Православные библиотеки в культурном и образовательном пространстве Томска (вторая половина XIX - начало XXI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.

Православные библиотеки в культурном и образовательном пространстве Томска (вторая половина XIX - начало XXI в.)

Данная статья посвящена изучению истории и современного состояния православных библиотек Томска (вторая половина XIX - начало XXI в.). Рассматриваются процессы создания библиотек, комплектования их фондов, участия библиотек в образовании и духовном просвещении жителей города. Особое внимание уделено наиболее крупным библиотекам - библиотекам Томской духовной семинарии и Томского епархиального женского училища, библиотеке Богородице-Алексиевского мужского монастыря.

The orthodox libraries in cultural and educational Tomsk life (the second halfXIX - the beginning of XXI centuries).pdf История российской культуры и книжности не может быть изучена ипредставлена во всей полноте без выявления и учета роли православных биб-лиотек.В середине XIX столетия во многих епархиях Русской православнойцеркви появляются православные библиотеки: благочиннические, епархиаль-ные, библиотеки духовных учебных заведений, православных братств и бла-готворительных сообществ, церковно-полковые библиотеки.Очень часто фонды епархиальных библиотек по количеству книг не усту-пали фондам публичных библиотек того времени. Многие из них в своей дея-тельности руководствовались научными целями - собирание письменных ивещественных памятников, относящихся к истории епархии. Большинствоправославных библиотек имели читальни, в которых проводились внебого-служебные собеседования и публичные чтения для самых разнообразных ау-диторий - крестьян, мастеровых, рабочих, школьников. Не стала исключени-ем в этом отношении и обширнейшая по территории Томская епархия.Основными источниками, содержащими информацию о православныхбиблиотеках Томска, являются фонды Государственного архива Томской об-ласти (фонды Томской духовной консистории и Богородице-Алексиевскогомонастыря), а также газета «Томские епархиальные ведомости» (ТЕВ), изда-вавшаяся с 1880 по 1917 г. В настоящее время историей дореволюционныхбиблиотек Томской епархии занимаются такие исследователи, как Н.В. Во-робьева, В.А. Есипова, О.Г. Никиенко, Н.В. Елизарова, О.Н. Устьянцева и др.История православных библиотек конца ХХ - начала XXI в. еще ждет своихисследователей.С 1860-х гг. в Томской епархии начался целенаправленный и динамич-ный процесс открытия православных библиотек, что должно было «доста-вить священнослужителям возможность расширить богословские познания,следить за духовною литературой и поучать своих прихожан» [1. Л. 1].Инициатива открытия библиотек могла исходить как от духовного прав-ления, так и от приходского духовенства и частных лиц. В последнем случаепредписывалось проверять ходатайства тех, кто просил открыть библиотеку,на «благонадежность»: не являлся ли инициатор открытия библиотеки рас-кольником или сектантом. С не меньшей тщательностью предписывалосьследить, чтобы открытые светскими лицами библиотеки «не сделались орга-нами пропаганды среди простого народа антирелигиозных или противогосу-дарственных учений со стороны неблагонамеренных людей» [2. Л. 62].Наиболее крупными библиотеками города являлись: библиотека Томскойдуховной семинарии, библиотеки Богородице-Алексиевского мужского мо-настыря, Иоанно-Предтеченского женского монастыря, епархиальная биб-лиотека при архиерейском доме. Помимо этого, действовали библиотеки прицерковно-приходских школах (в среднем их фонд составлял 200 экземпляров)[3. С. 15]; бесплатные народные читальни, библиотеки духовных братств,открываемые при монастырях, церквях, благотворительных учреждениях.Чрезвычайно заботился об открытии новых епархиальных библиотек идостойном содержании имеющихся преосвященный Макарий (Невский) (вмиру Михаил Андреевич Парвицкий, 1835-1926), архиепископ Томский иАлтайский.Владыка предписывал духовенству и прихожанам читать больше духов-ных журналов и книг религиозно-нравственного содержания, участвовать врелигиозных чтениях и духовных беседах. При этом в случае, если при церк-вях не окажется необходимого количества книг и журналов, владыка при-глашал всех желающих посещать бесплатную библиотеку, открытую 2lим приархиерейском домеПервая книга, поступившая в фундаментальную библиотеку, - Библия нарусском языке, пожертвованная на торжественном акте в день открытия учи-лища. Книги для училища выписывали через хозяйственное управление приСвященном Синоде и столичные книжные магазины.Книги в библиотеки приобретались на специально выделенные епархиейденьги, пожертвования благотворителей, прихожан. Например, на покупкукниг для Томской духовной семинарии выделялось примерно 400 рублей вгод [7. Л. 3] (для сравнения: стоимость годовой подписки на духовные жур-налы, такие как «Христианское чтение» или «Православное обозрение», со-ставляла 6-7 рублей). Но часто духовенству приходилось приобретать книгина свои собственные средства. Особенно это касалось научной литературы -богословских и церковно-исторических исследований. Собирались средства ина приобретение учебной литературы: для пополнения фонда ученическойсеминарской библиотеки ее воспитанники, выпускники и преподаватели еже-годно собирали пожертвования [8].Библиотека Томской духовной семинарии состояла из четырех отделе-ний: фундаментальной, ученической, «безмездной» и «продажной» библио-тек [9. C. 567]. Значительную часть фундаментальной библиотеки составилидарственные коллекции томских епископов - основателя семинарии Парфе-ния (в миру Петр Тихонович Попов, 1811-1873) и Платона (в миру ПавелИванович Троепольский, 1819-1876). Личные коллекции епископов содержа-ли уникальные издания XVII-XVIII вв. Из числа книжных редкостей, пода-ренных епископом Парфением, следует отметить напрестольное евангелиемосковского Печатного двора; первые печатные переводы на русский язык«Исповеди» блаженного Августина; «собственноручное писание св. Димит-рия, митрополита Ростовского» [9. C. 567].Еще одним жертвователем был известный томский предпринимательПетр Иванович Макушин, подаривший семинарской библиотеке 28 томовценного издания - «Патрологии» аббата Миня на латинском языке, опубли-кованного в 1841-1845 гг. в Париже [10. C. 369].Ученическая библиотека содержала учебники по преподаваемым в семи-нарии дисциплинам: богословию, церковной и гражданской истории, геогра-фии, языкознанию, философии, истории литературы и др.«Безмездная» библиотека состояла из переданной населением города ли-тературы (большей частью художественной или публицистической), а в«продажной» библиотеке можно было купить учебники по цене, установлен-ной хозяйственным управлением при Священном Синоде, или взять в поль-зование на год, внеся 20 % от их стоимости [11. C. 9]. Студенты приобреталиучебники по богословию, истории, философии, психологии, физике, логике,математике, тригонометрии, географии; учебники и словари по латыни, гре-ческому, немецкому, французскому языкам.В соответствии с определением Cвященного Синода «О мерах к усиле-нию наблюдения за целостию библиотек в духовных семинариях» от 1887 г.книги из фундаментальной библиотеки выдавались воспитанникам «с ведомаи одобрения наставников, к предметам которых они относятся» [12. C. 1-2],при этом письменное одобрение преподавателей обязательно передавалосьбиблиотекарю семинарии. Таким образом, в общении читателя с книгой меж-ду ними неизбежно стояли фигуры, во-первых, преподавателя, а во-вторых,библиотекаря.Правление семинарии неоднократно подчеркивало недостаточность фон-дов своей библиотеки: средств выделялось немного, при этом значительнуюсумму приходилось тратить на пересылку книг из Санкт-Петербурга и Моск-вы, а жертвовалось «нередко то, что для семинарии не годилось» [9. С. 578].К примеру, томским губернатором А.Д. Озерским «пожертвована была кол-лекция книг, из которых значительная часть относится к фортификации, гео-дезии, металлургии, химии, политической экономии, статистике. Коллеж-ским советником Абрамовым пожертвованы книги по военному и морскомуделу. Какую пользу могли извлечь из всех этих книг семинарские наставникидля дела преподавания?» [9. С. 578].Несмотря на все проблемы, семинарская библиотека имела в своем рас-поряжении богатый фонд, что подтверждает изданный в 1915 г. «Системати-ческий каталог книг фундаментальной библиотеки Томской духовной семи-нарии», содержащий описания 15 тысяч книг.В Томской духовной консистории собирались отчеты, включающие в се-бя реестры имеющихся в библиотеках книг и журналов.В реестре книг библиотеки Богородице-Алексиевского монастыря описы-ваются экземпляры уникальных и бережно хранимых в монастыре Еванге-лий, изданных в XVIII - начале XIX в.: «Святое Евангелие, обложка с сереб-ром и золотом чеканной работы с изображениями с верхней стороны Воскре-сения Христова, по сторонам - евангелистов, печатано в Москве; СвятоеЕвангелие в малиновом бархате, образ Спаса, Евангелисты, александрийскаябумага, чеканная работа; Святое Евангелие в малиновом старом плисе, верх-няя доска медная чеканной работы…» [1. Л. 148-149].Значительную часть фондов составляли духовно-нравственные сочине-ния, поучительные слова, жития святых, послания к пастве преподобногоМаксима Грека, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римский-Корсаков), митрополита Московского Филарета (Дроздов). Как следуетДимитрия (Туптало), «Увещание к раскольникам» митрополита МосковскогоПлатона (Левшин). Значительную часть собраний составляли актуальные на-учные сочинения о староверии XIX столетия: «История русского раскола, из-вестного под именем старообрядства» митрополита Московского Макария (Бул-гаков), «Книга об антихристе против раскольников» И.Ф. Нильского, «Критиче-ский разбор учения неприемлющих священства староверов о церкви и таинст-вах» Н.И. Ивановского, сочинения А.П. Щапова и Н.И. Субботина.Очевидно, что книги подбирались лицами, глубоко разбиравшимися вданной проблеме. Книги о староверии, находившиеся в фондах дореволюци-онных томских библиотек, охватывали самые различные стороны этого уни-кального и сложного явления. Часть книг распространялась по прямому ука-занию Синода. К примеру, в 1884 г. от хозяйственного управления при Свя-щенном Синоде на имя Томского епископа Владимира были посланы отпеча-танные в Синодальной типографии книги о старообрядчестве с просьбой «ос-тавить распоряжение о рассылке сих книг священникам епархии, приходыкоторых наиболее заражены расколом, а также существующим в епархиицерковным братствам» [13. Л. 1].В состав библиотечных фондов входили книги по медицине («О привив-ках коровьей оспы», «Краткие наставления о лечении болезней», «О леченииболезней простыми средствами», «Взгляд на гомеопатическое лечение»);сельскому хозяйству и экономике («Мысли о способах к обеспечению народ-ного продовольствия на случай неурожая», «Описание различных мер и ве-сов»); русская классическая художественная литература.«Канонический отдел» включал как собрание действующего законода-тельства - Свод законов Российской империи, Устав гражданского судопро-изводства, так и различные значимые для духовенства предписания, правила,инструкции (к примеру, Свод всех необходимых узаконений о духовных за-вещаниях, Временные правила о пенсиях и единовременных пособиях свя-щеннослужителям епархиального ведомства и семействам их, Инструкциицерковным старостам, Устав духовных консисторий).Православные библиотеки активно пополняли свои фонды периодиче-скими изданиями. Духовные журналы, содержащие как публицистические ихудожественные сочинения, так и серьезные научные исследования, стализаметным явлением в деле религиозного просвещения в России. Должностиредакторов православных журналов в то время занимали известные церков-ные деятели. Если журнал издавался при духовной академии, то этот постзанимал ее ректор, что не могло не отразиться на высоком научном уровнеизданий. Церковная периодика пользовалась большой популярностью средичитающей публики. Из разных городов от редакций духовных журналов пи-сались письма на имя архиерея с просьбами «оказать милостивое архипас-тырское содействие» к распространению на территории епархии журналов(например, «Православный собеседник», «Руководство для архипастырей»,«Руководство для сельских пастырей») [14. Л. 1-3].Православными библиотеками Томска выписывались такие журналы, как«Христианское чтение», «Православное обозрение», «Душеполезное чтение»,«Странник», «Воскресное чтение», «Братское слово» и др. Помимо научныхбогословских и церковно-исторических журналов, библиотеки приобреталилитературно-художественные, педагогические и публицистические журналыдля чтения: «Нива», «Детское чтение», «Родник», «Семья и школа», «Вокругсвета». Епархиальное женское училище выписывало для своих воспитанницжурналы по рукоделию и ведению домашнего хозяйства: «Вестник моды»,«Новый русский базар», «Семейные вечера».Даже в народных читальнях, не говоря уже о более крупных библиотеках,на постоянной основе работали библиотекари из мирян или духовенства; соз-давались алфавитные и систематические каталоги, велся учет поступающей ивыдаваемой читателям литературы, что, безусловно, способствовало обеспе-чению сохранности фондов. Нельзя не обратить внимания на грамотный идобросовестный подбор литературы: библиотеки даже небольших сел частосодержали в своем фонде по-настоящему значимую и нужную литературу.Судьба церковных библиотек после революции 1917 г. была печальна:значительная часть фондов оказалась утерянной навсегда. Уцелела лишь ма-лая их часть. К примеру, в Научной библиотеке Томского государственногоуниверситета и Томской областной научной библиотеке им. А.С. Пушкинасохранилась часть книг, переданных после национализации семинарскойбиблиотеки в 1920-х гг.Возрождение в 1990-е гг. церковной жизни вдохнуло новые силы и в пра-вославные библиотеки.Сейчас почти при каждом храме Томска есть небольшие библиотеки, со-держащие книги, пользующиеся наибольшим спросом: Священное Писание иего толкования, учения Отцов Церкви, литература о церковных таинствах иподготовке к ним, а также духовные журналы и брошюры. Основные источ-ники комплектования фондов томских православных библиотек - это по-жертвования прихожан и литература, приобретаемая на выделяемые епархи-альным управлением средства.Для того чтобы записаться в библиотеку, достаточно иметь паспорт иконтактный телефон. Помимо печатных изданий, библиотеки имеют вполнесолидные аудиотеки и видеотеки; организован прокат CD и DVD дисков сматериалами о паломничествах и православных подвижниках, религиознойфилософии, духовной поэзии, церковном искусстве; с записями духовныхпеснопений и колокольных звонов; с лекциями и радиопередачами современ-ных богословов и церковных историков; детскими развивающими передача-ми «Доброе слово» и «Шишкин лес». К примеру, на сайте храма во имя пре-подобного Сергия Радонежского представлены каталоги имеющихся в биб-лиотеке книг (87 наименований), CD и DVD и дисков (69 наименований), ви-деокассет (30 наименований). Аудиотека храма насчитывает около 300 ау-диодисков [15].В настоящее время наиболее крупные православные библиотеки Томска -библиотека при Богородице-Алексиевском мужском монастыре, библиотекаТомской духовной семинарии и библиотека при соборе во имя святых апо-столов Петра и Павла.В монастырскую библиотеку записано примерно 600 человек, фонд на-считывает 5000 экземпляров (столько же экземпляров в фонде библиотекиПетропавловского собора), при этом в год на руки выдается 2500 изданий.Библиотеки оборудованы читальными залами, действует выдача книг на або-немент, часть фонда находится в открытом доступе; в библиотеках имеютсяалфавитные и тематические карточные каталоги.Фонд библиотек формируется на основе современных изданий и переиз-даний православной литературы по богословию, церковной истории, аскети-ке, литургике, византологии, сектоведению, истории российских монастырей,православной педагогике, краеведению. В библиотеках нашли свое местохудожественная и детская литература, православная периодика: газеты «Том-ские епархиальные ведомости» (в 1990 г. издание возобновилось) и «Церков-ный вестник»; журналы «Православные монастыри», «Фома», «Журнал Мос-ковской патриархии», «Русский дом», «Альфа и омега», «Наследник». В биб-лиотеке Богородице-Алексиевского монастыря собраны и регулярно обнов-ляются интересные и содержательные тематические подборки книг, брошюр,журнальных и газетных статей «Сибирские монастыри» и «Малороссийскиемонастыри». Значительное количество литературы посвящено истории, куль-турной и духовной жизни Томска и Томской области: томским храмам, уни-кальной деревянной архитектуре, старцу Федору Томскому.Библиотека Богородице-Алексиевского монастыря не имеет постоянногоштата, обслуживание читателей ведется на добровольных началах: в настоя-щее время обязанности библиотекаря выполняет отец Амвросий (Кузнецов).В фонде библиотеки имеется богатая коллекция научной литературы по цер-ковной истории дореволюционных и современных исследователей: В.В. Бо-лотова, Е.Е. Голубинского, П.В. Знаменского, А.В. Карташева, А.П. Лебеде-ва, О.Ю. Васильевой, А.Л. Дворкина. Не менее ценна коллекция книг по рус-ской религиозной философии, представленная трудами Н.А. Бердяева,И.А. Ильина, В.С. Соловьева, С.Л. Франка, П. Флоренского, Г. Флоровскогои других мыслителей.Монастырская библиотека активно занимается выставочной, просвети-тельской и воспитательной деятельностью, устраивает утренники для учени-ков детских воскресных школ.Часть книг, попавших в Научную библиотеку Томского государственногоуниверситета, вернулась назад в возрожденную в 1992 г. Томскую духовнуюсеминарию. Редкие издания XVI-XIX вв. выставлены в открытом в 2008 г.церковно-историческом музее семинарии. Среди особо ценных раритетов -изданная первопечатником Иваном Федоровым в 1580 г. Острожская Библияс гравюрами издателя; «Апостол», изданный его учеником Андроником Ти-мофеевичем Невежей (одна из первых на Руси печатных книг с указаннымтиражом) и «Пролог» - оставленная в дар Новодевичьему Богородице-Смоленскому монастырю келейная книга сестры Петра I царевны СофьиАлексеевны с ее автографом.Фонд семинарской библиотеки включает современную учебную литера-туру по преподаваемым в семинарии дисциплинам, научную литературу, ди-пломные работы выпускников. Основные направления комплектования фон-да: богословские науки, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, биб-лейская история, история России, история Русской православной церкви,творения Святых Отцов, история религий, библейская археология, сектове-дение, патрология, гомилетика, катехизис и др.Таким образом, православные библиотеки всегда являлись центрами об-разования и самообразования для горожан, где можно было получить ответыне только по вопросам веры, но и по истории, праву, медицине, естественнымнаукам, иностранным языкам, сельскому хозяйству, домоводству. Библиоте-ки всегда эффективно выполняли свои функции, способствовали воспита-нию, развитию и просвещению населения в духе православных традиций. Внастоящее время перед православными библиотеками стоит и еще одна не-маловажная задача - научить читателя ориентироваться в возросшем потокерелигиозной литературы.Очень важно оценить вклад библиотек в культурное развитие города,изучить и, по возможности, перенять их положительный опыт, обращаться кнему, создавая новые православные библиотеки.

Ключевые слова

православные библиотеки, Томск, orthodox libraries, Tomsk

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Дело о заведении при церквах библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 4. Д. 19.
Дело об открытии народных чтений и библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3171.
Отчет томского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ епархии за 1893/1894 гг. // ТЕВ. 1895. № 6. 15 марта. С. 13-22.
Архипастырская беседа преосвященного Макария с градо-томским духовенством // ТЕВ. 1892. № 2. 15 января. С. 11-18.
Дело по предложению Его преосвященства по заведению новооткрытыми женскими общинами библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3113.
Отчет о состоянии Томского епархиального женского трехклассного училища по учебной и нравственно-воспитательной частям за 1884/1885 учебный год // ТЕВ. 1885. № 22. 15 нояб. С. 11-20.
Дело о библиотеках и читальнях // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3106.
От правления Томской духовной семинарии // ТЕВ. 1883. № 5. 1 марта. С. 115-116; 1884. № 10. 15 мая. С. 10-11; 1884. № 18. 15 сент. С. 7-8.
Плотников В. Акт по случаю двадцатипятилетия Томской духовной семинарии 21 сентября 1883 г. // ТЕВ. 1883. № 19. 1 окт. С. 560-584.
Никиенко О.Г. Из истории библиотеки Томской духовной семинарии // Духовное образование в Сибири: история и современность: Материалы конференции. Томск, 2010. С. 366-372.
Краткий отчет о состоянии Томской духовной семинарии в 1883/1884 учебном году // ТЕВ. 1884. № 13. 1 июля. С. 6-11.
Определение Святейшего правительствующего Синода от 24 февраля - 14 марта 1887 года за № 229 о мерах к усилению наблюдения за целостию библиотек в духовных семинариях // ТЕВ. 1887. № 10. 15 мая. С. 1-5.
Дело о рассылке пятнадцати экземпляров противораскольнических сочинений // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 2752.
Выписки из журнала заседаний консистории о приобретении книг для церковных библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 1491.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Томск) : официальный сайт. URL: http://radonezh.tomsk.ru/p41.htm/ (дата обращения: 26.06.2011).
 Православные библиотеки в культурном и образовательном пространстве Томска (вторая половина XIX - начало XXI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.

Православные библиотеки в культурном и образовательном пространстве Томска (вторая половина XIX - начало XXI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.