Музыкально-инструментальная культура селькупов: к истории изучения | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.

Музыкально-инструментальная культура селькупов: к истории изучения

Статья посвящена музыкально-инструментальной культуре северных селькупов, проживающих в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области Российской Федерации. Проведён анализ научных трудов, прямо или косвенно затрагивающих традиционную музыку селькупов начиная с XVIII в., отмечается её уникальность и слабая степень изученности.

Musical-tool culture of selkups: to history of studying.pdf Селькупы - один из небольших аборигенных этносов Сибири, прожи-вающий на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменскойобласти, в Красноярском крае и в Томской области. До XIX в. самодийскаягруппа была более представительной, она включала камасинцев, маторов,койбалов, котовцев, тайги, карагасов, которые стали со временем тюркоя-зычными [1. С. 116].По переписи 2002 г., селькупов насчитывается немногим более 4249 че-ловек (из них на территории Тюменской области проживают 1857 человек; вЯмало-Ненецком АО - 1797 человек; в Томской области - 1787 человек; вКрасноярском крае - 412 человек).Долгое время селькупов называли остяками, обобщая тем самым все на-родности, проживающие на территории Западной Сибири, и не выделяя сель-купов как этнос. В литературе в зависимости от среды проживания частовстречается и такое название, как остяко-самоеды.В начале XX в. на основе лингвистического анализа М.А. Кастрен пред-ставляет теорию западного происхождения самодийцев, к которым он при-числяет и селькупов, после чего селькупов1 стали называть самодийцами2. Сначала XIX в. в результате промышленного освоения Севера и ассимиляции срусскими происходит постепенное угасание традиций народной культурыселькупов, касающееся обрядового фольклора и музыкальной культуры.На протяжении двух веков северные народы, или инородцы, часто стано-вились предметом исследования3. Уже в XIX в. учёные-путешественники имиссионеры писали об угасании «инородческих племён». А.И. Якобий пред-лагает исследование по факту угасания инородческих племён и называет триосновных его фактора: система насилия - под предлогом религии;1 Современное название селькупы введено Г.Н. Прокофьевым в 1930-е гг. [11. C. 124].2 «Впервые термин самоядь был упомянут в начальной русской летописи 1096 г. Данный термин относили кненцам, энцам, нганасанам, селькупам, камасинцам, карагасам и саянским племенам. В 1938 г. термин «самоеды»был заменён на «самодийцы» [11. С. 122].3 «Народы, занимающие северные окраины Сибири и ведущие большей части кочевую жизнь» [28. С. 3]. система земельных захватов - что понижает культурный уровень; система торговли - когда запрос вырастает до размеров народного бед-ствия [2. С. 2].Исходя из этого, А.И. Якобий предлагает ряд мер для поднятия благосос-тояния инородцев, а именно: «…уменьшение денежных платежей и податей,организация национальных школ, способствование в развитии оленеводст-ва…» [2. С. 36].«Факт угасания инородцев - вне всякого сомнения…», - отмечалА.А. Дунин-Горкович в очерке «Тобольский север» [3. С. 133]. Одной изглавных причин, по его мнению, является недостаточное медицинское об-служивание населения и низкая рождаемость.Благодаря результатам археологических исследований Л.А. Чиндина на-зывает XV-XVII вв. «золотым временем в культуре селькупского народа [4.С. 49]. Вплоть до начала XX в. «…селькупы оставались охотниками, рыболо-вами и собирателями, следовательно, их можно с полной уверенностью на-звать представителями "традиционных культур"…» [5. С. 23].Л. Леви-Брюль для характеристики подобных этносов употреблял термин«первобытные народности». Он отметил, что немцы называют такие группылюдей «естественными народами» (Naturvolker) [6. С. 7]. В настоящее времястоит задача сберечь уникальную культуру селькупов. Необходимо раскрытьособенности селькупской музыки и сделать её известным и общедоступнымявлением.Эти и другие авторы начиная с XVIII в. отмечали своеобразие и уникаль-ность культуры северных народов и - необходимость её изучения и сохране-ния. Несмотря на это, музыкальная культура селькупов и в настоящее времяизучена недостаточно полно.Отметим основные материалы. Первые сведения о музыкальной культуреостяков, остяко-самоедов (селькупов) содержатся в трудах этнографов и пу-тешественников XVIII - XIX вв. - В.Ф. Зуева, М.А. Кастрена, И. Лепёхина,Т. Лехтисало, В.И. Шаврова и др. Особая ценность этих работ состоит в том,что они были созданы в тот период, когда коренные жители еще не испыты-вали столь сильного влияния соИсходя их названия инструмента «шангальтоп и нарысьюг» [7. C. 180],можно сделать вывод, что здесь идет речь о хантыйском или мансийском ва-рианте инструмента в виде лодки. Позже в своей работе «Тобольский север»А.А. Дунин-Горкович приводит описание данного цитрообразного инстру-мента: «Домра представляет узкий продолговатый ящик. Она делается изтонких еловых и пихтовых дощечек. Обыкновенно, длина домры бывает око-ло 6 четвертей, ширина - около 4 вершков и высота 2 . вершков. Дно домрыполукруглое нижний конец имеет закругленную форму, а верхний - раздвоен.Верхняя доска (дека) прямая. На ней в нижнем конце - круглое отверстие ве-личиною в медный пятак. От середины доски, по направленно к ея верхнемуконцу вырезаны круглые дырочки. В раздвоении верхнего конца домрывставлен стержень. Струны прикрепляются, как и у обыкновенных струнных ин-струментов, на нижнем конце доски. Для подтягивания и настройки струн слу-жит вышеупомянутый стержень, за который завертываются противоположные кон-цы струн, снабженные косточками (утиными), величиною в вершок; косточкиэти заменяют колки» [3. С. 130]. Как видно, А.А. Дунин-Горкович называетинструмент «домрой» и не приводит национального названия.Непонятным остается, почему исследователи называли данный инстру-мент «домброй» или «домрой», хотя по сути это типологически разные инст-рументы у разных народов и ничего общего с данным цитрообразным инст-рументом не имеют. Вероятно, данное название исходит как соответствиенепривычному предмету другой культуры [23. C. 6]. Однако Ф.В. Зуев, назы-вая инструмент «домброй», тут же дает и национальные названия «шангаль-топ и нарысьюг», что соответсвует хантыйскуму «наркас-юх, панан-юх» имансийскому «сангультап» [24. C. 189].О бытовании данного инструмента у селькупов в литературе и докумен-тах встречаются лишь косвенные упоминания. Скорее всего, заимствованиеинструментов - это результат этнокультурного взаимодействия соседствую-щих народов.В середине XIX в. В.И. Шавров проводит этнографическое описание всехжителей Березовского уезда. Кратко рассматриваются быт и вероисповеданиеостяков и самоедов, определяется характер остяков и самоедов.Он пишет, что «…народ сей страстен к музыке и пляске» [8. С. 4], иупоминает два национальных инструмента.Лебедь, что по остяцки «нарыстаюхъ хотонъ», инструмент с 8 струнами,настраивается «от примы до октавы в dur тон без полутонов» [8. С. 4]. Ещёинтереснее описание домры: «…сделанный наподобие гуслей, или Жидов-ских цимбалов. Струны на нем кишечные, коих счётом не более пяти, и натя-нуты на довольно высоких к обоим концам стоящих подставках, настраива-ются от примы по порядку до квинты с меньшей терцией, без полутонов» [8.С. 5].Замечание В.И. Шаврова ценно тем, что он рассматривает не только кон-струкцию и устройство инструмента, но и его строй.В начале XX в. культуру народов Севера Западной Сибири исследуютучёные и миссионеры А.И. Якобий, У.Т. Сирелиус, А.А. Дунин-Горкович,А.Ф. Добрякова, П.П. Инфантьева, М.Б. Шатилов. Так, А.И. Якобий приво-дит статистические данные по Березовскому уезду, рассматривает негативноевлияние христианства и европейской цивилизации на инородцев ТобольскогоСевера.Его внимание привлек фольклор остяков: «У остяков ещё сохранилисьнечто вроде древних мистрерий с пением старинных легенд (Тарни-ар), осо-бая форма мимического танца с масками и музыкальным сопровождением»[2. С. 23].Здесь имеется косвенное упоминание об инструментальном сопровожде-нии национальных танцев.Финский учёный У.Т. Сирелиус в своих исследованиях, посвященных хо-зяйству и материальной культуре хантов, упоминает «…губной инструмент"tomraa", под номером SU3904:12 сделанный из кости» [9. С. 277], что оченьнапоминает варган (maultrommel), который широко распространён на терри-тории Севера Западной Сибири, что не исключает возможности его бытова-ния и у селькупов.В тот же период была опубликовывана работа А.А. Дунин-Горковича«Тобольский север» (1911), где описываются хозяйство, материальная и от-части духовная культура инородцев. Автор рассматривает поэтическое твор-чество инородцев, записывает легенды, эпосы, былины, описывает праздникиинородцев, в которых происходили «соревнования» по мастерству игры наинструменте, исполнялись песни отцов и предков, а также анализирует ша-манский ритуал, где в качестве способа общения с духами использоваласьдомра. В работе кратко упоминаются другие музыкальные инструменты,описывается их строение и даются региональные названия.Примечателен тот факт, что он называет инструмент «домрой»:«Былины поются под аккомпанемент местных музыкальных ннструмен-тов - "лебедя" и "домры". Сохранившиеся на р. Конд мелодии былин имеютне более пяти тонов, что соответствует 5 струнам этого последнего инстру-мента» [3. Прил. 4. С. 20].Позже к этой теме обращаются исследователи ХХ в. Финский лингвист-этнограф Кай Доннер, побывавший в 1912 г. в Западной Сибири, осуществилпервые аудиозаписи шаманских песен селькупов. Записи К. Доннера, сделан-ные на фонографе, в настоящее время хранятся в этнографическом музее (му-зее культур) в Финляндии [11. С. 2].В своих трудах он приводит данные о схожести инструментов народовханты и манси с инструментами селькупов с реки Тым. Один из таких инст-рументов, типа нарс-юх (самоеды - поющее дерево), хранится в коллекциинационального музея в Хельсинки и представлен как селькупский инстру-мент [12. С. 499], который также изображен на рисунках А.О. Вяйсянена [13.С. 31]. К. Доннер приводит описание эпоса об Ите (Ича, Яте, Ильча) - героеселькупского фольклора, побеждающего злых духов при помощи струнногомузыкального инструмента, который также «…околдовывает своей игройвсех животных, птиц и рыб» (цит. по: 11. С. 74).Серьезный вклад в изучение духовной культуры сделан исследователямиИ.С. Шемановским, Г.Н. Прокофьевым, Е.Д. Прокофьевой (Борокова),Г.И. Пелих.Отец Иринарх, в миру И.С. Шемановский, за время своего пребывания наТобольском Севере собрал уникальные экспонаты, которые хранятся в му-зейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского в Салехарде. По ини-циативе о. Иринарха в 1904 г. была создана библиотека при Обдорском мис-сионерском братстве. Уже в 1910 г. в фонде библиотеки насчитывалось5000 томов. К сожалению, не весь этот фонд дошел до нашего времени, нодаже и то, что сохранилось, представляет собой большую ценность [15. С. 20;16. С. 11].Свои наблюдения И.С. Шемановский тщательно записывал в дневники,которые впоследствии были изданы.В середине XX в. увидело свет фундаментальное исследование Г.И. Пе-лих «Происхождение селькупов», основанное на данных этнографическихэкспедиций в 1952 г. с использованием архивных, музейных и археологиче-ских материалов. Автор поставил перед собой задачу тщательного исследо-вания как духовной, так и материальной стороны жизни селькупов. Затраги-вается музыкальная культура селькупов, отмечается существование струнныхи духовых инструментов. Г.И. Пелих упоминает о «щипковой разновидностикага - кагабылькок» [17. С. 57]1.Опираясь на рисунки, сделанные самими селькупами и опубликованныеГ.И. Пелих, мы видим, что кагабылькок имеет квадратный корпус с тремяили двумя струнами. Подобный инструмент, изготовленный мастеромМ.В. Огненко, найден в поселке Парабель Томской области, которыйиспользуется в селькупском ансамбле «Варг Кара». Руководитель ансамбля,Фрейнд Виктория Викторовна, называет данный инструмент «какгабылько».Инструмент, найденный в поселке Парабель, имеет квадратный(прямоугольный) корпус с круглым резонаторным отверстием. Длинакорпуса составляет около 45 см., ширина 30 см. Гриф с 20 порожками длиной40 см. Строй инструмента "d" "a" "e"2.Наиболее полные и достоверные сведения о селькупской культуре мы на-ходим в работах Г.Н. Прокофьева и Е.Д. Прокофьевой, в 20-30-е гг. XX в.плодотворно работавших в селькупской среде, в 1925-1928 гг. - среди север-ных селькупов, где супруги Прокофьевы работали учителями школы в селеЯнов Стан, центре Тазовского туземного р-на; в 1933-1934 гг. - среди на-рымских селькупов, проживавших на средней Оби; в 1962 г. - вновь у тазов-ских селькупов [18. С. 84]. Доверительность отношений, установившихся уисследователя с селькупскими шаманами, подтверждается фактом даренияГ.Н. Прокофьеву «…личного бубна, специально для него изготовленного»[19. С. 3]. Сведения о полевой работе супругов Прокофьевых содержатся встатье Л.В. Хомич. Чрезвычайно интересно упоминание Е.Д. Прокофьевой отом, что «…в селькупском фольклоре фигурирует особая деревянная дудкапуты в качестве шаманского музыкального инструмента» [20. С. 54].В 1980-х гг. сбор фольклора северных селькупов осуществляет В.В. Ру-дольф, благодаря собирательской работе которого сохранились старинные1 В словаре шаманского языка находим три значения слова «кага»: покойник, могила и бандура.В разговорном же языке эти же слова называются иначе: покойник - латар; могила - кумба; банду-ра - кумбырыса. «Последнее название очень схоже с селькупским кумбырса, что сопоставимо с хан-тыйским кай кумца, вместе с последним оно пополняет обширный межэтнический пласт лексикимузыкальной культуры, восходящей к общедревнетюркскому qobuz» [29. С. 451],2 По материалам экспедиции в п. Парабель Томской области с 16.06.2011 по 19.06.2011.песни в исполнении К.С. Чекурмина, опубликованные впоследствии в сбор-нике Ю. Юнкерова «Старинные и современные селькупские песни» [21. С. 3].Большой вклад в изучение фольклора и верований селькупов внесли лин-гвисты А.И. Кузнецова, Е.А. Хелимский, О.А. Казакевич, С.В. Глушков,В.Н. Быконя, во время экспедиций фиксировавшие лексику и фольклорныетексты, в том числе шаманские.Музыковедческий вклад в изучение темы селькупского шаманского фольк-лора внесли российские исследователи A.M. Айзенштадт, И.А. Богданов,Т.Ю. Дорожкова, Ю.И. Шейкин, финские ученые А. Вяйзянен и Я. Ниеми.Среди отечественных исследователей первые описания музыки селькуповсделал A.M. Айзенштадт в коротком, но содержательном сравнении песенно-го стиля енисейских селькупов и кетов, живущих в поселках Фарково и Ве-рещагино [22. С. 5]. Полевые записи музыкального фольклора селькупов икетов сделаны в 1987 г. в Туруханской музыкально-этнографической экспе-диции Ю. Шейкина, А. Айзенштадта, а также музыковедом И. Богдановым вТуруханске в 1988 г.В середине XX в. Г.И. Благодатов публикует статью, подготовленную в ре-зультате изучения собрании МАЭ, ГМЭ, Государственного научно-исследовательского института театра и музыки и привлечения литературныхданных. В работе автор старался популяризировать сведения о звуковомстрое этнических музыкальных орудий и их акустике. Он дает сравнитель-ный анализ инструментов хантов и манси нарс-юх с селькупским инструмен-том пыныр [23. С. 5]. Исследователь называет духовой инструмент пузи, но, ксожалению, не описывает устройство инструмента [24. С. 191]. ПозжеЕ.А. Алексеенко на основе работы Г.И. Благодатова опубликовал статью «Му-зыкальные инструменты народов севера Западной Сибири», дополняя её важ-ными и интересными сведениями.Если в работе Г.И. Благодатова описываются три инструмента селькупов, тоу Е.А. Алексеенко находим интересные сведения о бытовании у селькуповсмычкового инструмента «кага» [23. С. 16]. Опираясь на работу Г.И. Пелих,автор приводит рисунки, сделанные в ходе экспедиций самими селькупами.Также возможно, что этот инструмент использовался при камлании шамана:«Шаман сначала перебирал пальцами струны, потом бил по ней колотушкой»[23. С. 17]. Таким образом, делается описание щипкового и ударного способаизвлечения звука.Фольклорист из Томского университета Н.А. Тучкова основное вниманиеуделяет собиранию повествовательного фольклора и исследованию селькуп-ского эпоса. Её книга «Мифология селькупов» на сегодня является основнойпубликацией по этнической культуре селькупов. Но, несмотря на свои неос-поримые достоинства, работа не включает музыковедческий аспект исследо-вания. Автор приводит эпос о мифологическом герое Итте, о котором гово-рилось выше, но дополняет эпос иллюстрацией художника М.И. Плотникова«пение Итте», где легендарный герой изображен со струнным инструментом[25. С. 132; 26. С. 93], больше похожим на скрипку (кага), описанным и рекон-струированным в работе Г.И. Пелих.Одним из самых последних исследований музыкальной культуры сельку-пов на сегодня является диссертация О.Э. Добжанской, в которой автор про-водит сравнительный анализ по изучению шаманской музыки самодийцев иобрядовой музыкальной культуры соседних сибирских народов (якутов, дол-ган, эвенков, эвенов и других территориально близких сибирских этносов).Здесь исследуется музыкальный стиль самодийского шаманства, что является«…значимым вкладом в решение проблемы описания и идентификации эт-номузыкального контекста циркумполярной зоны, остро стоящей в настоя-щее время» [27. С. 14]. Высказываются новые научные идеи, связанные свозможностью реконструкции на основе музыкального языка самодийскогошаманского обряда, древнейших форм музыкального выражения в культурепрасамодийцев, прауральцев и палеоевропейцев.Таким образом, основная часть изданий по селькупской музыкальнойкультуре носит характер этнографических исследований. При рассмотрениимузыкальных традиций внимание уделяется в основном песенным жанрам. Висследованиях, касающихся инструментов, дается краткая характеристика ихстроения и приемов игры, отсутствует анализ структурных особенностейнаигрышей, недостаточно полно освещены такие жанровые группы, как зву-коподражание, обрядово-коммуникативные наигрыши-сигналы, плачи.В связи с этим возникает необходимость целостного исследования инст-рументального фольклора селькупов для выявления его специфики, что явля-ется задачей следующих публикаций автора статьи.

Ключевые слова

musical instruments, Selkup music, Selkup, музыкальные инструменты, музыка селькупов, селькупы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Губайдуллин Фиргат ФирзатовичМОУ ДОД Детская школа искусств с. Толька, Красноселькупский р-н Ямало-Ненецкого автономного округапреподавательkorablik-78@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Добрякова А.Ф. Природа и Люди России: Остяки. М.: С. Курнинъ и Ко, 1901. 32 с.
Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 676 с.
Добжанская О.Э. Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обряда: автореф. дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02. М., 2008. 43 с.
Тучкова Н.А. К истории изучения южноселькупского фольклора // Культурное наследие народов Западной Сибири: Самодийцы (IV Сибирский симпозиум). Тобольск, 2001. С. 301-305.
Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири // МАЭ. 1958. Т. 18. С. 187- 207.
Тучкова Н.А. Мифология селькупов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 380 с.
Алексеенко Е.А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири // Материальная и духовная культура народов Сибири: сб. ст. / редкол.: Л.П. Потавов, А.М. Решетов, Т.В. Станкевич. Л., 1988. Т. 42. С. 5-23.
Юнкеров Ю. Старинные и современные селькупские песни. Салехард: ЗАО «СПЭЙБ», 1999. 64 с.
Алексеенко Е.А. Этнокультурные связи туруханских кетов и селькупов // Материалы VI международного конгресса. М., 1989. С. 196-198.
Прокофьева Е.Д. Материалы по шаманству селькупов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. С. 42-68.
Огрызко В. Североведы России // Мир севера. 2005. № 4. С. 81-96.
Хомич Л.В. Е.Д. Прокофьева - исследователь традиционной культуры селькупов // Тазовские селькупы: очерки традиционной культуры. СПб., 2002. С. 3-17.
Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972. 424 с.
Липатова Л. Отец Иринарх и его литературное наследие // Ямальский меридиан. 2005. № 1. С. 20-23.
Липатова Л. Отец Иринарх и его литературное наследие // Ямальский меридиан. 2005. № 2. С. 11-13.
Тучкова Н.А. «Эпос об Итте» у южных селькупов // Mikola-konferencia 2004. SzTE Department of Finnougristics, Szeged, Hungary. 2005. Р. 93-108.
Соколова З.П Фольклор как исторический источник // Ханты и манси: взгляд из XXI века. М.: Наука, 2009. С. 488-503.
Vaisanen А.O. Samojedische melodien. Helsinki, 1965. 80 p.
Доннер К. У самоедов в Сибири / пер. с нем. А.В. Байдак. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 176 с.
Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам / пер. с нем. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 344 с.
Шатилов М.Б. Драматическое искусство ваховских остяков // Из истории шаманства. Томск, 1976. С. 347.
Шавров В.И. Краткие записки о жителях березовского уезда. М.: Катков и Ко, 1879. 21 с.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1980. 337 с.
Зуев В.Ф. Путешествие по обдорскому северу, соч. в 1715 г. / ред. С.Г. Пархимович. Тюмень, 1999. 240 с.
Головнёв А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Урал. отд- ние РАН, 1995. 606 с.
Чиндина Л.А. Северная книга // У истоков истории селькупов. Томск, 1993. С. 47-50.
Якобий А.И. Угасание инородческих племен Тобольского севера. СПб., 1900. 38 с.
Дунин-Горкович А.А. Тобольский север: Этнографический очерк местных инородцев. Тобольск, 1911. Т. 3. 140 с., 51 с., прил.
Кастрен М.А. Путешествия Алксендра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири // Магазин землеведения и путешествий. М., 1860. Т. 6, ч. 2. 495 с.
 Музыкально-инструментальная культура селькупов: к истории изучения | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.

Музыкально-инструментальная культура селькупов: к истории изучения | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.