаимодействия традиции и новации в контексте изучениямногообразия культурного опыта (региональные и локальные измерения) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

Полнотекстовая версия